Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А51-17902/2021 |
25 января 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено января 2022 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании общества с ограниченной ответственностью «Той Импорт»,
апелляционное производство №05АП-8415/2021
на решение от 03.12.2021
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу №А51-17902/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Той Импорт» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Находкинской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №10714000-322/2021 от 28.09.2021,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Той Импорт»: Шестернин Д..В. по доверенности от 11.10.2021, сроком действия по 31.12.2022;
от Находкинской таможни: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Той Импорт» (далее – заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Находкинской таможни (далее – таможенный орган, таможня) от 28.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10714000-322/2021, которым обществом привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 2126507,32 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, декларант обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает на несоразмерность размера назначенного штрафа критериям справедливости и соразмерности. При этом отмечает, что с учетом сложившейся тяжелой экономической ситуации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, в том числе особенно затронувшей внешнеэкономическую логистическую деятельность, а также исходя из того, что общество своими действиями не причинило вреда и не создало угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, объектам животного мира, окружающей среде, безопасности государства, снижение штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к административной ответственности, так и интересам государства.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
Таможенный орган по тексту представленного письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы не согласился, обжалуемое решение считает принятым с правильным применением норм материального права, при полном выяснении всех обстоятельств дела и не подлежащим отмене.
Таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, заявлений, ходатайств не представила, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без участия таможенного органа по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
19.06.2020 междукомпанией«ZHEJIANG N.H.C. TRADING CO. LIMITED» (продавец) и обществом (покупатель) был заключен контракт №1/2020, по условиям пункта 1.1 которого продавец продал, а покупатель принял и оплатил товары в количестве и по ценам, указанным в приложениях к настоящему контракту.
Товар оплачивается покупателем согласно инвойсам путем перечисления денежных средств с валютного счета покупателя в долларах США (пункт 4.1 контракта).
В рамках исполнения названного контракта стороны в коммерческом инвойсе №115 от 24.08.2020 согласовали поставку товаров на общую сумму 17001,88 долл.США в количестве 343 коробки, 15904 комплектов, общим весом брутто 6707,07 кг.
28.04.2021 на таможенную территорию Евразийского экономического союза в порт Восточный (РФ) из порта Яньтянь (Китай) на борту т/х «САРЕ FELTON» по коносаменту №MCPU209357403 от 28.04.2021, инвойсу №115 от 24.08.2020 и внешнеторговому контракту №1/2020 от 19.06.2020 был ввезен контейнер MRKU4785209. Согласно коносаменту и инвойсу в контейнере должен находиться иностранный товар общим количеством 343 грузовых мест, общим весом брутто 6707,07 кг.
В целях таможенного оформления ввезенных товаров обществом подана декларация на товары №10702070/300421/0121170, в которой под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления заявлены 12 товаров различных наименований (детские пластиковые игрушки, мыльные пузыри, игровые наборы, военные наборы, мыльный раствор для мыльных пузырей, игра «поймай мяч», запускалка для детей, каталка-гусеничка, транспорт для кукол, водная игра, волшебная палочка, ободок карнавальный, карнавальный набор, браслет карнавальный, детская палатка с пластиковыми мячиками, автоматы, пистолеты, машины инерционные, катера на батарейках, танк, наборы «тесто для лепки», конструкторы, игрушечный бадминтон) общим количеством 15904 штук/наборов, в 343 грузовых местах, общим весом брутто 6707,07 кг.
При совершении таможенных операций был назначен таможенный досмотр, результаты которого были оформлены актом таможенного досмотра №10714040/060521/100561 от 06.05.2021.
