АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
20 марта 2015 года №Ф03-787/2015
Резолютивная часть постановления от 18 марта 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Трофимовой О.Н.
Судей: Голикова В.М., Мильчиной И.А.
при участии:
от истца: администрации Уссурийского городского округа Приморского края – представитель не явился;
от ответчика: ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 – представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Уссурийского городского округа Приморского края
на решение от 02.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014
по делу № А51-19356/2014
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Падин Э.Э., в апелляционном суде судьи: Ветошкевич А.В., Култышев С.Б., Скрипка Н.А.
по иску администрации Уссурийского городского округа Приморского края
к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1
о взыскании 100 000 руб.
Администрация Уссурийского городского округа Приморского края (ОГРН <***>, место нахождения: 692519, <...>, далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>, далее – предприниматель, глава КФХ) о взыскании в счет возврата выделенной субсидии 100 000 руб.
Решением суда от 02.10.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с их несостоятельностью.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе администрации, которая просит их отменить, сославшись на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и несоответствие выводов судов, изложенных в обжалуемых решении и постановлении имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку предприниматель, как получатель субсидии, в нарушение положений договора №13 от 09.11.2012, а также Порядка предоставления субсидий начинающим предпринимателям Уссурийского городского округа с целью возмещения части затрат, направленных на развитие собственного дела, в 2011-2013 годах, утвержденного постановлением администрации Уссурийского городского округа от 19.09.2011 №2240-НПА (далее – Порядок предоставления субсидий), не представила администрации в установленные пунктом 28 настоящего Порядка сроки отчетность о целевом использовании спорной субсидии, то требование истца о ее возврате является правомерным, соответствующим пункту 31 данного Порядка, и у суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Предприниматель в отзыве на жалобу изложенные в ней доводы отклоняет в полном объеме и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с долгосрочной целевой программой «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории Уссурийского городского округа на 2011-2013 годы», а также Порядком предоставления субсидий, на основании протокола №3 от 04.10.2012 заседания комиссии по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям Уссурийского городского округа с целью возмещения части затрат, направленных на развитие собственного дела, в 2012 году между предпринимателем и администрацией 09.11.2012 заключен договор №13, в соответствии с которым предпринимателю единовременно на безвозмездной и безвозвратной основе выделяется субсидия в размере 200 000 руб. на приобретение пастбища и бурение скважины.
При этом получатель субсидии обязан, в том числе использовать субсидию исключительно на цели, определенные в Бизнес – проекте, в полном объеме представлять отчетность, финальный письменный отчет об использованных средствах в сроки, установленные пунктом 28 Порядка предоставления субсидий; осуществлять возврат субсидии в местный бюджет в случае установления нарушений, предусмотренных пунктом 31 Порядка (пункт 6 договора).
Платежными поручениями №449118 от 30.11.2012 и №514372 от 10.12.2012 истец перечислил ответчику денежные средства в полном объеме.
В рамках контроля за использованием субсидии администрацией проведена проверка представленных предпринимателем отчетов и отчетных документов, в ходе которой установлено, что последней в декабре 2012 года представлен отчет только об использовании 100 000 руб. на бурение скважины. Отчет на общую сумму субсидии в размере 200 000 руб. не представлен.
Письмом от 29.01.2014 №13-13/0034, полученным ответчиком 06.02.2014, администрация уведомила предпринимателя о необходимости в срок до 07.02.2014 представить финальный отчет об использовании субсидии в размере 200 000 руб.
10.02.2014 в адрес предпринимателя направлено требование о возврате неполностью использованной субсидии в размере 100 000 руб.
В связи с тем, что последняя в добровольном порядке взятые на себя обязательства по возврату неиспользованной части субсидии не выполнила, администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом суды исходили из того, что материалами дела подтверждается, что расходы на бурение скважины фактически оказались выше, чем предполагалось Бизнес – проектом, и составили не 100 000, а 148 786 руб. В связи с тем, что решение вопроса по приобретению пастбища затянулось по вине администрации, то оставшуюся часть субсидии предприниматель израсходовала на другие цели, предусмотренные Бизнес-проектом: на приобретение доски обрезной и пиломатериалов, поэтому основания для возврата субсидии в оспариваемой сумме отсутствуют.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами не учтено следующее.
Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) устанавливает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78).
В соответствии с пунктом 28 Порядка предоставления субсидий получатели субсидии, заключившие договоры, обязаны:
а) ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять в управление экономического развития администрации Уссурийского городского округа отчет о целевом использовании субсидии по форме согласно приложению №8 настоящего Порядка с обязательным приложением договоров, платежных поручений с отметкой банка об оплате, счетов-фактур, кассовых и товарных чеков, выданных на имя получателя субсидии, указывающих наименование товара (работ, услуг). Отчеты о целевом использовании субсидии предоставляются до полного расходования субсидии, которое должно быть осуществлено в течение финансового года – года получения субсидии;
б) ежеквартально, в течение последующих двух календарных лет, до 20 числа, следующего за отчетным кварталом, предоставлять сведения по форме «Анкета получателя поддержки» согласно приложению №10 настоящего Порядка.
Пункт 31 указанного Порядка предусматривает случаи, при наличии которых субсидия подлежит возврату в полном объеме:
а) установление факта предоставления получателем субсидии недостоверных сведений;
б) выявление факта отсутствия ведения получателем субсидии предпринимательской деятельности в течение заявленного срока реализации бизнес – плана;
в) непредоставление отчетной информации, указанной в подпунктах «а» и «б» пункта 28 настоящего Порядка.
Согласно пункту 32 неиспользованная в течение финансового года – года получения субсидии часть субсидии и/или часть субсидии, использованная не по целевому назначению, указанному в приложении №9 к Порядку, подлежит возврату.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается главой КФХ, что в соответствии с пунктом 4 бизнес – проекта, пунктами 1, 2 договора №13 от 09.11.2012 она имела право израсходовать на приобретение пастбища и бурение скважины субсидии в размере по 100 000 руб. на каждый объект.
Отчет о целевом использовании 100 000 руб. на бурение скважины предпринимателем представлен в декабре 2012 года.
Отчет об использовании 100 000 руб. на приобретение пастбища не представлен ни в установленные пунктом 28 Порядка предоставления субсидий сроки, ни по требованию администрации.
Выводы судов обеих инстанций о том, что фактические расходы на бурение скважины составили не 100 000, а 148 786 руб., поэтому предприниматель имела право не возвращать в местный бюджет сумму субсидии, излишне израсходованную на бурение скважины, сверх выделенных 100 000 руб., судом кассационной инстанции во внимание не принимаются как ошибочные и противоречащие, как положениям пункта 3 статьи 78 БК РФ, так и положениям пунктов 28, 31, 32 Порядка предоставления субсидий.
При этом судами обеих инстанций не учтено, что вышеуказанный Порядок предусматривает не полное, а частичное возмещение начинающим предпринимателям за счет субсидий затрат, направленных на развитие собственного дела. Расходы, превышающие размер выделенных субсидий, предприниматель оплачивает за счет собственных средств, что соответствует как положениям вышеуказанных норм права, так и положениям статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой предпринимательская деятельность является самостоятельным видом деятельности, осуществляемой предпринимателями на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Несвоевременное заключение предпринимателем договора аренды земельного участка, как указывает суд, по вине администрации, не является основанием для использования выделенной на приобретение пастбища субсидии на оплату строительных материалов, приобретение которых в соответствии с пунктом 4 бизнес – проекта подлежало оплате за счет собственных средств главы КФХ, а также не освобождает последнюю от своевременного представления отчетной информации, предусмотренной пунктом 28 Порядка предоставления субсидии.
В связи с изложенным, суд кассационной инстанции считает, что заявление администрации о взыскании с предпринимателя 100 000 руб. в счет возврата неиспользованной по целевому назначению субсидии, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции и апелляционным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, то принятые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного администрацией требования.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу администрации удовлетворить.
Решение от 02.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по делу №А51-19356/2014 Арбитражного суда Приморского края отменить, заявленные администрацией требования удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в пользу администрации Уссурийского городского округа Приморского края в счет возврата субсидии 100 000 руб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья: О.Н.Трофимова
Судьи: В.М.Голиков
И.А.Мильчина