ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-19949/20 от 11.02.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

февраля 2022 года                                                                  № Ф03-6676/2021

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен февраля 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Гребенщиковой В.А.

судей Бурловой-Ульяновой М.Ю., Гребенщикова С.И.

при участии:

от ООО «Ресурс»: ФИО1, представитель по доверенности                        от 11.06.2021 б/н;

от министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края: ФИО2, представитель по доверенности от 30.12.2021 № 158

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ресурс», министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2021

по делу № А51-19949/2020 Арбитражного суда Приморского края

по иску общества с ограниченной ответственностью «Ресурс»

к министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края

о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 07.12.2016                  № 252/29 в редакции дополнительного соглашения

третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства, краевое государственное казенное учреждение «Приморское лесничество», краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий»

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Ресурс»(ОГРН  <***>, ИНН <***>, адрес: 692031, <...>; далее – ООО «Ресурс», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ОГРН <***>, ИНН <***> , адрес: 690024, <...>; далее – министерство лесного хозяйства, уполномоченный орган, ответчик) о внесении изменений в договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 07.12.2016         № 252/29 в соответствии с прилагаемым соглашением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 АПК РФ судом привлечены: Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз), краевое государственное казенное учреждение «Приморское лесничество» (далее – КГКУ «Примлес»), краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий» (далее – КГБУ «Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий»).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.06.2021 иск удовлетворен.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда                           от 14.10.2021 решение отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции от 14.10.2021, министерство лесного хозяйства и ООО «Ресурс» подали в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационные жалобы, в которых просят его отменить, решение суда первой инстанции от 25.06.2021 оставить в силе.

В обоснование жалобы (с учетом дополнений) ООО «Ресурс» приводит доводы о том, что в рассматриваемой ситуации заключение дополнительного соглашения вызвано существенным изменением показателей лесного участка. Договор заключен обществом по результатам аукциона и в аукционной документации приведено плановое лесоустройство, основанное на материалах базового лесоустройства 2002 года, которое на момент 2016 года уже являлось неактуальным, в том числе и в отношении площади особо защитных участков (ОЗУ), что делало невозможным деятельность общества на данном лесном участке и повлекло необходимость проведения нового лесоустройства. Обращает внимание на то, что суд апелляционной инстанции сослался на представленную Рослесхозом форму № 6-ГЛР, которая не подписана лицом, уполномоченным к ведению государственного лесного реестра (ГЛР) на территории Приморского края, как следствие, является недопустимым доказательством. Полагает ссылку суда на приказ Рослесхоза от 13.11.2018 № 937 «О выделении особо защитных участков лесов «медоносные участки лесов» на территории Приморского края и установлении их границ»(далее – приказ     № 937)неправомерной, поскольку отраженные в нем сведения не соответствуют действительности и являются неактуальными. Ссылается, что согласно протоколу совещания Федеральным агентством лесного хозяйства министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края предписано, в том числе, обеспечить принятие мер по организации лесопользования (оформление дополнительных соглашений к заключенным договорам аренды лесных участков) по лесным участкам с актуальной таксацией лесов (количественные и качественные характеристики лесов) с исключением из расчета пользования древесиной ОЗУ, установленных ранее проведенным лесоустройством, и приказом Рослесхоза от 13.11.2018 № 937, до издания нового приказа Рослесхоза о выделении ОЗУ и установлении их границ в лесничествах Приморского края.

В свою очередь, министерство лесного хозяйства в своей кассационной жалобе указывает на то, что представленная в суд апелляционной инстанции Рослесхозом форма № 6-ГЛР на 01.01.2021 направлялась министерством в соответствии с указаниями заместителя руководителя Рослесхоза от 02.11.2017, однако, сведения, содержащиеся в данной форме, не могли соответствовать данным ГЛР. Министерством в адрес Рослесхоза и департамента лесного хозяйства по ДФО направлена актуальная форма          № 6-ГЛР, в которой учтены выделенные при проведении таксации лесов на основании государственных контрактов и по договорам с арендаторами участки, относящиеся к ОЗУ, по критериям, предусмотренным лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее - лесоустроительная инструкция № 122). Данная форма по состоянию на 29.10.2021 подготовлена на основании действующих материалов лесоустройства, внесенных в установленном порядке в ГЛР.

В отзывах ООО «Ресурс» и министерство лесного хозяйства поддержали кассационные жалобы друг друга; в отзыве КГКУ «Примлес» просило оставить решение суда первой инстанции в силе.

