ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-26721/14 от 24.06.2015 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июля 2015 года                                                                        № Ф03-2380/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен июля 2015 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной

Судей: Г.В. Котиковой, И.М. Луговой

при участии:

от закрытого акционерного общества «Ольгерд»: ФИО1, представитель по доверенности от 16.02.2015 № 41/02;

от Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний восток» Федерального дорожного агентства»: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Ольгерд»

на решение от 25.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015

по делу №  А51-26721/2014

Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Палагеша Г.Н.; в апелляционном суде судьи Еремеева О.Ю., Гуцалюк С.В., Номоконова Е.Н.

по заявлению закрытого акционерного общества «Ольгерд»                        (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690078, <...>)

к Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний восток» Федерального дорожного агентства» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680033,<...>, А)

о признании незаконным решения

Закрытое акционерное общество «Ольгерд» (далее – ЗАО «Ольгерд», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» (далее – управление автомобильных дорог, учреждение) об отказе в выдаче разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на основании заявлений №№ 394/09/01, 394/09/02, 394/09/03, 394/09/04, 394/09/05, 394/09/06 и 394/09/07.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), по кассационной жалобе ЗАО «Ольгерд», полагающего, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с неправильным применением норм материального права, в связи с чем просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что судом правомерно сделан вывод о том, что груз является делимым, однако, контейнер, по его мнению, не является грузом, а выступает в качестве средства перевозки и сохранения товара, в связи с чем не согласен с выводом суда о том, что груз является тяжеловесным. Считает, что общество указало необходимые сведения о технических характеристиках транспортного средства и груза для осуществления заявленных перевозок, в связи с чем ему необоснованно отказано в выдаче разрешений.

Отзыв на жалобу учреждением не представлен.

Управление автомобильных дорог, извещенное надлежащим образом о начале судебного процесса с его участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав пояснения представителя общества, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, 03.09.2014 ЗАО «Ольгерд» обратилось в управление автомобильных дорог с заявлениями №№ 394/09/01, 394/09/02, 394/09/03, 394/09/04, 394/09/05, 394/09/06, 394/09/07 о выдаче разрешений на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по маршруту:               <...> км. автодороги М60 «Уссури» - 751 км. автодороги М60 «Уссури» (транспортная развязка на б. «Лазурная») – разворот на транспортной развязке на б. «Лазурная» - 751 км. автодороги М60 «Уссури» - 732 км. автодороги М60 «Уссури» - 2-0 км. съезда №1 автодороги «Подъезд к аэропорту г. Владивостока» - 1-0 км. автодороги «Подъезд к аэропорту г. Владивосток» - 730 км. автодороги М60 «Уссури» - 708 км. автодороги М60 «Уссури» - 16-0 км. автодороги «обход п. Раздольное» - 691 км. автодороги М60 «Уссури» - 675 км. автодороги М60 «Уссури» - 0-10 км. обход г. Уссурийска – 664 км. автодороги М60 «Уссури» - 12 км. автодороги М60 «Уссури» - <...> (площадка для выгрузки за пределами проезжей части) и обратно по маршруту до 731 -749 км. автодороги М60 «Уссури» - <...>.

В заявлениях общество указало, что общая масса транспортного средства (автопоезда) вместе с массой перевозимого груза составляет 44 тонны, перевозка осуществляется на 6-осном автопоезде (три оси – тягач МАЗ 6430А9 и три оси полуприцеп); перевозке подлежат – товары народного потребления в контейнере, груз делимый.

Рассмотрев заявления общества, управление автомобильных дорог письмом от 10.09.2014 № И-14/09-57 отказало в выдаче разрешений на перевозку тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза, при этом указало, что делимые тяжеловесные грузы к перевозке по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения не допускаются.

Не согласившись с отказом управления автомобильных дорог, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, а также апелляционная инстанция пришли к выводу о наличии оснований для отказа в выдаче разрешений на перевозку тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон              № 257-ФЗ).

Согласно статье 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, для получения которого требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, и возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Порядок выдачи указанных разрешений определен приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (далее - Порядок).

Пунктами 6, 8 Порядка установлено, что заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченный орган.

В таком заявлении указывается: наименование уполномоченного органа; наименование и организационно-правовая форма - для юридических лиц; фамилия, имя, отчество с указанием статуса индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей; идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер - для российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; адрес (местонахождение) юридического лица; фамилия, имя, отчество руководителя; телефон; фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физических лиц и индивидуальных предпринимателей; банковские реквизиты (наименование банка, расчетный счет, корреспондентский счет, банковский индивидуальный код).

