ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-24035/15 от 07.06.2016 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-24035/2015

14 июня 2016 года

Резолютивная часть постановления оглашена 07 июня 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июня 2016 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Ветошкевич,

судей С.Б. Култышева, С.М. Синицыной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Овечко Е.Е. (до перерыва), помощником судьи Киселевой А.Б. (после перерыва),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Бускиной Натальи Анатольевны,

апелляционное производство № 05АП-2541/2016

на решение от 28.01.2016

судьи Е.М. Попова

по делу № А51-24035/2015 Арбитражного суда Приморского края

по иску Администрации Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района Приморского края (ИНН 2526009779,  ОГРН 1062506000259)

к Индивидуальному предпринимателю Бускиной Наталье Анатольевне (ИНН 252603252425, ОГРНИП 312250610400021)

о взыскании 304354,19 рублей,

при участии:

от ответчика: Бускин В.В. – представитель по доверенности от 25.11.2015, сроком действия до 01.10.2016, паспорт;

от истца представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района Приморского края (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бускиной Наталье Анатольевне (далее – ИП Бускина Н.А., предприниматель) о взыскании 304354,19 рублей, в том числе субсидии в размере 300000 рублей и суммы неосновательного обогащения в размере 4354,19 рублей.

Решением суда от 28.01.2016 с ИП Бускиной Н.А. взыскано 303842 рубля 63 копеек, в том числе 300000 рублей задолженности и 3842 рубля 63 копейки процентов, в остальной части иска отказано; с предпринимателя в доход федерального бюджета также взыскано 9076 рублей 85 копеек государственной пошлины по иску.

Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме. В обоснование жалобы в связи с неполнотой и неконкретностью пункта 3.3.5 договора о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий начинающим предпринимателям № 516 от 10.12.2012, а также в связи с отсутствием в договоре иных положений о расторжении договора, при разрешении вопроса о возможности требования о возврате полученной субсидии, полагает необходимым пользоваться общими основаниями для расторжения договора в одностороннем порядке, предусмотренными пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Отмечает, что обязательства по целевому использованию субсидии ею выполнены в полном объеме: терминалы приобретены в количестве 4 штук согласно бизнес-проекта (платежные поручения № 20 от 25.12.2012 и счет № 1089 от 24.12.2012, договор купли-продажи оборудования № 5 от 27.12.2012, акт приема-передачи оборудования от 28.12.2012), отчет о целевом использовании денежных средств, предоставленных в качестве субсидии, в Администрацию предоставлен 25.12.2013; на терминалах установлено программное обеспечение, предназначенное для приема платежей от физических лиц; терминалы установлены в торговых объектах (магазинах и павильонах) пгт Лучегорск и функционируют до настоящего времени; за счёт собственных средств приобретены еще три терминала; осуществляется деятельность по приему платежей через платежные терминалы (налоговые декларации подаются в налоговые органы); ИП Петровым Д.А. указанные терминалы с программным обеспечением взяты у неё в аренду, при этом её деятельность заключается в техническом обслуживании установленного на терминалах программного обеспечения. В этой связи полагает, что нарушений условий договора допущено не было, ущерба интересам Администрации не причинено, и оснований для расторжения договора в одностороннем порядке не имеется. Указывает, что все соответствующие документы (отчетность о целевом использовании средств субсидий, документы, подтверждающие покупку терминалов, договоры аренды торговых площадей под установку терминалов, субагентский договор, договоры передачи терминалов в аренду ИП Петрову Д.А.) были предоставлены в Администрацию. Обращает внимание, что копия искового заявления ею получена не была по причине смены места жительства, что лишило её права на подготовку и предоставление в арбитражный суд отзыва на исковое заявление истца с возражениями и пояснениями всех обстоятельств по делу.

В канцелярию суда от Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ. В отзыве истец на доводы жалобы возразил, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Одновременно заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя истца, которое удовлетворено судом в порядке статей 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ.

В судебном заседании апелляционной инстанции 01.06.2016 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 07.06.2016. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

В судебном заседании представитель ИП Бускиной Н.А. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, обжалуемое определение просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Поддержал ходатайство апеллянта о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к апелляционной жалобе.

Суд, рассмотрев ходатайство, приняв во внимание доводы апеллянта о смене места жительства, признал причины невозможности представления доказательств в суде первой инстанции уважительными,  руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ, удовлетворил ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств.

