ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-2438/2022 от 19.05.2022 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А51-2438/2022

мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено мая 2022 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Г.Н. Палагеша,

судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ательер»,

апелляционное производство № 05АП-2331/2022

на решение от 24.03.2022

судьи Н.А.Тихомировой

по делу № А51-2438/2022 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Министерства промышленности и торговли Приморского края (ИНН <***>,  ОГРН <***>, дата государственной регистрации 01.01.2020)

к обществу с ограниченной ответственностью «Ательер» (ИНН 2536306298, ОГРН 1172536037178, дата государственной регистрации 17.10.2017)

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от Министерства промышленности и торговли Приморского края: ФИО1 по доверенности от 14.02.2022, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, диплом №25534;

от общества с ограниченной ответственностью «Ательер»: не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

Министерство промышленности и торговли Приморского края (далее – заявитель, административный орган, министерство, Минпромторг) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ательер» (далее – общество, ООО «Ательер») к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

            Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2022 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 1 500 000 рублей с направлением изъятой продукции на уничтожение.

            Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

            По мнению заявителя жалобы, действия общества по реализации алкогольной продукции без соответствующей лицензии не несут угрозу здоровью потребителям. Также приводит довод о том, что наложение административного штрафа в размере 1 500 000 рублей в условиях сложной экономической ситуации от последствий пандемии коронавирусной инфекции для сферы деятельности общепита с 2020 года и внешнего санкционного давления на экономику Российской Федерации значительно затруднит дальнейшее ведение обществом предпринимательской деятельности.  

            ООО «Ательер», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без участия общества по имеющимся в материалах дела документам.

            Министерство по тексту представленного письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.

            Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

            ООО «Ательер» осуществляет деятельность по адресу: <...> (бар) согласно лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания №25 РПО0000998, срок действия с 25.04.2019 по 24.04.2022.

            18.01.2022 на телефон «горячей линии» министерства поступило обращение гражданина о том, что в баре «Атлантис», расположенном в гастро-барном пространстве магазина «Парус» по адресу: <...> Владивостоку, 68, осуществляется продажа алкогольной продукции без лицензии. Указанное обращение зарегистрировано в журнале регистрации сообщений 30-06-29.

            18.01.2022 по данному факту министерством вынесено определение №16 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, на основании которого по месту нахождения бара «Атлантис», принадлежащего ООО «Ательер», были проведены контрольные мероприятия.

            В частности, в ходе осмотра помещения бара «Атлантис», расположенного в ТЦ «Парус» по адресу: <...> Владивостоку, 68, было установлено, что на витрине бара, расположенной внутри барных стоек для обслуживания и проведения денежных расчетов с покупателями, выставлена алкогольная продукция для приготовления и реализации алкогольных коктейлей, признаков оказания услуг общественного питания в баре не выявлено. Клиентам бара для выбора алкоголя предлагался перечень алкогольных коктейлей, винные напитки (карта бара). Всего в баре «Атлантис» на момент осмотра находилось 24 укупоренной бутылки алкогольной продукции объемом 19,95 литра на сумму 114 950 рублей без сопроводительных документов и лицензии по объекту.

            При этом 19.01.2022 в 14 час. 23 мин. бармен, находясь в рабочей зоне приема заказов и отпуска продукции общепита (барная стойка), от имени ООО «Ательер» осуществлял реализацию алкогольной продукции клиентам бара, в том числе алкогольный коктейль по цене 500 рублей за бокал продукции (апероль, тоник, игристое сухое вино).

            Результаты осмотра отражены в протоколе осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов юридического лица или индивидуального предпринимателя №16 от 19.01.2022.

            По итогам проведенного осмотра обнаруженная алкогольная продукция изъята административным органом из незаконного оборота по протоколу изъятия товаров (этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция), явившихся предметом административного правонарушения, №16 от 19.01.2022 и помещена на ответственное хранение в обособленное подразделение АО «Росспиртпром» по адресу: <...>.

            Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении общества протокола №16 от 27.01.2022 об административном правонарушении, в котором действия последнего по розничной продаже алкогольной продукции без лицензии квалифицированы по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

            В порядке части 3 статьи 23.1 Кодекса материалы административного дела были направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности, который обжалуемым решением привлек последнего к административной ответственности, посчитав доказанным наличие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.

            Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании пояснения министерства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

            В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

            Частью 3 статьи 14.17 Кодекса установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

            Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению правил лицензирования и лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

            Объективная сторона правонарушения заключается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

            Субъектами данного административного правонарушения являются юридические лица.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

            Согласно пункту 2 статьи 129 ГК РФ нахождение в обороте отдельных видов объектов гражданских прав, определяемых в порядке, установленном законом, допускается по специальному разрешению.

            Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон №171-ФЗ).

            При этом под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции (пункт 16 статьи 2 Закона №171-ФЗ).

            По правилам пункта 1 статьи 11 названного Закона оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничная продажа такой продукции, осуществляется организациями, имеющими соответствующие лицензии.

            Для осуществления каждого из видов деятельности, образующих в своей совокупности оборот алкогольной продукции, требуется соответствующая лицензия, предусмотренная статьей 18 названного Закона.

            В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 26 Закона №171-ФЗ).

            Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже какого-либо товара является его хранение розничным продавцом в необходимых количествах.

