ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-2567/2023 от 03.10.2023 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А51-2567/2023

октября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено октября 2023 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Н.Н. Анисимовой,

судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью золото добывающая компания «Дариус»,

апелляционное производство №05АП-4923/2023

на решение от 11.07.2023

судьи Н.А. Тихомировой

по делу № А51-2567/2023 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью золото добывающая компания «Дариус» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения,

при участии:

от ООО ЗДК «Дариус»: представитель ФИО1 (при участии онелайн) по доверенности от 20.08.2021;

от Департамента по недропользованию по ДФО: представитель ФИО2 (при участии онлайн) по доверенности от 19.05.2023, сроком действия 1 год;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Дариус» (далее - заявитель, общество, недропользователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (далее – департамент, лицензирующий орган, Дальнедра) от 17.11.2022 №339-а о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленное по лицензии БЛГ 02792 БР. В качества способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать департамент восстановить обществу право пользование недрами.

            Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

            Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что в отношении его права пользования недрами уполномоченным органом уже было принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами, которое было признано незаконным в судебном порядке с восстановлением указанного права. При этом, учитывая, что такое право было восстановлено 14.11.2022, заявитель жалобы настаивает на нарушении департаментом порядка его извещения о заседании комиссии, на котором было принято оспариваемое решение, как направленного раньше установленного срока. Приводит доводы о том, что при рассмотрении вопроса о прекращении действия лицензии лицензирующий орган не должен ограничиваться только формальной констатацией факта нарушения ее условий, в связи с чем мера воздействия на нарушителя должна быть избрана адекватно и разумно.

            В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.

            Департамент с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, поддержанных представителем в судебном заседании, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.

            Из материалов дела коллегией установлено следующее.

            13.10.2015 обществу выдана лицензия на право пользования недрами БЛГ 02792 БР с целью геологического изучения, разведки и добычи золота россыпного в бассейне нижнего течения р. Большой Эльгакан в Тындинском районе Амурской области. Дата окончания действия лицензии - 31.12.2027.

            Согласно подпункту 4.2.2 пункта 4.2 Условий пользования недрами, являющихся приложением №1 к лицензии, обществу установлены сроки подготовки проектной документации, предоставления геологической информации на государственную экспертизу, а именно: представить подготовленные в установленном порядке материалы по результатам  геологического изучения (поискам и оценке месторождений золота рассыпного) на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» не позднее 6 месяцев с момента выявления месторождений золота рассыпного.

            24.12.2020 состоялось заседание Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформления лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Дальневосточного федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, результаты которого были оформлены протоколом №1850-а от 24.12.2020.

            В ходе проведения указанного заседания департаментом было установлено, что по результатам мониторинга ФГКУ «Росгеолэкспертиза», доведенным письмом Федерального агентства по недропользованию от 28.10.2020 №04-30/17727, в действиях общества выявлены нарушения условий пользования недрами.

            В частности, в нарушение подпункта 4.2.2 пункта 4.2 Условий пользования недрами по лицензии БЛГ 02792 БР общество не представило материалы по результатам геологического изучения на государственную экспертизу запасов, установленный срок по лицензии - не позднее 6 месяцев с момента выявления месторождения, установленный срок по проекту работ - 1 квартал 2017 года.

            По данному вопросу комиссия решила рекомендовать Дальнедрам направить в адрес общества уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии БЛГ 02792 БР в связи с невыполнением существенных условий пользования недрами и обязать недропользователя в течение 12 месяцев с даты получения уведомления устранить нарушения и проинформировать Дальнедра. Указанное решение было отражено в пункте 26 протокола №1850-а от 24.12.2020.

            15.01.2021 во исполнение указанного решения департаментом было подготовлено уведомление №07-37/36 о допущенных пользователем недр нарушениях условий пользования недрами, в соответствии с которым общество было поставлено в известность о необходимости в течение 12 месяцев со дня получения настоящего уведомления устранить допущенные нарушения условий пользования недрами.

