ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-23460/17 от 15.01.2019 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                              Дело

№ А51-23460/2017

22 января 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено января 2019 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой,

судей Н.Н. Анисимовой, Л.А. Бессчасной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Ремстройцентр»,

апелляционное производство № 05АП-8441/2018

на решение от 08.10.2018

судьи М.Н. Гарбуз

по делу № А51-23460/2017 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению акционерного общества «Ремстройцентр» (ИНН 2536131136, ОГРН 1032501284100)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931)

третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока

о признании незаконным решения об отказе и обязании совершить действия,

при участии:

от Управления Росреестра по Приморскому краю: Норкина А.Ю., по доверенности от 25.12.2018 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение.

от АО «Ремстройцентр», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, УГА администрации города Владивостока: в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Ремстройцентр» (далее – заявитель, АО «Ремстройцентр», общество) обратилось в арбитражный суд с уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) требованиями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее ответчик, Управление Росреестра по ПК) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации от 10.01.2018 № 25/011/205/2017-950; о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета (отказ в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости) от 21.09.2017 № 25/17-42884; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю совершить следующие действия: поставить на кадастровый учет нежилое помещение (1,2) на этаже с отметкой -8500 площадью 1362,2 кв.м., расположенное по адресу: ул. Владикавказская, д. 3, г. Владивосток, и зарегистрировать права на нежилое помещение (1,2) на этаже с отметкой -8500 площадью 1362,2 кв.м., расположенное по адресу: ул. Владикавказская, д. 3, г. Владивосток.

Арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю; Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

         Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения необоснованно применены нормы Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который вступил в силу после ввода жилого дома в эксплуатацию, при этом постановка дома на кадастровый учет осуществлялась в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом № 122-ФЗ от 21.07.1997, который не содержал термина «машино-место», не определял порядок регистрации прав на машино-места и порядок постановки на кадастровый учет. Часть 4.1 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации № 211-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» также предусматривала, что при постановке на учет многоквартирного дома орган кадастрового учета осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений, в том числе, составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме. Заявителем при постановке на кадастровый учет многоквартирного дома в 2016 году не были предоставлены документы, содержащие сведения, необходимые для постановки на кадастровый учет нежилого помещения (1,2) площадью 1362,2 кв.м., расположенного на отметке -8500, однако, по мнению апеллянта, это не может являться основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета при подаче заявителем необходимых документов. Заявитель полагает не имеющим правового значения вывод суда о разнице площади здания, указанной в техническом плане, и площади здания, указанной в проектной документации, поскольку в разрешении на ввод здания в эксплуатацию площадь автостоянки указана в разделе «площади встроено-пристроенных помещений» и не относится к площади мест общего пользования. По тексту жалобы апеллянт указывает на то, что судом при принятии решения не учтено обстоятельство того, что договоры долевого участия в отношении спорного помещения 1362,2 кв.м. не заключались. Общество ссылается на то, что отказы в государственной регистрации и государственном кадастровом учете нарушают права и законные интересы общества, так как в отсутствие государственного кадастрового учета невозможна государственная регистрация прав заявителя на спорный объект. Апеллянт полагает, что спорное помещение отвечает признакам обособленности и изолированности, что подтверждено экспертным заключением.

          В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи О.Ю. Еремеевой в отпуске на основании определения суда от 15.01.2019 произведена её замена на судью Н.Н. Анисимову, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.

АО «Ремстройцентр», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, УГА администрации города Владивостока, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие неявившихся иных лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Приморскому краю на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Из пояснений ответчика, материалов дела коллегия установила следующее.

26.03.2015 Администрацией г. Владивостока ОАО «Ремстройцентр» было выдано разрешение № RU25304000-32/2015 на строительство объекта – Жилой дом в районе ул. Владикавказской, 1 в г.Владивостоке, сроком действия до 26.11.2017.

