Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-20192/2019 |
27 октября 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено октября 2020 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Колотенко,
рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, общества с ограниченной ответственностью «Вита-3»
апелляционные производства № 05АП-4729/2020, № 05АП-4732/2020,
на решение от 27.06.2020
судьи Н.В. Колтуновой
по делу № А51-20192/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «РостТранс-Приморье» (ИНН <***>; ОГРН <***>)
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края
(ИНН <***>, ОГРН <***>),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Вита-3»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными решения, действий (бездействие) Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Вита-3»: адвокат Немчинов Д.Е. по доверенности от 12.07.2019, сроком действия на 3 года, удостоверение адвоката; Терещенко А.Н. по доверенности от 12.07.2019, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом ВСГ 5129080;
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края: ФИО1 по доверенности от 09.01.2020, сроком действия на 3 года, удостоверение, диплом АВС 0022633;
от общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «РостТранс-Приморье»: ФИО2 по доверенности от 16.09.2019, сроком действия на 3 года, удостоверение адвоката; Сазонова Ю.А. по доверенности от 16.09.2019, сроком действия на 3 года, удостоверение адвоката;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания «РостТранс-Приморье» (далее – заявитель, общество, ООО ТК «РостТранс-Приморье») обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):
- о признании незаконным бездействия Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (далее – Департамент), выраженного в уклонении от завершения процедуры подтверждения ООО ТК «РостТранс-Приморье» как победителем открытого конкурса по лоту № 1 согласно извещению от 05.06.2019 наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;
- о признании незаконным решения Департамента, выраженное
в записи: «Выдать свидетельство в соответствии с частью 9 статьи 24 Закона № 220-ФЗ», содержащееся в акте проверки транспортных средств общества
с ограниченной ответственностью «Вита-3» (далее – ООО «Вита-3»)
от 12.08.2019;
- об обязании Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (далее - Министерство) прекратить действие выданных ООО «Вита-3» свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок № 503/1 «Владивосток-Дальнегорск-Владивосток», № 515/1 «Владивосток-Терней-Владивосток», № 520/1 «Арсеньев-Владивосток-Арсеньев», № 547/3 «Арсеньев-Владивосток-Арсеньев (короткий)», № 529/1 «Чугуевка-Владивосток-Чугуевка», № 529/2 «Чугуевка-Владивосток-Чугуевка»,
- об обязании Министерства завершить процедуру осмотра транспортных средств ООО ТК «РостТранс-Приморье» в целях подтверждения наличия транспортных средств, предусмотренных его заявкой как победителем открытого конкурса, согласно извещению от 05.06.2019 по лоту № 1 на право получения свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок № 503/1 «Владивосток-Дальнегорск-Владивосток», № 515/1 «Владивосток-Терней-Владивосток», № 520/1 «Арсеньев-Владивосток-Арсеньев», № 547/3 «Арсеньев-Владивосток-Арсеньев (короткий)», № 529/1 «Чугуевка-Владивосток-Чугуевка», № 529/2 «Чугуевка-Владивосток-Чугуевка».
Определением суда от 19.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Вита-3», которое на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 11.06.2020 привлечено судом соответчиком.
В связи с уточнением заявителем требований в судебном заседании 18.06.2020 протокольным определением в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом изменен статус соответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
В рамках рассмотрения настоящего заявления Арбитражным судом Приморского края по ходатайству Департамента в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было уточнено его наименование с Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.06.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Также в пользу общества с Министерства взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей, а сумма излишне уплаченной обществом государственной пошлины в размере 3 000 рублей возвращена из федерального бюджета.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство и ООО «Вита-3» обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых каждый из них просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционных жалоб и дополнений к ним Министерство и ООО «Вита-3» указывают на идентичные друг другу обстоятельства несогласия с выводами суда первой инстанции.
В частности указано, чтовывод арбитражного суда о том, что ООО ТК «РостТранс-Приморье» для осмотра были предоставлены транспортные средства, предусмотренные его заявкой, является необоснованным, не соответствует обстоятельствам дела, а также противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации.
Обращают внимание, что конкурсной документацией закреплено положение о том, что наличие транспортных средств должно быть подтверждено в отношении транспортных средств, предусмотренных заявкой участника, однако суд первой инстанции не принял данное обстоятельство во внимание.