В ходе таможенного досмотра было установлено, что помимо товаров, заявленных в ДТ №10702070/300421/0121170, в контейнере MRKU4785209 находятся следующие товары:
1) артикул: ВХ-665С - набор фингерборд, всего 720 наборов, 2 грузовых места, вес брутто 47,68 кг (в ДТ заявлено 360 наборов, фактически 1080 наборов);
2) артикул: 1811А - набор фингерборд, всего 480 наборов, 4 грузовых
места, вес брутто 40,4 кг (в ДТ заявлено 120 наборов, фактически 600 наборов);
3) артикул: 1810-11D - набор фингербайк, всего 96 наборов, 4 грузовых места, вес брутто 39,28 кг (в ДТ заявлено 24 набора, фактически 120 наборов);
4) артикул: 1810-11А - набор фингербайк, всего 96 наборов, 4 грузовых места, вес брутто 36,56 кг (в ДТ заявлено 24 набора, фактически 120 наборов);
5) артикул: 1810А-2В - набор фингерборд, всего 12 наборов, 1 грузовое место, вес брутто 9,12 кг (в ДТ заявлено 12 наборов, фактически 24 набора);
6) артикул: 1810А-2А - набор фингерборд, всего 48 наборов, 4 грузовых места, вес брутто 35,6 кг (в ДТ заявлено 12 наборов, фактически 60 наборов);
7) артикул: HG-5060 - набор мыльные пузыри, всего 240 наборов, 4
грузовых места, вес брутто 68,16 кг (в ДТ заявлено 60 наборов, фактически 300 наборов);
8) артикул: HG-5059 - набор мыльные пузыри, всего 240 наборов, 4
грузовых места, вес брутто 71,04 кг (в ДТ заявлено 60 наборов, фактически 300 наборов);
9) артикул: 0511Е - набор мыльные пузыри, всего 96 наборов, 1 грузовое место, вес брутто 23,42 кг (в ДТ заявлено 96 наборов, фактически 192 набора);
10) артикул: 821-24 - мыльные пузыри, всего 1728 штук, 9 грузовых мест, вес брутто 198 кг (в ДТ заявлено 192 штуки, фактически 1920 штук);
11) артикул: 807 - мыльные пузыри, всего 216 штук, 9 грузовых мест, вес брутто 123,12 кг (в ДТ заявлено 24 штуки, фактически 240 штук);
12) артикул: 802 - мыльные пузыри, всего 432 штук, 9 грузовых мест, вес брутто 110,7 кг (в ДТ заявлено 48 штук, фактически 480 штук);
13) артикул: 801-24 - мыльные пузыри, всего 2592 штуки, 9 грузовых мест, вес брутто 190,08 кг (в ДТ заявлено 288 штук, фактически 2880 штук);
14) артикул: 3939-4 - набор мыльные пузыри, всего 192 набора, 2 грузовых места, вес брутто 51,12 кг (в ДТ заявлено 96 наборов, фактически 288 наборов);
15) артикул: 3939-1А - набор мыльные пузыри, всего 192 набора, 2
грузовых места, вес брутто 51,36 кг (в ДТ заявлено 96 наборов, фактически 288 наборов);
16) артикул: 3939-20 - набор мыльные пузыри, всего 384 набора, 4
грузовых места, вес брутто 108,48 кг (в ДТ заявлено 96 наборов, фактически 480 наборов);
17) артикул: 3939-83А - набор мыльные пузыри, всего 384 набора, 4
грузовых места, вес брутто 101,52 кг (в ДТ заявлено 96 наборов, фактически 480 наборов);
18) артикул: В0999-2 - набор мыльные пузыри, всего 120 наборов, 2
грузовых места, вес брутто 54,72 кг (в ДТ заявлено 60 наборов, фактически 180 наборов);
19) артикул: В0999-ЗА - набор мыльные пузыри, всего 120 наборов, 2
грузовых места, вес брутто 57,32 кг (в ДТ заявлено 60 наборов, фактически: 180 наборов);
20) артикул: 3939-3B - набор мыльные пузыри, всего 288 наборов, 3
грузовых места, вес брутто 60,3 кг (в ДТ заявлено 96 наборов, фактически 384 набора);
21) артикул: 3939-9А - набор мыльные пузыри, всего 144 набора, 2
грузовых места, вес брутто 37,2 кг (в ДТ заявлено 72 набора, фактически 216 наборов);
22) артикул: JY013-D - набор мыльные пузыри, всего 240 наборов, 4
грузовых места, вес брутто 71,52 кг (в ДТ заявлено 60 наборов, фактически 300 наборов);