Обществом с ограниченной ответственностью «ПроектСтрой» была подготовлена проектная документация на объект «Жилой дом в районе ул. Владикавказской, 1 в г. Владивостоке», в состав которой вошел раздел «Жилой дом. Обвалованная автостоянка. Надземная автостоянка отрытого типа», 1411-01, 02, 03-АР предполагающий возведение автостоянки открытого типа площадью 1338,11 кв.м. на отметке -8500.

Приказом генерального директора ОАО «Ремстройцентр» (в настоящее время – АО «Ремстройцентр») № 11 от 14.04.2016 вышеуказанная проектная документация была утверждена.

Впоследствии 14.06.2016 Администрацией г. Владивостока ОАО «Ремстройцентр» выдано разрешение № RU25304000-273/2016 на строительство объекта капитального строительства - Жилой дом в районе ул. Владикавказская, 1 в г. Владивостоке.

29.08.2016 Администрацией г. Владивостока заявителю выдано разрешение № RU25304000-66/2016 на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства – Жилой дом в районе ул. Владикавказская, 1 в г. Владивостоке на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010038:3603.

В названном разрешении № RU25304000-66/2016 указано, что фактически площадь встроено-пристроенных помещений составляет 437,9 кв.м., в этом же разделе указана автостоянка с фактической площадью 3813,7 кв.м., в том числе обвалованная автостоянка 924,2 кв.м., автостоянка открытого типа 2889,5 кв.м.

Как следует из выполненного 04.07.2016 ОАО «Госземкадастрсъемка»-ВИСХАГИ технического плана здания, площадь встроено-пристроенных помещений общественного назначения составляет 437,9 кв.м. (в том числе помещение для работы с детьми – 92,3 кв.м., помещения физкультурно-оздоровительных занятий 230,2 кв.м., помещение для учебно-студийной работы с населением 115,4 кв.м.), кроме того, нежилые объекты – автостоянка 3813,7 кв.м. (в том числе, обвалованная автостоянка 924,2 кв.м., автостоянка открытого типа (на отм. -8,500) – 1362,2 кв.м., автостоянка открытого типа (на отм. -4,500) – 1527,3 кв.м.). Кроме того, кадастровым инженером в заключении указано, что в проектной документации в разделе технико-экономических показателей указана площадь жилого здания, но без включения в эту площадь обвалованной автостоянки, автостоянки отрытого типа, в связи с чем, общая площадь здания отлична от площади, указанной в проектной документации, разрешении на строительство.

В материалы дела представлен технический план помещения, выполненный кадастровым инженером ООО «Региональный Градостроительный Центр кадастровых Работ» Яроцкой Л.А. 30.08.2017, согласно которому нежилое помещение (1,2) площадью 1362,2 кв.м. полностью соответствует признакам обособленности и изолированности, в нежилое помещение (1,2) входит автостоянка открытого типа (площадью 1338,1 кв.м.) и помещение узла управления (24,1 кв.м.). При изучении выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (на здание) № 25/000/004/2017-40381 от 08.06.2017 установлено отсутствие сведений о государственной регистрации права и постановки на государственный кадастровый учет помещений о нежилом помещении (2,4) на этаже с отметкой -4500, о нежилом помещении (3) на этаже с отметкой -4500, о нежилом помещении 1,2 на этаже с отметкой -8500. Как указано кадастровым инженером, нежилое помещение (1,2) на этаже с отметкой -8500 площадью 1362,2 кв.м. является обособленным и изолированным и не внесенным в ЕГРН.

14.06.2017 заявителем в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта  недвижимости с приложением технического плана здания, доверенности представителя, платежного поручения, а также заявление о государственной регистрации права собственности.

