ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-14788/2021 от 20.10.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

октября 2022 года                                                                   № Ф03-4894/2022

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен октября 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.

судей Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Ярославская управляющая компания»: ФИО1, лично;

от Государственной жилищной инспекции Приморского края:

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ярославская управляющая компания»

на решение от 18.05.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022

по делу № А51-14788/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ярославская управляющая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>,                    адрес: 692270, Приморский край, Хорольский р-н., <...>)

к Государственной жилищной инспекции Приморского края                                (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690090, <...>)

о признании незаконным предписания

   УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Ярославская управляющая компания» (далее - заявитель, общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - инспекция) о признании незаконным предписания от 20.05.2021 № 51-07-14/52.

Решением от 18.05.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Общество в жалобе и его представитель в суде округа настаивали, что судами необоснованно не учтены представленные заявителем в материалы дела акты приемки оказанных услуг за спорный период и приказ управляющей компании от 31.12.2019, подтверждающие соответствие размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников МКД размеру платы, установленному в договоре управления в 2017 году. Считают, что документы представленные инспекцией (квитанции для оплаты услуг) вызывают сомнения.

Инспекция отзыв не представила, извещенная в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание, не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.

Судами установлено и следует из материалов дела, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 03.07.2007, состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю, основным видом деятельности является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32).

Общество на основании лицензии от 13.04.2015 № 51-09-1053 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Приморского края.

04.03.2021 в прокуратуру Приморского края поступило обращение от жителей многоквартирного дома №7 по ул. Лазо в пгт. Ярославский Хорольского района Приморского края, содержащее несогласие с действиями управляющей компании по начислению в январе - марте 2020 года платы за содержание жилья и текущий ремонт общего в размере, не соответствующем решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Письмом прокуратуры от 16.03.2021 обращение по подведомственности направлено в инспекцию, которая, изучив поступившие документы, пришла к выводу о необходимости назначения внеплановой документарной проверки в отношении общества, о чем издан приказ от 20.04.2021.

Проверка проведена в период с 21.04.2021 по 20.05.2021, её результаты оформлены актом от 20.05.2021, согласно которому общество управляет спорным МКД на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2017 №1. В приложении № 9 к договору приведен перечень работ и услуг по управлению МКД с указанием их стоимости, а именно: санитарное содержание общего имущества - 1,97 руб./кв. м; вывоз ТБО - 3,75 руб./кв. м; текущий ремонт МКД - 3,21 руб./кв. м; содержание внутридомовых электрических сетей - 1,5 руб./кв. м; содержание внутридомовых систем водоотведения - 0,64 руб./кв. м; содержание внутридомовых систем отопления - 2,11 руб./кв. м; управление МКД - 1,31 руб./кв. м. Всего плата за содержание и текущий ремонт жилого дома составляет 15,63 руб./кв. м.

Установив, что законодателем с 01.01.2020 из минимального перечня исключены работы по вывозу твердых бытовых отходов, инспекция посчитала, что плата за содержание и текущий ремонт жилого дома должна иметь значение, равное 11,88 руб./к.м (15,63 - 3,75), в том числе текущий ремонт многоквартирного дома - 3,21 руб./кв. м, содержание общего имущества - 8,67 руб./кв. м.

Между тем выявлено, что в платежных документах, выставленных управляющей компанией собственникам помещений многоквартирного дома за январь, февраль 2020 года, начисление платы за текущий ремонт произведено по тарифу 7,45 руб./кв. м (по договору тариф составляет 3,21 руб./кв. м), а за содержание жилья - 4,91 руб./кв. м по договору тариф установлен в размере 8,67 руб./кв. м).

Также установлено, что в дальнейшем, в платежных документах, начиная с марта 2020 года, начисление платы за текущий ремонт произведено по тарифу 3,21 руб./кв. м, за содержание жилья по тарифу 8,67 руб. руб./кв. м, что соответствует условиям договора.

На запрос инспекции от 21.04.2021 о предоставлении документально подтвержденных сведений, послуживших основанием для изменения управляющей организацией тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме №7 по ул. Лазо в пгт. Ярославский Хорольского района Приморского края с марта 2020 года, общество сообщило, что тарифы в период с марта 2020 года по март 2021 года не изменялись.

