ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-2331/16 от 03.08.2016 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-2331/2016

10 августа 2016 года

Резолютивная часть постановления оглашена 03 августа 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено августа 2016 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего В.В. Рубановой,

судей Е.Л. Сидорович, Г.М. Грачёва,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Владивостока,

апелляционное производство № 05АП-5411/2016

на решение от 10.06.2016

судьи Н.А. Галочкиной

по делу № А51-2331/2016 Арбитражного суда Приморского края

по исковому заявлению Администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)

к Департаменту образования и науки Приморского края (ИНН 2540083421, ОГРН 1072540000170, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.01.2007)

о взыскании расходов на оплату труда обслуживающего персонала в размере 1 771 082 руб. 44 коп.,

при участии:

от Администрации города Владивостока: представитель Бондарь Т.Н. по доверенности от 02.10.2015 № 1-3/3424 сроком до 31.12.2016, служебное удостоверение № 3756;

от Департамента образования и науки Приморского края: представитель Мухутдинова И.Л. по доверенности от 04.02.2016 № 23/853 сроком на 1 год, служебное удостоверение № 5499,

УСТАНОВИЛ:

Администрации города Владивостокаобратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту образования и науки Приморского края о взыскании расходов, которые понесла администрация города Владивостока на оплату труда обслуживающего персонала, осуществляющего реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа               № 79 г. Владивостока» в период с 01.08.2014 по 31.12.2014 в размере  1 771 082,44 руб.

Решением от 10.06.2016 суд первой инстанции отказал Администрации в удовлетворении заявленного требования.

Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обжаловала его в порядке апелляционного производства.

В обоснование своей позиции заявитель жалобы указал, что положения подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-Ф «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273) не содержат исключений в части финансирования органом государственной власти субъекта оплаты труда обслуживающего персонала.

По убеждению Администрации, установлено только две категории расходов, которые не включаются в нормативны расходов, а именно: расходы на содержание зданий и на оплату коммунальных услуг. Оплата труда обслуживающего персонала к данным категориям расходов не относится.

Таким образом, по убеждению заявителя жалобы, обеспечение организации образовательного процесса также относится к обязанностям органа государственной власти субъекта России и подлежит финансированию за счет средств регионального бюджета.

По мнению Администрации, организация образовательного процесса является структурным элементом образовательной деятельности, в связи с чем апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что организации образовательного процесса не обусловлена реализацией образовательной программы и составляет иной вид деятельности, подлежащий финансированию за счет средств местного бюджета.

Трудовая деятельность обслуживающего персонала образовательной организации неразрывно связана с оказанием образовательных услуг, направлена на непосредственную реализацию прав обучающихся на получение образования в условиях, обеспечивающих охрану их жизни и здоровья. Указанное согласуется с положениями пунктов 2, 3 части 4 статьи 41 Закона № 273.

Настаивая на отмене обжалуемого решения суда первой инстанции, Администарция указала, что должностные инструкции работников муниципального общеобразовательного учреждения, имеющиеся в материалах дела, позволяют сделать вывод, что лица, замещающие указанные должности, участвуют в реализаций образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и СанПиН.

Также Администрация считает, что вывод суда первой инстанции в обжалуемом решении о финансирования расходов на оплату труда вышеуказанных работников исключительно за счет нормативных затрат на оказание муниципальных услуг за счет средств местного бюджета противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации и Закону               № 273-ФЗ.

 В судебном заседании представитель апеллянта доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Департамента образования и науки Приморского края в судебном заседании доводы апелляционной жалобы опроверг, озвучил позицию, по содержанию соответствующую тексту письменного отзыва на жалобу, считает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

Решением Приморского краевого суда от 23.04.2014 частично удовлетворено заявление Администрации города Владивостока о признании недействующими отдельных положений Закона Приморского края от 19.12.2013 № 327-КЗ «О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края» (далее - Закон № 327-КЗ).