Одновременно с этим апеллянты указывают, что транспортные средства KING LONG XMQ 6127С, на которые ссылается ООО ТК «РостТранс-Приморье», фактически ввезены на территорию Российской Федерации и выпущены таможней только 17.09.2019, 18.09.2019, 06.12.2019, в то время как заявитель должен был подтвердить их наличие в срок до 12.08.2019, включительно.
Жалобы содержат доводы относительно несоответствия характеристик транспортных средств ГA3-A65R52, указанных в аукционной заявке ООО ТК «РостТранс-Приморье», тем характеристикам, которыми обладают представленные на осмотр транспортные средства ГA3-A63К42, в соответствии со Шкалой для оценки критериев и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, утвержденной Постановлением Администрации Приморского края № 484-па от 11.10.2018.
Кроме того жалоба Министерства содержит несогласие с решением суда в части возложения обязанности прекратить действие выданных ООО «Вита-3» свидетельств с точки зрения предусмотренного законом исчерпывающего перечня оснований для прекращения действия таких свидетельств.
Министерство также указывает на пропуск ООО ТК «РостТранс-Приморье» процессуального срока обжалования бездействия Департамента, выраженного в уклонении от завершения процедуры подтверждения ООО ТК «РостТранс-Приморье» как победителем открытого конкурса по лоту № 1 согласно извещению от 05.06.2019 наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
ООО ТК «РостТранс-Приморье» представило письменные отзывы на апелляционные жалобы и дополнения к ним, которые в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были приобщены к материалам дела, в которых просило оставить решение суда без изменения, а апелляционные жалобы Министерства и ООО «Вита-3» – без удовлетворения.
В связи с нахождением в очередном отпуске судьи Т.А. Солохиной, в судебной коллегии, рассматривающей настоящее дело, произведена замена на основании определения от 07.10.2020, судья Т.А. Солохина заменена на судью Е.Л. Сидорович, в связи с чем судебное разбирательство начато с самого начала на основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представители Министерства и ООО «Вита-3» поддержали доводы своих апелляционных жалоб, а также доводы жалоб друг друга.
Представители ООО ТК «РостТранс-Приморье» на доводы апелляционных жалоб возражали, поддержав ранее изложенные доводы письменных отзывов, просили решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
05.06.2019 на официальном сайте Администрации Приморского края (https://www.primorsky.ru) Департаментом (в настоящее время после смены наименования - Министерство) размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, а также конкурсная документация.
Предметом открытого конкурса согласно извещению от 05.06.2019 в частности по лоту № 1 являлось право на получение свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок № 503/1 «Владивосток-Дальнегорск-Владивосток», № 515/1 «Владивосток-Терней-Владивосток», № 520/1 «Арсеньев-Владивосток-Арсеньев», № 547/3 «Арсеньев-Владивосток-Арсеньев (короткий)», № 529/1 «Чугуевка-Владивосток-Чугуевка», № 529/2 «Чугуевка-Владивосток-Чугуевка».
Из конкурсной документации (т. 1 л.д. 22) следует, что необходимое количество транспортных средств по лоту № 1 открытого конкурса составляет 17 единиц.
Для участия в открытом конкурсе по лоту № 1 открытого конкурса подали заявки ООО ТК «РостТранс-Приморье», ООО «Вита-3», ООО
«ДВ-Автобизнес», ООО «АвтоАльянс» и ООО «Авто-Каб».
По результатам вскрытия конвертов с заявками и рассмотрения заявок к участию в открытом конкурсе по лоту № 1 были допущены ООО ТК «РостТранс-Приморье», ООО «Вита-3», ООО «АвтоАльянс».
Согласно протоколу оценки от 12.07.2019 (т. 1 л.д. 73-74) сопоставления заявок и подведения итогов открытого конкурса по лоту № 1 первый номер присвоен заявке ООО ТК «РостТранс-Приморье» с количеством баллов - 173, второй номер присвоен заявке ООО «Вита-3» с количеством баллов - 156, третий номер присвоен заявке ООО «АвтоАльянс» с количеством баллов - 128.
Для подтверждения наличия транспортных средств, указанных в заявке общества, 29.07.2019 и 09.08.2019 Департаментом проведен их осмотр.
По результатам осмотра Департаментом установлено, что ООО ТК «РостТранс-Приморье» в установленные сроки не подтвердило наличие 16 единиц транспортных средств, указанных в заявке на участие в открытом конкурсе, а именно: транспортные средства марки KING LONG XMQ 6127С 2019 года выпуска (4 единицы) и марки ГАЗ A65R52 2019 года выпуска (12 единиц).
