АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
октября 2022 года № Ф03-3344/2022
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен октября 2022 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Черняк Л.М.
от акционерного общества «Полюс Алдан»: представитель не явился;
от Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу: ФИО1, представитель по доверенности от 06.07.2022 № 205;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Полюс Алдан»
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022
по делу № А51-12140/2021
Арбитражного суда Приморского края
по заявлениюакционерного общества «Полюс Алдан» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 678940, Республика Саха (Якутия), Алданский улус, <...>)
кМежрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690065, <...>)
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Полюс Алдан» (далее – АО «Полюс Алдан») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (далее – Управление Ространснадзора по ДФО, административный орган) от 15.06.2021 № ТБАТ15/06/2021/165.
Решением суда от 23.11.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность принятого судом апелляционной инстанции постановления проверяется по кассационной жалобе АО «Полюс Алдан», которое, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В представленных возражениях Управление Ространснадзора по ДФО, не соглашаясь с доводами кассационной жалобы, просит оставить судебный акт без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель Управления Ространснадзора по ДФО возразил против доводов кассационной жалобы. ООО «Полюс Алдан», извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя не обеспечило.
Рассмотрение кассационной жалоба назначено на 21.07.2022. В судебном заседании 21.07.2022 объявлен перерыв до 28.07.2022. Затем судебное заседание откладывалось до 25.08.2022, до 08.09.2022, до 29.09.2022, до 13.10.2022.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на нее, заслушав представителя административного органа, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судами, что на основании распоряжения Управления Ространснадзора по ДФО от 19.05.2021 № 165-р в период с 01.06.2021 по 15.06.2021 в отношении АО «Полюс Алдан» проведена плановая документарная проверка соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 15.06.2021 № ТБ-ФТ15/06/2021/165.
В ходе проведения проверки установлено, что согласно сведениям ЕГРЮЛ общество является держателем лицензии от 19.06.2018 серии ВМ-00 № 014638 П на осуществление деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
В процессе осуществления лицензируемой деятельности общество в целях перевозки опасных грузов эксплуатирует транспортные средства: КАМАЗ 43253-С4 VIN: <***>, КАМАЗ 65117-А5 VIN: <***>, КРАЗ 6322-0000032- 02 VIN: <***>.
По состоянию на 15.06.2021 в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Федерального дорожного агентства информация об указанных транспортных средствах отсутствовала.
Посчитав, что АО «Полюс Алдан» является субъектом транспортной безопасности, так как является собственником вышеперечисленных транспортных средств, Управление Ространснадзора по ДФО выдало обществу предписание от 15.06.2021 № ТБ-АТ-15/06/2021/165, в соответствии с которым обязало его в срок до 25.11.2021 устранить связанные с эксплуатацией данных транспортных средств нарушения подпунктов 1, 2, 3, 4, 10, 12, 13, 25 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что общество осуществляет лицензируемый вид деятельности в границах территорий промышленных объектов месторождений полезных ископаемых, принадлежащие ему транспортные средства не использует для перевозки опасных грузов, для которой требуется специальное разрешение, в связи с чем не является субъектом транспортной инфраструктуры.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований Пятый арбитражный апелляционный суд пришел к противоположным выводам, посчитав предписание Управления Ространснадзора по ДФО законным.
Суд округа соглашается с вынесенным судом апелляционной инстанции постановлением в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон о транспортной безопасности) под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно пункту 5 указанной нормы объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя:
а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;
б) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;
в) тоннели, эстакады, мосты;
г) морские терминалы, акватории морских портов;
д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;
е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины);
ж) аэродромы и аэропорты;
з) определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение;
и) здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Пункт 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности определяет субъектов транспортной инфраструктуры как юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующих их на ином законном основании.
Согласно пункту 11 данной статьи транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, в том числе транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
В силу части 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно статье 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, АО «Полюс Алдан» имеет лицензию от 19.06.2018 серии ВМ-00 № 014638 П, выданную на осуществление деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, эксплуатирует три транспортных средства, которые осуществляют перевозку опасных грузов: КАМАЗ 43253-С4 VTN:<***>, КАМАЗ 65117-А5 VIN:<***>, КРАЗ 6322-0000032-02 VTN: <***>.
Приложением к лицензии установлено место осуществления лицензируемого вида деятельности: Республика Саха (Якутия), Алданский район пос. Нижний Куранах, на левом склоне руч. Латышенский правого притока р. Большой Куранах, в районе хвостохранилища Куранахский ЗИФ, склад взрывчатых материалов (базисный); Республика Саха (Якутия), Алданский район, 18 км. на север от пос. Нижний Куранах, карьер «Северное»; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 9 км. на северо-восток от пос.Нижний Куранах, карьер «Якокутское»; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 15 км. на северо-восток от пос. Нижний Куранах, карьер «Порфировое»; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 9 км на восток от пос. Нижний Куранах, карьер «Канавное»; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 11 км на восток от пос. Нижний Куранах, карьер «Южное» (Первухинское); Республика Саха (Якутия), Алданский район, 6 км на северо-восток от пос. Нижний куранах, карьер «Боковое»; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 13 км на восток от пос. Нижний Куранах, карьер «Дорожное»; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 10 км на северо-восток от пос. Нижний куранаха, карьер «Центральный».
При этом АО «Полюс Алдана» является собственником транспортных средств, используемых в своей деятельности для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение, в связи с чем является субъектом транспортной инфраструктуры.
Так, в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности) специальное разрешение представляет собой документ, при наличии которого производится движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся к грузам повышенной опасности согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Согласно свидетельствам о допущении транспортных средств, к перевозке некоторых опасных грузов общество может перевозить следующие опасные грузы: ООН 0029,0042,0065,0082,0331,1978,1942,0030,0442, ООН 1287.
Согласно подпункта 1.10.3.1.2 Приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), на перевозку вышепоименованных опасных грузов требуется получение специального разрешения.
Между тем, общество в Федеральное дорожное агентство информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не представляет, мероприятия, установленные Законом о транспортной безопасности и Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1640 не исполняет.
Таким образом, ООО «Полюс Алдан», как субъект транспортной инфраструктуры, обязано: назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, представить в Федеральное дорожное агентство информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, проверять лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, в порядке, установленном в соответствии с частью 1.1 статьи 10 Закона о транспортной безопасности, обеспечить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) в соответствии с порядком, предусмотренным частями 1 и 2 статьи 12 Закона о транспортной безопасности, информировать в наглядной и доступной форме все физические лица, находящиеся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в части, их касающейся, определить: перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства, перечень штатных должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств, перечень штатных должностей работников юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства.
Доводы общества о том, что оно использует транспортные средства для собственных нужд для выполнения технологических перевозок (перемещения сырья) в границах территории предприятия при проведении работ, связанных с разработкой полезных ископаемых, а не осуществляет регулярные перевозки опасных грузов, в связи с чем на него не распространяются требования Закона о транспортной безопасности подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Как указано выше, пункт 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности определяет, что субъектом транспортной инфраструктуры является юридическое лицо – собственником транспортных средств, а пункт 11 относит к транспортным средствам помимо устройств, предназначенных для перевозки пассажиров, грузов и багажа, транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
Таким образом, ООО «Полюс Алдан» является субъектом транспортной инфраструктуры, на которого в полной мере распространяются требования Закона о транспортной безопасности и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1640.
При установленных обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по делу № А51-12140/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить акционерного общества «Полюс Алдан» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 02.06.2022 № 9510.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.И. Михайлова
Судьи И.М. Луговая
Л.М. Черняк