23) артикул: 09998-D - набор мыльные пузыри, всего 384 набора, 4
грузовых места, вес брутто 82,56 кг (в ДТ заявлено 96 наборов, фактически 480 наборов);
24) артикул: 09998-С - набор мыльные пузыри, всего 384 набора, 4
грузовых места, вес брутто 107,68 кг (в ДТ заявлено 96 наборов, фактически 480 наборов);
25) артикул: 254-7 - игровой набор «Полицейский», всего 144 набора, 1 грузовое место, вес брутто 16,28 кг (в ДТ заявлено 144 набора, фактически 288 наборов);
26) артикул: 253-6 - игровой набор «Военный», всего 144 набора, 1
грузовое место, вес брутто 19,86 кг (в ДТ заявлено 144 набора, фактически 288 наборов);
27) артикул: 253-5 - игровой набор «Военный», всего 120 наборов, 1
грузовое место, вес брутто 19,46 кг (в ДТ заявлено 120 наборов, фактически: 240 наборов);
28) артикул: 253-3 - игровой набор «Военный», всего 120 наборов, 1
грузовое место, вес брутто 21,2 кг (в ДТ заявлено 120 наборов, фактически 240 наборов);
29) артикул: 253-2 - игровой набор «Военный», всего 120 наборов, 1
грузовое место, вес брутто 19,8 кг (в ДТ заявлено 120 наборов, фактически 240 наборов);
30) артикул: 252-1 - игровой набор «Полицейский», всего 120 наборов, 1 грузовое место, вес брутто 19,2 кг (в ДТ заявлено 120 наборов, фактически 240 наборов);
31) артикул: 251-1 - игровой набор «Военный», всего 120 наборов, 1
грузовое место, вес брутто 20,24 кг (в ДТ заявлено 120 наборов, фактически 240 наборов);
32) артикул: 668-25 - игровой набор «Мороженое», всего 24 набора, 1
грузовое место, вес брутто 18,1 кг (в ДТ заявлено 24 набора, фактически 48 наборов);
33) артикул: 334-12 - мыльный раствор, всего 648 штук, 9 грузовых мест, вес брутто 179,28 кг (в ДТ заявлено 72 штуки, фактически 720 штук);
34) артикул : YF370B - игровой набор «Поймай мяч», всего 48 наборов, 2 грузовых места, вес брутто 16,88 кг (в ДТ заявлено 24 набора, всего 72 набора);
35) артикул: YG11B - ручное устройство для пускания дискового
пропеллера, всего 270 наборов, 9 грузовых мест, вес брутто 73,44 кг (в ДТ
заявлено 30 наборов, фактически 300 наборов);
36) артикул: В7090 - каталка гусеничка, всего 48 штук, 2 грузовых места, вес брутто 34,36 кг (в ДТ заявлено 24 штуки, всего 72 штуки);
37) артикул: 188-50 - велосипед для кукол, всего 192 штуки, 1 грузовое
место, вес брутто 19,08 кг (в ДТ заявлено 192 штуки, фактически 384 штуки);
38) артикул: 2586Q-D24 - водная игра, всего 1152 штуки, 4 грузовых места, вес брутто 117,92 кг (в ДТ заявлено 288 штук, фактически 1440 штук);
39) артикул: 2586G-24 - водная игра, всего 1152 штуки, 4 грузовых места, вес брутто 134,08 кг (в ДТ 288 штук, фактически 1440 штук);
40) артикул: 2586Х-В24 - водная игра, всего 1152 штуки, 4 грузовых места, вес брутто 136,8 кг (в ДТ 288 штук, фактически 1440 штук);
41) артикул: 2586X-F24 - водная игра, всего 864 штуки, 4 грузовых места, вес брутто 106,16 кг (в ДТ 216 штук, фактически 1080 штук);
42) артикул: 0022 - машина пожарная, всего 192 штуки, 2 грузовых места, вес брутто 39,6 кг (в ДТ 96 штук, фактически 288 штук);
43) артикул: 189-99 - палочка светящаяся, всего 300 штук, 1 грузовое место, вес брутто 17,38 кг (в ДТ заявлено 300 штук, фактически 600 штук);
44) артикул: 189-83 - палочка светящаяся, всего 240 штук, 1 грузовое
место, вес брутто 11,1 кг (в ДТ заявлено 240 штук, фактически 480 штук);
45) артикул: 189-165 - палочка светящаяся, всего 192 штуки, 2 грузовых места, вес брутто 32,4 кг (в ДТ заявлено 96 штук, фактически 288 штук);
