ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-15781/2021 от 01.09.2022 АС Дальневосточного округа

169/2022-20689(5)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:  председательствующего судьи Ширяева И.В., 

судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н. 

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Региональный сервис»:  ФИО1, представитель по доверенности от 01.06.2021; 

от Государственной жилищной инспекции Приморского края: представитель  не явился;  

от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  Ленинского района»: представитель не явился; 

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц- связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной  ответственностью «Региональный сервис» 

на решение от 09.03.2022, постановление Пятого арбитражного  апелляционного суда от 24.05.2022 

по делу № А51-15781/2021
Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Региональный  сервис» 

к Государственной жилищной инспекции Приморского края

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая  компания Ленинского района» 

о признании незаконным решения


[A1] УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Региональный сервис»  (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690005, Приморский край, 

<...>; далее – ООО «Региональный  сервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с  заявлением к Государственной жилищной инспекции Приморского края  (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690090, Приморский край,  г. Владивосток, ул.1-я Морская, д. 2; далее – орган государственного  жилищного надзора, инспекция) о признании незаконным решения 

от 29.06.2021 № 51/4826 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий  Приморского края в отношении многоквартирного дома № 120 по 

ул. Проспект Красного Знамени в г. Владивостоке; о возврате  соответствующего заявления. В качестве способа восстановления  нарушенного права общество просило суд обязать инспекцию внести  изменения в реестр лицензий Приморского края в части включения в  перечень домов, деятельность по управлению которыми осуществляет 

ООО «Региональный сервис», многоквартирного дома № 120 по 

ул. Проспект Красного Знамени в г. Владивостоке (с учетом уточнений,  принятых судом в порядке стати 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ)). 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  Ленинского района» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 690005,  <...>; далее – 

ООО «Управляющая компания Ленинского района»).

Решением суда от 09.03.2022, оставленным без изменения  постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022, в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, 

ООО «Региональный сервис» обратилось с кассационной жалобой, в которой  (с учётом письменных дополнений к ней) просит их отменить и принять  новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Приводит  доводы о том, что орган государственного жилищного надзора не наделён  полномочиями на установление подлинности или фальсификации подписей  собственников помещений в многоквартирном доме, поэтому в данном  случае инспекция превысила свои полномочия. Отмечает, что лица,  заявившие о подделке подписей, по факту фальсификации в  правоохранительные органы не обращались; данное обстоятельство, по  мнению общества, ставит под сомнение подлинность заявлений о подделке  подписей и проведение проверки в целом как основания оспариваемого  решения. Кроме того, указывает, что действующее законодательство не  наделяет орган государственного жилищного надзора правом на признание 


[A2] решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном  доме недействительным (ничтожным), в том числе по причине отсутствия  кворума, с исключением по своей инициативе бюллетеней голосования  отдельных собственников помещений в многоквартирном доме. 

В отзывах на кассационную жалобу орган государственного  жилищного надзора и ООО «Управляющая компания Ленинского района»  привели возражения по изложенным в жалобе доводам, просят решение и  постановление оставить без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

В судебном заседании, проведенном с использованием систем  видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского  края, представитель ООО «Региональный сервис» доводы кассационной  жалобы поддержал, дал по ним пояснения. 

Инспекция и ООО «Управляющая компания Ленинского района»  заявили письменные ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы 

в отсутствие их представителей.

Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным  судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных  статьями 284, 286 АПК РФ

Как установлено судами и следует из материалов дела,

ООО «Региональный сервис» осуществляет предпринимательскую  деятельность по управлению многоквартирными домами на основании  лицензии от 19.05.2021 № 568, выданной инспекцией на основании приказа  от 23.10.2020 № 51-09-493 сроком на 5 лет. 

ООО «Региональный сервис», многоквартирного дома № 120
по ул. Проспект Красного Знамени в г. Владивостоке

Поводом для обращения послужило проведение 20.04.2021 общего  собрания собственников многоквартирного дома по указанному адресу,  оформленное протоколом от 20.04.2021 № 1/04-2021, на котором принято  решение о расторжении договора обслуживания с прежней управляющей  компанией (ООО «Управляющая компания Ленинского района») и избрании  управляющей организацией ООО «Региональный сервис». 

Согласно протоколу в собрании приняли участие 207 собственников  помещений в доме, что соответствует 8 074,55 м2 (54,03 %) голосов при  общем количестве голосов равном 14 945,5 м2. За расторжение договора  управления с ООО Управляющая компания Ленинского района»  проголосовало 7 202,6 м2 (89,2 %), против – 330,6 м2 (4,1 %), воздержались –  542,5 (6,7 %). За выбор ООО «Региональный сервис» в качестве 


[A3] управляющей организации проголосовало 7064,6 м2 (87,5 %), против – 411,5  (5,1 %), воздержались – 599,6 (7,4 %). 

