ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-25233/19 от 21.10.2021 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                              Дело

№ А51-25233/2019

27 октября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено октября 2021 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Еремеевой,

судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е. Филипповой,

рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу Коренева Павла Сергеевича,

апелляционное производство № 05АП-4576/2021

на решениеот 08.06.2021

судьи А.А. Хижинского

по делу № А51-25233/2019 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Коренева Павла Сергеевича

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570)

третьи лица: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы №14 по Приморскому краю, Коренева Екатерина Петровна, Коренев Вячеслав Сергеевич, Коренев Сергей Виленович

о признании незаконными решений регистрирующего органа и об обязании внести сведения в единый государственный реестр юридических лиц,

при участии:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю:  Добрынина О.П. по доверенности от 15.01.2021, сроком действия на 1 год;

от Коренева Павла Сергеевича: Мазуров Д.А. по доверенности от 08.10.2020 сроком действия на 3 года;

от Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы №14 по Приморскому краю, Кореневой Екатерины Петровны, Коренева Вячеслава Сергеевича, Коренева Сергея Виленовича: не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Коренев Павел Сергеевич (далее – заявитель, Коренев П.С.) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее – инспекция, регистрирующий орган) от 14.01.2019 (запись в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 2192536057338 от 16.01.2019) о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, действий по внесению записи в ЕГРЮЛ о внесении недостоверных сведений за государственным регистрационным номером 2182536360830 от 17.04.2018, по внесению записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица за государственным регистрационным номером 2192536360751 от 07.05.2019; об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ (с учетом принятых судом уточнений).

Определением суда от 07.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Приморскому краю (далее – третье лицо), Коренева Екатерина Петровна (далее – третье лицо, Коренева Е.П.), Коренев Вячеслав Сергеевич (далее – третье лицо, Коренев В.С.) и Коренев Сергей Виленович (далее – третье лицо, Коренев С.В.).

Определением суда от 03.02.2021 Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Владивостока заменена на правопреемника Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю (далее – налоговый орган, МИФНС по Приморскому краю №15).

Решением арбитражного суда от 08.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Коренев П.С. обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что материалы дела не содержат доказательств проведения налоговым органом опросов собственников помещений и иных лиц, которые могли располагать сведениями о нахождении общества с ограниченной ответственностью «Фьюжн» (далее - ООО «ФЬЮЖИН», общество) по юридическому адресу.

В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи А.В. Гончаровой в отпуске на основании определения суда от 20.10.2021 произведена её замена на судью С.В. Понуровскую, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) начато сначала.

В канцелярию суда от Коренева П.С. поступило ходатайство о приобщении к материалам делаквитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде; договора аренды земельного участка №28-Ю-22866 от 20.03.2018; соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 09.11,2017; соглашения №СПВ-355/17 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 30.10.2017; бизнес-плана ООО «Фьюжин».

В судебном заседании представитель Коренева П.С. поддержал доводы апелляционной жалобы и привел доводы о действующем характере предприятия.

Налоговый орган по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.

Апелляционный суд,  руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ, рассмотрел заявленное Кореневым П.С. ходатайство и определил его удовлетворить, приобщить в материалы дела, как связанные с обстоятельствами спора.

Также, судебная коллегия на основании статей 159, 268 АПК РФ определила приобщить представленный на обозрение налоговым органом письмо МИФНС №14 по Приморскому краю от 02.09.2021 №16.1/002017дсп@, как связанный с обстоятельствами спора.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

16.06.2017 ООО «Фьюжн» зарегистрировано инспекцией за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1172536022152.

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица и единственным участником общества является Коренев П.С.

В ЕГРЮЛ адресом ООО «Фьюжн» указан - 690012, Приморский край, город Владивосток, улица Харьковская, дом 10, квартира 35.

20.12.2017 инспекцией в адрес общества направлено уведомление о проведении контрольных мероприятий по месту регистрации и проведению осмотра 20.03.2018.

Согласно официальным данным с сайта ФГРУП «Почта России» заказное письмо было возвращено отправителю за истечением срока ханения.

На основании подпункта «г» пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) должностным лицом инспекции 20.02.2018 проведен осмотр объекта недвижимости по адресу регистрации общества.

Как следует из протокола № 206 от 20.02.2018, по адресу обследования располагается жилое многоквартирное 9-этажное здание с несколькими подъездами. Нежилые помещения в доме не установлены. Вход в подъезд оборудован домофоном. На звонок в квартиру никто не ответил. Собственниками квартиры являются Коренев В.С., Коренева Е.П. и Коренев П.С., который является учредителем и директором организации.

Инспекцией в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ 13.03.2018 в адрес учредителя ООО «ФЬЮЖИН» Коренева П.С. было направлено уведомление № 03-25/04714 от 05.03.2018 о необходимости представления в инспекцию в течение 30 дней с даты отправки письма достоверных сведений об адресе.