21.06.2017 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю принято решение (уведомление № 25/17-27392) о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости площадью 1362,2 кв.м. по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Владикавказская, 3, пом. 1,2, поскольку технический план не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 № 953. В орган регистрации права подано заявление 25-0-1-50/3004/2017-36 о постановке на государственный кадастровый учет нежилого помещения площадью 1527,3 кв.м. – автостоянка отрытого типа, 25-0-1-50/3004/2017-37 о постановке на государственный кадастровый учет нежилого помещения площадью 1362,2 кв.м. – автостоянки открытого типа, 25-01-50/3004-2017-38 о постановке на государственный кадастровый учет нежилого помещения площадью 924,2 кв.м. – обвалованной автостоянки.

В уведомлении указано, что данные помещения расположены в многоквартирном доме с кадастровым номером 25:28:010038:3721. Многоквартирный дом введен в эксплуатацию Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № RU25304000-66/2016 от 29.08.2016 г. Согласно законодательству, действующего на момент постановки на государственный кадастровый учет многоквартирного дома, государственный кадастровый учет многоквартирного дома осуществляется одновременно с постановкой на государственный кадастровый учет всех помещений, расположенных в таком доме и такие помещения быть обособленными и изолированными. Однако спорные помещения не обладали признаками помещений, подлежащих учету, согласно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию автостоянка включает 131 машино-место.

Заявителем в апелляционную комиссию подано заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.

Решением апелляционной комиссии по рассмотрению заявления об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по Приморскому краю от 09.08.2017 № 25/17-58 установлено, что представленный на государственный кадастровый учет технический план от 08.06.2017 был подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием помещения, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Владикавказская, 3. Комиссией установлено, что согласно техническому плану от 08.06.2017, кадастровый инженер относит объект недвижимого имущества площадью 1362,2 кв.м. к помещениям. При этом, в заключении кадастровый инженер указывает, что помещение является изолированным и обособленным.

Однако комиссией из совокупного анализа проектной и технической документации, ввода объекта в эксплуатацию от 29.08.2016 №RU 25304000-66/2016 установлено, что объект, с заявлением о постановке на кадастровый учет которого обратился заявитель, представляет собой автостоянку открытого типа и фактически в нем расположены объекты недвижимости – машино-места в количестве 131, согласно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 29.08.2016, предназначенными исключительно для размещения транспортных средств. Комиссия пришла к выводу, что нежилое помещение площадью 1362,2 кв.м. частично состоит из открытых сторон и не обладает признаками обособленности и изолированности. Принимая оспариваемое решение о приостановлении государственного кадастрового учета государственным регистратором было рекомендовано кадастровому инженеру подготовить технические планы для постановки на государственный кадастровый учет и регистрацию права машино-мест. Таким образом, принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 21.06.2017 № 25/17-27392.

В материалы дела представлено экспертное заключение ООО «БЕЛЬВЕДЕР» 2017 года по определению характеристик объекта, расположенного на отметке -8,500 площадью 1362,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Владикавказская, 3, в котором указано, что объект (пристроенная автостоянка открытого типа и помещение техническое) изолирован и обособлен от других помещений в здании, имеет возможность быть самостоятельным предметом гражданского оборота, и по всем характеристикам является нежилым помещением.

01.09.2017 заявителем были поданы дополнительные документы на государственную регистрацию и государственный кадастровый учет.

08.09.2017 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю принято решение об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета, о чем заявителю направлено уведомление № 25/17-41135 в связи с не устранением указанных в решении от 21.06.2017 причин.

21.09.2017 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю на основании рассмотрения представленных документов: доверенности, заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 14.06.2017, технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 08.06.2017, расписок в получении документов на государственную регистрацию прав от 14.06.2017, 01.09.2017, принято обжалуемое решение № 25/17-42884 об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с истечением срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета и не устранением  обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.

26.09.2017 по заявлению АО «Ремстройцентр» осуществление регистрационных действий по регистрации права собственности на нежилое помещение площадью 1362,2 кв.м. было приостановлено до 22.12.2017.