Рассмотрев заявление общества, инспекция решением от 20.05.2021 

 № 51/3782 отказала во внесении изменений в реестр лицензий и возвратила  заявление со ссылкой на несоблюдение условий, предусмотренных  подпунктами «в», «г» пункта 5 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 

 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр  лицензий субъекта РФ» (далее – Приказ № 938/пр). 

Устранив выявленные недостатки, ООО «Региональный сервис»  повторно обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в  реестр лицензий Приморского края в отношении указанного  многоквартирного дома (от 21.05.2021 вх. № 51-7367). 

Решением от 29.06.2021 № 51/4826 инспекция вновь отказала обществу  во внесении изменений в реестр лицензий и возвратила поданное им  заявление. В качестве оснований для принятия данного решения инспекция  указала несоблюдение условий подпунктов «в», «е» пункта 5 Приказа 

 № 938/пр: наличие противоречий сведений, представленных заявителем,  содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям  (согласно сведениям в реестре управление многоквартирным домом  осуществляет лицензиат ООО «Управляющая компания Ленинского района»;  информация о расторжении договора управления многоквартирным домом от  последнего не поступала); наличие признаков ничтожности решения общего  собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть  собственников в собрании не участвовала; решение о выборе управляющей  организацией ООО «Региональный сервис», оформленное протоколом от  20.04.2021 № 1/04-2021, не принимала). 

Не согласившись с решением инспекции от 29.06.2021 № 51/4826,  посчитав его не соответствующим положениям действующего  законодательства и нарушающим права и законные интересы общества в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее  обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. 

По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи  201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых  актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц  необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия  оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий  (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение  прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской  Федерации (далее – ЖК РФ) в случае изменения перечня многоквартирных  домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в 


[A4] связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления  многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня  заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан  разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган  государственного жилищного надзора. 

На основании части 3 статьи 198 ЖК РФ после получения сведений,  указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий  субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного  жилищного надзора в порядке и в сроки, утвержденные федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и  реализации государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 

Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта  Российской Федерации (далее – Порядок) утверждены приказом  Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства  Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр. 

Порядком предусмотрено, что изменения в реестр лицензий субъекта  Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного  надзора на основании заявления, содержащего информацию, указанную в  подпунктах «а» - «и» пункта 2 Порядка, и прилагаемых к нему документов в  соответствии с перечнем, установленным пунктом 3 Порядка, проверка  которых осуществляется на предмет соблюдения условий, предусмотренных  пунктом 5 Порядка, в том числе отсутствия противоречий сведений,  представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент  рассмотрения заявления сведениям; отсутствия признаков ничтожности  решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном  доме по основаниям, установленным гражданским законодательством  Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании  собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе  непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в  нарушение пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской  Федерации (подпункты «в», «е» пункта 5 Порядка). 

В пункте 7 Порядка определено, что по результатам рассмотрения  заявления и документов орган государственного жилищного надзора вправе  принять следующие решения: о внесении изменений в реестр; об отказе во  внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; 

о приостановлении рассмотрения заявления.

Основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврате  заявления и документов предусмотрены пунктом 9 Порядка. 

По правилам пункта 9 Порядка основаниями для отказа во внесении  изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: 

а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным  подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие 


[A5] заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в»  пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного  жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с  пунктом 15 настоящего Порядка. 

Из материалов дела судами установлено, что основанием для отказа во  внесении изменений в реестр и возврата заявления обществу явилось  несоблюдение условий подпунктов «в», «е» пункта 5 Порядка. 

Так, согласно реестру лицензий управление многоквартирным домом   № 120 по ул. Проспект Красного Знамени в г. Владивостоке осуществляет  лицензиат ООО «Управляющая компания Ленинского района»; информация  о расторжении договора управления многоквартирным домом от лицензиата  не поступала. 

В связи с наличием противоречий в сведениях, представленных

ООО «Региональный сервис», содержащимся в реестре орган  государственного жилищного надзора приостановил рассмотрение заявления  общества на основании подпункта «в» пункта 5, пункта 7 Порядка. 

В дальнейшем (в период с 07.06.2021 по 24.06.2021) на основании  приказа от 07.06.2021 инспекция провела внеплановую документарную  проверку поступивших в её адрес документов, в том числе протокола общего  собрания от 20.04.2021 № 1/04-2021. 