Суд признал недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый части 2 статьи 3, пункт 2 приложения 1 к Закону Приморского края от 19.12.2013 № 327-КЗ «О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях   Приморского   края»   в   той   части,   в   которой   они   не предусматривают при определении размера субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края  расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций в части оплаты труда обслуживающего персонала, осуществляющих реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2014 по делу № 56-АПГ14-8 решение Приморского краевого суда от 23.04.2014 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Законодательного Собрания Приморского края и апелляционное представление прокурора, участвующего в деле, - без удовлетворения.

  Законом Приморского края от 26.12.2014 № 519-КЗ «О внесении
изменений в Закон Приморского края «О субвенциях на обеспечение
государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных
общеобразовательных организациях Приморского края» внесены изменения в Закон № 327-КЗ, в том числе в новой редакции изложена часть 2 статьи 3 указанного Закона, согласно которой норматив стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги включает расходы на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций в части оплаты труда руководителей, педагогических и иных работников, предусмотренных статьей 52 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», осуществляющих реализацию основных общеобразовательных программв соответствии с федеральными    государственными образовательными стандартами, начисления на выплаты   по оплате труда в размерах, установленных действующим законодательством, а также расходы на обеспечение дополнительного профессионального образования.

 За период с 01.08.2014 по 31.12.2014 Администрацией города Владивостока  понесены расходы из бюджета Владивостокского городского округа на оплату труда работников, относящихся к обслуживающему персоналу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 79 г. Владивостока» (уборщик служебных помещений, дворник, гардеробщик, сторож, слесарь-сантехник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий) в размере                          1 771 082,44 руб.

Посчитав, что финансовое обеспечение вышеуказанных должностей должно осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации, Администрация г. Владивостока в порядке статей 15, 16, 125, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилась к Департаменту образования и науки Приморского края, являющемуся органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющему в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования и науки на территории Приморского края, с иском о взыскании  понесенных расходов на оплату труда обслуживающего персонала вышеуказанного учреждения.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.

Законом Приморского края № 327-К3 установлены нормативы расходов для определения размера субвенций местным бюджетам из краевого бюджета, а также методика расчета нормативов и методика распределения субвенции между муниципальными образованиями Приморского края.

  В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона  № 327-КЗ (в редакции Закона Приморского края от 26.12.2014 № 519-КЗ) норматив стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги включает расходы на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций в части оплаты труда руководителей, педагогических и иных работников, предусмотренных статьей 52 Федерального закона от 19 декабря 2012 года     № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», осуществляющих реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - иные работники), начисления на выплаты по оплате труда в размерах, установленных действующим законодательством, а также расходы на обеспечение дополнительного профессионального образования.

Вместе с тем, частью 1 статьи 52 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно - хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

В силу пункта 3 части 1 статьи 8 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1, 3, 5 части 1 статьи 9 Закона № 273 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализацииосновных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами),создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях,обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Из анализа приведенных законоположений следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочны обеспечивать реализацию гарантированных государством образовательных программ посредством предоставления субвенций местным бюджетам, тогда как органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ответственны за организацию предоставления общедоступного и бесплатного образования основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях,обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 34 статьи 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

К созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми относятся организация питания, медицинское обслуживание, соблюдение санитарно-гигиенических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

При предоставлении услуги по присмотру и уходу за детьми должны учитываться санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.  

Данные полномочия относятся к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе в части финансирования расходов на оплату труда занятых на перечисленных работах работников муниципальных образовательных организацией.

В Определении Верховного суда РФ от 30 июля 2014 года по делу № 56-АПГ14-8 указано, что в нормативы затрат на реализацию образовательных программ по каждому уровню образования в муниципальных общеобразовательных организациях включается, в том числе  оплата труда инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, за исключением персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания  (истопники, кочегары, операторы бойлерных, водители, грузчики, кладовщики, подсобные рабочие, слесари-сантехники и пр.).

При изложенных обстоятельствах довод заявителя жалобы о том, что обеспечение организации образовательного процесса также относится к обязанностям органа государственной власти субъекта России и подлежит финансированию за счет средств регионального бюджета, отклоняется апелляционным судом как основанный на неверном толковании норм права.