Поскольку при осмотре комиссии Департамента обществом были представлены иные транспортные средства, не указанные в заявке, в частности ГАЗ А63К42, 2019 года выпуска, и не соответствующие характеристикам, заявленным в заявке участника открытого конкурса, Департамент пришел к выводу,что оснований для выдачи свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок ООО ТК «РостТранс-Приморье» по результатам открытого конкурса по лоту № 1 не имеется.
При этом, возникли основания для предоставления участнику открытого конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер, права на получение свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам, при условии подтверждения им наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Согласно протоколу оценки, сопоставления заявок и подведения итогов открытого конкурса по лоту № 1 участником открытого конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер, определено ООО «Вита-3», получившее по результатам конкурса 156 баллов.
Поскольку ООО «Вита-3» было подтверждено наличие транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе по лоту № 1, согласно акту осмотра транспортных средств от 12.08.2019, Департамент принял решение о выдаче свидетельств на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении данному участнику.
Полагая, что Департамент необоснованно лишил ООО ТК
«РостТранс-Приморье» как победителя открытого конкурса права на подтверждение наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в конкурсе, и преждевременно принял решение о выдаче свидетельств на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении второму участнику конкурса - ООО «Вита-3», общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования арбитражный суд исходил из того, что замена обществом транспортных средств на иную модель, нежели было указано в конкурсной заявке, не повлекла за собой изменение требуемых конкурсной документацией характеристик транспортных средств.
Также суд пришел к выводу, что Департаментне предоставил обществу возможности завершить процедуру подтверждения наличия транспортных средств до истечения установленного срока, поскольку в последний день данного срока был проведен осмотр транспортных средств ООО «Вита-3», занявшего второе место, и принято решение о выдаче ему свидетельств на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении.
С целью восстановления нарушенных прав ООО ТК
«РостТранс-Приморье» суд обязал Министерство прекратить действие выданных ООО «Вита-3» свидетельств об осуществлении перевозок и завершить процедуру осмотра транспортных средств ООО ТК
«РостТранс-Приморье» в целях подтверждения наличия транспортных средств предусмотренных его заявкой, как победителем открытого конкурса согласно извещению от 05.06.2019 по лоту № 1 на право получения свидетельств об осуществлении перевозок.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзывов на нее, заслушав правовые позиции представителей лиц, участвующих в деле, не может согласиться с выводами суда первой инстанции, находит апелляционные жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение суда подлежащим отмене. При этом судебная коллегия руководствуется следующим.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ, Закон об организации регулярных перевозок).
Согласно части 1 статьи 17 Закона № 220-ФЗ уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ).
Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (часть 2 статьи 19 Закона
№ 220-ФЗ).
Проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок регламентировано положениями статей 21-24 Закона № 220-ФЗ.
Предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (часть 1 статьи 21 Закона № 220-ФЗ).
На основании части 2 статьи 21 Закона № 220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом местного самоуправления, установившим муниципальный маршрут регулярных перевозок.
Как следует из материалов дела, Департамент в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 24.07.2015 № 245-па «Об утверждении Положения о департаменте транспорта и дорожного хозяйства Приморского края» (далее - Постановление № 245-па) является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства Приморского края.
Поскольку на Департамент возложены полномочия по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении, им организован и проведен рассматриваемый открытый конкурс, предметом которого является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении.
Порядок проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Приморского края установлен Постановлением администрации Приморского края от 11.10.2018 № 484-па
«О реализации мероприятий по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортном общего пользования в межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Приморского края».
Так, пунктом 1.2 вышеназванного Постановления утвержден «Порядок привлечения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества к выполнению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам путем проведения открытого конкурса» (далее – Порядок № 484-па).
Согласно подпункту 3.13.2 Порядка № 484-па оценка заявки участника конкурса осуществляется на основании сведений, содержащихся в прилагаемых к заявке документах, представленных участником конкурса в соответствии с подпунктом 3.8.2 Порядка или полученных в результате осмотров транспортных средств, заявленных участником открытого конкурса, в случае принятия комиссией решения о проведении такого осмотра.