            Одновременно недропользователь был уведомлен о том, что в случае, если указанные нарушения не будут устранены в течение срока, установленного настоящим уведомлением, то право пользования недрами по лицензии БЛГ 02792 БР может быть досрочно прекращено в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

            30.05.2022 Комиссией по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформления лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Дальневосточного федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, было проведено очередное заседание, результаты которого были оформлены протоколом №57-а от 30.05.2022.

            В ходе рассмотрения вопроса о возникновении случая досрочного прекращения права пользования недрами было установлено, что обществом в нарушение подпункта 4.2.2 пункта 4.2 Условий пользования недрами не представлены материалы по результатам геологического изучения на государственную экспертизу запасов (установленный срок по проекту работ - 1 квартал 2017 года) и в нарушение подпункта 4.2.4 пункта 4.2 Условий пользования недрами не представлены материалы по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов (установленный срок по проекту работ – 2 квартал 2019 года).

            В этой связи комиссией было принято единогласное решение о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного обществу по лицензии БЛГ 02792 БР.

            Не согласившись с указанным решением по мотиву неизвещения общества о заседании комиссии, последнее обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным решения департамента, оформленного протоколом №57-а от 30.05.2022.

            Определением арбитражного суда от 14.11.2022 по делу №А04-6791/2022 производство по данному делу было прекращено в связи с отказом общества от заявленных требований, поскольку оспариваемое решение было отменено во внесудебном порядке решением комиссии Дальнедр, оформленным протоколом №285-а от 20.10.2022.

            07.11.2022 департаментом было подготовлено извещение №07-37/1630 о рассмотрении материалов по досрочному прекращению права пользования недрами, приостановлению осуществления права пользования недрами и ограничению права пользования недрами на заседании Комиссии, в соответствии с которым до общества была доведена информация о рассмотрении материалов по досрочному прекращению права пользования недрами по лицензии БЛГ 02792 БР на заседании Комиссии Дальнедр 17.11.2022 в 8-00 час. (московское время).  

            Решением Комиссии, оформленным протоколом №339-а от 17.11.2022 право пользования недрами, предоставленное обществу по лицензии БЛГ 02792 БР, досрочно прекращено в связи с непредставлением материалов по результатам геологического изучения на государственную экспертизу запасов по сроку 1 квартал 2017 года и неустранением данного нарушения в пределах срока, предусмотренного уведомлением от 15.01.2021 №07-37/36.

            Не согласившись с указанным решением, посчитав его не соответствующим требованиям закона и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением, в удовлетворении которого обжалуемым решением суда было отказано.

            Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащую удовлетворению по следующим основаниям.

            По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

            Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон №2395-1).

            Согласно части первой статьи 11 данного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

            В соответствии с частью третьей указанной статьи лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

            Пунктом 10 части второй статьи 22 этого же Закона предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

            В силу пункта 2 части второй статьи 20 Закона №2395-1 (в редакции, действующей с 01.01.2022) право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, указанными в части первой статьи 21 настоящего Закона, в случаях нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами.

            Аналогичное правильно закреплено подпунктом 2 пункта 7 Порядка прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами, утвержденного приказом Минприроды России №743, Роснедр №08 от 13.10.2021 (далее - Порядок №743/08).

            При этом до 31.12.2021 указанная норма права (пункт 2 статьи второй статьи 20 Закона №2395-1) устанавливала правило о том, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

            В случаях, предусмотренных пунктами 2 – 4, 6 и 7 части второй статьи 20 настоящего Закона (в редакции, действующей с 01.01.2022), решение о досрочном прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, что в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. Уведомление считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от указанного лица, не было ему вручено либо пользователь недр или его представитель не ознакомились с ним. Письменное уведомление о допущенных нарушениях направляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть четвертая статьи 21 Закона №2395-1).

            Согласно этой же норме права в редакции, действовавшей до 31.12.2021, в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

            Принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами или об ограничении права пользования недрами осуществляется комиссией, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 21 Закона №2395-1).

            В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр осуществляет Федеральное агентство по недропользованию.