 Представителем Рослесхоза представлены письменные пояснения с приложением заключения по итогам рассмотрения предложений министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края по выделению ОЗУ лесов, установлению и изменению границ земель, на которых располагаются ОЗУ лесов, на территории Решетниковского участкового лесничества Уссурийского лесничества, подготовленных по результатам таксации лесов в 2018-2019 годах, в соответствии с которым данные предложения признаны соответствующими требованиям пунктов 21, 22, 23, 146 лесоустроительной инструкции № 122 и требованиям статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ); выдано положительное заключение.

Судебное разбирательство по делу, назначенное на 21.12.2021, откладывалось на основании статьи 158 АПК РФ до 18.01.2022, затем до 08.02.2022, впоследствии в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялсяперерыв до 11.02.2022, в котором представители ООО «Ресурс» и министерства лесного хозяйства настаивали на доводах, приведенных в кассационных жалобах, дав суду пояснения.

КГБУ «Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий» ходатайствовало о рассмотрении жалоб в отсутствие своего представителя, выразило согласие с доводами кассационной жалобы ООО «Ресурс». Рослесхоз заявил ходатайство о проведении заседания в отсутствие своего представителя. КГКУ «Примлес», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, представителя для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направило.

Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает постановление апелляционного суда                           от 14.10.2021 подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 25.06.2021 на основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ.

По материалам дела установлено, что на основании протокола о результатах аукциона от 24.11.2016 № 2 между департаментом лесного хозяйства по Приморскому краю (департамент лесного хозяйства; арендодатель) и ООО «Ресурс» заключен договор аренды от 07.12.2016         № 252/29 в отношении лесного участка для заготовки древесины, находящийся в государственной собственности, площадью 113 203 га, местоположение: Приморский край, Пограничный район, Уссурийское лесничество, Решетниковское участковое лесничество, кварталы №№ 1-117, кадастровый номер: 25:14:000000:1600, номер учетной записи в ГЛР 37/1105008-2016-06, сроком действия - на 49 лет с момента государственной регистрации.

Государственная регистрация договора аренды произведена в установленном законом порядке 29.08.2017. Участок передан арендатору.

Арендная плата по настоящему договору составляет 7 993 140 руб.                  61 коп. в год, в том числе, вносимая в федеральный бюджет 555 078 руб.                  70 коп., в бюджет Приморского края 7 438 061 руб. 91 коп. в год (пункт 6 договора).

По результатам проведенных в период 2018-2019 годов ООО «Велес» лесоустроительных работ в отношении указанного лесного участка департаментом лесного хозяйства издан приказ от 25.10.2019 № 1522 «О введении в действие материалов лесоустройства лесного участка, переданного ООО «Ресурс» по договору от 07.12.2016 № 252/29 (Уссурийское лесничество, Решетниковское участковое лесничество) площадью 113 203,0 га».

Актом от 25.10.2019 № 1-10-2019-Ур в ГЛР внесена документированная информация по лесоустройству лесного участка, переданного обществу по названному договору.

В связи с изменением количественных и качественных характеристик лесного участка специалистами Уссурийского лесничества подготовлен расчет арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». С учетом этого ООО «Ресурс» направило министерству лесного хозяйства проект дополнительного соглашения «О внесении изменений и дополнений к договору от 07.12.2016 № 252/29 аренды лесного участка для заготовки древесины». Произведенные расчеты арендной платы ответчик не оспаривает.

 Письмом от 08.12.2020 № 38/7993 уполномоченный орган сообщил об отказе в заключении соглашения к договору аренды, поскольку договор заключен по результатам торгов и возвратил проект данного соглашения для возможности урегулирования спорного вопроса в судебном порядке.

Данные обстоятельства послужили основанием для предъявления                     в арбитражный суд настоящего иска.

На основании части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).

Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 названного Кодекса.

В силу части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Суд первой инстанции, при разрешении спора установив, что разногласия по заключению дополнительного соглашения к договору сторонами отсутствуют, учитывая, что количественные и качественные характеристики рассматриваемого лесного участка существенно изменились ввиду проведенного актуального лесоустройства, что свидетельствует о существенном изменении параметров использования лесов и не может не отразиться на существенных условиях заключенного договора аренды, таких как годовой объем использования лесов и размер арендной платы, как следствие, имеются предусмотренные положениями статьи 74.1 ЛК РФ основания для внесения соответствующих изменений в договор, и принимая во внимание соблюдение предусмотренного положениями пункта 2 статьи 452 ГК РФ порядка досудебного урегулирования сторонами спора, признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Повторно разрешая спор и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции исходил из того, что уполномоченным органом в лице Рослесхоза в порядке части 7 статьи 119 ЛК РФ не принято решение об упразднении сведений об ОЗУ, введенных приказом № 937, который не признан утратившим силу либо недействительным.

Между тем суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, сделанными по итогам рассмотрения настоящего спора.

