ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-20019/19 от 21.01.2021 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-20019/2019

28 января 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено января 2021 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.В. Понуровской,

судей Г.Н. Палагеша, А.В. Гончаровой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Уссурийского городского округа,

апелляционное производство № 05АП-7692/2020

на решение от 14.10.2020

судьи В.В. Краснова

по делу № А51-20019/2019 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к администрации Уссурийского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>),

третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>),  Министерство промышленности и торговли Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>),

о признании незаконными уведомлений «о демонтаже нестационарного торгового объекта» № 13-13/455-011 от 23.04.2019, №13-13/663-014 от 03.07.2019 (повторное); о признании незаконным требования № 067 от 19.08.2019; о признании недействительным постановления № 1415 от 21.06.2019; об обязании устранить допущенные нарушения путем восстановления в схеме размещения нестационарных торговых объектов,

при участии:

от администрации Уссурийского городского округа: ФИО2 по доверенности от 30.12.2020 сроком действия до 31.12.2021, диплом (регистрационный номер 17673), удостоверение; 

от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО3 по доверенности от 07.08.2019 сроком действия до 16.08.2022, удостоверение адвоката; Шокота О.В. по доверенности от 07.08.2019 сроком действия до 16.08.2022, удостоверение адвоката;

от третьих лиц - Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю,  Министерства промышленности и торговли Приморского края: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации Уссурийского городского округа (далее – административный ответчик, Администрация) о признании незаконными уведомлений «о демонтаже нестационарного торгового объекта» № 13-13/455-011 от 23.04.2019, №13-13/663-014 от 03.07.2019 (повторное); о признании незаконным требования № 067 от 19.08.2019; о признании недействительным постановления № 1415 от 21.06.2019; об обязании устранить допущенные нарушения путем восстановления в схеме размещения нестационарных торговых объектов.

Определением от 10.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю и Министерство промышленности и торговли Приморского края.

Решением суда от 14.10.2020 заявленные ИП ФИО1 требования удовлетворены в полном объеме: уведомление администрации Уссурийского городского округа «о демонтаже нестационарного торгового объекта» от 23.04.2019 № 13-13/455-001, уведомление администрации Уссурийского городского округа «о демонтаже нестационарного торгового объекта» от 03.07.2019 № 13-13/663-014 (повторное), требование администрации Уссурийского городского округа об устранении нарушения земельного законодательства от 19.08.2019 № 067 с требованием о демонтаже нестационарного торгового объекта: павильона, площадью 28,0 кв.м, расположенного по адресу: г. Уссурийск, в 22 м по направлению на юг от ориентира здание по ул. ФИО4, 108, признаны незаконными, как не соответствующие Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Постановление администрации Уссурийского городского округа № 1415 от 21.06.2019 о внесении изменений в Постановление администрации Уссурийского городского округа от 27 марта 2015 года № 852 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа», в части исключения из Схемы размещения НТО на территории Уссурийского городского округа нестационарного торгового объекта, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, в 22 м по направлению на юг от ориентира: здание по ул. ФИО4, 108, позиция № 159, признано недействительным, как не соответствующие Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В целях восстановления нарушенных прав и интересов заявителя суд обязал администрацию Уссурийского городского круга восстановить в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа исключенный нестационарный торговый объект по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, в 22 м по направлению на юг от ориентира здание по ул. ФИО4, 108, позиция № 159, и индивидуального предпринимателя ФИО1, как хозяйствующего субъекта.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит решение от 14.10.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления ИП ФИО1 

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права. В частности, уведомления от 23.04.2019 № 13-13/455-001, от 03.07.2019 № 13-13/663-014 не являются ненормативными правовыми актами, не носят властно-распорядительный характер, не нарушают права предпринимателя и сами по себе не влекут для предпринимателя наступление неблагоприятных последствий, следовательно, в данной части производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ подлежало прекращению судом.

Также Администрация считает, что ИП ФИО1 был нарушен трехмесячный срок на подачу в суд заявления, поскольку уведомление от 23.04.2019 № 13-13/455-001 направлено заявителю 23.04.2019, получено лично предпринимателем 13.05.2019. При этом в материалах дела отсутствует мотивированное ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на предъявление заявления об обжаловании ненормативного правового акта.

