ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-24502/2017 от 12.07.2018 АС Дальневосточного округа

156/2018-14998(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск 

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2018 года.  Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: 

Председательствующего судьи: Мильчиной И.А.
Судей: Меркуловой Н.В, Филимоновой Е.П.
при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Октагон»: ФИО1,  директор по решению от 16.10.2016 № 1; 

от Владивостокской таможни: ФИО2, представитель по  доверенности от 29.03.2018 № 174; ФИО3, представитель по  доверенности от 11.01.2018 № 49; 

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Октагон» 

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2018  по делу № А51-24502/2017 

Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Самофал Д.А., в  апелляционном суде судьи Еремеева О.Ю., Гончарова А.В., Палагеша Г.Н., 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Октагон»

(ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690091,  <...>) 

к Владивостокской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>,
место нахождения: 690090, Приморский край, г. Владивосток,
ул. Посьетская, 21А)
об оспаривании решений


Общество с ограниченной ответственностью «Октагон» (далее –

ООО «Октагон», общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского  края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к  Владивостокской таможне (далее - таможня) о признании незаконными  решения от 19.08.2017 о корректировке таможенной стоимости товаров,  ввезенных по декларации на товары № 10702030/260617/0053540 (далее –  ДТ № 53540), решения от 31.08.2017 о принятии таможенной стоимости,  оформленного в виде отметки «Таможенная стоимость принята» в  декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2, о взыскании судебных  расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей. 

Решением суда от 17.01.2018 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от  12.04.2018 отменено решение от 17.01.2018, в удовлетворении заявленных  требований отказано. 

Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и  пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной  общества, полагающего, что постановление апелляционного суда принято с  нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем  просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. 

В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о несогласии с  выводами суда о том, общество уклонилось от подтверждения достоверности  заявленной таможенной стоимости товаров и им не были представлены  запрошенные в ходе дополнительной проверки пояснения и дополнительные  документы. Общество настаивает на том, что на момент ответа на  дополнительную проверку спорная поставка оплачена, о чем указано в ответе  на дополнительную проверку, документы по оплате представлены в полном  объеме; указывает, что таможенный орган в нарушение пункта 1 статьи 65  АПК РФ не доказал, что таможенная стоимость принята с учетом пункта 3  статьи 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации,  Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики  Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров,  перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее -  Соглашение), действующего до 31.12.2017. 

Таможенный орган выразил в отзыве на кассационную жалобу  несогласие с позицией заявителя. 

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц  поддержали свои доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе  и отзыве на нее. 


Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной  жалобе, а также правильность применения судом апелляционной инстанции  норм материального права и соблюдение требований процессуального  законодательства, суд округа не находит оснований для удовлетворения  жалобы. 

Как следует из материалов дела, в июне 2017 года во исполнение  внешнеторгового контракта от 14.12.2016 № ВТ/38, заключенного между  ООО «Октагон» и компанией «BRING TRADING CO.LIMITED», на  таможенную территорию таможенного союза ввезены товары в ассортименте  (обои виниловые на флизелиновой основе, товарные каталоги с образцами  обоев) на условиях поставки FOB BUSAN. 

В целях таможенного оформления товаров декларант подал ДТ

 № 53540, определив таможенную стоимость «по стоимости сделки с  ввозимыми товарами». 

В ходе контроля таможенным органом выявлены с использованием  СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров,  в связи с чем 27.06.2017 принято решение о проведении дополнительной  проверки, у декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и  пояснения, в том числе оригиналы документов, подтверждающих заявленные  сведения о таможенной стоимости на бумажных носителях, коммерческое  предложение производителя/продавца, экспортная декларация страны  отправления, бухгалтерские документы об оприходовании товаров,  калькуляция цены реализации, ведомость банковского контроля, банковские  платежные документы по оплате товаров, в том числе по предыдущим  поставкам, документы, заявка покупателя и другие. 