По результатам проведенных в период 2018-2019 годов ООО «Велес» лесоустроительных работ в отношении спорного лесного участка департаментом лесного хозяйства издан приказ от 25.10.2019 № 1522 «О введении в действие материалов лесоустройства лесного участка, переданного ООО «Ресурс» по договору от 07.12.2016 № 252/29 (Уссурийское лесничество, Решетниковское участковое лесничество) площадью 113 203,0 га», в соответствии с которым постановлено признать материалы лесоустройства, отвечающими требованиям лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018       № 122, действующему законодательству в области лесных отношений, считать их введенными в действие с даты издания настоящего приказа; обязать КГКУ «Примлес» учесть в формах 1, 2, 3, 5 и 6 ГЛР новые характеристики лесов в установленные сроки.

В статье 91 ЛК РФ закреплено, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (часть 1).

В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий (часть 2).

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1).

Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9).

Из содержания части 7 статьи 119 ЛК РФ и положений лесоустроительной инструкции № 122 вытекает, что выделение, изменение ОЗУ на основании документально обоснованного предложения государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на хранение материалов лесоустройства и ведение ГЛР, отнесено к компетенции Рослесхоза, что следует из пункта 1 Положения о Федерального агентства лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736.

Ведение ГЛР отнесено к  полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено частью 1 статьи 83 ЛК РФ и Положением о министерстве, утвержденным постановлением от 01.11.2019 № 713-па.

Ответственным за организацию и осуществление контроля, мониторинга эффективности и качества осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (часть 7 статьи 83 ЛК РФ).

В целях выполнения данной функции, согласно положениям                     статьи 83 ЛК РФ, Рослесхоз вправе:

- осуществлять контроль за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий (пункт 3 части 9 ст. 83 ЛК РФ, пункт 5.4.31 Положения о Рослесхозе);

- выносить высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предписания об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, подлежащие обязательному рассмотрению в тридцатидневный срок (пункт 1 части 11 статьи 83 ЛК РФ, пункт 10.17 Положения о Рослесхозе);

- давать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязательные для исполнения указания по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе в случае, если требуется координация их осуществления органами государственной власти нескольких субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 11 статьи 83 ЛК РФ, пункт 10.19 Положения о Рослесхозе).

- издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 83 ЛК РФ).

- проводить плановые и внеплановые, выездные и документальные проверки подконтрольных органов, а также принимать меры реагирования в случае обнаружения нарушений лесного законодательства в порядке, предусмотренном Приказом Минприроды России от 03.07.2019 № 434.

При этом Рослесхоз является органом, ответственным за обобщение информации, содержащейся в государственном лесном реестре (пункт 5.4.6 Положения о Рослесхозе), представляющем собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах (статья 91 ЛК РФ), в том числе органом, принимающим решения о выделении и упразднении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов (часть 7 статьи 119 ЛК РФ).

Таким образом, не имея формальных полномочий на прямое внесение изменений в ГЛР, Рослесхоз располагает достаточным объемом прав, которые в совокупности с его обязанностью обеспечить надлежащее ведение ГЛР органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 83 ЛК РФ), позволяют ему принимать меры реагирования в отношении недостоверности сведений в ГЛР.

На основании акта департамента лесного хозяйства от 25.10.2019            № 1-10-2019-Ур актуальная документированная информация по лесоустройству данного лесного участка внесена в ГЛР.

Доказательств недостоверности этой информации по лесоустройству в отношении спорного лесного участка, внесенной в ГЛР, не представлено, как и доказательств того, что эти сведения оспорены, являются ошибочными или признаны недействительными.

Таким образом, исходя из презумпции достоверности сведений, содержащихся в ГЛР в силу положений статьи 91 ЛК РФ, оснований для вывода, что в реестре по-прежнему сохраняется статус спорных ОЗУ, указанных в приказе № 937, не имеется.

При рассмотрении спора суд первой инстанции счел обоснованными и подтвержденными доказательствами доводы сторон об изменении количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка по сравнению с характеристиками, существовавшими на момент заключения договора, в связи с чем иск признан подлежащим удовлетворению путем внесения соответствующих изменений в предложенной редакции дополнительного соглашения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.

Учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, отсутствие спора в отношении условий рассматриваемого соглашения, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционного суда                           от 14.10.2021 подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 25.06.2021 на основании пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда                                      от 14.10.2021по делу № А51-19949/2020 Арбитражного суда Приморского края отменить, решение Арбитражного суда Приморского края от 25.06.2021 по данному делу оставить в силе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            В.А. Гребенщикова

Судьи                                                                          М.Ю. Бурлова-Ульянова

                                                                                            С.И. Гребенщиков