Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-14940/2018 |
05 апреля 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено апреля 2019 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кип-ит»,
апелляционное производство № 05АП-1335/2019
на решение от 17.01.2019
судьи Н.А.Беспаловой
по делу № А51-14940/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кип-ит» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.05.2013)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третьи лица: акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока», Администрация г. Владивостока, Департамент градостроительства Приморского края,
о признании незаконным отказов,
при участии: от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - ФИО1 - представитель по доверенности от 26.12.2018 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение; от АО «Корпорация развития Дальнего Востока» - ФИО2 - представитель по доверенности от 29.12.2018 сроком действия до 31.12.2019, паспорт; от Департамента градостроительства Приморского края - ФИО3 - представитель по доверенности от 20.12.2018 сроком действия на 1 год, паспорт (до перерыва); от ООО «Кип-ит», Администрация г. Владивостока - представители не явились,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Кип-ит» (далее – заявитель, общество, ООО «Кип-ит») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным отказа от 25.06.2018 № 20/21983 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 25:28:030007:5615, расположенного по адресу: <...> отказа от 24.07.2018 № 20/25810 в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:030007:5615, расположенного по адресу: <...> с «многоквартирные жилые дома» на «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.01.2019 обществу с ограниченной ответственностью «Кип-ит» отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает на то, что отсутствуют доказательства того, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц, а так же, что на земельном участке имеются объекты недвижимости. Кроме того, испрашиваемый земельный участок является собственностью Приморского края.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на апелляционную жалобу, приобщенном к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ. Решение Арбитражного суда Приморского края считал законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель АО «Корпорация развития Дальнего Востока» поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях на апелляционную жалобу, приобщенных к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ. Решение Арбитражного суда Приморского края просил отменить, апелляционную жалобу ООО «Кип-ит» удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства Приморского края поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на апелляционную жалобу, приобщенном к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ. Решение Арбитражного суда Приморского края считал законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ до 02.04.2019 до 13 часов 50 минут.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на доске объявлений в здании суда и на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
ООО «Кип-ит», Администрация г. Владивостока, извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащим образом о времени и месте времени судебного заседания, явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании статьи 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ООО «Кип-ит» и Администрации г. Владивостока.
После перерыва от ООО «Кип-ит» через канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до вынесения решения Арбитражным судом Приморского края по делу № А51-5538/2019 по иску ООО «Кип-ит» о признании недействительным договора безвозмездного пользования спорным земельным участком от 31.07.2018, заключенного с департаментом градостроительства Приморского края.
Представитель Департамента относительно заявленного ходатайства возражал, т.к. заключение данного договора не являлось основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду заявителю.
Представитель АО «Корпорация развития Дальнего Востока» вопрос по заявленному ходатайству оставил на усмотрение суда.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта РФ, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Объективной предпосылкой применения данной нормы является невозможность рассмотрения одного дела до принятия судебного акта по другому делу. При этом невозможность рассмотрения спора обусловлена тем, что существенные для дела обстоятельства подлежат установлению при разрешении другого дела. Такая предпосылка налицо в случае, когда судебный акт, принятый по другому делу, будет иметь какие-либо процессуальные или материальные последствия для разрешения настоящего спора.
Принимая во внимание приведенные правовые нормы и обстоятельства настоящего дела, апелляционный суд не усматривает наличие препятствий для рассмотрения настоящей апелляционной жалобы, в связи с чем отказывает в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу применительно к пункту 1 части 1 статьи 143 АПК РФ. Иных препятствий для рассмотрения жалобы апелляционным судом не установлено.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 258, 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.09.2015 № 806-вр Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на основании заявления казенного предприятия Приморского края «Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края» образован земельный участок с кадастровым номером 25:28:030007:5615 путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030007:170, 25:28:030007:32, 25:28:030007:137, 25:28:030007:200, 25:28:030007:196, 25:28:030007:197.
Право собственности Приморского края на земельный участок зарегистрировано 03.11.2015, рег.№ 25-25/001- 25/001/010/2015-8766/1.
Между АО «Корпорация развития Дальнего Востока» и ООО «Кип-ит» 01.06.2018 заключено соглашение № СПВ-712/18 об осуществлении деятельности резидента Свободного порта Владивосток (далее - Соглашение), с соответствии с которым резидент реализует инвестиционный проект «Строительство многоквартирного жилого дома в районе улицы Олега Кошевого г. Владивосток». Инвестиционный проект реализуется в соответствии с планом-графиком и бизнес-планом, являющимися приложением к соглашению.
Согласно пункту 1.4 Соглашения резидент осуществляет деятельность, указанную в пункте 1.3. настоящего Соглашения, на территории Владивостокского округа в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:030007:5615 площадью 8 166 кв.м. в районе ул. Олега Кошевого.