Во исполнение решения общество направило ответ, из которого  следует, что прайс-лист и экспортную декларацию иностранный партнер по  контракту предоставить отказался (представлена переписка), оплата за  товары производится, в том числе авансом, возможен зачет оплаты. В свою  очередь, декларантом представлены документы по реализации товаров,  документы по перевозке товаров и иные. 


коммерческих документов на бумажных носителях, заявления на перевод,  ведомость банковского контроля и иные. 

По результатам контроля 19.08.2017 принято решение о корректировке  таможенной стоимости товаров по тем основаниям, что анализ документов,  представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости выявил  невозможность применения метода «по стоимости сделки с ввозимыми  товарами», декларантом не обоснован объективный характер значительного  отличия цен на декларируемые товары от ценовой информации,  содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с  однородными товарами. 

Не согласившись с решениями таможенного органа, общество  обратилось в суд с заявлением об их оспаривании. 

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал  вывод о том, что представленные обществом документы содержат сведения о  наименовании и цене товаров, согласованные между сторонами  внешнеэкономической сделки и, поскольку таможня не доказала наличие  оснований, исключающих определение таможенной стоимости методом «по  стоимости сделки с ввозимыми товарами», а декларант надлежаще  оформленными документами подтвердил правомерность определения  таможенной стоимости товаров по первоначально заявленному им методу,  правовые основания для корректировки таможенной стоимости товаров и  доначисления таможенных платежей отсутствовали. 

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в  удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции  правомерно руководствовался следующим. 

Пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -  ТК ТС), действующего на момент спорных правоотношений, установлено,  что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию  таможенного союза, определяется в соответствии с международным  договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы  определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через  таможенную границу. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения  таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально 


возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении,  установленном в статье 4 Соглашения. 

Пунктом 1 статьи 4 Соглашения предусмотрено, что таможенной  стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию  таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена,  фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их  продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза  и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения. 

Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения и пункту 4 статьи 65 ТК ТС,  таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению,  должны основываться на достоверной, количественно определяемой и  документально подтвержденной информации. 

Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения  таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля  таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67  ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной  таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной  таможенной стоимости товаров. 

Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС установлено, что решение о корректировке  заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным  органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и  после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом  обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости  товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной  стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. 

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 10 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 «О  некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства»  (далее - постановление Пленума ВС РФ № 18), согласно пункту 1 статьи 68  ТК ТС единственным основанием для принятия таможенным органом  решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное  заявление декларантом, в том числе в связи с использованием сведений, не  отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 Кодекса и пункта 3 статьи 2  Соглашения. 

При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право  доказать правомерность использования избранного им метода определения  таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им  документов и сведений. 


В связи с этим при разрешении споров о правомерности корректировки  таможенной стоимости судам следует учитывать, какие признаки  недостоверного заявления таможенной стоимости были установлены  таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения  таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений),  собранных таможенным органом и дополнительно представленных  декларантом. 

Судом установлено, что при таможенном оформлении ввезенных  товаров обществом вместе с ДТ № 53540 посредством системы электронного  декларирования, а также в ходе дополнительной проверки представлены  регистрационные документы, контракт от 14.12.2016 № ВТ/38, паспорт  сделки, спецификация от 15.04.2017 № ВТ/38-ОС-0054/2, инвойс от  15.04.2017 № ВТ/38-ОС-0054/2, коносамент, заявления на перевод,  документы по реализации товаров, ведомость банковского контроля,  документы по оприходованию товаров и другие. 

Проанализировав содержание вышеуказанных документов, суд  установил, что стороны внешнеторгового контракта договорились о поставке  товаров стоимостью 44 786, 57 доллара США. Указанная обществом в графах  22, 42 спорной декларации стоимость совпадает с ценой, указанной в  коммерческих документах. 

