АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
октября 2015 года № Ф03-4606/2015
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2015 года .
Полный текст постановления изготовлен октября 2015 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Кресса В.В.
Судей: Мильчиной И.А., Луговой И.М.
при участии:
от акционерного общества «ОЛЬГЕРД»: ФИО1, представителя по доверенности № 54/05-кс от 05.05.2015;
от ФКУ «ДАЛЬУПРАВТОДОР»: без участия (извещены);
от УГИБДД УМВД России по Приморскому краю: не явились (извещены);
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства»
на решение от 13.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015
по делу № А51-26336/2014
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в арбитражном суде первой инстанции судья Мангер Т.Е., в арбитражном суде апелляционной инстанции судьи: Гончарова А.В., Анисимова Н.Н., Еремеева О.Ю.
по заявлению закрытого акционерного общества «ОЛЬГЕРД»
к Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства»
третье лицо: Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Приморскому краю
о признании незаконным решения
Закрытое акционерное общество «ОЛЬГЕРД» (далее – ЗАО «ОЛЬГЕРД», общество; ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690078, <...>) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом его уточнения, к федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ «ДАЛЬУПРАВТОДОР», учреждение; ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680033, <...>, А) о признании незаконным решения от 27.06.2014 № И-14/06-255 об отказе в выдаче на основании заявлений за №№ 323/06/01, 323/06/02, 323/06/03, 323/06/04, 323/06/05, 323/06/06, 323/06/07, 323/06/08, 323/06/09 разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов по маршруту <...> А-749 км. а/д М60 «Уссури»-751 км. а/д М60 «Уссури» (транспортная развязка на б. «Лазурная») - разворот на транспортной развязке на б. «Лазурная») - 751 км. а/д М60 «Уссури» - 732 км. а/д М60 «Уссури» - 2-0 км. съезда № 1 а/д «Подъезд к аэропорту г. Владивосток» - 1-0 км. а/д «Подъезд к аэропорту г. Владивосток» - 730 км. а/д М60 «Уссури» - 708 км. а/д М60 «Уссури» - 17-0 км. а/д «обход п. Раздольное» - 691 км. а/д М60 «Уссури» - 671 км. а/д М60 «Уссури» - г. Уссурийск, Владивостокское шоссе - ул. Московская – Воровского - ул. Урицкого, 1 (площадка для выгрузки) - ул. Некрасова - 656 км. а/д М60 «Уссури» - 12 км. а/д М60 «Уссури» - г. Хабаровск, ул. Краснореченская – ул. Воскресная - Римская 1А (площадка для выгрузки) и обратно по тому же маршруту.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Приморскому краю (далее - ГИБДД УМВД России по Приморскому краю).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.04.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение признано незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), Приказу Минтранса России от 24.07.2012 № 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (далее – Приказ Минтранса России от 24.07.2012 № 258), на ФКУ «ДАЛЬУПРАВТОДОР» возложена обязанность в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть поданные обществом заявления о выдаче разрешений на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов в порядке, установленном Приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФКУ «ДАЛЬУПРАВТОДОР» обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, просит решение от 13.04.2015 и постановление от 01.07.2015 отменить, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Заявитель кассационной жалобы указывает на ошибочность вывода судов о наличии у него полномочий по самостоятельной выдаче специальных разрешений без согласования с ГИБДД УМВД России по Приморскому краю.
В отзыве на кассационную жалобу АО «ОЛЬГЕРД» выражает несогласие с приведенными в кассационной жалобе учреждения доводами, считает их необоснованными, в связи с чем просит решение арбитражного суда первой инстанции от 13.04.2015 и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 01.07.2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представитель АО «ОЛЬГЕРД» отклонил доводы заявителя жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Остальные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили. При этом ФКУ «ДАЛЬУПРАВТОДОР» заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, при проверке заявлений общества от 04.06.2014 №№323/06/01-323/06/09 (л.д. 57-65 т.1) на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на срок с 28.06.2014 по 27.09.2014, ФКУ «ДАЛЬУПРАВТОДОР» в соответствии с пунктом 4 статьи 40 Приказа Минтранса России от 24.07.2012 № 258 принято решение от 27.06.2014 № И-14/06-255 об отказе в выдаче специальных разрешений №№0345379-0345387 (л.д. 11 т.1).
Основанием для отказа в выдаче разрешений послужил отказ УГИБДД УМВД России по Приморскому краю в согласовании маршрута от 26.06.2014 № 979/7 «О направлении ответа», в соответствии с которым прописанный маршрут по г. Уссурийску с ул. Урицкого, 1 не имеет прямого выезда на км 660 а/д М-60 «Уссури» Хабаровск-Владивосток (ул. Некрасова). Проехать с ул. Урицкого, 1 на км 660 а/д М-60 «Уссури» Хабаровск-Владивосток возможно только проехав как минимум еще по четырем улицам г. Уссурийска, которые не согласованы администрацией г. Уссурийска (письмо от 17.06.2014 № 1501/26/1127) (л.д.12 т.1).