            Согласно пункту 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 №293, Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

            На основании пункта 1.1 Положения о Департаменте по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, утвержденному Приказом Роснедр от 05.08.2019 №321, Дальнедра является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, а также правоприменительные функции на территории Дальневосточного федерального округа.

            По правилам части третьей статьи 20 Закона №2395-1 при несогласии пользователя недр с решением о досрочном прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке. В случае признания решения о досрочном прекращении права пользования недрами незаконным в порядке, предусмотренном законодательством, право пользования недрами подлежит восстановлению.

            Таким образом, административная процедура досрочного прекращения права пользования недрами относится к полномочиям департамента и предполагает необходимость уведомления недропользователя о выявленных нарушениях условий лицензии на пользование недрами и неустранение им соответствующих нарушений в течение трех месяцев, исходя из редакции части четвертой статьи 21 Закона №2395-1, действовавшей до 31.12.2021, и по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях, исходя из редакции части четвертой статьи 21 Закона №2395-1, действующей с 01.01.2022.

            Из материалов дела усматривается, что по результатам мониторинга информации о выполнении обществом лицензионных условий было установлено нарушение последним подпункта 4.2.2 пункта 4.2 Условий пользования недрами по лицензии БЛГ 02792 БР, выразившееся в непредставлении материалов по результатам геологического изучения на государственную экспертизу запасов в срок, установленный срок по лицензии - не позднее 6 месяцев с момента выявления месторождения, что соответствует установленному по проекту сроку - 1 квартал 2017 года.

            Наличие данных нарушений обществом не оспаривается.

            Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия поддерживает вывод уполномоченного органа о наличии правовых оснований для направления обществу уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях условий пользования недрами со сроком устранения нарушений в течение 12 (двенадцати) месяцев, что нашло отражение в протоколе Комиссии от 24.12.2020 №1850-а.

            Кроме того, учитывая, что соответствующее уведомление от 15.01.2021 №07-37/36 было направлено в адрес недропользователя во исполнение указанного решения Комиссии и не было исполнено последним в пределах установленного срока, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение о досрочном прекращении права пользования недрами было принято в соответствии с требованиями пункта 2 части второй статьи 20, части четвертой статьи 21 Закона №2395-1.

            Делая указанный вывод, апелляционная коллегия отмечает, в соответствии с подпунктом 1 пункта 14 Порядка №743/08 полученные при осуществлении полномочий Роснедр и содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, являются самостоятельным основанием для начала процедуры досрочного прекращения права пользования недрами.

            Согласно пункту 34 данного Порядка решение о досрочном прекращении права пользования недрами принимается Комиссией при условии, что по результатам рассмотрения и анализа документов по досрочному прекращению права пользования недрами установлено наличие случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка.

            При этом по правилам подпункта 2 пункта 7 Порядка №743/08 право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случаях нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами, однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами.

            С учетом изложенного следует признать, что направленное в адрес общества уведомление от 15.01.2021 №07-37/36 о допущенных пользователем недр нарушениях условий лицензии является частью процедуры досрочного прекращения права пользования недрами, инициированной уполномоченным органом.

            В свою очередь проверка факта устранения нарушений, указанных в данном уведомлении, показала, что на дату проведения повторного заседания Комиссии 17.11.2022 нарушения подпункта 4.2.2 пункта 4.2 Условий пользования недрами обществом устранены не были.

            Таким образом, выявив нарушение обществом условий пользования недрами, департаментом правомерно принято решение о досрочном прекращении право пользования недрами по лицензии БЛГ 02792 БР.

            При этом, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами является надлежащее уведомление лицензиата о нарушении и неустранение им выявленных нарушений в установленный в уведомлении срок. До истечения данного срока решение о прекращении права пользования по рассматриваемому основанию принято быть не может.

            В спорной ситуации, как подтверждается материалами дела, общество было надлежащим образом уведомлено о выявленных нарушениях условий пользования недрами посредством направления письма на юридический адрес, указанный в ЕГРЮЛ. 

            Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 67597255140223, полученного с официального сайта ФГУП «Почта России», уведомление от 15.01.2021 №07-37/36 было направлено в адрес общества 19.01.2021 и возвращено в адрес отправителя в связи с истечением срока хранения - 02.03.2021, что во взаимосвязи положений статей 54, 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25, пункта 1 Постановления ВАС РФ от 30.07.2013 №61 свидетельствует о том, что недропользователь считается надлежаще уведомленным и получившим юридически значимое сообщение.

            В этой связи заявленный повторно в апелляционной жалобе довод общества о неполучении им уведомления от 15.01.2021 №07-37/36 судебной коллегией отклоняется как противоречащий материалам дела и действующему правовому регулированию, определяющему порядок направления и получения юридическим лицом сообщений по адресу государственной регистрации.

            Что касается утверждения заявителя о нарушении процедуры проведения заседания Комиссии 17.11.2022 по мотиву направления в его адрес извещения о рассмотрении материалов по досрочному прекращению права пользования недрами с нарушением установленного срока, то судом апелляционной инстанции установлено следующее.

            По правилам пункта 25 Порядка №743/08 секретарь Комиссии на основании комплектов документов, подготовленных в соответствии с пунктами 22 и 23 настоящего Порядка, осуществляет подготовку проекта повестки заседания Комиссии, содержащего сведения, предусмотренные подпунктами 1 – 5 пункта 46 настоящего Порядка.

            Секретарь Комиссии направляет всем членам Комиссии на адреса их электронной почты подготовленный проект повестки заседания Комиссии, содержащий сведения, предусмотренные подпунктами 1 – 5 пункта 46 настоящего Порядка, и извещение о проведении заседания Комиссии не позднее, чем за 7 рабочих дней до даты ее заседания.

            В соответствии с пунктом 26 названного Порядка секретарь Комиссии направляет пользователю недр, право пользования недрами которого может быть досрочно прекращено или ограничено или осуществление права пользования недрами которого может быть приостановлено, с использованием Личного кабинета недропользователя и (или) адреса его электронной почты (при наличии) или почтовым отправлением по адресу, указанному в заявке, а в случае досрочного прекращения права пользования недрами или приостановления осуществления права пользования недрами по заявлению пользователя недр также с использованием Портала, извещение о рассмотрении документов по досрочному прекращению права пользования недрами, приостановлению осуществления права пользования недрами и ограничению права пользования недрами на заседании Комиссии не позднее, чем за 7 рабочих дней до даты ее заседания.

            Пользователь недр, указанный в абзаце втором пункта 26 настоящего Порядка, вправе направить Комиссии письменные пояснения и (или) возражения по вопросу досрочного прекращения права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами или ограничения права пользования недрами и сведения о представителе пользователя недр, направляемом для участия в заседании Комиссии, не позднее 1 рабочего дня до даты ее заседания (пункт 27 Порядка №743/08).

            Из материалов дела усматривается, что извещением от 07.11.2022 №07-37/1630 о рассмотрении материалов по досрочному прекращению права пользования недрами общество было уведомлено о заседании Комиссии Дальнедр 17.11.2022 в 8-00 час. (московское время).

            Соответственно требования указанного Порядка об уведомлении недропользователя о времени и месте рассмотрения документов по досрочному прекращению права пользования недрами департаментом были соблюдены.

            То обстоятельство, что указанное извещение было выдано в период производства по делу №А04-6791/2022 и после отмены ранее принятого решения о досрочном прекращении права пользования недрами, оформленного протоколом №57-а от 30.05.2022, названных выводов суда не отменяет, учитывая, что решение об отмене ранее принятого решения и о восстановлении права пользования недрами было принято 20.10.2022.

            В этой связи ссылки общества на то, что по состоянию на 09.11.2022 в государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, сведения о действующем характере лицензии на право пользования недрами восстановлено не было, не могут быть приняты во внимание, поскольку фактически его права были восстановлены решением Комиссии, оформленным протоколом №285-а от 20.10.2022.