Согласно подпункту 3.12.8 Порядка комиссия в целях определения победителя открытого конкурса осуществляет оценку и сопоставление заявок в соответствии со Шкалой для оценки критериев и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам для выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Приморского края (далее - Шкала для оценки критериев), утвержденной пунктом 1.4 Постановления Администрации Приморского края от 11.10.2018 № 484-па.
В соответствии со статьей 23 Закона № 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие ряду установленных требований, в том числе: по принятию на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе (пункт 2 части 1 статьи 23).
Статьей 24 Закона об организации регулярных перевозок установлено, что форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются (часть 2).
В силу части 9 статьи 24 Закона № 220-ФЗ и подпункта 3.14.4 Порядка
№ 484-па если победитель открытого конкурса отказался от права на получение хотя бы одного свидетельства об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам предоставляется участнику открытого конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер.
В соответствии с частью 11 статьи 24 Закона № 220-ФЗ порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, устанавливается конкурсной документацией.
Так, конкурсной документацией (стр. 14 документации; т. 1 л.д. 28) установлены срок приобретения транспортных средств в соответствии с лотом, в отношении которых заявителем должны быть приняты на себя обязательства по их приобретению, - 30 дней после подведения итогов открытого конкурса, а также требование о приятии на себя обязательства, в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
На основании части 4 статьи 19 Закона № 220-ФЗ и подпункта 3.14.1 Порядка № 484-па по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса.
Частью 5 статьи 19 Закона № 220-ФЗ и подпунктом 3.14.2 Порядка
№ 484-па предусмотрено, что свидетельство об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом.
Из вышеизложенного следует, что в конкурсной документации закреплено положение о том, что для получения свидетельств и карт победитель открытого конкурса должен в течение тридцатидневного срока подтвердить наличие у него транспортных средств, указанных в его заявке.
Материалами дела подтверждается, что итоги открытого конкурса подведены комиссией 12.07.2019 в соответствии с положениями подпунктов 3.13.1-3.13.5 Порядка № 484-па, соответственно, ООО ТК «РостТранс-Приморье» как победитель по лоту № 1 обязано было подтвердить наличие транспортных средств, указанных в заявке, в тридцатидневный срок, а именно до 12.08.2019, включительно.
Как следует из представленной в материалы дела заявки на участие в открытом конкурсе по лоту № 1, ООО ТК «РостТранс-Приморье» в сведениях о транспортных средствах, выставляемых на межмуниципальные маршруты регулярных перевозок для обеспечения лота № 1 (т. 1 л.д. 43-56), указаны транспортные средства марки KING LONG XMQ 6127С, 2019 года выпуска
(5 единиц), марки ГАЗ A65R52, 2019 года выпуска (12 единиц).
Обществом заявлено, что транспортные средства марки KING LONG XMQ 6127С планируются к приобретению по договору купли-продажи от 15.05.2019 № 14/05/19, марки ГАЗ A65R52 - по договору купли-продажи от 10.05.2019 № 240619/3.
Названные договоры ООО ТК «РостТранс-Приморье» также представило Департаменту в составе заявки на участие в открытом конкурсе по лоту № 1 и они явились предметом оценки комиссии при сопоставлении заявок и подведении итогов открытого конкурса.
ООО ТК «РостТранс-Приморье» письмами от 18.07.2019 № 77/19
(вх. от 18.07.2019 № 16-13239/8) и от 26.07.2019 № 8019 (вх. от 26.07.2019
№ 16-13907/8) (т. 1 л.д. 79-81) подтвердило Департаменту факт наличия транспортных средств, заявленных по лоту № 1.
В ответ письмами от 26.07.2019 № 16/7327/8 и от 31.07.2019
№ 16/7430/8 (т. 1 л.д. 87-90) Департамент указал на необходимость согласования даты и времени проверки комиссией указанных в заявке транспортных средств.
Из акта проверки транспортных средств, заявленных ООО ТК «РостТранс-Приморье», от 29.07.2019 (т. 3 л.д. 47) следует, что к осмотру представлен только 1 автомобиль KING LONG XMQ 6127С, признанный комиссией соответствующим заявке. Транспортные средства KING LONG XMQ 6127С в количестве 4 единиц и ГАЗ A65R52 в количестве 12 единиц не представлены. Представитель автотранспортного предприятия ФИО3 отказался от подписания акта.
