ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-20376/15 от 24.05.2016 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-20376/2015

31 мая 2016 года

Резолютивная часть постановления оглашена 24 мая 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено мая 2016 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой

судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае

апелляционное производство № 05АП-1750/2016

на решение от 25.01.2016

судьи М.С. Кирильченко

по делу № А51-20376/2015 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (ИНН 2536017137, ОГРН 1022501308004, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.12.2002); закрытого акционерного общества «Линком» (ИНН 2536010300, ОГРН 1022501299908, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.12.2002); автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного образования «Центр образования и развития» (ИИН 2536970156, ОГРН 1112500001734, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.08.2011); общества с ограниченной ответственностью «Фордевинд» (ИНН 2536202161, ОГРН 1082536005903, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.04.2008); общества с ограниченной ответственностью «Иммобилиаре» (ИНН 2536201471, ОГРН 1082536005177, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.04.2008); общества с ограниченной ответственностью «Компания по эксплуатации и недвижимости» (ИНН 2536219528, ОГРН 1092536007112, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.09.2009); автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования «Образовательный центр» (ИНН 2536229357, ОГРН 1102500001064, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.04.2010); автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования «Приморский межотраслевой центр» (ИНН 2536145869, ОГРН 1042502964459, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.06.2004)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009),

третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю

о признании незаконным решения, оформленного письмом от 17.08.2015 №08-8401;

при участии:

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: представитель Гривина Я.В. по доверенности № 03-11559 от 19.11.2015, удостоверение;

от ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»: представитель Лебедева О.В. по доверенности № 5 от 15.01.2016, паспорт;

от автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования «Приморский межотраслевой центр»: представитель Горовой С.В. по доверенности от 15.11.2015 сроком на 1 год, паспорт;

от автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного образования «Центр образования и развития»: представитель Горовой С.В. по доверенности от 26.10.2015 сроком на 1 год, паспорт;

от автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования «Образовательный центр»: представитель Горовой С.В. по доверенности от 13.11.2015 сроком на 6 месяцев, паспорт;

от ООО «Фордевинд»: представитель Горовой С.В. по доверенности от 10.11.2015 сроком до 31.12.2016, паспорт;

от ООО «Иммобилиаре»: представитель Горовой С.В. по доверенности от 10.11.2015 сроком до 31.12.2015, паспорт;

от ЗАО «Линком»: представитель Горовой С.В. по доверенности от 12.11.2015 сроком до 31.12.2016, паспорт;

от ООО «Компания по эксплуатации и недвижимости»: представитель Горовой С.В. по доверенности от 12.11.2015 сроком до 31.12.2016, паспорт;

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю – не явилась;

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (далее – ФГБОУ ВО «ВГУЭС»), закрытое акционерное общество «Линком» (далее – ЗАО «Линком»), автономная некоммерческая образовательная организация дополнительного образования «Центр образования и развития» (далее – АНОО ДО «Центр образования и развития»), общество с ограниченной ответственностью «Фордевинд» (далее – ООО «Фордевинд»), общество с ограниченной ответственностью «Иммобилиаре» (далее – ООО «Иммобилиаре»), общество с ограниченной ответственностью «Компания по эксплуатации и недвижимости» (далее – ООО «Компания по эксплуатации и недвижимости»), автономная некоммерческая образовательная организация дополнительного профессионального образования «Образовательный центр» (далее – АННО ДПО «Образовательный центр»), автономная некоммерческая образовательная организация дополнительного профессионального образования «Приморский межотраслевой центр» (далее – АННО ДПО «Приморский межотраслевой центр») обратились в суд с требованием о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее – ТУ ФАУГИ по Приморскому краю) об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане, оформленного письмом от 17.08.2015 № 08-8401, а также об обязании ответчика утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка площадью 72 929 кв.м. с кадастровым номером 25:28:010010:14 согласно заявлению от 03.07.2015 вх. № 01-9270.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 20.11.2015 к участи в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.01.2016 заявленные требования удовлетворены.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что в представленных в Территориальное управление документах отсутствовал кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 25:28:010010:14 в измененных границах, таким образом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, раздел и межевой план не соответствовали требованиям пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ.

Управление не согласно с представленной схемой радела, так как данная схема нарушает права и интересы Российской Федерации, как собственника зданий, нежилых помещений, находящихся на спорном земельном участке.

В дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае указывает, что шесть из восьми земельных участков, которые планируется образовать в соответствии с представленной схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, уже стоят на государственном кадастровом учете со статусом «временный», в связи с чем управление полагает, что в данном случае возник спор о границах земельных участков, который должен решаться в порядке искового производства.

В отзыве на апелляционную жалобу заявители указывают, что наличие сформированных под многоквартирными домами земельных участков не является основанием для отказа в утверждении схемы раздела земельного участка. Полагают, что раздел земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:14 является объективной необходимостью. Объективная возможность раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:14 установлена решением Арбитражного суда по делу № А51-20586/2013. Настаивает на том, что оспариваемый отказ является недействительным, ввиду делимости земельного участка, соблюдением заявителями всех требований, установленных законодательством при обращении за утверждением схемы, и отсутствия правомерных оснований для отказа в ее утверждении.

В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представители заявителей по делу на доводы апелляционной жалобы возразили по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу управления – не подлежащей удовлетворению.

Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю явку представителя в суд не обеспечило. В порядке ст. 156 АПК РФ судебное заседании проведено в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 24.05.2016 до 16 часов 30 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания. Размещение такой информации на официальном сайте арбитражного суда с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, а также установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу №А51-20586/2013, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 25:28:010010:14, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и функционирования университета, общая площадь 72 929 кв.м, адрес объекта (ориентир): здание нежилое, лит. А, место расположения: г.Владивосток, ул.Гоголя,41, ориентир находится в границах участка.

Данный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса». Данное право зарегистрировано в установленном законом порядке.

На данном земельном участке расположены находящиеся в федеральной собственности и в оперативном управлении ВГУЭС следующие здания и помещения: пятиэтажное здание (лит.1, общежитие с цокольным этажом) площадью 6097,4 кв.м. по адресу г.Владивосток, ул.Державина, 59; здание учебного корпуса (лит.Б) площадью 5526,1 кв.м. по адресу: г.Владивосток, ул.Гоголя, 41; здание учебно-лабораторного корпуса (лит.А) площадью 11501,8 кв.м. по адресу : г.Владивосток, ул.Гоголя, 41; здание учебно-лабораторный корпус лит.З площадью 2313,1 кв.м. по адресу: г.Владивосток, ул.Гоголя, 41 (реконструирован в Блок В, лит.В1-В9); пятиэтажное здание (лит.1, общежитие) с цокольным этажом и пристройкой (лит.1А) площадью 6074,2 кв.м. по адресу: г. Владивосток, Державина, 57; нежилые помещения площадью 2605,3 кв.м. в здании лит.А (этажи подвальный, цокольный, 1, 2) по адресу: г.Владивосток, ул.Гоголя, 39а; нежилые помещения в здании учебного корпуса (лит.А2) площадью 78,5 кв.м. по адресу г.Владивосток, ул.Гоголя, 39а.

Также на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010010:14 находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности иным лицам, в том числе:

- ЗАО «Линком» - трехэтажное здание (лит.2, учебно- производственные мастерские, корпус № 4) площадью 2610,7 кв.м. по адресу: г.Владивосток, ул.Гоголя,41а; многоквартирный жилой дом площадью 4191,7 кв.м. по адресу: г.Владивосток, ул.Державина,59-а; здание склада общей площадью 248,9 кв.м. (лит.4) по адресу: г.Владивосток, ул.Державина,59-а; здание склада общей площадью 186,2 кв.м. (лит.2) по адресу: г.Владивосток, ул.Державина, 59-в; жилые и нежилые помещения в жилом доме по адресу: г.Владивосток, ул.Державина,55.

- АНОО ДО «ЦОР» - нежилые помещения площадью 2165,6 кв.м. в здании (лит.1), расположенном по адресу: г.Владивосток, ул.Державина,57; нежилые помещения площадью 1300,9 кв.м. в здании (лит.А, учебный корпус), расположенном по адресу г.Владивосток, ул.Гоголя,39а; нежилые помещения площадью 1159,8 кв.м. в здании (лит А2, вестибюль), расположенном по адресу: г.Владивосток, ул.Гоголя,39а; нежилые помещения в здании (лит.А1, переход) площадью 2150,3 кв.м. по адресу: г.Владивосток, ул.Гоголя,39а;

- здание (лит.В9) площадью 7309 кв.м. по адресу: г.Владивосток, ул.Гоголя, 41 принадлежит на праве собственности ООО «Иммобилиаре», ООО «Фордервинд», АНОО ДО «ЦОР»,

- ООО «Компания по эксплуатации недвижимости» - нежилые помещения площадью 453,8 кв.м. в шестиэтажном здании (лит А1, переход), расположенном по адресу г. Владивосток, ул.Гоголя,39а; нежилые помещения площадью 1345,78 кв.м. в здании с пристройками (учебный корпус, столовая лит.А2, пристройка к торговому залу – лит.А,А3), расположенном по адресу г.Владивосток, ул.Гоголя,39.