Так, в связи с распределением полномочий субъ­ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления согласно нормам Федерального закона № 273-ФЗ установлены два вида нормативов:

-   нормативы финансового обеспечения государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, определяемые органами гос­ударственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунк­том 3 части 1 статьи 8 Закона № 273-ФЗ;

- определяемые учредителем учреждения нормативные затраты на оказа­ние государственных или муниципальных услуг в сфере образования (части 2-4 статьи 99 Закона № 273-ФЗ).

Из содержания Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, утвержденных Письмом Минобрнауки России от 01.10.2013 № 08-1408, и Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, утвержденных Письмом Минобрнауки России от 31.07.2014 № 08-1002, следует, что в нормативы затрат на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования не может быть включена заработная плата персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, водители, грузчики, кладовщики, подсобные рабочие, слесари-сантехники и пр.), также к расходам органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут быть отнесены расходы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг.

Таким образом, при определении размера субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края должны учитываться расходы на оплату труда тех работников обслуживающего персонала, которые осуществляют реализацию образовательной программы. Расходы иных работников обслуживающего персонала учету не подлежат.

Указанное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 30.07.2014                     № 56-АПГ14-8.

Указание заявителя жалобы на то, что организация образовательного процесса является структурным элементом образовательной деятельности, отклоняется апелляционным судом, поскольку для целей определения источника финансирования покрытия соответствующих расходов закон определяет полномочия и предметы ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, когда  субъектами Российской Федерации обеспечивается непосредственно реализация конкретных программ, а муниципалитеты со своей стороны ответственны за организацию такой реализации.

Из имеющихся в материалах дела должностных инструкций представленных истцом в обоснование заявленных требований, следует, что  уборщик служебных поме­щений (поддержание надлежащего состояния и порядка на закрепленном участке), дворник (поддержание надлежащего состояния и порядка на пришкольном участке  и прилегающей к школе территории), гардеробщик (прием и хранение верхней одежды участников образовательного процесса и посетителей школы), сторожа (охрана зданий, сооружений и имущества школы во внеурочное время), слесарь-сантехник (поддержание в надлежащем состоянии оборудования   системы отопления  водоснабжения, канализации, проведение текущих ремонтных работ разного профиля), электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (работа, связанная с поддержанием и контролем за работой электрооборудования), рабочий по комплексному об­служиванию и ремонту зданий сооружений и оборудования (поддержание в надлежащем состоянии здания и территории школы, проведение текущих ремонтных работ разного профиля), ответственный за контролем и текущим обслуживанием узла учета  потребления тепловой энергии (поддержание в надлежащем состоянии здания и территории школы, поддержание в рабочем состоянии систем центрального отопления, водоснабжения, канализации, газо- и энергоснабжения, водостоков, теплоснабжения, вентиляции, кондиционирования воздуха и тому подобного оборудования, обеспечивающего нормально работу школы) осуществляют либо обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм, либо обеспечение содержания зданий и соору­жений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилага­ющих к ним территорий.

Таким образом,вышеуказанные работники не участвуют в образовательном процессе, их трудовые функции  не связаны с реализацией образовательных программ, а относятся к обеспечению организации образовательного процесса. В результате их труда осуществляются полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные пунктами 3, 5 части 1 ста­тьи 9 Закона № 273-ФЗ, в связи с чем расходы на оплату их тру­да должны осуществляться за счет нормативных затрат на оказание муници­пальных услуг, а не за счет средств субвенций из бюджета Приморского края.

Указанное правомерно отмечено судом первой инстанции в обжалуемом решении.

Позиция заявителя жалобы о том, что вывод суда первой инстанции о финансирования расходов на оплату труда вышеуказанных работников исключительно за счет нормативных затрат на оказание муниципальных услуг за счет средств местного бюджета противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации и Закону № 273-ФЗ, отклоняется судебной коллегией как необоснованный, поскольку нормы статей 69.1, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержат указания на то, что бюджетные ассигнования на оказание государ­ственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе предостав­ление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания должны являться исключительно расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска Администрации.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, были предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного акта и признаются несостоятельными, подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.06.2016  по делу №А51-2331/2016  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

В.В. Рубанова

Судьи

Е.Л. Сидорович

Г.М. Грачёв