09.08.2019 Департаментом был проведен повторный осмотр транспортных средств, о чем составлен акт (т. 3 л.д. 48), из которого следует, что заявленные транспортные средства предоставлены на осмотр не были. Представитель автотранспортного предприятия ФИО3 с актом не согласился, о чем имеется подпись данного лица.
Таким образом, ООО ТК «РостТранс-Приморье», получившее право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, не представило в требуемые сроки транспортные средства, соответствующие заявке, и не подтвердило в срок, не превышающий тридцати дней со дня утверждения результатов открытого конкурса, наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Утверждение арбитражного суда, что марка и модель транспортных средств не являются критериями оценки и замена обществом транспортных средств, указанных в заявке, на иные транспортные средства с соответствующими характеристиками не влияет на оценку критериев комиссией при рассмотрении всех заявок участников открытого конкурса и не влечет нарушения участником правил проведения открытого конкурса, основан на неверном применении норм материального права и противоречит положениям пункта 2 части 1 статьи 23 и части 9 статьи 24 Закона № 220-ФЗ, пунктам 3.13.2 и 3.14.4 Порядка №484-па, а также конкурсной документации.
В силу пункта 3.8.2 Порядка № 484-па к заявке должны быть представлены сведения о транспортных средствах, выставляемых заявителем на межмуниципальные маршруты регулярных перевозок для обеспечения лота, по форме согласно Приложению № 1 к Порядку, с приложением копий документов, подтверждающих право собственности заявителя или владения на ином законном основании транспортными средствами, указанными в Реестре межмуниципальных маршрутов пригородного и междугородного сообщения регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края, в отношении которого выдается свидетельство, либо документов, подтверждающих принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, установленные конкурсной документацией.
Следовательно, данный пункт гласит о том, что сведения о транспортных средствах по форме Приложения № 1 должны быть предоставлены участником конкурса в любом случае независимо от наличия транспортных средств в собственности или на ином законном основании, а в части приложения документов, подтверждающих наличие транспортных средств предусмотрена альтернатива и, в случае отсутствия таких документов, прилагаются документы, подтверждающие принятие на себя обязательства по приобретению транспортных средств.
Согласно Приложению № 1 сведения о транспортных средствах, выставляемых заявителем на межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, включают в себя - марку (модель) транспортного средства, вместимость, год выпуска, государственный регистрационный знак, наличие (обязательство установки) специального оборудования и систем, повышающих безопасность, комфортность и уровень управления пассажирских перевозок.
Таким образом, необходимость предоставления сведений о транспортных средствах заявителя по форме Приложения № 1 обусловлена и тем, что в нем указывается характеристики транспортных средств, влияющие на качество предоставления услуг и которые необходимы для дальнейшего рассмотрения заявок, их оценки и сопоставления.
Предоставление сведений по форме Приложения № 1 является обязательным и иному толкованию пункт 3.8.2 Порядка не подлежит.
Как следствие, непредставление заявителем сведений о марке (модели) транспортного средств лишает организатора конкурса возможности полно и всесторонне оценить возможность исполнения участником открытого конкурса условий конкурсной документации, так как данные сведения информируют о характеристиках транспортного средства. Одновременно не указание данных сведений может выразиться впоследствии в неправомерном решении по отношению к остальным участникам открытого конкурса, подавшим заявки на те же лоты и нарушении их прав.
В силу вышеизложенного выводы суда первой инстанции о наличии у ООО ТК «РостТранс-Приморье» иных транспортных средств, соответствующих составленной комиссией Шкале для оценки критериев, признаются несостоятельными и не имеющими правового значения.
ООО ТК «РостТранс-Приморье», как победитель открытого конкурса на право осуществления перевозок, взяло на себя обязательство обеспечить осуществление перевозки по маршрутам лота № 1 транспортными средствами, указанными в сведениях его заявки.
Доказательств того, что в назначенные даты и время осмотра Департаменту предоставлены необходимые транспортные средства, предусмотренные заявкой, ООО ТК «РостТранс-Приморье» в материалы дела не представило.
Напротив, материалами дела подтверждается, что к осмотру обществом были представлены не ранее заявленные им ГАЗ-A65R52, а транспортные средства другой марки - ГАЗ-А63К42.
Замену транспортных средств иной марки общество обосновало тем, что 19.07.2019 от продавца автобусов ГАЗ-A65R52 ООО «ТСС НН» им получено письмо № 19.07.2019/1 (т. 1 л.д. 75) о невозможности исполнения перед заявителем договора купли-продажи № 240619/ЗУ от 10.05.2019 на поставку ГАЗ-A65R52 и с предложением о расторжении договора по соглашению сторон.