46) артикул: 189-159 - палочка светящаяся, всего 216 штук, 1 грузовое
место, вес брутто 21,4 кг (в ДТ заявлено 216 штук, фактически 432 штуки);
47) артикул: 189-156 - палочка светящаяся, всего 216 штук, 1 грузовое
место, вес брутто 20,7 кг (в ДТ заявлено 216 штук, фактически 432 штуки);
48) артикул: 189-107 - палочка светящаяся, всего 168 штук, 1 грузовое место, вес брутто 12,48 кг (в ДТ заявлено 168 штук, фактически 336 штук);
49) артикул: 189-133 - палочка светящаяся, всего 192 штуки, 2 грузовых места, вес брутто 27,8 кг (в ДТ заявлено 96 штук, фактически 288 штук);
50) артикул: 189-132 - палочка светящаяся, всего 192 штуки, 2 грузовых места, вес брутто 29,68 кг (в ДТ заявлено 96 штук, фактически 288 штук);
51) артикул: 189-131 - палочка светящаяся, всего 192 штуки, 2 грузовых места, вес брутто 28,96 кг (в ДТ заявлено 96 штук, фактически 288 штук);
52) артикул: 189-129 - палочка светящаяся, всего 96 штук, 1 грузовое
место, вес брутто 13,76 кг (в ДТ заявлено 96 штук, фактически 192 штуки);
53) артикул: 189-127 - палочка светящаяся, всего 336 штук, 2 грузовых
места, вес брутто 28,56 кг (в ДТ заявлено 168 штук, фактически 504 штуки);
54) артикул: 189-126 - палочка светящаяся, всего 336 штук, 2 грузовых
места, вес брутто 28,4 кг (в ДТ заявлено 168 штук, фактически 504 штуки);
55) артикул: 189-112 - ободок карнавальный, всего 576 штук, 2 грузовых места, вес брутто 28 кг (в ДТ заявлено 288 штук, фактически 864 штуки);
56) артикул: 189-109 - палочка светящаяся, всего 160 штук, 1 грузовое
место, вес брутто 8,84 кг (в ДТ заявлено 160 штук, фактически 320 штук);
57) артикул: 3784А - карнавальный набор, всего 240 наборов, 1 грузовое место, вес брутто 22,04 кг (в ДТ заявлено 240 наборов, фактически 480 наборов);
58) артикул: 3786А - карнавальный набор, всего 160 наборов, 1 грузовое место, вес брутто 23,26 кг (в ДТ заявлено 160 наборов, фактически 320 наборов);
59) артикул: 3711А - карнавальный набор, всего 240 наборов, 1 грузовое место, вес брутто 22,28 кг (в ДТ заявлено 240 наборов, фактически 480 наборов);
60) артикул: 3794Е - карнавальный набор, всего 150 наборов, 1 грузовое место, вес брутто 22,66 кг (в ДТ заявлено 150 наборов, фактически 300 наборов);
61) артикул: H.D-3 - карнавальный набор, всего 300 наборов, 1 грузовое место, вес брутто 25,36 кг (в ДТ заявлено 300 наборов, фактически 600 наборов);
62) артикул: 189-8 - браслет карнавальный, всего 1728 штук, 3 грузовых места, вес брутто 30,06 кг (в ДТ заявлено 576 штук, фактически 2304 штук);
63) артикул: 189-10 - браслет карнавальный, всего 1728 штук, 3 грузовых места, вес брутто 35,82 кг (в ДТ заявлено 576 штук, фактически 2304 штук);
64) артикул: Т002 - детская палатка с пластиковыми мячиками, всего 72 набора, 4 грузовых места, вес брутто 91,6 кг (в ДТ заявлено 18 наборов, фактически 90 наборов);
65) артикул: Т001 - детская палатка с пластиковыми мячиками, всего 72 набора, 4 грузовых места, вес брутто 85,92 кг (в ДТ заявлено 18 наборов, фактически 90 наборов);
66) артикул: 255-2 - автомат игрушечный, всего 120 штук, 1 грузовое
место, вес брутто 19,38 кг (в ДТ заявлено 120 штук, всего 240 штук);
67) артикул: 254-3 - автомат игрушечный, всего 144 штуки, 1 грузовое
место, вес брутто 19,52 кг (в ДТ заявлено 144 штуки, фактически 288 штук);
68) артикул: HY-43 - пистолет игрушечный, всего 288 штук, 1 грузовое место, вес брутто 23,16 кг (в ДТ заявлено 288 штук, фактически 576 штук);
69) артикул: 819-46 - автомат игрушечный, всего 288 штук, 1 грузовое