05.06.2018 ООО «Кип-ит» внесено в реестр резидентов свободного порта Владивосток и ему выдано свидетельство № 25000000712
С целью осуществления инвестиционного проекта, ООО «Кип-ит» 09.06.2018 обратился с заявлением в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:286030007:5615 площадью 8166 кв.м. по адресу: г. Владивосток, районе ул. Олега Кошевого с видом разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка», об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:030007:5615 с «многоквартирный жилые дома» на «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
Согласно ответу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25.06.2018 исх. № 20/21983 ООО «Кип-ит» отказано в предоставлении земельного участка, в связи с не соответствием вида разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту территориальной зоны Ж 4. Согласно градостроительному регламенту основные виды разрешенного использования в территориальной зоне Ж 4 - «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), «среднеэтажная жилая застройка»; запрашиваемый земельный участок полностью расположен на территории подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера (зона химического заражения), а также полностью распложен в запретном районе в/ч; земельный участок частично площадью 244 кв.м. расположен в границах гостевого маршрута, установленного Постановлением Главы г. Владивостока от 09.07.2009 № 777 «О развитии Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе»; на земельном участке расположен объект недвижимости (тепловая сеть); на земельном участке расположена автостоянка, ограждение, забор, объекты (нежилые), объекты электросетевого хозяйства низкого напряжения, инженерные коммуникации, цементная площадка, дорога, покрытая щебенкой, грунтовая дорога, асфальтированная дорога.
Согласно ответу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 24.07.2018 № 20/25810 ООО «Кип-ит» отказано в изменении вида разрешенного использования запрашиваемого земельного участка в связи с тем, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц, на земельном участке находятся объекты недвижимости.
Не согласившись с отказами Департамента в предоставлении земельного участка в аренду и изменении вида разрешенного использования земельного участка, ООО «Кип-ит» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Законом Приморского края от 18.11.2014 № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» установлено, что Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного/начального общего, основного общего, среднего общего образования), в том числе по предоставлению земельных участков на торгах и без проведения торгов.
Указанные полномочия с 01.03.2015 предоставлены Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края внесенными постановлением Администрации Приморского края от 05.03.2015 № 70-па изменениями Положение о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденное Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 № 374-па.
В силу изложенного, Департамент является уполномоченным органом по предоставлению земельных участков без проведения торгов.
Частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.
Согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов и включает в себя несколько этапов (пункт 1 статьи 39.14 ЗК РФ).
Приказом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 31.08.2017 № 139 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, резидентам свободного порта Владивосток».
Указанный регламент определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, при осуществлении Департаментом полномочий по предоставлению государственной услуги, а также, порядок взаимодействия между структурными подразделениями департамента, взаимодействие департамента с заявителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии оснований, в том числе о том, что на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункты 4 и 14 статьи 39.16 ЗК РФ).
Согласно пункту 6.1 регламента предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, резидентам свободного порта Владивосток осуществляется в аренду без проведения торгов. Результатом предоставления государственной услуги является, в том числе принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Пунктом 11 регламента установлены исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Закон Приморского края от 03.06.2015 № 638-КЗ «О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края, органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности» устанавливает, в том числе устанавливает основания для отказа предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
Пункт статьи 4 указанного выше закона предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при наличии на земельном участке обременений (ограничений), предусмотренных действующим законодательством и (или) не позволяющих его использовать в соответствии с целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.
Как следует из письма Департамента № 20/21983 от 25.06.2018 основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужили следующее: несоответствие вида разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту территориальной зоны Ж 4; запрашиваемый земельный участок полностью расположен на территории подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера (зона химического заражения), а также полностью распложен в запретном районе в/ч; земельный участок частично площадью 244 кв.м расположен в границах гостевого маршрута, установленного Постановлением Главы г. Владивостока от 09.07.2009 № 777 «О развитии Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе»; на земельном участке расположен объект недвижимости (тепловая сеть); на земельном участке расположена автостоянка, ограждение, забор, объекты (нежилые), объекты электросетевого хозяйства низкого напряжения, инженерные коммуникации, цементная площадка, дорога, покрытая щебенкой, грунтовая дорога, асфальтированная дорога.
По результатам проведенного 14.06.2018 сотрудниками инженерно-геодезического отдела КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» земельного участка с кадастровом номером 25:28:030007:5615 установлено, что участок представляет собой частично огороженную территорию автостоянки; в границах земельного участка расположены металлические гаражи, ограждение, забор, откос, объекты электросетевого хозяйства низкого напряжения, инженерные коммуникации, дорога, покрытая щебенкой, грунтовая дорога. Результаты осмотра оформлены актом от 14.06.2018 (т. 1 л.д. 136).
Доказательств соответствия признакам недвижимого имущества, установленным статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, выявленных на земельном участке объектов, а также подтверждающих регистрацию права собственности либо иного права на объекты в установленном порядке в материалах дела отсутствуют и суду представлены не были лицами, участвующими в деле.
При этом общество планирует строительство жилого дома, что предполагает отсутствие на большей части такого участка каких-либо объектов, затрудняющих или исключающих возможность использования земельного участка в соответствии с целевым назначением.
С учетом выше изложенного, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что наличие на спорном участке указанных выше объектов препятствует строительству на земельном участке планируемого заявителем объекта.