В пункте 7 постановления Пленума ВС РФ № 18 разъяснено, что  признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться,  в частности в ее значительном отличии от ценовой информации,  содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с  идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых  условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и  (или) общедоступных источников информации, включая сведения  изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно- ценовых каталогов. 

Судом установлено, что таможней в ходе контроля с использованием  систем управления рисками выявлены риски недостоверного  декларирования, выразившиеся в отклонении заявленной таможенной  стоимости от ценовой информации, имеющейся в распоряжении  таможенного органа. 

По данным ИСС «Малахит» в зоне деятельности РТУ и ФТС России в  спорный период осуществлялся ввоз аналогичного товара, выявленные  отклонения по товару № 1 составили 37,06% в меньшую сторону от среднего  значения уровня ФТС России, по РТУ - 27,84%, по товару № 2 - 12,83% в  меньшую сторону от среднего значения уровня ФТС России. 


Согласно решению о корректировке таможенной стоимости уровень  заявленной таможенной стоимости оцениваемых товаров существенно ниже  (в 2-4 раза) уровня стоимости однородных товаров, декларируемых иными  участниками ВЭД в регионе деятельности Смоленской, Балтийской,  Владивостокской и Находкинской таможен (ДТ 

 №№ 10113110/130217/0014848, 10702030/190417/0030280,  17014040/150617/0019541, 10218040/220517/0009014). 

Кроме того, уровень таможенной стоимости за ДЕИ (1 рулон) товара  более чем в 7 раз ниже цены, по которой товары той же марки с теми же  артикулами предлагаются к продаже на внутреннем рынке Евразийского  экономического союза по информации интернет - источников. 

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд  правомерно признал наличие у таможни законных оснований для проведения  дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости, в силу  которого у декларанта запрошены дополнительные пояснения и документы  по факторам, влияющим на значительно низкую цену декларируемых  товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары. 

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 9 постановления  Пленума ВС РФ № 18, от лица, ввозящего на таможенную территорию товар  по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных  (однородных) товаров, в целях исполнения требований пункта 4 статьи 65 и  пункта 3 статьи 69 ТК ТС разумно ожидать поведения, направленного на  заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих  действительное приобретение товара по такой цене и доступных для  получения в условиях внешнеторгового оборота. 

Проанализировав представленные декларантом пояснения и документы  по поставленным перед ним в решении от 27.06.2017 о дополнительной  проверке вопросам, суд признал не доказанным с его стороны объективный  характер значительного отличия цен на декларируемые товары от ценовой  информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, в связи с  чем признал не устраненными основания для проведения дополнительной  проверки таможенной стоимости. 

В таможенный орган не представлены документы, наличие которых  позволило бы уточнить сведения, заявленные продавцом при вывозе товаров  в соответствии с законодательством страны вывоза и устранить сомнения в  достоверности заявленных обществом сведений. 

Апелляционным судом проверено основание для корректировки  таможенной стоимости о безосновательном непредставлении декларантом  документов об оплате ввезенных товаров. Суд признал общество 


нарушившим пункт 1 Приложения № 1 к Порядку декларирования  таможенной стоимости товаров, утвержденному решением комиссии  Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (далее – Порядок № 376). 

Проанализировав условия контракта от 14.12.2016 № ВТ/38,  содержание спецификации от 15.04.2017 № ВТ/38-ОС-0054/2, инвойса от  15.04.2017 № ВТ/38-ОС-0054/2, заявлений на перевод, ведомости  банковского контроля, суд установил, что представленные декларантом  платежные документы не могли быть приняты таможенным органом в  качестве подтверждения факта оплаты по спорной поставке, так как они не  идентифицируются по стоимости товаров с рассматриваемой товарной  партией, а сведения графы «назначение платежа» подтверждают оплату по  проформам инвойсов, выставленным на оплату за иные товары. 