Между тем извещение судом первой инстанции предпринимателя о начавшемся процессе признано апелляционным судом надлежащим с учётом положений абзаца 2 части 4 статьи 121, части 1 и 2 статьи 123 АПК РФ и разъяснений пунктов 4 и 15 Постановления от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» при наличии в материалах дела почтового уведомления (л.д. 32), подтверждающего получение представителем ответчика – Бускиным В.В. копии определения суда от 10.11.2015 о принятии искового заявления Администрации и возбуждении производства по настоящему делу.

Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.

Из материалов дела следует, что на основании программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Лучегорском городском поселении» на 2011-2015 гг.», утверждённой постановлением Администрации Лучегорского городского поселения от 02.03.2011 № 28-п , а также решения Уполномоченного органа, осуществляющего рассмотрение заявлений на оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства (протокол №3 от 01.11.2012) между Администрацией и ИП Бускиной Н.А. (получатель субсидии) заключен договор от 10.12.2012 №516 о предоставлении целевых бюджетных средств в форме субсидий начинающим предпринимателям (далее – договор), предметом которого является предоставление ИП Бускиной Н.А. на безвозмездной и безвозвратной основе в 2012 году целевых бюджетных денежных средств в форме субсидий в целях возмещения произведённых или планируемых затрат в соответствии с расчётом размера субсидии на финансирование проекта «Оказание услуг по приему платежей через платежные терминалы» в размере 300000 рублей за счёт средств федерального бюджета (пп. 2.1, 3.1.1).

В соответствии с пунктами 3.3.1.-3.3.5 договора ИП Бускина Н.А. приняла на себя следующие обязательства:

при получении субсидии в целях возмещения планируемых расходов ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять администрации отчет о расходовании субсидий на возмещении части затрат, связанных с регистрацией юридического лица или индивидуального предпринимателя, началом предпринимательской деятельности, по форме согласно приложения 1 к договору с приложением документов, подтверждающих фактические расходы и предоставлять отчеты до полного расходования гранта, которое должно быть осуществлено в течение 2013 года;

обеспечить в период с 10.12.2012 по 30.11.2013 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование проекта за счет собственных средств, в размере не менее 10 процентов от финансирования проекта в сумме 33334 рубля;

осуществлять заявленный в бизнес-проекте вид коммерческой деятельности в течение трёх лет с момента получения субсидии;

в течение трёх лет с момента заключения договора предоставлять по первому требованию администрации или уполномоченным им лицам всю запрашиваемую (расчетную, финансовую) документацию для анализа хозяйственно-финансовой деятельности получателя субсидии, проверки целевого использования предоставленных бюджетных средств;

возвратить на лицевой счет администрации полученные денежные средства в течение 3 рабочих дней со дня получения требования администрации об их возврате в случае нарушения условий, предусмотренных частью 3 договора и Порядком предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства, производящим и реализующим (работы/услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Лучегорского городского поселения, утвержденным постановлением администрации № 28-п от 02.03.2011.

В силу пункта 6.1.2 договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по требованию Администрации в случае выявления фактов предоставления недостоверной информации и (или) нецелевого использования субсидий в случае нарушения условий части 3 договора и вышеуказанного Порядка.

Срок действия договора установлен в пункте 7.1 до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору.

Платежным поручением от 11.12.2012 №50 денежные средства в сумме 300000 рублей перечислены на счет ИП Бускиной Н.А. в качестве субсидии на цели, предусмотренные Проектом «Оказание услуг по приему платежей через платежные терминалы».

26.05.2015 Администрацией Лучегорского городского поселения была проведена проверка целевого использования субъектами малого предпринимательства субсидий, выделенных в 2012-2014 годах в рамках муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Лучегорском городском поселении на 2011-2015 годы», по результатам которой актом от 29.05.2015 в отношении предпринимателя было установлено, что предусмотренные проектом платежные терминалы находятся по следующим адресам пгт Лучегорск: магазин «Кристалл» первый микрорайон; Магазин «Коралл» второй микрорайон; закусочная «Лучик» в здании автовокзала первый микрорайон; магазин «Лазурный» второй микрорайон; магазин «Паллада» третий микрорайон; магазин «Флорида» третий микрорайон; магазин «Универсам» третий микрорайон.

