ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-17952/2017 от 05.04.2018 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-17952/2017

12 апреля 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено апреля 2018 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой

судей О.Ю. Еремеевой, Г.Н. Палагеша

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы главы города Владивостока, Администрации города Владивостока

апелляционные производства № 05АП-112/2018, 05АП-113/2018

на решение от 04.12.2017

судьи И.С. Чугаевой

по делу № А51-17952/2017 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Местной религиозной организации православного Прихода храма Святого Апостола Андрея Первозванного г.Владивостока Владивостокской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (ИНН 2536139008, ОГРН 1032500012555)

к Администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955), к главе города Владивостока, третье лицо: Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края

о признании недействительным постановления от 09.06.2017 №1458 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264», об обязании в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «культовые здания и объекты» земельный участков с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264,

при участии:

от Местной религиозной организации православного Прихода храма Святого Апостола Андрея Первозванного г. Владивостока Владивостокской Епархии Русской Православной Церкви: представитель Сыщиков Е.И. (по доверенности от 23.06.2017, сроком действия на 3 года, паспорт);

от Главы города Владивостока: Грачева А.Ю. (по доверенности от 18.01.2018, сроком действия по 31.12.2018, служебное удостоверение);

от администрации города Владивостока: Грачева А.Ю. (по доверенности от 28.12.2017, сроком действия по 31.12.2018, служебное удостоверение).
инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края – не явилась;

УСТАНОВИЛ:

Местная религиозная организация православного Прихода храма Святого Апостола Андрея Первозванного г.Владивостока Владивостокской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным постановления главы города Владивостока от 09.06.2017 №1458 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264», об обязании в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «культовые здания и объекты» земельный участков с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264.

Определением суда от 19.09.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечен глава города Владивостока, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.12.2017 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, глава города Владивостока и Администрация города Владивостока обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалоб указывают, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии безусловной обязанности Главы города Владивостока вынести положительное решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка при наличии положительных результатов проведенных публичных слушаний и положительных рекомендаций Единой комиссии при наличии существенных нарушений действующего законодательства.

Полагает вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков преждевременным.

Заявители апелляционных жалоб полагают, что наличие ограничений, в части невозможности возведения на земельных участках объекта капитального строительства подлежит выяснению уполномоченным органом не на стадии выдачи разрешения на строительство, когда заинтересованное лицо понесло дополнительные расходы на разработку и утверждение проектной документации, а на стадии формирования и постановки на кадастровый учет таких участков.

Указывает также, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030018:263, 25:28:030018:26, 25:28:030018:12811, 25:28:030028:264 располагаются объекты инженерной инфраструктуры, а именно: водопровод, канализация, КЛЭП, напряжением 6 кВ, воздушные линии связи, теплосеть. Указанные участки полностью расположены в санитарно-защитной зоне предприятий, в запретном районе военного объекта. Вышеуказанные ограничения по инженерным сетям, запретному району военного объекта, а также наличие санитарно-защитной зоны предприятий являются основанием для отказа в предоставлении вышеуказанных земельных участков под строительство объекта капитального строительства.

В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи С.В. Гуцалюк в отпуске на основании определения суда от 05.04.2018 произведена ее замена на судью О.Ю. Еремееву, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) начато сначала.

В судебном заседании представить главы города Владивостока и Администрации города Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Местной религиозной организации православного Прихода храма Святого Апостола Андрея Первозванного г. Владивостока Владивостокской Епархии Русской Православной Церкви на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционные жалобы – не подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела судом установлено, что 18.11.2016 заявитель обратился в Единую комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципального образования Приморского края с заявлением входящий № 6075 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264. Заявление мотивировано тем, что в дальнейшем местная религиозная организация заинтересована в предоставлении указанных земельных участков в целях размещения (строительства) храма.

25.11.2016 заявитель дополнительно обратился в Единую комиссию с заявлением вх.№ 6075, представив письмом администрации Приморского края от 28.11.2011 №9382 о принятом положительном решении о возможности размещения Храма Андрея Первозванного на земельном участке в районе ул. Сахалинская, 46-48, с распечаткой с сайта депутата Юртаева А.Г., где жители Первомайского района г.Владивостока собрали 5 000 подписей за строительство храма Андрей Первозванного в районе ул.Сахалинской, 48.