При таких обстоятельствах инспекция пришла к выводу о том, что общество в нарушение части 7 статьи 156 ЖК РФ, Кодекс, подпункта «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110 (далее - Положение № 1110), самостоятельно изменило размер платы за содержание и текущий ремонт общедомового имущества за период с января по февраль 2020 года, что недопустимо.

В связи с чем, обществу выдано предписание от 20.05.2021                                               № 51-07-14/52, которым предписано в срок до 15.07.2021 выполнить перерасчет (перераспределение) средств, полученных за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в период с января по февраль 2020 года в соответствии с ранее утвержденными тарифами.

Не согласившись с предписанием, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта.

Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.

Суд округа соглашается с судами, которые в данном случае исходили из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011                          № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон №99-ФЗ) определено, что предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Согласно пункту 3 Положения № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Закона №99-ФЗ, являются, в том числе исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

Пунктом 13 Положения № 1110 (в редакции спорного периода) предусмотрено, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, в том числе грубых нарушений лицензионных требований, к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Совокупный анализ приведенных положений жилищного законодательства позволил судам прийти к верному выводу о том, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений такого дома, является обязательным для управляющей компании и не может самостоятельно изменяться управляющей компанией, за исключением случаев, если такая возможность предусмотрена законом и договором управления многоквартирным домом.

Таким образом, суды обоснованно заключили, что предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.

В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников помещений.

Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Из части 2 статьи 154 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 156 Кодекса плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Частью 7 статьи 156 ЖК РФ определено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (часть 1 статьи 44 Кодекса).

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов в капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Кодекса).

Порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 Кодекса, должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом (пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ).

В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствии с частью 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В рассматриваемом случае судами установлено, что в развитие указанных норм права с 01.01.2020 в Приморском крае деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет КГУП «Приморский экологический оператор.

В связи с чем, из Минимального перечня с указанной даты из платы за  содержание жилого помещения исключены работы по вывозу ТБО.

По условиям договора управления многоквартирным домом от 01.07.2017 размер платы за содержание и текущий ремонт жилого дома установлен в общей сумме 15,63 руб./кв. м, в том числе: вывоз ТБО - 3,75 руб./кв. м; текущий ремонт МКД - 3,21 руб./кв. м.

Поскольку с 01.01.2020 стоимость работ за содержание и ремонт общего имущества дома должна была быть уменьшена управляющей компанией на сумму, приходящуюся на услуги по вывозу ТБО -3,75 руб. за 1 кв. м, то общая сумма за содержание за минусом отдельно определенной суммы за текущий ремонт  должна составлять 8,67 руб./кв. м.

Между тем, в ходе проверки на основании изучения и анализа представленных собственниками помещений платежных документов за январь - февраль 2020 года инспекцией установлено, что в указанные периоды размер платы за содержание общего имущества в спорном МКД составил 4,91 руб./кв. м, а за текущий ремонт - 7,45 руб./кв. м, что противоречит договору управления (том 1 л.д. 103-113).

В последующих расчетных периодах 2020 тариф в квитанциях был указан в соответствии с приложением № 9 к договору.

При таких обстоятельствах, выводы судов о том, что предписание инспекции произвести перерасчет (перераспределение) денежных средств, полученных за содержание и текущий ремонт общего имущества в январе - феврале 2020 года, соответствует приведенным выше положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, правомерны, соответствуют материалам дела.

При этом вопреки утверждению общества, суды исследовали и оценили надлежащим образом доводы заявителя о сомнении в содержании квитанций спорного периода, представленных инспекцией в материалы дела.

Суд апелляционной инстанции указал, что довод заявителя жалобы, что выявленное несоответствие в размере тарифов явилось следствием технической ошибки программного обеспечения, которое впоследствии было исправлено, не может быть принят во внимание, как не подтвержденное документально.

Доказательств направления их собственникам и проведение пересчета по «правильным» тарифам судам в материалы дела не представлено. Также не опровергают обоснованных выводов судов и акты приемки оказанных услуг за спорный период и приказ управляющей компании от 31.12.2019, как не являющиеся документами, выставленными управляющей компанией  собственникам для оплаты оказанных услуг за спорный период.

При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что предписание инспекции законно, обоснованно и исполнимо.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не допущено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.05.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022 по делу № А51-14788/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           И.М. Луговая                    

Судьи                                                                                    А.И. Михайлова         

                                                                                         Т.Н. Никитина