В период проверки, результаты которой оформлены актом от  28.06.2021 № 51-04-13/267, в инспекцию поступили заявления от  собственников жилых помещений № 6 ФИО2 (35,9 м2), № 17  ФИО3, ФИО4 (86,1 м2), № 21 ФИО5 1/3 доли (23,7  м2), № 29 ФИО6 (71,1 м2), № 47 ФИО7 (50,7 м2), № 51  ФИО8 (50,8 м2), № 62 ФИО9 (50,9 м2), № 76 ФИО10 1/2 доли (35,75 м2), № 80 Шумной В.В. 1/2 доли (35,75 м2), № 88 ФИО11 (71,5 м2), № 101 ФИО12 1/3 доли (23,66 м2), ФИО13  1/3 доли (23,66 м2), № 105 ФИО14 1/2 доли (35,05 м2), ФИО15  1/2 доли (35,05 м2), № 119 ФИО16 (50,5 м2), № 129 ФИО17  (67,4 м2), № 154 ФИО18 (35,4 м2), № 156 ФИО19 (66,1 м2), 

Исключив голоса собственников, соответствующие 1 038,52 м2  площади принадлежащих им на праве собственности помещений, из  подсчета, и произведя по правилам части 1 статьи 37, части 3 статьи 48 ЖК  РФ собственный подсчет голосов, орган государственного жилищного 


[A6] надзора установил, что количество собственников, проголосовавших за  смену управляющей компании, составило 47,07 %. 

При таких обстоятельствах решение, оформленное протоколом от  20.04.2021 № 1/04-2021, как обладающее в силу положений статьи 181.5  Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 45 и части 1  статьи 46 ЖК РФ признаками ничтожности правомерно не принято  инспекцией в качестве основания для внесения изменений в реестр лицензий  субъекта Российской Федерации. 

Ввиду того что представленные обществом заявление и документы не  прошли проверку на предмет соблюдения условий, предусмотренных  подпунктами «в», «е» пункта 5 Порядка, орган государственного жилищного  надзора принял обоснованное решение об отказе во внесении изменений в  реестр лицензий; в удовлетворении заявленных требований о признании  решения инспекции незаконным судами отказано правомерно. 

Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у инспекции  полномочий по проверке решения общего собрания собственников  помещений в многоквартирном доме на наличие признаков ничтожности  основан на неверном толковании правильно примененной судами нормы  права (подпункта «е» пункта 5 Порядка), в связи с чем подлежит  отклонению. 

Согласно правовой позиции, сформулированной в определении  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации от 14.07.2022 № 304-ЭС21-29618, административный орган не  наделен правом самостоятельно определять юридическую судьбу решений  общих собраний собственников помещений без обращения в суд с  соответствующим заявлением в установленном порядке. 

Вместе с тем отсутствие у органа государственного жилищного  надзора права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего  собрания собственников помещений не исключает наличия у инспекции  полномочий по отказу во внесении изменений в реестр лицензий ввиду  несоответствия заявления и документов требованиям, установленным  подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 настоящего Порядка (пункт 9 Порядка),  в том числе в случае, если по результатам проведенной проверки выявлены  признаки ничтожности такого решения. 

Содержание подпункта «а» пункта 9 Порядка во взаимосвязи с  подпунктом «е» пункта 5 Порядка не противоречит законодательству  Российской Федерации и не создает правовую неопределенность в вопросе  указания оснований ничтожности решения общего собрания собственников  помещений в многоквартирном доме, поскольку основания ничтожности  решения собрания исчерпывающим образом установлены в гражданском  законодательстве Российской Федерации. 


[A7] Содержание нормы подпункта «а» пункта 9 Порядка,  предусматривающей отказ во внесении изменений в реестр по основанию  несоответствия заявления и документов требованиям, установленным  отдельными положениями пункта 5 Порядка, является ясным и  определенным, не допускает неоднозначного и расширительного толкования  (решение Верховного Суда РФ от 06.05.2021 № АКПИ21-236). 

Аргументы общества о непроведении проверки заявлений  собственников на предмет действительности подписей и о возможной  фальсификации последних отклоняются судом кассационной инстанции как  бездоказательные, носящие предположительный характер, поскольку о  фальсификации заявлений общество при рассмотрении дела в суде первой  инстанции не заявляло; собственники жилых помещений, чьи подписи  вызывают у кассатора сомнение, по ходатайству последнего в судебное  заседание не вызывались. 

Нормы материального права применены судами правильно, выводы  судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся  в деле доказательствам. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не  выявлено. 

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических  обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции не  находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и  удовлетворения кассационной жалобы. 

Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит  возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ,  статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.03.2022, постановление Пятого арбитражного  апелляционного суда от 24.05.2022 по делу № А51-15781/2021 Арбитражного  суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью  «Региональный сервис» из федерального бюджета государственную пошлину  в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную при подаче кассационной  жалобы по платежному поручению от 20.07.2022 № 171. 

Выдать справку на возврат государственной пошлины.


[A8] Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья И.В. Ширяев

Судьи И.М. Луговая

 Т.Н. Никитина