В нарушение положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судом первой инстанции не дана оценка каждому доказательству, представленному в материалы дела, на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, следовательно, по мнению Администрации, обжалуемый судебный акт является немотивированным.

Кроме того, Администрация по тексту апелляционной жалобы указывает, что принадлежащий ИП ФИО1 нестационарный торговый объект – павильон с остановкой размещен на территории Уссурийского городского округа на посадочной площадке общественного транспорта, то есть размещение не соответствует требованиям стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования». 

Через канцелярию суда от ИП ФИО1 поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу Администрации Уссурийского городского округа, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела. Индивидуальный предприниматель по тексту представленного отзыва на апелляционную жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащими удовлетворению.

Также от ИП ФИО1 поступило дополнение к отзыву на апелляционную жалобу, текст которого в порядке статьи 262 АПК РФ приобщается к материалам дела.

От Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, Министерства промышленности и торговли Приморского края письменных отзывов на апелляционную жалобу не поступило.

Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 30.11.2020 и размещено в информационной системе «Картотека арбитражных дел» по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.

Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

В судебном заседании представитель Администрации Уссурийского городского округа поддержал доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Представители ИП ФИО1 на доводы апелляционной жалобы возражали, обжалуемое решение считают законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю,  Министерство промышленности и торговли Приморского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили. Суд, с учетом мнения явившихся представителей сторон, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провёл судебное заседание в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

От Администрации поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, которые приобщаются к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ. К письменным дополнениям приложены схема расположения нестационарного торгового объекта от 11.01.2021, протокол №2 от 18.04.2019, справка по объезду нестационарных торговых объектов, расположенных на автобусных остановках, от 14.03.2019, что расценивается судом как ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных письменных доказательств.

В силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.

К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.

Рассмотрев указанное ходатайство, коллегия в силу части 2 статьи 268 АПК РФ определила его удовлетворить, приобщить документы, приложенные к дополнениям к апелляционной жалобе в материалы дела, как связанные с обстоятельствами спора.

В судебном заседании, в порядке статей 163, 184, 185 АПК РФ, объявлялся перерыв до 21.01.2021 до 14 часов 40 минут, об объявлении которого лица, участвующие в деле, были уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

21.01.2021 в 15 часов 05 минут после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповой Д.Е. Лица, участвующие в деле, после перерыва не явились, что в силу части 5 статьи 163 АПК РФ не препятствует продолжению судебного заседания.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Из материалов дела коллегией установлено следующее:

Постановлением Администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 27.03.2015 № 852 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, в строку № 159 которой включен НТО: павильон по адресу: ул. ФИО4, д. 108 площадью 22,5 кв. м специализация «цветы» период размещения объекта – 3 года.

Между Администрацией Уссурийского городского округа и индивидуальным предпринимателем ФИО1 18.06.2018 заключен договор № 108/159/2018 на размещение нестационарного торгового объекта, в соответствии с которым администрация предоставляет субъекту право разместить нестационарный торговый объект – павильон площадью 28 кв. м, площадь места размещения 83 кв. м, специализация – цветы по адресному ориентиру (адресу): в 22 м по направлению на юг от ориентира здание по ул. ФИО4, 108 в г. Уссурийске, согласно Проекту нестационарного торгового объекта, являющемуся неотъемлемой частью договора (приложение № 1), а субъект обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия договора эксплуатацию объекта на условиях и в порядке, предусмотренных в соответствии с договором (пункт 1.1 договора.).

Согласно пункту 1.2 договора, он является подтверждением права субъекта на осуществление торговой деятельности в месте и согласно ассортименту реализуемой продукции, установленными схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением № 852 (позиция № 159), пунктом 1.1 договора.

Период размещения объекта устанавливается сроком с 11.04.2018 по 10.04.2019. (пункт 1.3 договора).

Уведомлением от 23.04.2019 № 13-13/455-001 Администрация сообщила предпринимателю об окончании срока действия договора от 18.06.2018 № 108/159/2018 и отсутствии правовых оснований для размещения НТО на земельном участке, а также о необходимости демонтировать объект за свой счет с восстановлением благоустройства места его размещения.