место, вес брутто 27,88 кг (в ДТ заявлено 288 штук, фактически 576 штук);
70) артикул: 819-45 - пистолет игрушечный, всего 432 штуки, 1 грузовое место, вес брутто 24,88 кг (в ДТ заявлено 432 штуки, фактически 864 штуки);
71) артикул: 737-866 - Танк на радиоуправлении, всего 384 штуки, 4
грузовых места, вес брутто 104,32 кг (в ДТ заявлено 96 штук, фактически 480 штук);
72) артикул: 2225 - машина с встроенным инерционным двигателем, всего 132 штуки, 2 грузовых места, вес брутто 44,24 кг (в ДТ заявлено 66 штук, фактически 198 штук);
73) артикул: 2223 - машина с встроенным инерционным двигателем, всего 132 штуки, 2 грузовых места, вес брутто 43,76 кг (в ДТ заявлено 66 штук, фактически 198 штук);
74) артикул: 730 - катер на батарейках, всего 240 штук, 2 грузовых места, вес брутто 38,08 кг (в ДТ заявлено 120 штук, фактически 360 штук);
75) артикул: 9918 - машина с встроенным инерционным двигателем, всего 1176 штук, 2 грузовых места, вес брутто 58,16 кг (в ДТ заявлено 588 штук, фактически 1764 штук);
76) артикул: 318-48 - машина с встроенным инерционным двигателем,
всего 168 штук, 2 грузовых места, вес брутто 52,84 кг (в ДТ заявлено 84 штуки, фактически 252 штуки);
77) артикул: 318-45 - машина с встроенным инерционным двигателем, всего 168 штук, 2 грузовых места, вес брутто 52,16 кг (в ДТ заявлено 84 штуки, фактически 252 штуки);
78) Артикул: 7859 - машина с встроенным инерционным двигателем, всего 120 штук, 2 грузовых места, вес брутто 42,8 кг (в ДТ заявлено 60 штук, фактически 180 штук);
79) артикул: 7858 - машина с встроенным инерционным двигателем, всего 120 штук, 2 грузовых места, вес брутто 43,64 кг (в ДТ заявлено 60 штук, фактически 180 штук);
80) артикул: 7830 - машина с встроенным инерционным двигателем, всего 96 штук, 2 грузовых места, вес брутто 36,2 кг (в ДТ заявлено 48 штук, фактически 144 штук);
81) артикул: 7861 - машина с встроенным инерционным двигателем, всего 96 штук, 2 грузовых места, вес брутто 36,6 кг (в ДТ заявлено 48 штук, фактически 144 штук);
82) артикул: 77758 - машина с встроенным инерционным двигателем,
всего 480 штук, 4 грузовых места, вес брутто 96,8 кг (в ДТ заявлено 120 штук, фактически 600 штук);
83) артикул: 605 - набор «Тесто для лепки», всего 72 набора, 2 грузовых места, вес брутто 40,24 кг (в ДТ заявлено 36 наборов, фактически 108 наборов);
84) артикул: 604 - набор «Тесто для лепки», всего 72 набора, 2 грузовых места, вес брутто 42,6 кг (в ДТ заявлено 36 наборов, фактически 108 наборов);
85) артикул: 601-603 - набор «Тесто для лепки», всего 72 набора, 2
грузовых места, вес брутто 40,52 кг (в ДТ заявлено 36 наборов, фактически 108 наборов);
86) артикул: CXL200-7A - конструктор трактор, всего 144 штуки, 2
грузовых места, вес брутто 46,52 кг (в ДТ заявлено 72 штуки, фактически 216 штук);
87) артикул: CXL200-7B - конструктор «Строительная техника», всего 144 штуки, 2 грузовых места, вес брутто 47,68 кг (в ДТ заявлено 72 штуки, фактически 216 штук);
88) артикул: CXL200-7C - Конструктор «Строительная техника», всего 144 штуки, 2 грузовых места, вес брутто 47,88 кг (в ДТ заявлено 72 штуки, фактически 216 штук);
89) артикул: 6136-3 - конструктор «Экскаватор», всего 320 штук, 2
грузовых места, вес брутто 49 кг (в ДТ заявлено 160 штук, фактически 480 штук);
90) артикул: LT-1029C1 - игрушечный бадминтон, всего 240 наборов, 2 грузовых места, вес брутто 52,64 кг (в ДТ заявлено 120 наборов, фактически 360 наборов);
91) артикул: LT-10O6E3 - игрушечный бадминтон, всего 96 наборов, 1