В связи с непредставлением в указанные сроки ООО «ФЬЮЖИН» сведений или документов, свидетельствующих о достоверности сведений об адресе места нахождения юридического лица, 17.04.2018 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером (ГРН) 2182536360830 внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице в отношении адреса местонахождения.

В ЕГРЮЛ в отношении общества на основании записи о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, за ГРН 2182536360830 от 17.04.2018 принято решение №72 от 14.01.2019 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (запись в ЕГРЮЛ за ГРН 2192536057338 от 16.01.2019), которое 16.01.2019 было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 2 (718).

07.05.2019 в отношении общества инспекцией внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица в связи наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

Не согласившись с решением инспекции от 14.01.2019 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, действий по внесению записи в ЕГРЮЛ о внесении недостоверных сведений за ГРН 2182536360830 от 17.04.2018, по внесению записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица за государственным регистрационным номером 2192536360751 от 07.05.2019, считая их незаконными, учредитель и директор общества Коренев П.С. обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением, которое обжалуемым решением было оставлено без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом № 129-ФЗ.

На основании пункта 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления

Согласно части 2 статьи 1 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация определяется как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о юридических лицах в соответствии с данным Законом.

Информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной, поэтому государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации (часть 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Принцип публичной достоверности содержащихся в государственном реестре сведений, защиты третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены использованием недостоверных сведений, обеспечивается уполномоченным органом посредством реализации предоставленных Законом № 129-ФЗ полномочий, в том числе предусмотренных статьей 11 данного Закона.

Состав содержащихся в ЕГРЮЛ сведений определен пунктом 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ и включает в себя, в том числе сведения об адресе юридического лица (подпункт «в»).

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (пункт 2 статьи 54 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, по смыслу действующего законодательства место нахождения юридического лица имеет существенное значение, в том числе при определении места исполнения обязательств, уплаты налогов, подсудности споров. Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с хозяйствующим субъектом.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (пункт 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ).

Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий, утверждены приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ (далее – Основания, Приказ № ММВ-7-14/72@).

Пунктом 4 Оснований установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (далее - заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ), а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ, в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе, по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

В силу положений пунктов 1, 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Предусмотренный статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ лиц применяется также в случаях наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (подпункт «б» пункта 5 статьи 21.1).

Как следует из материалов дела, 20.02.2018 в ходе проведения осмотра объекта недвижимости, указанного в ЕГРЮЛ как место нахождения общества, налоговым органом не было установлено признаков нахождения юридического лица ООО «ФЬЮЖИН» по адресу: 690012, Приморский край, город Владивосток, улица Харьковская, дом 10, квартира 35, что подтверждается протоколом осмотра от 20.02.2018 с применением видеозаписи.

Данное обстоятельство послужило основанием для направления обществу, учредителю и его руководителю уведомления от 05.03.2018 № 03-25/04714 о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе (месте нахождения) ООО «ФЬЮЖИН».

В связи с тем, что общество не исполнило обязанность, предусмотренную абзацем вторым пункта 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ, и в течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ не представило сведения и документы, подтверждающие достоверность своего адреса (место нахождения), регистрирующий орган внес в ЕГРЮЛ запись за ГРН 2182536360830 от 17.04.2018 о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) ООО «ФЬЮЖИН».

Впоследствии, в ЕГРЮЛ в отношении общества на основании записи о недостоверности сведений, принято решение №72 от 14.01.2019 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (запись в ЕГРЮЛ за ГРН 2192536057338 от 16.01.2019).

07.05.2019 в отношении общества инспекцией внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица в связи наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

Апелляционная коллегия, изучив материалы дела, полагает, что налоговым органом при вынесении оспариваемого решения и действий по внесению записей, не учтено следующее:

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

В силу пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.

Пункт 1 части 3 статьи 40 Закона № 14-ФЗ предусматривает, что единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 3 Постановления № 14 от 09.12.1999, при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 4 Закона № 14-ФЗ, согласно которым местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Вместе с тем следует учитывать, что Закон в соответствии с названной статьей Кодекса допускает изъятие из этого правила, предусматривая, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности.

Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО «ФЬЮЖИН» располагалось по адресу: 690012, Приморский край, город Владивосток, улица Харьковская, дом 10, квартира 35, который совпадает с адресом регистрации и места жительства учредителя и одновременно генерального директора общества - Коренева Павла Сергеевича, местонахождение общества одновременно является жилым помещением.

Данное помещение на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 11.03.2020 принадлежит на праве общей долевой собственности Кореневой Е.П., Кореневу С.В., Кореневу В.С. и Кореневу П.С., которые дали пояснения суду первой инстанции о том, что им было известно о местонахождении юридического лица по месту их жительства, против чего они не возражали.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъяснено, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.

В то же время регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Материалы дела не содержат доказательств, опровергающих наличие согласия собственников указанного жилого помещения на регистрацию общества по адресу жилого объекта недвижимости, а также доказательств наличия судебных разбирательств к обществу о прекращении использования указанного жилого объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом.