Таким образом, до разрешения вопроса о находящихся на спорном земельном участке объектах, размещение на нем объекта капитального строительства не представляется возможным, следовательно, предоставление земельного участка в аренду является невозможным.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о правомерности отказа Департамента, оформленного письмом от 25.06.2018 № 20/21983, в связи с наличием на земельном участке объектов, принадлежащих третьим лицам.
Как следует из сведений из ЕГРН спорный земельный участок вид разрешенного использования «многоквартирные жилые дома» (т.1 л.д. 71).
В соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж 4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) (т. 2 л.д. 69). Аналогичное обстоятельство следует из раздела 9 справки № 28-10958 от 14.08.2018 из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Владивостокского городского округа (т.2. л.д. 11).
Таким образом, на момент принятия обжалуемого решения, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:030007:5615 - «многоквартирные жилые дома» не соответствовал градостроительному регламенту территориальной зоны Ж 4.
Из анализа положений, содержащихся в пункте 85 ЗК РФ, следует, что они устанавливают общий критерий, позволяющий изменить фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости, а с 01.01.2017 в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
При этом изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования и с соблюдением установленных требований.
При принятии решения о предоставлении земельного участка уполномоченному органу необходимо также учитывать вид разрешенного использования конкретного испрашиваемого земельного участка, сведения о котором содержатся в кадастре недвижимости.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность уполномоченного органа изменить вид разрешенного использования земельного участка по заявлению лица, не являющегося правообладателем земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в признании незаконным отказа Департамента от 25.06.2018 № 20/21983 в связи с несоответствием разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту территориальной зоны Ж 4, а также отказа Департамента от 24.07.2018 № 20/25810 в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Вместе с тем, Департамент, отказывая обществу в предоставлении земельного участка в связи с расположением земельного участка на территории, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера (зона химического заражения), а также расположения в запретном районе военной части, не представил достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о вышеуказанных обстоятельствах.
При этом судебной коллегией из справки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Владивостокского городского округа № 28-10958 от 14.08.2018 не усматривается расположение земельного участка на территории, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера (зона химического заражения), а также расположение в запретном районе военной части.
Кроме того, из письма Департамента градостроительства Приморского края от 20.11.2018 № 17-01-10/8221 следует, что спорный земельный участок находится вне границ запретных зон и запретных районов военных объектов (т. 3 л.д. 67).
Оценивая отказ Департамента, изложенный в письме от 25.06.2018 № 20/21983 в части частичного (площадью 244 кв.м.) расположения спорного земельного участка в границах гостевого маршрута, установленного Постановлением Главы города Владивостока от 09.07.2009 № 777 «О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 2 указанного выше постановления предусмотрено, что управлению по взаимодействию с правоохранительными органами и исполнению административного законодательства, управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока необходимо обеспечить на протяжении всего гостевого маршрута на земельных участках, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут, отсутствие временных построек, киосков, навесов и других подобных построек в рамках действующего законодательства.
Из прямого толкования указанного акта не следует, что строительство объекта недвижимого имущества подпадает под запрет, содержащийся в пункте 2 Постановлением Главы города Владивостока от 09.07.2009 № 777.
Следовательно, в указанной части отказ Департамента не правомерен.
Оценивая отказ Департамента, изложенный в письме от 25.06.2018 № 20/21983 в части расположения на земельном участке объекта недвижимости (тепловая сеть), апелляционная инстанция исходит из следующего.
Согласно пункту 1 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197 (далее - Типовые правила № 197), охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Пунктом 4 Типовых правил № 197 предусмотрено, что охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки. Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети».
Пунктом 5 Типовых правил № 197 установлено, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту.
Кроме того, в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений, производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы, производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий (пункт 6 Типовых правил № 197).
Аналогичные положения закреплены в постановлении Губернатора Приморского края от 28.04.2000 № 375 «Об утверждении Правил охраны коммунальных тепловых сетей в Приморском крае».
Факт принадлежности теплотрассы к ЦТП В-60 Владивостокскому городскому округу и ее частичное нахождение на земельном участке с кадастровым номером 25:28:030007:5615 подтверждается решением Первомайского районного суда г. Владивостока от 28.05.2018 по делу № 2-1396/18, выпиской из ЕГРП от 13.07.2018, кадастровым паспортом сооружений (т. 2 л.д. 58-66).
Следовательно, часть спорного земельного участка находится в границах технических зон инженерных коммуникаций - теплосеть.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что наличие теплотрассы на спорном земельном участке может являться основанием для отказа в предоставления земельного участка в аренду для строительства жилого многоквартирного дома.
Таким образом, отказа Департамента от 25.06.2018 № 20/21983 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 25:28:030007:5615, расположенного по адресу: <...> и отказа от 24.07.2018 № 20/25810 в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:030007:5615, расположенного по адресу: <...> с «многоквартирные жилые дома» на «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется. Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 17.01.2019 по делу №А51-14940/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Г.Н. Палагеша |
Судьи | Н.Н. Анисимова О.Ю. Еремеева |