грузовое место, вес брутто 26,62 кг (в ДТ заявлено 96 наборов, фактически 192 набора);
92) артикул: LT-1008E1 - игрушечный бадминтон, всего 144 набора, 1 грузовое место, вес брутто 30,18 кг (в ДТ заявлено 144 набора, фактически 288 набора);
93) артикул: LT-1011C1 - игрушечный бадминтон, всего 144 набора, 1
грузовое место, вес брутто 27,06 кг (в ДТ заявлено 144 набора, фактически 288 набора).
Таким образом, дополнительно был выявлен товар в количестве 30736 шт./наборов в 238 грузовых местах общим весом брутто 4672,5 кг.
14.05.2021 по факту выявления незадекларированного товара (30736 шт./наборов в 238 грузовых местах общим весом брутто 4672,5 кг) таможенным органом был составлен протокол об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении №10714000-322/2021.
Одновременно таможенным органом было возбуждено дело об административном правонарушении по факту недекларирования подлежащего декларированию товара по установленной форме, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, о чем было вынесено определение от 14.05.2021.
20.05.2021 в целях определения свободной рыночной стоимости изъятого товара определением таможни была назначена товароведческая экспертиза, результаты которой были оформлены заключением эксперта №12410005/0023358 от 27.08.2021.
По результатам административного расследования таможенным органом был составлен протокол об административном правонарушении от 14.09.2021 №10714000-322/2021, в котором действия общества по факту недекларирования товара в количестве 30736 шт. (наборов) были квалифицированы по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
28.09.2021 таможенным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении №10714000-322/2021, которым декларант признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2126507,32 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, последнее оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и письменном отзыве на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит измене по следующим основаниям.
По правилам части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованности оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный срок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения, предусмотренного названной нормой права, является установленный порядок декларирования и таможенного оформления товара.
Объективную сторону правонарушения составляет бездействие участника внешнеэкономической деятельности, выразившееся в недекларировании товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Согласно пункту 2 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру, таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, таможенное декларирование осуществляется в электронной форме с использованием таможенной декларации.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования, таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (пункт 4 статьи 105 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары, среди прочих, указываются сведения о товарах, в том числе наименование, описание, код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, описание упаковок, цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения.
Порядок заполнения граф декларации на товары определен Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (далее - Инструкция).
Как установлено пунктом 6 Инструкции, как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.