            При таких обстоятельствах извещение от 07.11.2022 №07-37/1630 о рассмотрении материалов по досрочному прекращению права пользования недрами было направлено обществу после восстановления его права пользования по лицензии БЛГ 02792 БР соответствующим решением Комиссии и, как следствие, было адресовано заявителю именно как недропользователю, нарушившему условия пользования недрами по спорной лицензии.

            Кроме того, учитывая, что по утверждению общества соответствующая запись о восстановлении действия лицензии была внесена в государственный реестр 14.11.2022, суд апелляционной инстанции считает, что на заседании Комиссии 17.11.2022 был разрешен вопрос о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении общества, как недропользователя, которое было уведомлено о дате и времени соответствующего заседания.

            Делая указанный вывод, апелляционная коллегия принимает во внимание разъяснения пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными.

            Таким образом, учитывая фактические обстоятельства по делу, и, следуя указанным нормам права и правовым позициям, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что факт направления в адрес общества извещения от 07.11.2022 №07-37/1630 не может служить доказательством нарушения порядка принятия оспариваемого решения по формальным основаниям.

            Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что прекращение права пользования недрами ограничивает специальную правоспособность общества, а именно прекращает его право заниматься определенным видом деятельности, в связи с чем лицензирующий орган не может ограничиться формальным установлением факта нарушений лицензионного соглашения, суд апелляционной инстанции учитывает, что, выдавая лицензию на право пользования недрами, государство, как собственник недр, предполагает соблюдение сроков, эффективное пользование недрами, в том числе своевременное осуществление добычных работ.

            Соблюдение недропользователями требований по рациональному использованию и охране недр - неотъемлемое условие обеспечения устойчивого, эффективного и безопасного воспроизводства минерально-сырьевой базы.

            Условия пользования недрами устанавливают этапы и сроки освоения месторождения, выполнение объемов и видов работ, связанных с пользованием недрами, что, в свою очередь, направлено на эффективное, рациональное и безопасное использование недр.

            В спорной ситуации, как подтверждается материалами дела, доказательства исполнения обществом пункта 4.2.2 пункта 4.2 Условий пользования недрами не представлены, равно как не представлены сведения о выполненных работах на представленном в пользование участке недр.

            При этом характер допущенных обществом нарушений является существенным и носит продолжительный характер, учитывая, что лицензия была выдана 13.10.2015, а материалы по результатам геологического изучения на государственную экспертизу запасов должны были быть представлены не позднее 6 месяцев с момента выявления месторождения (установленный срок по проекту работ - 1 квартал 2017 года).

            При этом досрочное прекращение права пользования недрами не является административным наказанием (актом привлечения к административной ответственности), для проверки законности которого требуется установление наличия вины лица, в отношении которого издан этот акт, как необходимой части состава правонарушения.

            В этой связи при исполнении департаментом государственной функции по осуществлению процедуры досрочного прекращения права пользования недрами принятие решения не ставится в зависимость от наличия или отсутствия вины пользователя недр, а также от имеющихся фактов привлечения недропользователя к административной ответственности.

            В данном случае общество, получая лицензию на право пользования недрами, в которой закреплены условия пользования участком недр, приняло на себя обязательства по их исполнению, в связи с чем нарушение условий лицензии влечет за собой наступление определенных гражданско-правовых последствий, в том числе ограничение специальной правоспособности юридического лица.

            Учитывая выше установленное, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение департамента №339 от 17.11.2022 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленное по лицензии БЛГ 02792 БР, было принято при наличии к тому правовых оснований, с правильным применением действующего законодательства, в связи с чем оспариваемое решение не противоречит закону и не нарушает права и законные заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении требований.

            В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

            Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

            Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

            По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу в сумме 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату плательщику из федерального бюджета как излишне уплаченные на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

            Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.07.2023 по делу №А51-2567/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Возвратить обществу с ограниченной ответственностью золото добывающая компания «Дариус» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб. (одна тысяча пятьсот рублей), излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению №1 от 01.09.2023 через филиал «Хабаровский» АО «Альфа-Банк» г.Хабаровск. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

            Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Н.Н. Анисимова

Судьи

А.В. Гончарова

С.В. Понуровская