Полагая отказ учреждения в выдаче разрешений не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы общества, ЗАО «ОЛЬГЕРД» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств и руководствуясь пунктом 1 статьи 4, пунктом 13 статьи 11, статьей 31 Закона № 257-ФЗ, пунктами 8, 9, 16, 17, 19, 25, 26, 40 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258, пунктами 13, 60, 61, 63 Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении, утвержденного Приказом Минтранса России от 28.03.2013 № 107, пришел к выводу об отсутствии у ФКУ «ДАЛЬУПРАВТОДОР» оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче специального разрешения.
Государственная услуга по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по смыслу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляет собой деятельность по реализации функций соответствующего органа государственной власти при осуществлении отдельных государственных полномочий, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Действующий Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, установлен Приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258 и Административным регламентом, утвержденным Приказом Минтранса России от 28.03.2013 № 107.
В соответствии с пунктом 6 Приказа Минтранса России от 24.07.2012 № 258 заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченные органы согласно образцу Приложения № 2 к названному Порядку.
Уполномоченный орган при рассмотрении заявления проверяет наличие полномочий на выдачу специального разрешения по заявленному маршруту; соответствие сведений, указанных в заявлении и документах, необходимых для предоставления государственной услуги, на соответствие техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; наличие допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (в случае международных перевозок) и информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (для российских перевозчиков) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия; соблюдение требований к перевозке делимого груза (пункт 15 Приказа Минтранса России от 24.07.2012 № 258 и пункт 61 Административного регламента).
Результатом предоставления государственной услуги является выдача специального разрешения либо отказ в выдаче специального разрешения (пункт 13 Административного регламента).
В пункте 40 Приказа Минтранса России от 24.07.2012 № 258 предусмотрены основания для отказа в выдаче специального разрешения, в том числе установление при согласовании маршрута невозможности осуществления перевозки по заявленному маршруту транспортным средством с заявленными техническими характеристиками в связи с техническим состоянием автомобильной дороги, искусственного сооружения или инженерных коммуникаций, а также по требованиям безопасности дорожного движения.
Аналогичные основания для отказа в предоставлении государственной услуги закреплены и в пункте 25 Административного регламента.
В рассматриваемом случае судебными инстанциями было установлено, что учреждение в письме от 27.06.2014 № И-14/06-255 указало обществу на отсутствие возможности оформить специальные разрешения на основании отказа ГИБДД УМВД России по Приморскому краю в согласовании маршрута в связи с выявленными неточностями в пути следования по участку маршрута, проходящему через г. Уссурийск с ул. Урицкого, 1 – ул. Некрасова М-60 «Уссури» км 656-660.
В силу пункта 16 Приказа Минтранса России от 24.07.2012 № 258 согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, осуществляется уполномоченным органом с владельцами автомобильных дорог и органами управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В этом случае после согласования маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, всеми владельцами автомобильных дорог, входящих в указанный маршрут, уполномоченный орган оформляет специальное разрешение и направляет в адрес органа Госавтоинспекции заявку на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, которая состоит из оформленного специального разрешения с приложением копий документов и копий согласований маршрута транспортного средства (пункт 20 Приказа Минтранса России от 24.07.2012 № 258).
Наличие отметок Госавтоинспекции о согласовании в соответствующих пунктах разрешений и подписание должностным лицом Госавтоинспекции данного специального разрешения позволяют говорить о согласовании маршрута движения транспортного средства органом Госавтоинспекции (пункт 21 Приказа Минтранса России от 24.07.2012 № 258). При этом Госавтоинспекция является конечным звеном согласующих организаций при оформлении специального разрешения.
Между тем, обязанность по установлению пути следования по заявленному маршруту, а также по направлению в адрес владельцев автомобильных дорог, по дорогам которых проходит данный маршрут, заявки на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, нормами действующего законодательства возложена на уполномоченный орган.
Указанная обязанность закреплена в пункте 17 Приказа Минтранса России от 24.07.2012 № 258, согласно которому уполномоченный орган в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления: 1) устанавливает путь следования по заявленному маршруту; 2) определяет владельцев автомобильных дорог по пути следования заявленного маршрута; 3) направляет в адрес владельцев автомобильных дорог, по дорогам которых проходит данный маршрут, часть маршрута, заявку на согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Таким образом, судами верно указано на то, что представленные обществом заявления возвращены ЗАО «ОЛЬГЕРД» необоснованно, обжалуемое решение уполномоченного органа от 27.06.2014 № И-14/06-255 не содержит оснований для отказа, перечень которых установлен пунктом 25 Административного регламента и пунктом 40 Приказа Минтранса России от 24.07.2012 № 258.
При изложенных обстоятельствах арбитражные суды обоснованно признали оспариваемый обществом отказ противоречащим положениям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя, в связи с этим удовлетворили заявленные требования. Поскольку заявления общества фактически не рассматривались по существу, суд первой инстанции в качестве восстановления его нарушенных прав правомерно обязал ФКУ «ДАЛЬУПРАВТОДОР» рассмотреть их повторно.
Кассационная инстанция считает, что обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судом первой и апелляционной инстанций установлены полно и получили надлежащую правовую оценку. Выводы, изложенные в решении от 13.04.2015 и постановлении от 01.07.2015, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам и действующему законодательству Российской Федерации.
На основании изложенного доводы кассационной жалобы, которые по существу повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению в силу статей 286, 287 АПК РФ, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.04.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу № А51-26336/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья В.В. Кресс
Судьи И.А. Мильчина
И.М. Луговая