В связи с чем Коренев П.С. как директор общества правомерно указал адрес места нахождения общества - место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (директора общества). Регистрация общества по месту нахождения его учредителя и постоянно действующего исполнительного органа не противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о государственной регистрации.

Руководитель и единственный учредитель общества ООО «ФЬЮЖИН» являлся сособственником помещения, достоверно находился и постоянно проживал в помещении по адресу: 690012, Приморский край, город Владивосток, улица Харьковская, дом 10, квартира 35. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что заявитель не обращался в регистрирующий орган с заявлением о смене адреса места нахождения юридического лица.

Апелляционная коллегия полагает, что по существу действия регистрирующего органа по внесении в ЕГРЮЛ записи за ГРН 2182536360830 от 17.04.2018 о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) ООО «ФЬЮЖИН» основано лишь на единичном протоколе осмотра от 20.02.2018, который, при отсутствии иных доказательств недостоверности сведений об адресе, не может подтверждать законность действий налогового органа.

При оценке представленных доказательств судом апелляционной инстанции также принимает во внимание, что законодательство Российской Федерации не возлагает на юридические лица обязанность иметь вывески о своем местонахождении по какому-либо адресу.

Направление в адрес общества и его руководителя уведомления, при имеющихся в материалах дела доказательствах также не подтверждает, что общество по своему юридическому адресу не находилось.

В соответствии с пунктом 10 Оснований мероприятие по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренное подпунктом «а» пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, проводится в отношении документов и сведений, имеющихся у территориальных органов ФНС России, полученных как при осуществлении полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, так и при осуществлении иных полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России.

В пункте 11 Оснований указано, что мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренные подпунктами «б» - «д» пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, проводятся регистрирующим органом или по его поручению иными территориальными органами ФНС России.

Согласно пункту 12 Оснований для получения объяснений в соответствии с подпунктом «б» пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.

Как установлено судом апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае налоговый орган только провел 20.02.2018 осмотр жилого многоквартирного 9-этажного здания, находящегося по адресу: 690012, Приморский край, город Владивосток, улица Харьковская, дом 10, квартира 35, о чем составлен протокол.

Между тем, доказательств проведения иных мероприятий по проверке достоверности сведений, предусмотренных законом и пунктами 10 и 12 Приказа № ММВ-7-14/72@, в материалы дела не представлено, как и не представлено документов, подтверждающих обоснованность сомнений в достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ в отношении адреса (места нахождения) ООО «ФЬЮЖИН» с учетом того, что налоговый орган располагает информацией об адресе как общества так и учредителя и руководителя, имеющейся в регистрационном деле общества.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что представленные налоговым органом доказательства свидетельствуют о формальном соблюдении процедуры исключения общества из ЕГРЮЛ.

С учетом вышеизложенного, оснований для внесения в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности адреса регистрации общества, а в последующем о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и о прекращении юридического лица в связи наличием в ЕГРЮЛ записи о недостоверности у регистрирующего органа не имелось, в связи с чем оспариваемое решение инспекции от 14.01.2019 (запись в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 2192536057338 от 16.01.2019) о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, действий по внесению записи в ЕГРЮЛ о внесении недостоверных сведений за государственным регистрационным номером 2182536360830 от 17.04.2018, по внесению записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица за государственным регистрационным номером 2192536360751 от 07.05.2019, признаются судом апелляционной инстанции незаконными, как несоответствующие Закону № 129-ФЗ, с возложением на МИФНС по Приморскому краю №15 обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

С учетом изложенного обжалуемое решение арбитражного суда подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ). Соответственно апелляционная жалоба Коренева Павла Сергеевича подлежит удовлетворению.

Также в связи с удовлетворением апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные Кореневым П.С. при подаче заявления в размере 300 рублей и апелляционной жалобы в размере 150 рублей, на основании статьи 110 АПК РФ взыскиваются судебной коллегией с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю.

В остальной части государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче заявления в размере 2700 рублей и апелляционной жалобы в размере 1350 рублей, подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.06.2021 по делу № А51-25233/2019 отменить, заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока от 14.01.2019 (запись в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 2192536057338 от 16.01.2019) о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, действия по внесению записи в ЕГРЮЛ о внесении недостоверных сведений за государственным регистрационным номером 2182536360830 от 17.04.2018, по внесению записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица за государственным регистрационным номером 2192536360751 от 07.05.2019.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю в пользу Коренева Павла Сергеевича расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 300 рублей и по апелляционной жалобе в размере 150 рублей.

Возвратить Кореневу Павлу Сергеевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2700 (две тысячи семьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче заявления в Арбитражный суд Приморского края по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Приморское отделение 8635/165 от 09.12.2019 (операция:157) и государственную пошлину в размере 1350 (одна тысяча триста пятьдесят) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы в Пятый арбитражный апелляционный суд по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Приморское отделение 8635/165 от 25.06.2021 (операция:69).

Выдать справки на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

О.Ю. Еремеева

Судьи

Н.Н. Анисимова

С.В. Понуровская