В информации на экране платежных терминалов присутствуют сведения о терминале с наименованием «ИП Петров Дмитрий Александрович» и ИНН исполнителя 402903697098 (ИП Петров Д.А. зарегистрирован в Калужской области). Индивидуальным предпринимателем Бускиной Н.А. пояснено, что она с ИП Петровым Д.А. заключила договор субагента на техническое обслуживание платежных терминалов.

При этом количество предусмотренных проектом терминалов составляет 4 шт. общей стоимостью 303960 рублей, согласно представленному предпринимателем отчету приобретено 2 платежных терминала стоимостью 140000 рублей, а также произведена оплата в пользу ООО «Контакт» в сумме 168000 рублей, платежных терминалов в наличии по факту – 7 шт.

В акте также указано, что отчёт о целевом использовании субсидии предоставлен после направления администрацией письма от 03.02.2014 №01.12/871 с требованием о возврате субсидии.

По результатам проверки Комиссией ИП Бускиной Н.А. было рекомендовано предоставить следующие документы в срок до 19.06.2015: налоговые декларации за 2012-2015 годы; договоры на аренду помещений, в которых установлены платежные терминалы; субагентский договор с ИП Петровым Д.А.; документы на платежные терминалы.

Экземпляр акта от 29.05.2015 получен ИП Бускиной Н.А. лично 08.06.2015, о чём свидетельствует соответствующая надпись с подписью предпринимателя на акте.

28.08.2015 администрацией Лучегорского городского поселения ИП Бускиной Н.А. в порядке пункта 6.1.2 договора вручено требование о возврате субсидии по договору № 516 от 10.12.2012 в течение трёх рабочих дней ввиду непредоставления последней затребованных в акте от 29.05.2015 документов и неподтверждения права собственности на платёжные терминалы.

Ссылаясь на непредставление получателем субсидии перечисленных в акте от 29.05.2015 документов и в связи с невозвратом предпринимателем перечисленной суммы субсидии, Администрация 03.11.2015 обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Удовлетворяя исковые требования в части возврата суммы субсидии, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 1 статьи 17 указанного Закона оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целяхобеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства как важнейшего компонента формирования
оптимальной территориальной и отраслевой экономики города Администрацией Лучегорского городского поселения постановлением от 02.03.2011 № 28-п утверждена Муниципальная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Лучегорском городском поселении» на 2011-2015 гг.» (далее – Программа) и Порядок предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства, производящим и реализующим (работы/услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Лучегорского городского поселения (далее – Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства Лучегорского городского поселения, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации, при условии их регистрации на территории Лучегорского городского поселения, отсутствия задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренные законодательством, а также неполучения в текущем финансовом году аналогичной финансовой поддержки в максимально установленном размере в соответствии с муниципальными программами поддержки предпринимательства, реализуемыми на территории Приморского края.

Пунктом 4.1 Порядка определено, что в случае возмещения части планируемых затрат получатель гранта ежеквартально не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязан представить в администрацию Лучегорского городского поселения отчет о расходовании субсидии на возмещение части затрат (планируемых и (или) фактически произведенных) субъектом малого и среднего предпринимательства, связанных с  началом предпринимательской деятельности, по установленной форме с приложением заверенных руководителем субъекта малого или среднего предпринимательства копий документов, подтверждающих целевое использование гранта (в том числе: платежные поручения с отметкой банка об исполнении либо квитанции об уплате расходов в наличной форме и иные документы, подтверждающие фактические расходы, договоры, акты приема-передачи товаров, выполненных работ, оказанных услуг, счета-фактуры и иные документы, на основании которых произведена оплата расходов). Отчеты о целевом использовании гранта предоставляются до полного расходования гранта, которое должно быть осуществлено в течение финансового года – года получения субсидии.

В силу пункта 15 Порядка в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны осуществить возврат субсидии в местный бюджет. Требование о возврате субсидии в краевой бюджет  направляется субъектам малого и среднего предпринимательства уполномоченным органом в пятидневный срок со дня установления нарушения. Возврат субсидии производится субъектами малого и среднего предпринимательства в течение пяти рабочих дней со дня получения требования уполномоченного органа по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанных в требовании.