10.01.2018 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю приняло оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права собственности, в связи с чем направило соответствующее уведомление № 25/011/205/2017-950, в котором указало, что в связи с истечением срока приостановления регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости площадью 1362,2 кв.м., адрес: Приморский край,                                  г. Владивосток, ул. Владикавказская, д. 3, пом. 1-2, и не устранением причин, послуживших препятствием в осуществлении регистрации права, в регистрации отказано.

Полагая отказы ответчика незаконными, заявитель обратился с рассматриваемыми требованиями в арбитражный суд, который обжалуемым решением отказал в удовлетворении требований.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в настоящее время регулируются положениями Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее  - Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), вступившего в силу с 01.01.2017. 

В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

         Согласно части 2 статьи 7 данного Закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).

          В силу части 1 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

          К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

          В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе, в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимости создан в результате строительства, в связи с чем государственная регистрация права на него и его государственный кадастровый учет осуществляются одновременно.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

На основании пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

При одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на созданные здание, сооружение может осуществляться государственный кадастровый учет всех помещений в таких здании, сооружении, в том числе относящихся к имуществу общего пользования, в случае представления заявителем технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных помещений. Государственный кадастровый учет всех помещений в здании, сооружении, в том числе относящихся к имуществу общего пользования, также осуществляется при представлении заявления собственником здания или сооружения, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, и технического плана здания, сооружения, содержащего сведения, необходимые для государственного кадастрового учета указанных помещений (пункт 3 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

При этом, подпункт 34 пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).

          По правилам части 1 статьи 21 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

          Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

          В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона №218-ФЗ).

Как следует из материалов дела, основанием для принятия ответчиком оспариваемых решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности явилось отсутствие у спорного объекта признаков изолированности и обособленности, и, как следствие, представление на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права составленного с нарушением технического плана помещения.

Указывая на то, что спорное помещение площадью 1362,2 кв.м. не имеет своего самостоятельного назначения, предполагает использование для хранения автотранспортных средств, фактически в указанном помещении расположены машино-места, являющиеся самостоятельными объектами гражданских прав, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении спорного помещения как самостоятельного объекта.

Вместе с тем, коллегия не может признать данное основание (отсутствие обособленности и изолированности), указанное в оспариваемых отказах и поддержанное судом первой инстанции, в качестве законного и  обоснованного основания для принятия данных решений в силу следующего.

Как установлено в статье 130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

          В пункте 14 части 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что помещение – это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

          В соответствии с пунктом 3.6 Свода правил СП 113.13330-2016 «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99» (далее – СП 113.13330-2016) наземная стоянка автомобилей открытого типа – это стоянка автомобилей, в которой не менее 50% площади внешней поверхности наружных ограждений на каждом ярусе (этаже) составляют проемы, остальное - парапеты.

          В силу пункта 5.2.13 СП 113.13330-2016 в наземных стоянках открытого типа открытые проемы в наружных ограждающих конструкциях допускается закрывать сеткой или жалюзи, а для уменьшения воздействия атмосферных осадков над открытыми проемами следует предусматривать козырьки и жалюзи из негорючих (НГ) материалов. При этом должно быть обеспечено сквозное проветривание этажа в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Технический план в силу вышеуказанных положений статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права.

          Из части 1 статьи 24 Закона №218-ФЗ следует, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

          По правилам части 6 названной статьи местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения.

          Сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки (часть 10 статьи 24 Закона №218-ФЗ).

          В приказе Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» содержатся аналогичные положения о том, что технический план здания, сооружения может содержать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета всех помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении. Технический план здания, сооружения в обязательном порядке содержит планы всех этажей здания, сооружения, а при отсутствии у них этажности - планы здания, сооружения. Технический план здания (многоквартирного дома) в обязательном порядке также содержит полученные в том числе по результатам кадастровых работ сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета всех расположенных в таком здании (многоквартирном доме) помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также помещений вспомогательного использования), включая сведения о местоположении в здании и площади таких помещений, а также машино-мест.

          Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, для постановки на кадастровый учет помещение должно обладать одновременно двумя признаками: обособленностью и изолированностью. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.