14.05.2019 предприниматель обратилась в Администрацию УГО с заявлением о заключении договора на размещение НТО по адресу: в 22 м по направлению на юг от ориентира здание по ул. ФИО4, д. 108 в г. Уссурийске, включенного в Схему размещения НТО на территории Уссурийского городского округа, вид НТО: павильон площадью 28 кв.м, специализация – цветы, площадь места размещения – 83 кв. м.

27.05.2019 Администрация по результатам рассмотрения заявления направила предпринимателю письмо (исх. № 13-13/547), в котором со ссылкой на изменение регионального законодательства и вступление в законную силу постановления Администрации Приморского края от 17.04.2018 № 171-па «Об утверждении Порядка отбора претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Приморского края», а также постановления администрации Уссурийского городского округа от 29.12.2018 № 3014-НПА «Об утверждении Порядка проведения закрытого аукциона и определения победителя на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, Порядка и сроков включения претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа и об определении уполномоченного органа по отбору претендентов на право включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа» в связи с истечением срока действия договора № 108/159/2018 от 18.06.2018 указала на необходимость демонтажа НТО, а также разъяснила право предпринимателя на подачу заявление на включение в Схему в порядке, определенном постановлением Администрации Уссурийского городского округа от 29.12.2018 № 3014-НПА.

Постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 21.06.2019 № 1415 в постановление Администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 27.03.2015 № 852 внесены изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, в том числе строка № 159 исключена из Схемы.

Уведомлением от 03.07.2019 № 13-13/663-014 Администрация повторно известила предпринимателя о необходимости демонтировать НТО и восстановить благоустройство на месте его установки.

19.08.2019 в адрес предпринимателя направлено требование № 067 об устранении в срок до 24.08.2019 нарушения земельного законодательства путем демонтажа спорного НТО.

Не согласившись с решениями Администрации, выраженными в уведомлении от 23.04.2019 № 13-13/455-001, уведомлении от 03.07.2019 № 13-13/663-014, требовании от 19.08.2019 № 067, с постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 21.06.2019 № 1415 в части исключения строки № 1159 из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, считая их нарушающими права предпринимателя в сфере экономической деятельности, последняя обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением.

Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам:

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Таким образом, для признания ненормативного правового акта и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: во-первых, несоответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативно-правовому акту; во-вторых, нарушение прав и законных интересов заявителя, в виде возложения каких-либо обязанностей, создания препятствий в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вопреки позиции Администрации, изложенной по тексту апелляционной жалобы, оспариваемые заявителем уведомления от 23.04.2019 № 13-13/455-001, от 27.05.2019 № 13-13/547 приняты органом местного самоуправления в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержат властное предписание, возлагающее на предпринимателя обязанность по демонтажу НТО и влияющие тем самым на права хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, следовательно, отвечают признакам ненормативного правового акта, установленным в части 1 статьи 198 АПК РФ.

Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемые уведомления могут быть оспорены в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ.

Рассмотрев доводы Администрации о пропуске индивидуальным предпринимателем срока на подачу настоящего заявления, апелляционная коллегия отклоняет их на основании следующего.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.12.2013 № 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.

Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, юридическому лицу или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из материалов дела следует, что ИП ФИО1 заявление об оспаривании названных уведомлений направлено в Арбитражный суд Приморского края почтовым отправлением 11.09.2019, то есть по истечении трехмесячного срока со дня направления административным органом уведомлений от 23.04.2019 № 13-13/455-001, от 27.05.2019 № 13-13/547.

Однако, как указывалось ранее, закон связывает срок обжалования ненормативных правовых актов не с датой их принятия, а с датой, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

Коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции о не пропуске заявителем срока, указанного в части 4 статьи 198 АПК РФ, поскольку материалы дела не содержат документально подтвержденных сведений о дате получения предпринимателем уведомлений от 23.04.2019 № 13-13/455-001, от 27.05.2019 № 13-13/547, которые также взаимосвязаны с оспариваемым в настоящем деле требованием № 067 от 19.08.2019, в отношении которого срок оспаривания не пропущен.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что по существу спора в рассматриваемом случае отсутствует совокупность правовых оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.