Согласно подпункту 29 пункта 15 Инструкции в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
Под номером 1 указываются, в частности, наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара.
Под номером 2 указываются: для товара, имеющего упаковку, через запятую - общее количество грузовых мест, занятых товаром (если товар занимает грузовые места не полностью, то дополнительно в скобках указывается количество грузовых мест, занимаемых товаром частично, с проставлением через тире «-» записи: «часть места»), коды видов упаковки товара в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире «-» количества упаковок по каждому виду.
Таким образом, в таможенной декларации должны быть отражены все сведения о товаре, которые не только влияют на исчисление таможенных платежей, но и служат для иных целей, определенных ТК ЕАЭС. Данные сведения должны быть достоверными.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», частью 1 статьи 16.2 КоАПК РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Как установлено судебной коллегией и подтверждается материалами дела, при подаче ДТ №10702070/300421/0121170 общество заявило общие количественные сведения о 12 товарах различных наименований, а именно: 15904 штук/наборов, 343 грузовых местах, общий вес брутто 6707,07 кг.
Между тем, как подтверждается актом таможенного досмотра №10714040/060521/100561 от 06.05.2021, помимо заявленных в таможенной декларации сведений в контейнере №MRKU4785209 также находились товары в количестве 238 грузовых места 30736 шт. (наборов) весом брутто 4672,5 кг.
Таким образом, выявленный в ходе таможенного досмотра товар различных наименований (детские пластиковые игрушки, мыльные пузыри, игровые наборы, военные наборы, мыльный раствор для мыльных пузырей, игра «поймай мяч», запускалка для детей, каталка-гусеничка, транспорт для кукол, водная игра, волшебная палочка, ободок карнавальный, карнавальный набор, браслет карнавальный, детская палатка с пластиковыми мячиками, автоматы, пистолеты, машины инерционные, катера на батарейках, танк, наборы «тесто для лепки», конструкторы, игрушечный бадминтон) в количестве 30736 шт.(наборов) в силу статей 104, 105, 106 ТК ЕАЭС должен был быть задекларирован обществом по установленной форме, что последним в ДТ №10702070/300421/0121170 сделано не было.
Факт совершения правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе ДТ №10702070/300421/0121170 с пакетом коммерческих документов, актом таможенного досмотра №10714040/060521/100561, заключением эксперта от 29.04.2021 №12410005/0023358, протоколом об административном правонарушении от 14.05.2021 №10714000-322/2021 и иными документами, и обществом по существу не оспаривается.
При таких обстоятельствах вывод таможенного органа о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, является правильным.
Указание заявителя жалобы на то, что при заполнении декларации на товары сведения в соответствующих графах о количественных характеристиках товаров были заявлены им в соответствии с коммерческими и товаросопроводительными документами, но при этом вместо данных о количестве штук (наборов) были внесены сведения о количестве комплектов, в связи с чем допущенное упущение является технической ошибкой, названных выводов таможенного органа не отменяет.
Так, сравнение формализованной копии инвойса с копией инвойса на бумажном носителе показывает, что в графе «количество товаров» указаны значения, соответствующие графам инвойса на бумажном носителе «количество комплектов».
Таким образом, при формализации инвойса декларантом, действительно, ошибочно были внесены сведения о количестве комплектов товаров, что повлекло в дальнейшем неполное декларирование ввезенных товаров путем неуказания в графе 31 спорной ДТ всего количества товара соответствующего наименования.
С учетом изложенного судебная коллегия поддерживает вывод таможни о том, что при помещении товаров различных наименований под таможенную процедуру обществом не была задекларирована часть однородного товара, что образует объективную сторону вмененного административного правонарушения.
Довод апелляционной жалобы о том, что при проверке сведений по спорной декларации таможенный орган руководствовался исключительно данными формализованного инвойса, а копии коммерческих документов на бумажном носителе у декларанта не запросил, не свидетельствует об отсутствии события вменяемого правонарушения, поскольку в спорной ситуации противоправное поведение заключается не в нарушении порядка заполнения коммерческих документов в формализованном виде, а в незаявлении таможенному органу всего товара, ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС.