Как следует из представленных предпринимателем в суд апелляционной инстанции доказательств, основной целью бизнес-проекта ИП Бускиной Н.А. является оказание услуг по приёму платежей через платежные терминалы, которые ориентированы на спрос по приёму платежей от населения. Целью создания компании является извлечение прибыли из основного вида деятельности – приём различных платежей от населения с минимальной комиссией. Стоимость проекта на начальном уровне составляет 300000 рублей из расчета приобретения четырех платежных терминалов стоимостью 68500 рублей за единицу и ноутбука с выходом в интернет стоимостью 26000 рублей.

В целях выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом, предпринимателем 27.12.2012 с Лукаш С.А. заключён договор купли-продажи оборудования №5, 28.12.2012 сторонами указанного договора подписан акт приема-передачи оборудования – двух платежных терминалов 2012 года выпуска общей стоимостью 140000 рублей (70000 рублей за единицу).

25.12.2012 предпринимателем платёжным поручением №20 оплачен также счёт №1089 от 24.12.2012, выставленный ООО «Контакт» на оплату трёх платежных терминалов по цене 56000 рублей за единицу, в сумме 168000 рублей.

01.03.2014, 10.03.2014 и 01.05.2015 ИП Бускиной Н.А. заключены договоры безвозмездного пользования 1 кв.м. площади магазина «Паллада», кафе «Лучик», магазина «Корзинка», магазина «Универсам», кофейни «Флорида», магазина «Коралл», бистро «БИС» для установки платежного терминала сроком на 11 месяцев с правом продления пользования на такой же срок.

  15.04.2014 ИП Бускиной Н.А. (арендодатель) и ИП Ларионовым Д.А. (арендатор) заключены договоры №46/1, №46/2, №46/3, №46/5, №46/6 аренды платежных терминалов №9324349, №9324313, №9325321, №9333097, №9324322 сроком до 30.04.2015 на условиях улучшения имущества по требованию арендодателя в качестве оплаты за пользование им. Указанные договоры аренды расторгнуты по соглашению сторон от 11.06.2014.

17.06.2014 ИП Бускиной Н.А. (арендодатель) и ИП Петровым Д.А. (арендатор) заключены договоры №9/01, 9/02, 9/03, 9/05, 9/06, 9/07 платежных терминалов №9324349, №9324313, №9325321, №9333097, №9324322, №9324232 сроком до 30.04.2015 на условиях улучшения имущества в качестве оплаты за пользование им.

По условиям указанных договоров аренды арендодатель осуществляет полную техническую поддержку платежного терминала и установленного программного обеспечения, а также вправе своими силами производит инкассацию терминалов с последующей передачей денежной наличности арендатору.

15.09.2014 предпринимателем (субагент) и ООО «М-РЕСУРС» (агент) также заключён договор №4258328 об оказании банковским платежным субагентом услуг по переводу денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов.

Вместе с тем представленные ответчиком в дело доказательства не свидетельствуют о том, что денежные средства субсидии были освоены предпринимателем в полном объеме. Так, предпринимателем подтверждена оплата трёх платежных терминалов ООО «Контакт» на общую сумму 168000 рублей, в то время как субсидируемым бизнес-проектом предусмотрено приобретение четырёх платежных терминалов на общую сумму 290000 рублей. При этом доказательств оплаты приобретённого по договору купли-продажи №5 от 27.12.2012 оборудования материалы дела не содержат. Предпринимателем не представлено также доказательств осуществления финансирования бизнес-проекта за счет собственных средств в размере не менее 33334 рубля, в частности на приобретение ноутбука или доплаты стоимости платежного терминала. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении получателем субсидии пункта 3.3.2 договора.

Кроме того материалы дела не содержат доказательств исполнения ИП Бускиной Н.А. обязанности по ежеквартальному предоставлению в Администрацию отчета о расходовании субсидии на возмещении части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, которая установлена пунктом 3.3.1 договора. При этом единовременное предоставление такого отчета (что следует из акта проверки от 29.05.2015) нарушает как указанное условие договора, так и требования пункта 4.1 Порядка.

Более того отсутствие в материалах дела доказательств направления предпринимателем в адрес Администрации запрашиваемой в акте от 29.05.2015 документации (в том числе договоров на приобретение и аренду платежных терминалов, безвозмездного пользования торговой площадью, счёта №1089 от 24.12.2012 и платёжного поручения №20 от 25.12.2012) свидетельствует о нарушении получателем субсидии пункта 3.3.4 договора.