- АННО ДПО «Приморский межотраслевой центр» - здание учебного корпуса (лит.Е, Е1 пристройка, Е2 пристройка с пристройками) площадью 8065,9 кв.м, расположенное по адресу: г.Владивосток, ул.Гоголя,41.

Права данных лиц на вышеназванные объекты зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.

ВГУЭС, как титульный владелец земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:14 несет бремя по его содержанию, в том числе по уплате земельный налога.

В целях раздела земельного участка и определения границ ответственности всех собственников объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участки, Заявители 03.07.2015 обратились в Управление Росимущества по Приморскому краю с совместным заявлением от 02.07.2015 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории. К заявлению были приложены соответствующие документы, в том числе схема расположения земельных участков, которые предлагалось образовать.

По результатам рассмотрения указанного обращения Управление Росимущества в письме от 17.08.2015 №08-8401 сообщило Заявителям об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков, указав в качестве основания на то, что Заявителями нарушен порядок образования земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности. По мнению Управления, данная схема утверждается только в случае постановки образуемых земельных участков на кадастровый учет. Вместе с тем, шесть из семи земельных участков, которые планируется образовать, уже поставлены на государственный кадастровый учет. Также Управление указало, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:010010:14 является неделимым, в связи с чем, из его состава нельзя образовать предлагаемые заявителями участки.

Не согласившись с принятым Территориальным управлением Росимущества решением, Заявители обратились в суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации  и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При разрешении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории суд первой инстанции обоснованно применил нормы Земельного кодекса, вступившие в силу с 01.03.2015.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

По смыслу статьи 39.20 Земельного кодекса РФ при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников, каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута.

Таким образом, каждый собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010010:14, может приобрести причитающуюся ему часть земельного участка после ее выделения в натуре и внесения в кадастр недвижимости сведений о ней как о самостоятельном объекте при соблюдении условий о делимости земельного участка.

В соответствии с ч.1 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.

Пункт 2 статьи 9 ЗК РФ предусматривает, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с частью 3 статьи 214 и части 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

Согласно пункту 5.35 (3) Положения, Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

В силу пункта 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Как следует из пунктов 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 № 374, территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Учитывая вышеприведенные нормативные положения, ТУ Росимущества по Приморском краю как территориальный орган Росимущества наделено полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьей 11.3 ЗК РФ.

По правилам пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

 Согласно пункту 6 данной статьи при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах. Процедура образования новых земельных участков может проводиться для целей последующей реализации собственниками недвижимого имущества своего исключительного права на приобретение в собственность или аренду занятых такими объектами участков

Из системного толкования приведенных норм земельного законодательства следует, что образование новых земельных участков из состава имеющегося участка для целей, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, возможно лишь в том случае, если исходный земельный участок является делимым, а сам раздел, и как следствие формирование из него новых участков, не нарушает установленные нормы отвода и иные обязательные публичные требования.

В соответствии с ч.2 ст.11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

В соответствии с пунктом 7 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, органы власти обязаны в течение одного месяца со дня поступления заявления принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.

К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 11.10 Земельного кодекса установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом.

Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что заявителями при обращении с заявлением №141/20000 от 02.07.2015 о принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории были представлены все документы, необходимые для принятия соответствующего решения.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Оспариваемый отказ Управления не содержит оснований, перечень которых определен в п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

Отказ управления мотивирован нарушением порядка образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности. По мнению управления, представленная схема расположения утверждается только в случае постановки образуемых земельных участков на кадастровый учет. Вместе с тем, шесть из семи земельных участков, которые планируется образовать, уже поставлены на государственный кадастровый учет. Также Управление указало, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:010010:14 является неделимым, в связи с чем, из его состава нельзя образовать предлагаемые заявителями участки.