Постановлением главы города Владивостока от 13.03.2017 №649 по инициативе Единой комиссии по подготовке проектов Правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264.

21.03.2017 Управлением градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока принято положительное заключение №7 о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264.

20.04.2017 по результатам публичных слушаний Единой комиссией по подготовке проектов Правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края приняты рекомендации №РК/5, в соответствии с которыми Единая комиссия рекомендовала предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования «культовые здания и объекты» земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264.

09.06.2017 главой города Владивостока принято постановление №1458 об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «культовые здания и объекты» земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264.

Заявитель, не согласившись с оспариваемым постановлением главы города Владивостока от 09.06.2017 №1458, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что при положительно проведенных публичных слушаниях и при наличии положительных рекомендаций Единой комиссии о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, глава местной администрации должен вынести положительное решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, суд указал на то, что спорные земельные участки не входят в защитную зону объектов культурного наследия – «Памятник матросам Сибирской флотилии, расстрелянным царскими палачами в 1907 году», в связи с чем основания для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, предусмотренные статьей 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», у главы города Владивостока отсутствовали. При этом суд указал, что поскольку в настоящее время проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения не утвержден, вывод о том, что объект строительства – храм Андрея Первозванного будет находиться в охранной зоне объекта культурного наследия, в границах которой согласно проекту, запрещается строительство, является преждевременным.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах и отзыве на них, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств. 

По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, при этом для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).

Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, при этом разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 ГрК РФ).

Из представленного в материалы дела фрагмента карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока, подготовленного в соответствии с Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденного Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 № 462, земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264 расположены в территориальной зоне Ж-3 – зона застройки многоэтажными жилыми домами.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Правил, к условно разрешенным видам использования земельных участков, расположенных в зоне Ж-3, относятся культовые здания и объекты.

Объекты указанных видов использования могут размещаться только на земельных участках, примыкающих:

- к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования;

- к границам зоны объектов автомобильного транспорта;

- к земельным участкам, отведенным для строительства дорог или их эксплуатации, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования;

- к техническим зонам охраны инженерных сетей или к установленным для них сервитутам, идущим параллельно красным линиям улиц и дорог всех типов и границ объектов автомобильного транспорта, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.

Как следует из фрагмента чертежа красных линий на территории г. Владивостока, земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264 находятся вблизи от границ территорий общего пользования (автомобильных дорог).

Согласно пункту 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1).

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2).

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (часть 3 статьи 39).

Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (часть 4 статьи 39).

Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 5 статьи 39).

Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (часть 6 статьи 39).

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца (часть 7 статьи 39).

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39).

На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (часть 9 статьи 39).

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 12 статьи 39).

На территории Приморского края публичные слушания проводятся в порядке, утвержденном постановлением администрации Приморского края от 28.05.2015 № 303-па «Об утверждении Порядка организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территориях Владивостокского, Артемовского, городских округов, Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов Приморского края» (далее – постановление № 303-па).

В соответствии с пп. 6 п. 8 постановления № 303-па основанием проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является инициатива Единой комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края (далее - Единая комиссия).

При этом согласно пп. 1.2.6 Положения о Единой комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 09.06.2015 № 180-па, инициирование проведения публичных слушаний является одной из функций Единой комиссии.

Формой работы Единой комиссии являются ее заседания. Решения Единой комиссии принимаются коллегиально путем голосования и оформляются протоколом (раздел II вышеуказанного постановления).

Согласно положениям раздела III, VI постановления Администрации Приморского края от 09.06.2015 № 180-па Единая комиссия рассматривает заявления заинтересованных лиц и по результатам рассмотрения каждого из них принимает решение, после чего направляет документы по указанным вопросам в орган местного самоуправления (пункт 3.1 раздела III).