            По правилам пункта 3 статьи 26 Закона №171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования данного Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Из материалов дела усматривается, что 19.01.2022 в баре «Атлантис», расположенном в гастро-барном пространстве ТЦ «Парус» по адресу: <...> Владивостоку, 68, от имени общества осуществлена реализация алкогольной продукции, а именно алкогольного коктейля по цене 500 рублей за бокал продукции, а также установлен факт хранения алкогольной продукции с целью дальнейшей реализации в объеме 19,95 литра в отсутствие соответствующей лицензии.

            Данные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра помещений, территорий №16 от 19.01.2022, протоколом изъятия товаров №16 от 19.01.2022, чеком от 19.01.2022, картой бара, объяснительной бармена ФИО2 от 19.01.2022, договором субаренды от 01.08.2021 №26, протоколом об административном правонарушении №16 от 27.01.2022 и другими доказательствами по делу.

            Таким образом, материалами дела нашел подтверждение факт незаконного оборота обществом алкогольной продукции без соответствующей лицензии, в связи с чем суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях ООО «Ательер» события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

            Делая указанный вывод, апелляционная коллегия отмечает, что согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса к числу поводов для возбуждения дела об административном правонарушении отнесено непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

            Согласно постановлению Администрации Приморского края от 03.10.2019 №631-па «Об утверждении Положения о министерстве промышленности и торговли Приморского края», Минпромторг является органом исполнительной власти Приморского края, к полномочиям которого среди прочих отнесено регулирование отношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с Законом №171-ФЗ (пункт 2.5).

            В развитие указанных положений Приказом Минпромторга Приморского края от 17.07.2020 №93 утвержден Административный регламент министерства промышленности и торговли Приморского края по исполнению государственной функции «Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в Приморском крае».

            В соответствии с подпунктом «д» пункта 1.7 Административного регламента по результатам исполнения государственной функции,  составляется протокол об административном правонарушении (в случае выявления нарушений).

            По правилам части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

            Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

            С учетом изложенного следует признать, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что полученные министерством сведения в рамках информационного взаимодействия с неограниченным кругом лиц, а также выявленные в ходе контрольных мероприятий данные о совершении административного правонарушения относятся к поводу для возбуждения дела об административном правонарушении по правилам части 1 статьи 28.1, 28.7 КоАП РФ.

            По правилам статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

            Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

            На основании разъяснений пункта 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ №10) арбитражным судам в отношении юридического лица требуется лишь установить, имелась ли у соответствующего лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, приняты ли им все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в частях 1 и 2 статьи 2.2 КоАП РФ (умысел или неосторожность), применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

            Вступая в правоотношения в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе в области законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, общество должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

            Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства принятия обществом каких-либо мер, направленных на надлежащее выполнение возложенных на него публично-правовых обязанностей, равным образом не имеется и доказательств отсутствия у него реальной возможности для надлежащего выполнения соответствующих требований законодательства в области оборота алкогольной продукции.

            В свою очередь общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, будучи осведомленным о том, что несоблюдение ограничений в сфере оборота розничной продажи алкогольной продукции влечет за собой административную ответственность, сознательно допустило нарушение запрета на оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции в отсутствие лицензии.

            С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.

            Следовательно, у министерства имелись законные основания для составления в отношении общества по факту выявленных нарушений протокола об административном правонарушении №16 от 27.01.2022, квалифицировавшего его действия по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

            Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не выявлено.

            Имеющиеся в материалах дела доказательства судебная коллегия в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ, статьей 71 АПК РФ находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными в свой совокупности для признания общества виновным в совершении предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ административного правонарушения.

            Нарушения процедуры привлечения общества административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку последнее было извещено о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не было лишено гарантированных ему Кодексом прав при производстве по делу, заявлять свои возражения.

            Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

            Оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса судом первой инстанции не установлено, с чем коллегия суда согласна.

            При этом апелляционная коллегия учитывает, что оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан, а совершенное обществом административное правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и, соответственно, не может быть признано малозначительным.

            В свою очередь проверка размера наложенного на заявителя жалобы административного штрафа показала, что он назначен в пределах минимальной санкции части 3 статьи 14.17 КоАП РФ с учетом части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 1 500 000 рублей, то есть ниже низшего предела, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.

            Как установлено частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

            Таким образом, руководствуясь данными принципами, а также принимая во внимание справедливость и соразмерность административного наказания, суд первой инстанции правомерно применил наказание в размере менее минимального размера административного штрафа.

            Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не усматривает каких-либо нарушений при вынесении судом обжалуемого решения и, как следствие, оснований для переоценки вывода арбитражного суда о том, что назначенное наказание является справедливым и соразмерным характеру совершенного административного правонарушения.

            Относительно разрешения судом первой инстанции вопроса об изъятой алкогольной продукции, в отношении которой не может быть применено административное наказание в виде конфискации, апелляционной коллегией установлено, что данный вывод суда согласуется с положениями части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, пункта 1 статьи 25 Закона №171-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 №1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

            В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда. 

            Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

            При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

            По правилам части 2 статьи 204 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление о привлечении к административной ответственности и жалоба на решение о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются. В этой связи вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение жалобы судебной коллегией не рассматривается.

            Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Приморского края от 24.03.2022 по делу №А51-2438/2022  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

              Г.Н. Палагеша

Судьи

                Н.Н. Анисимова

                О.Ю. Еремеева