Поскольку поставка стала невозможной, заявителем был заключен договор аренды транспортного средства № 11 от 25.07.2019 (т. 1 л.д. 76-77) на предоставление в аренду 12 транспортных средств марки (модель)
ГAЗ-A63R42, автобус класса В, категории D, 2019 года изготовления.
Таким образом, достоверно зная о невозможности поставки транспортных средств по договору купли-продажи № 240619/ЗУ от 10.05.2019, приложенному к заявке на участие в открытом конкурсе, ООО ТК «РостТранс-Приморье» в своих письмах (от 26.07.2019 № 80/19, от 08.08.2019 № 82/19), тем не менее, подтверждало наличие транспортных средств по лоту № 1.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что в ходе осмотра 29.07.2019 комиссии Департамента было предоставлено к осмотру только одно транспортное средство марки KING LONG XMQ 6127С.
Как следует из ответа Дальневосточного таможенного управления
от 31.08.2020 № 12-01-31/13927 три транспортных средства KING LONG XMQ 6127С были выпущены таможенным органом для внутреннего потребления на территории РФ значительно позже 12.08.2019:
- автобус марки KING LONG XMQ 6127С, VIN <***> выпущен таможенным органом 06.12.2019;
- автобус марки KING LONG XMQ 6127С, VIN <***> выпущен 18.09.2019;
- автобус марки KING LONG XMQ 6127С, VIN <***> выпущен 17.09.2019.
Данный факт также подтверждается ответом УМВД России по Приморскому краю от 27.08.2020 № 49/2523, согласно которому:
- автобус марки KING LONG XMQ 6127С, VIN <***> первично зарегистрирован 14.01.2020;
- автобусы марки KING LONG XMQ 6127С, VIN <***> и VIN <***> первично поставлены МВД РФ на регистрацию на территории РФ 05.11.2019;
- автобус марки KING LONG XMQ 6127С первично зарегистрирован 27.09.2019.
Соответственно, к установленному конкурсной документацией сроку -12.08.2019 ООО ТК «РостТранс-Приморье» не имело данные транспортные средства в наличие и не могло представить их к осмотру Департаменту.
Вывод арбитражного суда о том, что Департамент необоснованно лишил ООО ТК «РостТранс-Приморье» права на подтверждение в срок до 12.08.2019 включительно наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие, проявив незаконное бездействие, выраженное в уклонении от завершения процедуры подтверждения ООО ТК «РостТранс-Приморье» как победителем открытого конкурса по лоту № 1 наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку противоречит обстоятельствам данного дела.
Представленные в материалы дела письма Департамента от 18.07.2019 № 16/7010/8, от 26.07.2019 № 16/7327/8, от 31.07.2019 № 16/7430/8, адресованные ООО ТК «РостТранс-Приморье», подтверждают намерение и цель организации проведения осмотра транспортных средств победителя открытого конкурса.
Доказательств намеренного уклонения Департамента от таких действий либо воспрепятствования ООО ТК «РостТранс-Приморье» в подтверждении наличия спорных транспортных средств материалы дела не содержат.
Доводы ООО ТК «РостТранс-Приморье» о том, что ему 11.08.2019 стало известно, что до 12.08.2019 транспортные средства, указанные в заявке, не будут выпущены в обращение на территории РФ и потому оно 12.08.2019 приобрело у иного арендодателя на праве аренды иные автобусы той же марки и модели с такими же характеристиками, судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные и документально не подтвержденные, поскольку в материалы дела соответствующий договор аренды от 12.08.2019 не представлен.
Достоверные доказательства о готовности данных транспортных средств для предъявления к осмотру Департаментом 12.08.2019 (в последний день установленного срока) ООО ТК «РостТранс-Приморье» также не представлены.
На основании изложенного комиссия Департамента пришла к обоснованному выводу о том, что ООО ТК «РостТранс-Приморье» не подтвердило наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, указанных в поданной им заявке на участие в открытом конкурсе, и право на получение свидетельства следует предоставить ООО «Вита-3», как участнику открытого конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер.