Таким образом, при рассмотрении заявлений заинтересованных лиц приложенные материалы проверяются Единой комиссией на соответствие нормам действующего законодательства Российской Федерации. Единственным основанием проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров строительства (реконструкции), разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка (объекта капитального строительства) является протокол Единой комиссии. Публичные слушания проводятся в четком соответствии с вопросами, формулировки которых содержатся в протоколе. Полномочиями по изменению протокола, корректировке формулировок вопросов, указанных в нем, администрация города Владивостока в соответствии с законодательством Российской Федерации не обладает.

По итогам публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации. Такое заключение размещается на официальном сайте муниципального образования (при его наличии) в сети Интернет (ч. 6 ст. 39 ГрК РФ).

В дальнейшем, в соответствии с п. 10 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» на основании рекомендаций Единой комиссии руководитель органа местного самоуправления муниципального района или городского округа принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Из перечисленных норм закона следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением разрешенного вида использования земельного участка.

Как следует из материалов дела, 13.11.2016 в Департамент градостроительства Приморского края поступило обращение Местной религиозной организации православного Прихода храма Святого Апостола Андрея Первозванного г. Владивостока Епархии Русской Православной Церкви о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264, расположенными по адресу: г. Владивосток, ул. Сахалинская, 48

18.11.2016 указанное обращение поступило в Единую комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципального образования Приморского края.

Единой комиссией в соответствии с решением заседания в администрацию города Владивостока были направлены документы заявителя для проведения публичных слушаний о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264.

Главой города Владивостока было принято постановление от 13.03.2017 №648 «О назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264», которое было размещено на официальном сайте администрации города Владивостока www.vlc.ru и опубликовано в газете «Владивосток».

Публичные слушания были проведены 21.03.2017.

По результатам публичных слушаний открытым голосованием итоговый документ (протокол собрания), состоящий из предложения эксперта публичных слушаний с рекомендациями о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264, а также участников публичных слушаний, был принят единогласно.

Вместе с тем, из системного анализа положений части 8 статьи 39 ГрК РФ следует, что заключение о результатах публичных слушаний и рекомендации соответствующей комиссии носят рекомендательный характер. Однако итоговое решение по данному вопросу принимается органом местного самоуправления, и такое решение может не совпадать ни с результатами публичных слушаний, ни с рекомендациями единой комиссии.

Соответственно принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования не может основываться только на положительном заключении публичных слушаний и рекомендациях единой комиссии.

При этом заявитель ошибочно полагает, что осуществление органом местного самоуправления действий по подготовке и проведению публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования, безусловно свидетельствует о том, что испрашиваемое разрешение должно было быть ему предоставлено, поскольку такой вывод не следует из положений статьи 39 ГрК РФ.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит положениям статьи 39 ГрК РФ, поскольку принято с соблюдением процедуры, установленной действующим правовым регулированием, и в пределах полномочий Главы города Владивостока.

Как отмечалось выше, в соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264 расположены в территориальной зоне Ж-3 (зона застройки многоэтажными жилыми домами). В соответствии с градостроительным регламентом указанной зоны в ней допускается размещать «культовые здания и объекты».

Вместе с тем, как следует из представленных в материалы дела графических документов, вышеуказанные земельные участки являются смежными с земельным участком с кадастровым номером 25:28:030018:12811, на котором расположен объект культурного наследия регионального значения – памятник матросам Сибирской флотилии, расстрелянных в 1907 году.

В соответствии с приказом Департамента культуры Приморского края от 29.04.2016 № 215 утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия регионального значения.

В настоящее время границы территории объекта культурного наследия регионального значения - памятник матросам Сибирской флотилии, расстрелянных в 1907 году, не установлены, границы зон охраны объекта культурного наследия не утверждены, что сторонами не оспаривается.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Федеральным законом от 05.04.2016 № 95-ФЗ Федеральный закон № 73-ФЗ дополнен статьей 34.1 «Защитные зоны объектов культурного наследия». Федеральный закон от 05.04.2016 № 95-ФЗ вступил в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, то есть с 03.10.2016 (официальное опубликование состоялось 05.04.2016). Соответственно, статья 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ начала действовать с 03.10.2016.