В главу V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –         ЗК РФ) введены положения, касающиеся размещения объектов нестационарной торговли, рекламных конструкций, иных видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (статья 39.33 ЗК РФ).

Как предусмотрено в части 1 статьи 39.36 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 2 Закона № 381-ФЗ установлено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 данного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно части 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В этой связи, вопрос порядка предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли, в том числе вопросов срока размещения таких объектов, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

В целях реализации Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании Устава Приморского края Администрация Приморского края постановлением Администрации Приморского края от 17.04.2018 № 171-па утвержден Порядок отбора претендентов на право включения в схему размещения НТО на территории муниципальных образований Приморского края, в соответствии с которым по результатам закрытого аукциона (далее - аукцион) либо без такового осуществляется отбор претендентов на право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее – Схема размещения НТО).

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения НТО, утвержден приказом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 № 114.

В соответствии с указанным Порядком орган местного самоуправления, определенный в соответствии с уставом муниципального образования (уполномоченный орган), разрабатывает и формирует схему размещения нестационарных торговых объектов, с учетом существующего размещения нестационарных торговых объектов, по форме согласно приложению к данному Порядку (пункт 3.1); в схему включаются все размещенные на законных основаниях нестационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты, планируемые к размещению (пункт 3.7).

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка Схема носит бессрочный характер и формируется, изменяется, дополняется в целях развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и производства товаров народного потребления; увеличения конкуренции между хозяйствующими субъектами в сфере торговли; расширения каналов сбыта продукции сельскохозяйственных производителей; достижения максимального удобства расположения нестационарных торговых объектов для потребителей; создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения и обеспечения доступности товаров для населения; увеличения количества торговых объектов, реализующих сельскохозяйственную продукцию и продукты питания, а также объектов иных социально значимых специализаций.

Согласно пункту 4.2.3 Порядка юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, включенные в Схему, подлежит исключению из нее в случаях: прекращения деятельности хозяйствующего субъекта и внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей; передачи по любому законному основанию третьему лицу права на осуществление торговой деятельности в месте размещения нестационарного торгового объекта, включенного в Схему; неоднократного (более двух раз в течение одного календарного года) нарушения законодательства Российской Федерации, после вступления в установленном порядке в законную силу решения уполномоченного органа и (или) суда о привлечении хозяйствующего субъекта к административной ответственности, при условии не устранения административного нарушения, связанного: с нарушением земельного законодательства Российской Федерации; с несоответствием указанных в Схеме сведений о нестационарном торговом объекте по виду, специализации, периоду его размещения; в случае реализации в нестационарном торговом объекте товаров, реализация которых запрещена действующим законодательством Российской Федерации; по заявлению хозяйствующего субъекта о добровольном исключении его из Схемы.

Согласно пункту 4.3 внесение изменений в схему осуществляется уполномоченным органом по мере необходимости. Разработанная Схема и вносимые в нее изменения утверждается муниципальным правовым актом в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 3.6).

Учет нестационарных торговых объектов и их размещение в соответствии с утвержденной Схемой, осуществляют: в городских округах - органы местного самоуправления городских округов, в муниципальных районах - органы местного самоуправления городских и сельских поселений Приморского края (пункт 3.8).

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Уставом Уссурийского городского округа, решением Думы Уссурийского городского округа от 06.11.2013 № 803-НПА «О Правилах благоустройства и содержания территории Уссурийского городского округа», решением Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30.11.2004 № 104 «О Правилах землепользования и застройки Уссурийского городского округа», в целях реализации Приказа департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 № 114 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов», а также упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа постановлением Администрации Уссурийского городского округа от 02.11.2015 № 2896-НПА утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа.

Согласно пункту 7 Положения размещение нестационарных торговых объектов должно соответствовать действующим градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным и иным нормам, правилам и нормативам, в том числе требованиям, предусмотренным Правилами благоустройства и содержания территории Уссурийского городского округа, утвержденными решением Думы Уссурийского городского округа от 06.11.2013 № 803-НПА «О Правилах благоустройства и содержания территории Уссурийского городского округа».

