ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-17486/14 от 27.01.2015 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  г. Хабаровск

29 января 2015 года № Ф03-6227/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 января 2015 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи:   А.А.Шведова

Судей:   Е.Н.Головниной, Е.О.Никитина

при участии:

от Минфина России  : ФИО1 – представитель по доверенности от 27.12.2013 № 20-11-30/72

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу   Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 690091, <...>)

на   решение от 25.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014

по делу №   А51-17486/2014

Арбитражного суда   Приморского края

дело рассматривали:   в суде первой инстанции судья Е.В.Карандашова, в суде апелляционной инстанции судьи И.С.Чижиков, К.П.Засорин, Л.А.Мокроусова

по иску   администрации Партизанского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 692864, <...>)

к   Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 109097, <...>)

третье лицо:   Министерство энергетики Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): 109074, <...>)

о   взыскании 1 703 876 руб. 64 коп. Приморского края

Администрация Партизанского городского округа (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Минфин России, ответчик) о взыскании 1 703 876 руб. 64 коп. убытков, составляющих расходы, понесенные истцом при эксплуатации объекта «Водоотливной комплекс на горном отводе шахты «Нагорная» и очистных сооружений шахты «Углекаменская» в период с сентября по декабрь 2013 года.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014, иск удовлетворен за счет средств казны Российской Федерации.

В кассационной жалобе Минфин России просит решение от 25.08.2014 и постановление от 27.10.2014 отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что правом на обращение за субвенциями для компенсации затрат, предусмотренных для обеспечения эксплуатации природоохранных объектов, переданных в муниципальную собственность, наделен субъект Российской Федерации, в состав которого входит соответствующее муниципальное образование. По мнению заявителя жалобы, со стороны Минфина России отсутствует противоправное бездействие в виде неисполнения обязанности по компенсации истцу затрат. При этом указывает на то, что обращений из Приморского края о предоставлении финансовой помощи из федерального бюджета для обеспечения функционирования природоохранных объектов в Минфин России не поступало. Считает, что функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в отношении мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляет Министерство энергетики Российской Федерации.

Минэнерго России в отзыве с доводами кассационной жалобы не согласилось, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, проведенном путем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель Минфина России поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.

Администрация и Минэнерго России, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, участие в заседании суда своих представителей не обеспечили.

Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, в рамках реализации мероприятий по реструктуризации угледобывающих предприятий на территории городского округа (ликвидация ДОАО «Шахтоуправление «Нагорное» открытого акционерного общества «Приморскуголь») и в целях предупреждения подтопления микрорайона шахты «Нагорная» и загрязнения шахтовой водой реки «Тигровая» Минэнерго России построен водоотливной комплекс на горном отводе шахты «Нагорная» и безреагентные очистные сооружения для очистки самоизливающихся шахтных вод шахты «Углекаменская», которые 18.01.2007 приняты на баланс Партизанского городского округа. До 2012 года финансирование эксплуатации данного объекта осуществляло Минэнерго России за счет межбюджетных трансфертов.

Сообщением от 02.08.2011 исходящий номер АЯ-7462/11 Минэнерго России уведомило администрацию о том, что начиная с 01.01.2012 выделение Минэнерго России средств на эксплуатацию природоохранных объектов из федерального бюджета не предусмотрено, в целях предотвращения экологических катастроф необходимо с 2012 года запланировать на указанные цели в соответствующих статьях бюджета средства.

В этой связи 09.01.2013 по результатам открытого аукциона в электронной форме между администрацией (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Форвард» (исполнитель) заключен муниципальный контракт № 0120300016712000206_88479 (далее - контракт), предметом которого является оказание исполнителем услуг по эксплуатации водоотливного комплекса на горном отводе шахты «Нагорная» и очистных сооружений шахты «Углекаменская», со стороны заказчика – создание необходимых условий оказания услуг, их приемка и оплата. Согласно пункту 3.1 контракта услуги должны быть оказаны исполнителем в период 01.01.2013 по 31.12.2013.

В разделе 4 контракта стороны согласовали общую стоимость услуг в сумме 5 320 000 руб. и оплату оказанных услуг ежемесячно после подписания акта выполненных работ формы КС-2 и справки формы КС-3, счета и/или счета-фактуры в течение 10 дней.

В период сентябрь-декабрь 2013 года расходы администрации по эксплуатации объекта «Водоотливной комплекс на горном отводе шахты «Нагорная» и очистных сооружений шахты «Углекаменская» составили 1 703 876 руб. 64 коп., что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат, платежными поручениями об оплате услуг.

Полагая, что указанная сумма подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета, поскольку расходы произведены без соответствующего финансового обеспечения, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным указанным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

В силу пункта 5 статьи 19 Закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, должно осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций соответствующих бюджетов.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работником угольной промышленности» (далее - Закон № 81-ФЗ) финансовое обеспечение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом, Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также за счет собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Пунктом 2 Порядка предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428, предусмотрено, что предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, арбитражные суды со ссылкой, в том числе на Федеральный закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», исходили из того, что начиная с 2012 года выделение Минэнерго России средств из федерального бюджета на обеспечение эксплуатации природоохранных объектов, переданных в муниципальную собственность, не предусмотрено, и в спорный период средства на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не поступали.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» в качестве мероприятия по ликвидации организаций угольной промышленности предусмотрена эксплуатация природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность.

Судами установлено, что право муниципальной собственности у Партизанского городского округа на водоотливной комплекс на горном отводе шахты «Нагорная», построенного за счет средств федерального бюджета в рамках проведенного мероприятия по ликвидации организации угольной промышленности, в силу отсутствия государственной регистрации права, проведенной в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации) порядке, не возникло.

При этом судами со ссылкой на Закон о государственной регистрации не приняты в качестве доказательств права муниципальной собственности на водоотливной комплекс на горном отводе шахты «Нагорная» постановления главы Партизанского городского округа Приморского края от 18.01.2007 № 71 «О приеме в муниципальную собственность Партизанского городского округа законченного строительством объекта» и № 73 «О приеме в муниципальную собственность Партизанского городского округа законченного строительством объекта «Безреагентные очистные сооружения для очистки самоизливающихся шахтных вод шахты «Углекаменская» Партизанского городского округа» РП «Инженерные мероприятия по защите от подтопления зданий и сооружений на горных отводах шахт (II очередь), предусмотренного скорректированным проектом ликвидации ДОАО «ШУ «Нагорное» ОАО «Приморскуголь».

В этой связи судами сделан вывод о том, что поскольку водоотливной комплекс на горном отводе шахты «Нагорная» не перешел в муниципальную собственность Партизанского городского округа, у субъекта Российской Федерации - Приморского края не возникло права на обращение в Минфин России за предоставлением финансовой помощи из федерального бюджета для обеспечения функционирования вышеуказанного природоохранного объекта.

При таких обстоятельствах, а также при непредоставлении Минэнерго России из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на указанные цели в 2013 году, суды пришли к правильному выводу о том, что понесенные истцом расходы должны быть компенсированы Минфином России как распорядителем средств федерального бюджета за счет средств казны Российской Федерации.

Несогласие заявителя кассационной жалобы с той оценкой, которая дана арбитражными судами установленным по делу обстоятельствам, направлено на переоценку имеющихся в деле доказательств, что нормами главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.

С учетом изложенного решение от 25.08.2014 и постановление от 27.10.2014, принятые с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу № А51-17486/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.А. Шведов

Судьи Е.Н. Головнина

Е.О. Никитин