ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-10333/2021 от 11.03.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

11 марта 2022 года                                                                    № Ф03-7390/2021

Полный текст постановления изготовлен марта 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе

судьи Камалиевой Г.А.

рассмотрев (в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон) кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение от 03.09.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021

по делу № А51-10333/2021 Арбитражного суда Приморского края

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

к обществу с ограниченной ответственностью «Пограничная транспортно-экспедиционная компания»

о взыскании долга в размере 5 014,11 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 107174, г. Москва, муниципальный округ Басманный вн.тер.г., ул. Новая Басманная, д. 2/1,                   стр. 1; далее – ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Пограничная Транспортно-Экспедиционная Компания»                                     (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692582, Приморский край, Пограничный район, пгт. Пограничный, ул. Вокзальная, д. 16, оф. 23; далее – ООО «Пограничная ТЭК») о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 5 014,11 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 59,62 руб. за период с 07.05.2021 по 27.07.2021, процентов за пользование чужими денежными средствами с 28.07.2021 до момента фактического исполнения требований (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, изложенных                      в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации                          от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                              об упрощенном производстве», дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного судопроизводства.

Решением от 03.09.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.

Законность вынесенных по делу решения и постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ОАО «РЖД», в обоснование которой заявитель со ссылкой на статью 39 Федерального закона от 10.01.2003                      № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ), пункт 5.10 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 № 245 (далее – Правила № 245) отмечает, что плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов начисляется в течение всего времени нахождения вагонов под таможенными операциями по истечению 1 суток, установленных для осуществления таможенного законодательства, которые исключены перевозчиком из расчета исковых требований. Настаивает, что с даты уведомления о прибытии груза по дату выпуска товара, вагоны находились на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Полагает, что, то обстоятельство, что грузополучателем на данной стадии не допущено нарушений таможенного законодательства и условий договора, которым не предусмотрен срок принятия грузополучателем мер по таможенному декларированию, не освобождает последнего от обязанности по уплате платы за нахождение вагонов на инфраструктуре перевозчика в порядке статьи 39 УЖТ РФ. Также в обоснование своей позиции приводит судебно-арбитражную практику. В этой связи податель кассационной жалобы просит обжалуемые по делу решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «Пограничная ТЭК» просит отказать в ее удовлетворении.

В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело рассмотрено судом кассационной инстанции единоличным составом без вызова сторон.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на станции Гродеково Дальневосточной железной дороги простаивали вагоны, пришедшие в адрес ООО «Пограничная ТЭК».

По факту простоя вагонов на путях общего пользования в ожидании таможенного оформления документов, ОАО «РЖД» составлены акты общей формы №№ 50/1553, 50/1548, 50/1723, 50/1716, 50/1715, 50/1767, 50/1768

Руководствуясь статьей 39 УЖТ РФ, ОАО «РЖД» начислило                         ООО «Пограничная ТЭК» плату за пользование вагонами (код 116) и плату за нахождение вагонов на путях общего пользования (код 831) на общую сумму 132 917,38 руб.

Соблюдая обязательный претензионный порядок, истец направил в адрес ответчика претензию от 27.04.2021 № 5623/ДТЦФТО о необходимости внесения начисленной платы.

Уклонение ответчика от удовлетворения претензии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

В соответствии со статьей 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату; заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (статья 785 ГК РФ).

Отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования регулируются УЖТ РФ, который устанавливает права, обязанности и ответственность сторон данных отношений.

На основании статьи 39 УЖТ РФ за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Следовательно, грузополучатели обязаны вносить плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику за время их нахождения у грузополучателей по причинам, зависящим от таких грузополучателей.

Согласно части 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: - ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; - нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; - задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; - задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.

Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ).

Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности.

Вместе с тем в силу части 18 статьи 39 УЖТ РФ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов.

Следовательно, обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования устанавливается персонифицировано для лиц, от которых зависели причины нахождения вагонов на путях общего пользования.

Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 13 статьи 39 УЖТ РФ оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном этим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).

Рассматривая заявленные исковые требования, суды установили, что ОАО «РЖД» заявляет о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в период прохождения таможенного оформления.

В пункте 2 Правил № 29 установлено, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.

Для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал накладной в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом (пункты 6, 20.1 Правил № 29). Выдача грузополучателю накладной до представления документов должностному лицу таможенного органа не допускается.

Соответственно, исполнению обязанности железной дороги по выдаче груза предшествует исполнение обязанности по уведомлению таможни о прибытии груза и возвращение таможенным органом перевозочных документов уполномоченному лицу перевозчика.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, не установив просрочки или задержки в совершении ООО «Пограничная ТЭК»действий, направленных на таможенное оформление, которые повлияли на увеличение времени нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, суды не нашли оснований для взыскания платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в период прохождения таможенного оформления.

По результатам оценки доказательств судами установлено, что вагон     № 03328940 простаивал на путях общего пользования в ожидании таможенного оформления в период с 01.06.2020 10:30 по 04.06.2020 04:55, тогда как о прибытии груза ответчик уведомлен по телефону 01.06.2020 в 08:30, разрешение на выдачу груза из зоны таможенного контроля датировано 04.06.2020 в 11:55:44 (МСК), расписка о возврате комплектов перевозочных документов ОАО «РЖД» - 04.06.2020 12:20, уведомление о необходимости подачи вагона для выгрузки 04.06.2020 12:30.