Как указывалось, статьей 1 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 11.4 ЗК РФ дополнена пунктом 7, в соответствии с которым в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа».

Сведения о земельных участках со статусом «временные» в силу ч.5 ст. 24 Федерального закона от  24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» могут быть аннулированы и исключены из ГКН по заявлению собственника объекта недвижимости.

Совпадение схемы с границами земельных участков, сведения о которых внесены в кадастр со статусом «временные», не является препятствием для утверждения схемы  в соответствии с ч.7 ст. 11.4 ЗК РФ.

Довод управления, изложенный в оспариваемом отказе, о неделимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:14, обоснованно отклонен судом первой инстанции, как документально не подтвержденный.

Напротив, возможность раздела земельного участка кадастровый номер 25:28:010010:14 подтверждается фактом осуществления кадастрового учета образуемых земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:010010:1249, 25:28:010010:1250, 25:28:010010:1251, 25:28:010010:1252, 25:28:010010:1253, 25:28:010010:1254, 25:28:010010:1255, 25:28:010010:1256, поскольку в полномочия органа, осуществляющего учет, входит проверка соответствия образуемых земельных участков требованиям законодательства (п.3 ч.2, п.2 ч.3 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»). Фактический кадастровый учёт образуемых земельных участков в силу ст.68 АПК РФ является допустимым доказательством соответствия раздела требованиям закона.

Вывод о делимости земельного участка должен быть сделан с учётом требований пунктов 4, 6 ст.11.9 ЗК РФ, согласно которым не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Для определения делимости земельного участка необходимо и достаточно, чтобы после раздела образовались самостоятельные земельные участки, то есть, участки определенного размера, технологически и производственно самостоятельные, определенного местоположения.

Согласно представленному заявителями в материалы дела заключению по схеме расположения земельного участка по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 41, выполненному ООО «Архитектурная мастерская Покровского», представленная схема расположения земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:14 по адресу: г. Владивосток, ул. Гоголя, 41, в целях предоставления образованных в результате раздела земельных участков для эксплуатации зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, соответствует земельному и градостроительному законодательству. Разрешенное использование объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:14 по представленной схеме расположения, возможно. Образование земельных участков по представленной схеме расположения не нарушает права и интересы третьих лиц с позиции земельного и градостроительного законодательства.

Как следует из материалов дела, в том числе, свидетельств о государственной регистрации права и выписок из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010010:14, подлежащим разделу, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, ЗАО «Линком», АНОО ДО «Центр образования и развития», ООО «Фордевинд», ООО «Иммобилиаре», ООО «Компания по эксплуатации и недвижимости», АННО ДПО «Образовательный центр», АННО ДПО «Приморский межотраслевой центр».

Из представленной схемы раздела земельного участка видно, что новые участки сформированы под каждое здание (строение, сооружение) или группу зданий.

Доказательств несоответствия установленных границ земельных участков, предполагаемых к образованию требованиям статьи 11.9 ЗК РФ не представлено.

Иных, законных оснований для отказа в утверждении схемы раздела земельного участка оспариваемое решение управления не содержит.

Довод управления о том, что в рассматриваемом случае имеется спор о праве, который должен решаться в порядке искового производства, о чем указано в решение Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-20586/2013, коллегией отклоняется, поскольку на момент обращения с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением от 03.07.2015 вх. № 01-9270 земельное законодательство изменилось, статья 11.4 ЗК РФ дополнена пунктом 7.

В данном случае между собственниками расположенных на земельном участке объектов недвижимости, в том числе Российской Федерацией в лице Территориального управления Росимущества по Приморскому краю, спор о площадях и границах земельных участков отсутствует, в связи с чем, заявителями обоснованно выбран административный порядок раздела земельного участка

Учитывая принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, необходимость обеспечения разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, многие из которых не отвечают виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:010010:14 (ОД-3), судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что предложенный заявителя раздел земельного участка является обоснованным и целесообразным.

Учитывая изложенное, у ответчика не было правовых оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории согласно представленной схемы раздела, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание ответчика утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка площадью 72 929 кв. м. с кадастровым номером 25:28:010010:14 согласно заявлению от 03.07.2015 вх. № 01-9270.

Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было. 

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.01.2016  по делу №А51-20376/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Гончарова

Судьи

О.Ю. Еремеева

Е.Н. Номоконова