Апелляционная коллегия также приходит к выводу о том, что ответчиком допущено нарушение условий, установленных при предоставлении субсидии, в части обязанности получателя субсидии осуществлять заявленный в бизнес-проекте вид коммерческой деятельности в течение трёх лет с момента получения субсидии (пункт 3.3.3 договора), что с учётом цели и задач Программы предполагает личное осуществление предпринимателем заявленного вида деятельности – оказание услуг по приему платежей через платежные терминалы – и имеет назначением не только начало осуществления предпринимательской деятельности, но и её развитие, непосредственное участие на рынке услуг, построение правоотношений с контрагентами, прирост клиентской базы (получателей услуг). Непредставление ответчиком в Администрацию ежеквартальных отчетов само по себе свидетельствует о неосуществлении предпринимателем субсидируемой деятельности. При этом сдача платежных терминалов в аренду третьим лицам, в  частности ИП Петрову Д.А., зарегистрированному в Калужской области, на условиях оказания услуг по приему платежей через платежные терминалы и их последующему перечислению получателям денежных средств силами этих третьих лиц, вопреки мнению апеллянта, достижению целей и задач Программы не соответствует.

Доводы апелляционной жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются, как основанные на формальном подходе ответчика к освоению субсидии по целевому назначению, что в рассматриваемом случае ответчиком также не доказано, без учета необходимости привнесения полезного результата такого освоения для развития малого бизнеса в производственной сфере в Лучегорском городском поселении, и ошибочном толковании Порядка предоставления субсидий, утверждённого постановлением Администрации Лучегорского городского поселения от 20.08.2012 № 218-па.

В этой связи апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что допущенные ответчиком нарушения части 3 договора и пункта 4.1 Порядка, а именно неосвоение субсидии в полном объеме, нефинансирование бизнес-проекта за счёт собственных средств, непредставление отчётов о целевом использовании субсидии, неосуществление заявленного в проекте вида деятельности в течение трёх лет с момента получения субсидии являются достаточными основаниями для возврата субсидии в полном объеме на основании пункта 3.3.5 договора и пункта 15 Порядка.

С учётом изложенного при исследовании и оценке по правилам статьи 71 АПК РФ доказательств суд первой инстанции, установив факт допущенных ответчиком нарушений условий договора и Порядка, правомерно удовлетворил исковые требования Администрации о возврате 300000 рублей средств государственной (муниципальной) поддержки.

Рассмотрев денежное требование Администрации о взыскании с ИП Бускиной Н.А. 4354 рубля 19 копеек, приняв во внимание расчёт заявленной суммы исходя из средней ставки банковского процента по вкладам физических лиц, а также период начисления неосновательного обогащения, арбитражный суд верно квалифицировал заявленное требование в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами в период 28.12.2011 по 12.07.2013.

В силу пункта 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами является мерой гражданско-правовой ответственности за неисполнение либо несвоевременное исполнение денежных обязательств, обязательным условием применения которой является установление размера просроченного исполнением обязательства, периода просрочки его исполнения и момента, с которого такая мера ответственности подлежит применению.

Поскольку факт нарушения предпринимателем обязательств по договору от 10.12.2012 №516 и обоснованность требований о возврате перечисленной суммы субсидии судом установлено, а обязанность по возврату субсидии отвечает признакам денежного обязательства, требование о взыскании процентов на основании статьи 395 ГК РФ заявлено истцом правомерно.

Установив, что требование Администрации о возврате суммы субсидии вручено ИП Бускиной Н.А. под роспись 28.08.2015, приняв во внимание положения пункта 3.3.5 договора, арбитражный суд пришёл к выводу, что датой начала периода необоснованного удержания ответчиком средств субсидии следует считать 04.09.2015 – по истечении трёх рабочих дней со дня получения требования, в связи с чем самостоятельно рассчитал подлежащую взысканию впериод с 04.09.2015 по 21.10.2015 сумму процентов, уменьшив заявленный размер до 3842 рублей 63 копеек.

Доводы апелляционной жалобы несогласия с указанными выводами суда не содержат, истцом возражений по проверке судебного акта только в обжалуемой ответчиком части не заявлено, в связи с чем апелляционный суд на основании части 5 статьи 268 АПК РФ с учётом разъяснений пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено, а доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба ИП Бускиной Н.А. удовлетворению не подлежит.

Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в силу положений статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.01.2016  по делу №А51-24035/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Ветошкевич

Судьи

С.Б. Култышев

С.М. Синицына