ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-18234/2021 от 28.07.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июля 2022 года                                                                        № Ф03-3392/2022

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен июля 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.,

судей: Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Алмаз-Плюс» -                             Аверин В.Ю., представитель по доверенности б/н от 10.02.2022;

от Дальневосточного таможенного управления – Небутова А.М., представитель по доверенности от 05.03.2022 № 05-56/76;

от Хабаровской таможни – Небутова А.М., представитель по доверенности от 19.10.2021 № 05-54/321;

рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу Дальневосточного таможенного управления

на решение от 24.02.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022

по делу №  А51-18234/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алмаз-Плюс» (ОГРН 1127901000259, ИНН 7901539640; адрес: 679230, Еврейская автономная область, Октябрьский район, с. Амурзет, ул. Калинина, д. 24)

к Дальневосточному таможенному управлению (ОГРН 1022502268887,                 ИНН 2540015492; адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток,                        ул. Гоголя, д. 48), Хабаровской таможне (ОГРН 1022701131826,                        ИНН 2722009856; адрес: 680013, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 94А)

о признании незаконным решений, бездействия; об обязании осуществить действие

    УСТАНОВИЛ:

         Общество с ограниченной ответственностью «Алмаз-Плюс» (далее – заявитель, декларант, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Дальневосточному таможенному управлению (далее – управление), Хабаровской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о признании незаконными решений, оформленных в письмах от 07.10.2021 № 14-07-13/16783, № 14-07-13/16784, об отказе в начислении процентов по декларациям на товары № 10708020/270916/0001829,      № 10708020/270916/0001830, № 10708020/270916/0001831, № 10708020/270916/0001833, № 10708020/270916/0001834, № 10708020/270916/0001836, № 10708020/270916/0001837, № 10708020/290916/0001850, № 10708020/290916/0001851, о признании незаконным бездействия по неначислению процентов на излишне уплаченные (взысканные) таможенные платежи по указанным декларациям; об обязании осуществить расчет, начисление и выплату процентов по излишне уплаченным (взысканным) таможенным платежам (с учетом принятых судом уточнений).

Решением суда от 24.02.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022, требования удовлетворены частично: решения управления об отказе в начислении процентов, оформленные в письмах от 07.10.2021 № 14-07-13/16783, № 14-07-13/16784, признаны незаконными; суд обязал управление и таможню осуществить расчет, начисление и выплату процентов на излишне уплаченные (взысканные) таможенные платежи по спорным декларациям. В удовлетворении  требований о бездействии - судом отказано.

Управление, не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить  и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

         Управление в жалобе и его представитель в судебном заседании суда округа, настаивали на отсутствии правовых оснований для начисления процентов за несвоевременный возврат таможенных платежей, как излишне взысканных. Полагают, что платежи являются излишне уплаченными. Считают, что  суды применили иные, чем следовало, нормы материального права и при этом в нарушение требований статей 170, 271 АПК РФ резолютивные части обжалуемых судебных актов не содержат конкретной суммы, подлежащей взысканию, что впоследствии могло привести к затруднительности в исполнении судебного акта.

Таможня в отзыве и её представитель в суде округа поддержали доводы кассационной жалобы.

Общество в отзыве на кассационную жалобу, а также его представитель посредством участия в онлайн судебном заседании суда округа, выразили несогласие с её доводами, настаивали на законности принятых по делу судебных актов.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела судами установлено, что в сентябре 2016 года обществом во исполнение внешнеторгового контракта, заключенного с иностранной компанией, на таможенную территорию ЕАЭС ввезены товары, в целях таможенного оформления которых в Биробиджанскую таможню поданы ДТ № 10708020/270916/0001829, № 10708020/270916/0001830,                                      № 10708020/270916/0001831, № 10708020/270916/0001833, № 10708020/270916/0001834, № 10708020/270916/0001836, № 10708020/270916/0001837, № 10708020/290916/0001850, № 10708020/290916/0001851.

         Впоследствии таможенным органом были приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях.

         Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Еврейской автономной области решения Биробиджанской таможни признаны незаконными, на Биробиджанскую таможню (правопреемник - Хабаровская таможня) возложена обязанность по осуществлению возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, а именно:

          - решением от 07.05.2019 по делу № А16-1234/2018 признаны излишне взысканными таможенные платежи в размере 405 368,77 руб., уплаченные в связи с незаконной корректировкой 29.09.2016 таможенной стоимости по ДТ №10708020/270916/0001829;

          - решением от 16.06.2020 по делу № А16-4267/2019 признаны излишне взысканными таможенные платежи в размере 395 494,03 руб., уплаченные в связи с незаконной корректировкой 30.09.2016 таможенной стоимости по ДТ №10708020/290916/0001851;

          - решением от 06.07.2021 по делу № А16-4268/2019 признаны излишне взысканными таможенные платежи в сумме 413 205,55 руб., уплаченные в связи с незаконной корректировкой 30.09.2016 таможенной стоимости по ДТ № 10708020/290916/0001850;

         - решением от 16.06.2020 по делу № А16-4269/2019 признаны излишне взысканными таможенные платежи в размере 390 187,47 руб., в связи с незаконной корректировкой 30.09.2016 таможенной стоимости по ДТ №10708020/270916/0001836;

          - решением от 06.07.2021 по делу № А16-4270/2019 признаны излишне взысканными таможенные платежи в размере 396 091,31 руб., в связи с незаконной корректировкой 30.09.2016 таможенной стоимости по ДТ №10708020/270916/0001836;

         - решением  от 16.06.2020 по делу № А16-4271/2019 признаны излишне взысканными таможенные платежи в размере 395 247.90 руб., в связи незаконной корректировкой 12.10.2016 таможенной стоимости по ДТ                              № 10708020/270916/0001834;

          - решением от 06.07.2021 по делу № А16-4272/2019 признаны излишне взысканными таможенные платежи в размере 415 489,63 руб., в связи с незаконной корректировкой 30.09.2016 таможенной стоимости по ДТ №10708020/270916/0001833;

         - решением от 06.07.2021 по делу № А16-4273/2019 признаны излишне взысканными таможенные платежи в размере 418 863,26 руб., в связи с незаконной корректировкой 30.09.2016 таможенной стоимости по ДТ №10708020/270916/0001831;

          - решением от 06.07.2021 по делу № А16-4274/2019 признаны излишне взысканными таможенные платежи в размере 410 429,21 руб., в связи с незаконной корректировкой 29.09.2016 таможенной стоимости по ДТ                            № 10708020/270916/0001830.

         Возврат таможенных платежей осуществлен управлением в адрес общества: по ДТ №10708020/270916/0001829 в соответствии с платежными поручениями №730232 и №730218 на общую сумму 405 368,77 руб. - 29.08.2019; по ДТ №10708020/290916/0001851 в соответствии с платежными поручениями №396964 и №396946 на общую сумму 395 494,03 руб. - 02.04.2021; по ДТ № 10708020/290916/0001850 платежными поручениями               № 265852 и № 265830 на общую сумму 413 205,55 руб.; по ДТ №10708020/270916/0001837 в соответствии с платежными поручениями                      № 396972 и № 396922 на общую сумму 390 187,47 руб. - 02.04.2021; по ДТ №10708020/270916/0001836 платежными поручениями № 265839 и №265812 на общую сумму 396 091,31 руб.; по ДТ № 10708020/270916/0001834 в соответствии с платежными поручениями № 396990 и № 396958 на общую сумму 395 247,90 руб. - 02.04.2021; по ДТ №10708020/270916/0001833 платежными поручениями № 265851 и № 265829 на общую сумму                        415 489,63 руб.; по ДТ №10708020/270916/0001831 платежными поручениями №265880 и №265829 на общую сумму 418 863,26 руб.; по ДТ      № 10708020/270916/0001830 платежными поручениями № 265888 и                                     № 265845 на общую сумму 410 429,21 руб.

13.09.2021, 14.09.2021 и 17.09.2021 общество направило в адрес управления и таможни заявления  о выплате процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных таможенных платежей.

         Рассмотрев заявления, управление уведомило общество (ответ от 07.10.2021 № 14-07-13/1678 на заявления от 13.09.2021, от 14.09.2021, ответ № 14-07-13/16783 на заявление от 17.09.2021) о том, что дополнительно начисленные таможенные пошлины, налоги, уплаченные указанным декларациям с учетом положений Федерального закона от 27.11.2010                                                           № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ), не соответствуют понятию излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, данному в части 12 статьи 67 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ).

         Письмом от 22.10.2021 № 17-25/17848 по результатам рассмотрения заявлений от 13.09.2021, 14.09.2021, 17.09.2021 таможня также проинформировала общество о том, что оснований для начисления и выплаты процентов в соответствии с положениями части 11 статьи 67 Закона № 289-ФЗ на излишне уплаченные суммы таможенных платежей по спорным декларациям, не имеется.