Из части 1 статьи 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ следует, что защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Частью 4 статьи 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

При этом доводы Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края о том, что ограничения, установленные в п. 1 ст. 34.1 Закона № 73-ФЗ не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку памятник матросам Сибирской флотилии, расстрелянных в 1907 году является произведением монументального искусства, коллегией отклоняются, как документально не подтвержденные, следовательно, границы защитных зон объектов культурного наследия распространяются и на вышеуказанный памятник.

Инспекцией по охране объектов культурного наследия Приморского края в материалы дела представлен проект зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, из содержания которого следует, что на земельный участок в границах территории памятника истории и культуры «Памятник матросам Сибирской флотилии, расстрелянным царскими палачами в 1907 году» распространяется особый правовой режим использования земель, в том числе, в границах охранной зоны объектов культурного наследия запрещается осуществление капитального строительства.

Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения находится на утверждении в администрации Приморского края, и до настоящего времени не утвержден.

При таких обстоятельствах, коллегия признает преждевременным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования спорных земельных участков.

С учетом изложенного, глава города Владивостока, правомерно руководствуясь положениями Федерального закона № 73-ФЗ, отказал в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «культовые здания и объекты» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030018:262, 25:28:030018:263, 25:28:030018:264.

Как отмечалось выше для признания недействительным ненормативного правового акта органа государственной власти необходимо в совокупности два условия: несоответствие такого акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Исследуя вопрос о нарушении оспариваемым отказом законных прав и интересов заявителя, коллегия суда апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Из материалов дела усматривается, что местная религиозная организация обратилась к главе администрации г. Владивостока с соответствующим заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «культовые здания и объекты» спорных земельных участков с целью дальнейшего размещения (строительства) на указанных земельных участках храма Андрея Первозванного и получения указанных земельных участков без проведения торгов.

Вместе с тем, намерение изменить вид разрешенного использования земельных участков с целью их получения для строительства, не свидетельствует о нарушении прав заявителя оспариваемым отказом, принимая во внимание, что какими-либо правами в отношении указанных земельных участков на момент обращения с соответствующим заявлением в администрацию и на момент рассмотрения настоящего спора заявитель не обладает.

Кроме того, наличие ограничений, в части невозможности возведения на земельных участках объекта капитального строительства, подлежит выяснению уполномоченным органом до выдачи разрешения на строительство, когда заинтересованное лицо понесло дополнительные расходы на разработку и утверждение проектной документации. 

Как следует из письма Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока от 22.08.2017 № 27/1-4-2116 в границах спорных земельных участков располагаются объекты инженерной инфраструктуры, а именно: водопровод, канализация, КЛЭП напряжением 6 кВ, ВЛЭП напряжением 0, 4 кВ, 110 кВ, воздушные линии связи, теплосеть. Указанные земельные участки полностью расположены в санитарно-защитной зоне предприятий, в запретном районе военного объекта. 

Данное обстоятельство в силу пункта 2 статьи 89 ЗК РФ, пунктов 2, 8, (подпункт «б») Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, Правил охраны линий и сооружений связи РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 № 578, требований СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения питьевого значения», СНиП 2.04.02-84 «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», ст. 56 ЗК РФ делает невозможным строительство капитального объекта в границах спорных земельных участков.

  Поскольку указанные обстоятельства препятствуют строительству в пределах испрашиваемой территории земельных участков, нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым постановлением главы города Владивостока не установлено.

Коллегия принимает во внимание, что указанные обстоятельства не были положены в обоснование оспариваемого постановления, однако считает необходимым указать в судебном акте на наличие ограничений, препятствующих возведению объекта капитального строительства, с учетом того, что указанные ограничения подлежат выяснению до несения заинтересованным лицом дополнительных расходов на разработку и утверждение проектной документации.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, заявленные требования в силу части 3 статьи 201 АПК РФ удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

Основываясь на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что согласно пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.12.2017  по делу №А51-17952/2017 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Гончарова

Судьи

О.Ю. Еремеева

Г.Н. Палагеша