Вагон № 03463498 простаивал на путях общего пользования в ожидании таможенного оформления в период с 01.06.2020 10:30 по 03.06.2020 09:08, о прибытии груза ответчик уведомлен по телефону 01.06.2020 в 08:30, разрешение на выдачу груза из зоны таможенного контроля датировано 03.06.2020 в 16:08:39 (МСК), расписка о возврате комплектов перевозочных документов ОАО «РЖД» - 03.06.2020 12:50, уведомление о необходимости подачи вагона для выгрузки 03.06.2020 13:00.

Вагон № 03410731 простаивал на путях общего пользования в ожидании таможенного оформления в период с 09.06.2020 12:10 по 13.06.2020 11:43, о прибытии груза ответчик уведомлен по телефону 09.06.2020 10:10, разрешение на выдачу груза из зоны таможенного контроля 13.06.2020 в 18:43:47 (МСК), расписка о возврате комплектов перевозочных документов ОАО «РЖД» - 13.06.2020 17:40, уведомление о необходимости подачи вагона для выгрузки 13.06.2020 14:00.

Вагон № 03321289 простаивал на путях общего пользования в ожидании таможенного оформления в период с 09.06.2020 15:10 по 13.06.2020 07:52, о прибытии груза ответчик уведомлен по телефону 09.06.2020 13:10, разрешение на выдачу груза из зоны таможенного контроля датировано 13.06.2020 в 14:52:29 (МСК), расписка о возврате комплектов перевозочных документов ОАО «РЖД» - 13.06.2020 09:10, уведомление о необходимости подачи вагона для выгрузки 13.06.2020 14:00.

Вагон № 03470442 простаивал на путях общего пользования в ожидании таможенного оформления в период с 09.06.2020 15:10 по 13.06.2020 08:29, о прибытии груза ответчик уведомлен по телефону 09.06.2020 13:10, разрешение на выдачу груза из зоны таможенного контроля датировано 13.06.2020 в 15:29:22 (МСК), расписка о возврате комплектов перевозочных документов ОАО «РЖД» - 13.06.2020 09:10, уведомление о необходимости подачи вагона для выгрузки 13.06.2020 14:00.

Вагон № 03404436 простаивал на путях общего пользования в ожидании таможенного оформления в период с 13.06.2020 09:04 по 16.06.2020 11:16, о прибытии груза ответчик уведомлен по телефону 13.06.2020 07:04, разрешение на выдачу груза из зоны таможенного контроля датировано 16.06.2020 в 18:16:41 (МСК), расписка о возврате комплектов перевозочных документов ОАО «РЖД» - 16.06.2020 11:40, уведомление о необходимости подачи вагона для выгрузки 16.06.2020 12:00.

Вагон № 03404873 простаивал на путях общего пользования в ожидании таможенного оформления в период с 13.06.2020 09:04 по 16.06.2020 11:16, о прибытии груза ответчик уведомлен по телефону 13.06.2020 06:40, разрешение на выдачу груза из зоны таможенного контроля датировано 16.06.2020 в 18:16:41 (МСК), расписка о возврате комплектов перевозочных документов ОАО «РЖД» - 16.06.2020 11:40, уведомление о необходимости подачи вагона для выгрузки 16.06.2020 12:00.

При этом судами первой и апелляционной инстанций учтено, что таможенное оформление является обязанностью, предусмотренной законодательством, и его проведение не обусловлено желанием грузополучателя, суды признали, что период таможенного оформления не может быть признан периодом ожидания подачи вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, в связи с чем не имеется оснований для вывода о том, что время таможенного оформления было увеличено по причинам, зависящим от грузополучателя.

При таких обстоятельствах в отсутствие достаточной совокупности доказательств нахождения вагона на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам, выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований сделаны при правильном применении норм материального права.

Поскольку оснований для взыскания платы за нахождение вагонов на путях общего пользования не установлено, то в удовлетворении иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, применительно к статье 395 ГК РФ, соответственно, и длящихся процентов, судами также отказано обоснованно.

Доводы кассационной жалобы в части необоснованного отказа во взыскании платы за пользование путями в период таможенного оформления отклоняются судом округа, как заявленный без учета обязанности грузополучателя вносить плату за пользование инфраструктурой за время нахождения вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от таких грузополучателей.

Как верно указано судами, на грузополучателя не может быть возложена обязанность по внесению платы за пользование вагонами до исполнения перевозчиком обязанности по доставке груза, то есть, фактически, до проставления таможенным органом в железнодорожной накладной отметки, позволяющей перевозчику выдать документы грузополучателю, тогда как по настоящему делу истец предъявил исковые требования о взыскании основного долга, начисленного за период до наступления указанного момента.

Что касается судебной практики, на наличие которой ссылается податель жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что судебные акты приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела, не являющимися тождественными настоящему спору. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами. Нарушение единообразия судебной практики судом не допущено.

В целом иные доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя с оценкой судов имеющихся в деле доказательств и сделанных на ее основе выводов, что не может служить основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку иная оценка доказательств в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не допускается.

Иных доводов, способных повлиять на результат рассмотрения обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.09.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по делу № А51-10333/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Судья                                                                                      Г.А. Камалиева