Не согласившись с решениями управления и полагая незаконным бездействием не начисление процентов, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и удовлетворил заявленные требования частично, признав незаконными решения управления.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суды исходили из того, что поскольку таможенные платежи по спорным таможенным декларациям были уплачены декларантом в связи с корректировками таможенной стоимости, признанными по решениям суда незаконными и поэтому являются излишне взысканными, проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов должны начисляться со дня, следующего за днем взыскания, по день их фактического возврата.

Суд округа соглашается с судами, которые в рассматриваемом случае приняли во внимание следующее.

В силу действующего в настоящее время правового регулирования согласно статье 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.

Статьей 67 ТК ЕАЭС определены случаи, при которых осуществляется возврат (зачет) сумм таможенных пошлин, налогов, авансовых платежей, денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также иных денежных средств (денег).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС.

Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе (пункт 4 статьи 67 ТК ЕАЭС).

Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в Российской Федерации регламентирован главой 11 Закона №289-ФЗ, в соответствии с частью 8 статьи 398 которого, положения статьи 67 Закона №289-ФЗ применяются со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 и 8 к договору.

Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 ратифицирован Федеральным законом от 01.04.2020 № 78-ФЗ. Начало действия документа - 01.08.2021.

Следовательно, применение положений статьи 67 Закона №289-ФЗ о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и процентов при нарушении срока возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов по расчетным периодам до 01.08.2021 осуществляется в порядке, установленном главой 18 Закона № 311-ФЗ.

По расчетным периодам, в которых факт излишней уплаты (излишнего взыскания) возник после 01.08.2021, начисление и выплата процентов производится в соответствии с положениями статьи 67 Закона № 289-ФЗ.

Поскольку списание дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов производилосьтаможней 29.09.2016 и 30.09.2016, следовательно, по верным выводам судов, для установления статуса таможенных платежей по указанным декларациям следует также применять положения                          Закона № 311-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 147 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

В силу части 6 указанной статьи возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Как верно указано судами, из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ следует, что при возврате излишне уплаченных (взысканных) в соответствии с положениями главы 18 данного закона таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.

В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» указано, что в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона № 311-ФЗ).

Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.

Суды установили, что вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда Еврейской автономной области по делам                  А16-1234/2018, №А16-4267/2019, №А16-4269/2019, №А16-4271/2019,                            №А16-4268/2019, №А16-4270/2019, №А16-4272/2019, №А16-4273/2019, №А16-4274/2019 списанные таможней по спорным декларациям таможенные платежи, явились следствием принятия таможней решений о корректировке таможенной стоимости товаров, и поэтому они не могут считаться добровольно уплаченными и  являются излишне взысканными.

Эти обстоятельства в силу статьи 69 АПК РФ являются преюдициальными и не подлежат доказыванию вновь в рамках настоящего спора, в котором участвуют те же лица.

Следовательно, учитывая, что обстоятельства, связанные с излишним начислением таможенных платежей по спорным декларациям установлены вступившими в законную силу вышеуказанными судебными актами, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, суды пришли к верному выводу, о том, что таможенные платежи по спорным таможенным декларациям являются излишне взысканными.

Поскольку факт излишнего взыскания таможенных платежей подтвержден материалами дела, начисление процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пеней, судами верно признано правомерным и решения управления об отказе в начислении процентов, оформленные в письмах от 07.10.2021 № 14-07-13/16783, № 14-07-13/16784, обоснованно признаны судами незаконными.

В части отказа в удовлетворении требования общества о признании незаконным бездействия Хабаровской таможни судебные акты не обжалуются и судом кассационной инстанции не проверяются (часть 1 статьи 286 АПК РФ).

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в нарушение требований статей 170, 271 АПК РФ резолютивные части обжалуемых судебных актов не содержат конкретной суммы, подлежащей взысканию, правомерно признан судами несостоятельным.

Из материалов дела следует, что заявление общества содержало требование о признании незаконными решений управления и обязании совершить действия по начислению процентов, при этом, как верно указано судами, понуждение совершить действия по начислению процентов не является самостоятельным требованием, а является способом устранения нарушенного права и поэтому, удовлетворяя требования заявителя, суд правильно в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ обязал таможенный орган самостоятельно осуществить расчет, начисление и выплату процентов на излишне взысканные таможенные платежи.

При этом представители таможни и общества подтвердили фактическое исполнение судебного решения на день рассмотрения дела в суде округа.

Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

         решение от 24.02.2022 в обжалуемой части, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 по делу № А51-18234/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                       И.М. Луговая                       

Судьи                                                                                А.И. Михайлова              

                                                                                     Т.Н. Никитина