Размещение НТО на территории Уссурийского городского округа осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации Уссурийского городского округа от 27.03.2015 № 852 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа», на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта (пункт 9 Положения).

Внесение изменений в Схему осуществляется в соответствии с Приказом № 114, в том числе по инициативе субъектов торговли (пункт 10 Положения).

Внесение изменений в Схему не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, разрешительная документация (договор аренды земельного участка, разрешение на размещение нестационарного торгового объекта) на размещение которых была выдана до утверждения (изменения) указанной Схемы (пункт 22 Положения).

Из материалов дела следует, что, принадлежащий индивидуальному предпринимателю ФИО1, НТО: павильон по адресу: ул. ФИО4, д. 108 площадью 22,5 кв. м специализация «цветы» включен в строку № 159 схемы  размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа на основании постановления Администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 27.03.2015 № 852.

18.06.2018 между Администрацией Уссурийского городского округа и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор № 108/159/2018 на размещение нестационарного торгового объекта. Период размещения объекта устанавливается сроком с 11.04.2018 по 10.04.2019. (пункт 1.3 договора).

Уведомлением от 23.04.2019 № 13-13/455-001 Администрация сообщила предпринимателю об окончании срока действия договора от 18.06.2018 № 108/159/2018 и отсутствии правовых оснований для размещения НТО на земельном участке, а также о необходимости демонтировать объект за свой счет с восстановлением благоустройства места его размещения.

Постановлением администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 21.06.2019 № 1415 в постановление Администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 27.03.2015 № 852 внесены изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, в том числе строка № 159 исключена из Схемы.

Уведомлением от 03.07.2019 № 13-13/663-014 Администрация повторно известила предпринимателя о необходимости демонтировать НТО и восстановить благоустройство на месте его установки.

19.08.2019 в адрес предпринимателя направлено требование № 067 об устранении в срок до 24.08.2019 нарушения земельного законодательства путем демонтажа спорного НТО.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, оценив содержание оспариваемых им уведомлений от 23.04.2019 № 13- 13/455-001, от 03.07.2019 № 13-13/663-014, пришёл к выводу, что изложенная в уведомлениях позиция органа местного самоуправления не соответствует пунктам 4.1, пункт 4.2, 4.2.3 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов, поскольку истечение срока действия договора на размещение НТО само по себе не является основанием для демонтажа НТО и внесения изменения в схему, а предприниматель не соответствует критериями исключения из схемы, названным в пункте 4.2.3 Порядка.

Действительно, как следует из оспариваемых уведомлений от 23.04.2019 № 13-13/455-001, от 03.07.2019 № 13-13/663-014, Администрация указала на истечение срока договора на размещение нестационарного торгового объекта от 18.06.2018 № 108/159/2018, как на единственное основание требования о демонтаже НТО.

Вместе с тем, данная позиция органа местного самоуправления не соответствует пунктам 4.1, пункт 4.2, 4.2.3 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов.

Как верно отметил суд первой инстанции, истечение срока действия договора на размещение НТО само по себе не является основанием для демонтажа НТО и внесения изменения в схему.

Между тем, судом первой инстанции не принято во внимание следующее.

Целью утверждения Схемы размещения НТО является, в том числе соблюдение прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность в НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Приморском крае и с учетом требований градостроительного, земельного, экологического законодательства, законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности.

Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.

Согласно пункту 5.3.3.1 Национального стандарта «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

Аналогичные элементы благоустройства автобусных остановок зафиксированы в пункте 3.1.1 Стандарта отрасли «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003», утвержденного распоряжением Минтранса Российской Федерации от 23.05.2003 № ОС-460-р.

При этом в подпунктах 3.10.7 и 3.16.1 названного стандарта отрасли установлено, что размещение торговых киосков не допускается в помещении (на площади) автопавильона; торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (подпункты 3.10.7 и 3.16.1).

Пунктом 3.10.7. установлено, что не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков.