Судом указано, что из представленных заявлений на перевод  невозможно установить, какие товары и по какой стоимости фактически  оплачены по проформам инвойсов и инвойсам, оплаченных заявлениями на  перевод от 22.06.2017, 04.07.2017 №№ 101, 107, в каком объеме и в какой  сумме для их оплаты, как невозможно установить и определить какие суммы  были зачтены в счет этих предыдущих поставок, а также исключить иные  зачеты по этим платежам с целью проверки факта оплаты товаров по  рассматриваемой поставке. 

Суд не принял во внимание ссылку заявителя на приложение от  12.07.2017 о зачете, поскольку возможность проведения взаимозачетов по  уже оплаченным предварительным поставкам иных товаров условиями  контракта не предусмотрено. 

Кроме того, указанное приложение о зачете подписано сторонами  внешнеторговой сделки после подачи ДТ № 53540 и фактически изменило  назначение платежей по заявлениям на перевод от 22.06.2017, 04.07.2017   №№ 101, 107, в отсутствие доказательств объективной необходимости таких  изменений. 

С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к выводу об  отсутствии факта реального согласования сторонами зачета платежей по  указанным выше заявлениям на перевод в счет оплаты спорной товарной  партии. 

Вывод суда о неподтверждении декларантом надлежащими  достоверными документами заявленной таможенной стоимости по спорной  поставке и о наличии у таможенного органа оснований для корректировки  заявленной таможенной стоимости иным методом является обоснованным,  соответствует положениям действующего таможенного законодательства. 


В соответствии с пунктом 22 Порядка № 376 в решении о  корректировке таможенной стоимости товаров должностное лицо указывает  таможенную стоимость товаров и метод ее определения в соответствии со  статьями 4 - 10 Соглашения, а также реквизиты соответствующих  источников информации. 

Проверяя соблюдение таможней принципа последовательного  применения метода определения таможенной стоимости и сопоставимость  примененной при корректировке информации, суд апелляционной инстанции  установил, что третий метод определения таможенной стоимости выбран  таможней последовательно, а примененные источники ценовой информации  сопоставимы по коммерческим и качественным характеристикам со  сведениями о товарах, заявленных в спорной декларации. 

Кассационной инстанцией не выявлено несоответствия выводов суда  имеющимся в материалах дела доказательствам, свидетельствующим о том,  что при выборе источников ценовой информации таможенный орган  использовал достоверные и актуальные сведения об однородных товарах,  таможенная стоимость которых принята по цене сделки, и ввезенных в  значениях и на условиях, в большей степени отвечающих критериям  сопоставимости. 

Содержащийся в судебном акте вывод о правильном выборе таможней  источников ценовой информации подтверждает, что доказательства,  представленные декларантом в обоснование факта наличия иных  однородных товаров с более низким индексом таможенной стоимости, не  признаны судом корректными источниками информации. 

На основании изложенного следует признать правомерным применение  таможней в качестве источников ценовой информации деклараций, по  которым товары совпадают по признакам однородности с ввезенными  товарами, оформлены в зоне деятельности таможенных постов  Дальневосточного таможенного управления как содержащих сведения,  наиболее соответствующие всем признакам сопоставимости. 

При таких обстоятельствах следует признать верным вывод суда о  соответствии закону решения таможни о принятии таможенной стоимости и  признании его не нарушающим права и законные интересы общества, в связи  с чем обоснован отказ в удовлетворении заявленного требования. 

Все доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись  предметом исследования и всестороннего рассмотрения суда апелляционной  инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно  отклонены судом по мотиву неосновательности, поскольку при проверке  материалов дела не нашли своего подтверждения. 


То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в  деле доказательства, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей  судебной проверки и оценки. 

Выраженное в жалобе несогласие с оценкой имеющихся в деле  доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения  норм материального права. 

По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа  приходит к выводу о том, что судебный акт принят с правильным  применением норм материального права и соблюдением процессуального  законодательства, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ  подлежит оставлению без изменения. 

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от  12.04.2018 по делу № А51-24502/2017 Арбитражного суда Приморского края  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья И.А. Мильчина

Судьи Н.В. Меркулова 

 Е.П. Филимонова