Обособленность как признак помещения представляет собой пространственную характеристику, указывающую на то, что часть здания или сооружения ограничена строительными конструкциями. В то же время изолированность является функциональной характеристикой, отражающей то, что помещение имеет самостоятельное назначение, отдельный вход, не используется для доступа в иное помещение, доступа к общему имуществу собственников помещений в здании, инженерным коммуникациям (пункт 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).

Из материалов дела коллегией установлено, что жилой дом по ул. Владикавказская, д.3, в г.Владивостоке в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшего на дату постановки жилого дома на кадастровый учет) был поставлен на государственный кадастровый учет 09.12.2016 на основании предоставленных заявителем технического плана здания, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

          При подаче заявления от 14.06.2017 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на нежилое помещение – автостоянка открытого типа площадью 1362,2 кв.м (отм. -8500) обществом также был представлен технический план помещения.

         Исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ названные документы в совокупности с разрешением на строительство №RU25304000-273/2016 от 14.06.2016, судом установлено, что обществом на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010038:3603, расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. Владикавказская, 1, осуществлено строительство объекта капитального строительства «Жилой дом в районе ул. Владикавказская, 1 в г. Владивостоке», включая автостоянки.

          Общая площадь законченного строительством объекта составила 19769 кв.м, в том числе: 11937,30 кв.м – общая площадь квартир (без балконов и лоджий), 437,90 кв.м – общая площадь помещений общественного назначения, 658,7 кв.м – технический этаж, 89,5 кв.м – машинное отделение, 2831,9 кв.м – места общего пользования и 3813,70 кв.м – общая площадь автостоянок (в том числе обвалованная автостоянка – 924,20 кв.м и автостоянка открытого типа - 2889,50 кв.м), что нашло отражение в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию №RU25304000-66/2016 от 29.08.2016 и послужило основанием для государственного кадастрового учета многоквартирного дома.

          При этом согласно проектной документации на объект капитального строительства «Жилой дом в районе ул. Владикавказской, 1 в г. Владивостоке» - том 3 «Жилой дом. Обвалованная автостоянка. Надземная автостоянка отрытого типа», раздел 3 «Архитектурные решения» 1411-01, 02, 03-АР, проектом предусмотрено строительство 25-этажного жилого дома с пристроенной обвалованной и надземной автостоянкой открытого типа. Открытая стоянка состоит из двух уровней, каждый из которых имеет собственные въезды и выезды на прилегающую территорию с соответствующих отметок. Открытая стоянка расположена на отм. -4,500 и -8,500. Все несущие элементы автостоянки решены в монолитном железобетоне. Перекрытие каркасное. Покрытие автостоянки выполнено в виде эксплуатирующей кровли с устройством на неё проездов, гостевых парковок, а также придомовых площадок.

          Таким образом, спорное нежилое помещение площадью 1362,2 кв.м является составной частью многоквартирного жилого дома общей площадью 19769 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Владикавказская, 3, поставленного на государственный кадастровый учет и имеющего кадастровый номер 25:28:010038:3721.

          Кроме того, как подтверждается материалами дела, спорное нежилое помещение представляет собой пристроенный объем жилого дома, ограниченный полами, стенами, парапетами и сеткой, то есть фактически спорный объект обособлен от других объектов указанными строительными конструкциями. Указанное нежилое помещение имеет отдельный вход, который не используется для доступа в иные помещения, что свидетельствует о самостоятельном назначении спорного объекта.

При таких условиях, коллегия приходит к выводу о том, что спорное помещение 1362,2 кв.м., имеющее самостоятельное функциональное назначение, является обособленным, изолированным и отвечает в силу статьи 130 ГК РФ признакам недвижимого имущества.

Данный вывод коллегии суда подтверждается, в том числе, представленным в материалы дела заключением кадастрового инженера Яроцкой Л.А., экспертным заключением ООО «Бельведер».