Пунктом 3.16.1. определено, что торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания.

Материалами дела подтверждается, что, включенный в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, в строку № 159, торговый павильон по адресу: ул. ФИО4, д. 108 площадью 22,5 кв. м, находится на посадочной площадке, является сблокированным с ней. Данный факт индивидуальным предпринимателем не оспаривается.

Следовательно, включение места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: ул. ФИО4, д. 108 площадью 22,5 кв. м невозможно, поскольку нарушаются требования отраслевого стандарта «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003».

При таких обстоятельствах первоначальное включение в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа строки № 159, предусматривающей размещение НТО: павильон по адресу: ул. ФИО4, д. 108 площадью 22,5 кв. м специализация «цветы» период размещения объекта – 3 года, противоречило требованиям вышеуказанного ОСТ 218.1.002-2003.

Необходимость соблюдения требований вышеуказанного стандарта отрасли вытекает из положений Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*».

Ссылка суда первой инстанции на пункты 13.8 и 13.10 Правил благоустройства и содержания территории Уссурийского городского округа (утв. решением Думы Уссурийского городского округа от 31.10.2017 № 687-НПА), пункт 7 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, как подтверждающих возможность размещения спорного НТО на посадочных площадках городского пассажирского транспорта (автобусных остановках), апелляционной коллегией отклоняется.

Указанные Правила благоустройства и содержания территории Уссурийского городского округа, которые являются муниципальным правовым актом, утверждены в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 года № 711-пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов», Уставом Уссурийского городского округа.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

 Вместе с тем, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7           Закона № 131-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 части 1 статьи 44 Устав Уссурийского городского округа Приморского края, согласно которой к содержанию проектов муниципальных правовых актов предъявляется требование о соответствие правовым актам более высокой юридической силы (Конституции и законодательству Российской Федерации, Уставу и законодательству Приморского края, настоящему Уставу, муниципальным правовым актам органов местного самоуправления).

При таких обстоятельствах, положения пунктов 13.8 и 13.10 Правил благоустройства и содержания территории Уссурийского городского округа противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы предпринимателя со ссылкой на пункт 4.2 Порядка №114, согласно которому исключение места размещения НТО из Схемы допускается только исключительно при условии предоставления альтернативного компенсационного места, коллегией апелляционного суда также отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 24.01.2018 №31-АПГ17-18, часть 6 статьи 10 Закона №381-ФЗ не распространяет свое действие на нестационарные торговые объекты, размещение которых произведено с нарушениями требований действующего законодательства.

Доказательства размещения НТО заявителя в соответствии с действующим законодательством в деле отсутствуют.

Факт размещения НТО с нарушением ОСТ 218.1.002-2003 изначально не был учтен администрацией при предоставлении мест размещения НТО Схемы, устранение несоответствия чего и выразилось в принятии органом местного самоуправления оспариваемого постановления от 21.06.2019 № 1415.

В этой связи указание ИП ФИО1 на необходимость предоставления компенсационного места, равнозначного исключенному месту размещения НТО из Схемы, также является необоснованным.

На основании вышеизложенного, оценив представленные истцом доказательства, доводы апелляционной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что решения Администрации, выраженные в уведомлениях от 23.04.2019 № 13-13/455-001, от 03.07.2019 № 13-13/663-014, в требовании от 19.08.2019 № 067, в постановлением от 21.06.2019 № 1415 в части исключения строки № 1159 из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Уссурийского городского округа, не нарушают права и законные заявителя, поскольку размещение спорного НТО на посадочной площадке не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании части 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

При вышеизложенных обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований на основании части 2 статьи 270 АПК РФ отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Соответственно апелляционная жалоба Администрации Уссурийского городского округа подлежит удовлетворению.

По правилам статьи 110 АПК РФ понесенные истцом ИП ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления относятся на неё.

 Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за апелляционную жалобу коллегий суда не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.10.2020 по делу №А51-20019/2019 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Приморского края от 01.10.2019 по делу №А51-20019/2019.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в размере 600 (шестьсот) рублей.

Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

С.В. Понуровская

Судьи

Г.Н. Палагеша

А.В. Гончарова