Соответственно ненаправление таможней запроса о предоставлении сканированных копий товаросопроводительных документов и наличие таких документов в распоряжении общества никаким образом не могло повлиять на квалификацию выявленного правонарушения, поскольку с момента регистрации таможенной декларации вменяемое административное правонарушение является оконченным.
Как установлено подпунктом 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, может выступать лицо государства-члена, в том числе, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.
Согласно внешнеторговому контракту №1/2020 от 19.06.2020 общество является покупателем ввезенного товара. Кроме того, исходя из содержания граф 8, 14, 54 ДТ №10702070/300421/0121170 подача таможенной декларации осуществлена непосредственно заявителем.
Таким образом, общество, будучи декларантом, заявляющим таможенному органу сведения о товаре, является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований статьи 106 ТК ЕАЭС, каких-либо объективных препятствий к соблюдению заявителем требований таможенного законодательства судом не установлено.
Делая указанный вывод, коллегия суда отмечает, что в силу статьи 84 ТК ЕАЭС общество, имея все необходимые полномочия и возможности для соблюдения требований таможенного законодательства при декларировании и таможенном оформлении товаров, не приняло всех необходимых и достаточных мер для их соблюдения, не проявило должной степени заботливости и осмотрительности при осуществлении обязанностей участника таможенных правоотношений и, до подачи ДТ не инициировало проверочные мероприятия в целях полного и достоверного декларирования.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины общества в совершенном правонарушении.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции также не установлено, поскольку заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможней не пропущен.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, арбитражным судом не установлены. Каких-либо поводов для переоценки указанного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
Одновременно судебная коллегия не усматривает оснований для замены административного штрафа на предупреждение, поскольку отсутствует совокупность критериев, предусмотренных частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В свою очередь проверка размера наложенного таможенным органом на общество административного штрафа показала, что он был назначен заявителю в минимальном размере санкции части 1 статьи 16.2 КоАП РФ в размере одной второй от стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составило 2126507,32 руб.
Оценив доводы общества о необходимости снижения назначенного административного штрафа ниже низшего предела, коллегия суда находит их обоснованными, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
С целью соблюдения принципа справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, при решении вопроса о возможности снижения размера назначенного юридическому лицу административного штрафа необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 11.03.1998 № 8-П, от 12.05.1998 № 14-П и от 15.07.1999 № 11-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Анализ имеющихся в материалах дела документов показывает, что общество является участником внешнеэкономической деятельности и фактически его действия по недекларированию части однородного товара не были направлены на сокрытие сведений о ввезенном товаре, поскольку были связаны исключительно с отдельными недостатками в исполнении своих обязанностей при таможенном оформлении партии товаров.
С учетом изложенного, руководствуясь вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, а также принимая во внимание сложившуюся экономическую обстановку в стране в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, суд апелляционной инстанции считает необходимым снизить размер назначенного административного штрафа до 1063253,66 руб., что соответствует тяжести и характеру правонарушения и сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При таких обстоятельствах коллегия считает, что на основании части 2 статьи 211 АПК РФ оспариваемое постановление от 28.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10707000-322/2021 подлежит признанию незаконным и изменению только в части размера наложенного административного штрафа, превышающего 1063253,66 руб.
Учитывая изложенное, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда, как принятое без учета существенных обстоятельств, и принять по делу новый судебный акт. Соответственно апелляционная жалоба общества подлежит частичному удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ и частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не уплачивается, в связи с чем суд апелляционной инстанции не распределяет судебные расходы по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.12.2021 по делу №А51-17902/2021 отменить.
Признать незаконным и изменить постановление Находкинской таможни от 28.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10714000-322/2021 в части назначения административного наказания, установив обществу с ограниченной ответственностью «Той Импорт» меру административной ответственности в виде административного штрафа в размере 1063253,66 руб. (один миллион шестьдесят три тысячи двести пятьдесят три рубля 66 копеек).
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Н.Н. Анисимова |
Судьи | А.В. Гончарова С.В. Понуровская |