Довод ООО ТК «РостТранс-Приморье» о том, что процедура осмотра транспортных средств ничем не предусмотрена, подлежит отклонению ввиду его противоречия положениям пункта 3.13.2 Порядка № 484-па, предусматривающим возможность принятия решения о проведении осмотра транспортных средств комиссией.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что, предоставив Департаменту иные транспортные средства марки ГАЗ-А63К42, общество подтвердило наличие у него транспортных средств, соответствующих составленной комиссией Шкале оценки критериев, влияющих на качество перевозок, и, следовательно, соответствующих транспортным средствам, указанным ООО ТК «РостТранс-Приморье» в заявке на участие в конкурсе, следует признать неправомерными.
Совокупный анализ выше проанализированных норм Закона № 220-ФЗ, Порядка № 484-па и конкурсной документации предоставляет возможность принять участие в конкурсе и быть признанным победителем даже при отсутствии у претендента транспортных средств, с условием, что такие транспортные средства будут приобретены в установленные сроки.
В свою очередь неисполнение такого обязательства влечет для участника конкурса негативные последствия, установленные частью 9 статьи 24 Закона № 220-ФЗ, в виде невыдачи свидетельства об осуществлении перевозок.
В рассматриваемом конкурсе ООО ТК «РостТранс-Приморье» допущено к участию и признано победителем с учетом того, что им представлено обязательство в случае признания победителем в конкурсе, приобрести конкретные транспортные средства - KING LONG XMQ 6127С и ГАЗ A65R52 2019 в срок до 12.08.2019 включительно.
Вопреки требованиям Закона № 220-ФЗ и положениям конкурсной документации общество не представило доказательств того, что в указанный период оно являлось правообладателем указанных транспортных средств, и, соответственно, взятые на себя обязательства общество надлежащим образом не исполнило.
То обстоятельство, что Департамент провел осмотр транспортных средств ООО «Вита-3, занявшего второе место в конкурсе, 12.08.2019, то есть в последний день установленного срока для подтверждения ООО ТК «РостТранс-Приморье» наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, не имеет существенного значения и не является основанием для признания действий (бездействия) Департамента незаконными, поскольку представленными в материалы дела доказательствами достоверно установлено, что заявитель не имел реальной возможности подтвердить в установленный конкурсной документацией срок наличие у него транспортных средств, указанных в заявке.
В свою очередь вопрос о достоверности/недостоверности сведений, представленных ООО «Вита-3», предметом настоящего судебного спора не является.
Исходя из существа рассматриваемого спора, доводы апелляционных жалоб о порядке начисления баллов за характеристики транспортных средств по Шкале для оценки критериев, а также необходимость самой оценки транспортных средств таким характеристикам, апелляционным судом во внимание не принимаются и по существу не оцениваются, как не имеющие правового значения, ввиду достаточности самого факта невозможности подтверждения ООО ТК «РостТранс-Приморье» наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Иные доводы и обстоятельства, приведенные апеллянтами и заявителем, не оцениваются судебной коллегией, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора.
На основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции в части или полностью и принять по делу новый судебный акт.
Таким образом, апелляционные жалобы Министерства и ООО
«Вита-3» подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятое при неправильном применении норм материального права.
Излишне уплаченная ООО ТК «РостТранс-Приморье» при подаче заявления в суд первой инстанции государственная пошлина в сумме 3 000 рублей по платежному поручению № 493 от 13.09.2019 подлежит возврату на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО «Вита-3» на основании платежного поручения от 08.07.2020 № 546 произведена уплата государственной пошлины в размере 3 000 рублей, то излишне уплаченная госпошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату ООО «Вита-3» на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, а понесенные судебные расходы в сумме 1 500 рублей по апелляционной жалобе относятся на ООО ТК «РостТранс-Приморье» и подлежат взысканию в пользу данного общества.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за апелляционную жалобу Министерства коллегий суда не рассматривался, поскольку данный заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.06.2020 по делу № А51-20192/2019 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «РостТранс-Приморье» отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «РостТранс-Приморье» с пользу общества с ограниченной ответственностью «Вита-3» судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 500 рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Вита-3» из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобе на основании платежного поручения № 546 от 08.07.2020 государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Транспортная компания «РостТранс-Приморье» из федерального бюджета излишне уплаченную на основании платежного поручения № 493 от 13.09.2019 государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.
Выдать справки на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | А.В. Пяткова |
Судьи | Л.А. Бессчасная Е.Л. Сидорович |