          Кроме того, коллегия суда признает обоснованными доводы апеллянта о том, что разница в площади многоквартирного дома по данным проектной документации и по данным разрешительных документов не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку и в разрешении на строительство, и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию площадь автостоянки указана в разделе «площади встроено-пристроенных помещений», то есть данное помещение обособлено как от иных помещений в здании, так и от мест общего пользования в нём.

          При таких обстоятельствах орган регистрационного учета ошибочно посчитал, что представленный заявителем на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права технический план спорного помещения составлен в отношении необособленного и неизолированного объекта, не отвечает требованиям приказа № 953 от 18.12.2015, то есть, ответчик не доказал те факты, обязанность доказывания которых в силу части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом распределения бремени доказывания возлагалась на него.

          Доказательства наличия иных обстоятельств для принятия решений об отказе в осуществлении кадастрового учета, государственной регистрации прав суду не представлены.

         Соответственно выводы управления о том, что спорное помещение не является обособленным и изолированным, поддержанные судом первой инстанции, сделаны без учета существенных для дела обстоятельств и противоречат имеющимся в деле доказательствам.

         В силу изложенного, на основании части 2 статьи 201 АПК РФ оспариваемые решения Управления Росреестра являются незаконными.

         Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

         Апелляционной коллегией учитывается то обстоятельство, что при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома обществом не был одновременно осуществлен государственный кадастровый учет спорного нежилого помещения, являющегося частью данного объекта капитального строительства, однако указанное не свидетельствует об утрате заявителем права на осуществление государственного кадастрового учета спорного объекта, запланированного к строительству как самостоятельного объекта недвижимости и фактически построенного в виде обособленного и изолированного помещения, поскольку такие выводы не следуют из положений Закона №218-ФЗ. Таким образом, обстоятельство не осуществления заявителем кадастрового учета и государственной регистрации права на спорное помещение одновременно с осуществлением кадастрового учета многоквартирного дома не должно оцениваться судом формально и фактически исключить восстановление нарушенного права заявителя на осуществление регистрационных действий в отношении спора помещения.

          Принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, учитывая предмет заявленных требований, а также представление заявителем в Управление совместно с заявлением на осуществление регистрационных действий надлежащего технического плана спорного помещения коллегия приходит к выводу о том, что возложение обязанности на Управление Росреестра по Приморскому краю обязанности поставить на кадастровый учет нежилое помещение на этаже с отметкой -8500 площадью 1362,2 кв.м., расположенное по адресу: ул. Владикавказская, д. 3, г. Владивосток, и обязанности зарегистрировать права на нежилое помещение на этаже с отметкой -8500 площадью 1362,2 кв.м., расположенное по адресу: ул. Владикавказская, д. 3, г. Владивосток будет соразмерно допущенному нарушению, цели восстановления нарушенного права заявителя.

С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

При установленных обстоятельствах, оспариваемое решение на основании пунктов  1, 2  части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене.

          Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3 000 рублей, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем при подаче апелляционной жалобы в сумме 1 500 рублей, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на Управление Росреестра по ПК.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.10.2018 по делу №  А51-23460/2017 отменить.

Признать незаконными уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю об отказе в государственной регистрации от 10.01.2018 № 25/011/205/2017-950, решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю об отказе в осуществлении кадастрового учета от 21.09.2017 № 25/17-42884, как не соответствующие Федеральному закону Российской Федерации от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю поставить на кадастровый учет нежилое помещение на этаже с отметкой -8500 площадью 1362,2 кв.м., расположенное по адресу: ул. Владикавказская, д. 3, г. Владивосток, и зарегистрировать права на нежилое помещение на этаже с отметкой -8500 площадью 1362,2 кв.м., расположенное по адресу: ул. Владикавказская, д. 3, г. Владивосток.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в пользу акционерного общества «Ремстройцентр» 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей 00 копеек расходов по уплате госпошлины.

Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Гончарова

Судьи

Н.Н. Анисимова

Л.А. Бессчасная