В заявлении также указываются: исходящий номер и дата заявления, наименование, адрес и телефон владельца транспортного средства, маршрут движения (пункт отправления - пункт назначения с указанием их адресов в населенных пунктах, если маршрут проходит по улично-дорожной сети населенных пунктов), вид перевозки (международная, межрегиональная, местная), срок перевозки, количество поездок, характеристику груза (наименование, габариты, масса, делимость), сведения о транспортном средстве (автопоезде) (марка и модель транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), государственный регистрационный знак транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), параметры транспортного средства (автопоезда) (масса транспортного средства (автопоезда) без груза/с грузом, масса тягача, прицепа (полуприцепа)), расстояние между осями, нагрузки на оси, габариты транспортного средства (автопоезда) (длина, ширина, высота), минимальный радиус поворота с грузом, необходимость автомобиля сопровождения (прикрытия), предполагаемая максимальная скорость движения транспортного средства (автопоезда).

В силу пункта 9 Порядка к заявлению прилагаются: копия документов транспортного средства (паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;  схема транспортного средства (автопоезда), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с изображением размещения такого груза согласно приложению № 3 к настоящему Порядку. На схеме транспортного средства изображается транспортное средство, планируемое к участию в перевозке, количество осей и колес на нем, взаимное расположение осей и колес, распределение нагрузки по осям и в случае неравномерного распределения нагрузки по длине оси - распределение на отдельные колеса; сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении.

Согласно пункту 15 Порядка уполномоченный орган при рассмотрении представленных документов проверяет: 1) наличие полномочий на выдачу специального разрешения по заявленному маршруту; 2) сведения, предоставленные в заявлении и документах, на соответствие технических характеристик транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; 3) наличие допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (в случае международных перевозок), а также информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (для российских перевозчиков) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия; 4) соблюдение требований о перевозке делимого груза.

В соответствии с пунктом 51 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приложением № 1 к приказу Минтранса России от 15.01.2014 № 7, перевозка крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов возможна в случаях, когда груз не может быть разделен на части без риска его повреждения.

Указанное правило направлено на минимизацию перевозок тяжеловесных грузов в целях недопущения преждевременного разрушения автомобильных дорог и дорожных сооружений при превышении нормативных нагрузок по осям и общей массе транспортных средств.

Согласно пункту 40 Порядка уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если установленные требования о перевозке делимого груза не соблюдены.

Судами по материалам дела установлено, что общество обратилось в учреждение с заявлениями о выдаче разрешений на перевозку тяжеловесного груза по определенному маршруту движения. Указанные заявления соответствовали требованиям, предусмотренным пунктом 8 Порядка, и содержали все необходимые сведения для оценки технической возможности осуществления заявленной перевозки.

Все заявления содержали сведения о массе транспортного средства с грузом – 44 тонны, без груза – 17,65 тонн (масса тягача 9,85 тонн, масса прицепа – 7,8 тонн), габариты транспортного средства: длина – 16,2 м, ширина – 2,6 м, высота – 4,3 м. Кроме того, обществом была сделана отметка о перевозке товаров народного потребления, делимых, в контейнере с габаритами: длина – 12м, ширина – 2,6 м, высота – 2,9 м.

Основанием для отказа в выдаче разрешения послужил вывод о том, что делимые тяжеловесные грузы к перевозке по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения не допускаются.

Руководствуясь вышеуказанными нормоположениями, дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ установленным по делу обстоятельствам, с учетом того, что общество определило перевозимый им груз как делимый, а доказательства того, что планируемый к перевозке груз не может быть разделен на части без риска его повреждения, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности отказа учреждением обществу в выдаче разрешений на его перевозку.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего спора, суд кассационной инстанции считает, что заявитель не доказал факт нарушения оспариваемым решением своих прав и законных интересов.

С учетом изложенного, решение управления автомобильных дорог об отказе в выдаче разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов обоснованно признано судами обеих инстанций правомерным, соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.

Повторно заявленные в кассационной жалобе доводы общества о том, что как перевозчик оно осуществляет перевозку грузов в опломбированном контейнере и не имеет полномочий на разделение груза, а также о возможности перевозки грузов в контейнерах, не соответствующих Национальному стандарту ГОСТ Р 53350-2009 «Контейнеры грузовые серия 1», были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.

Как правильно указал суд апелляционной инстанции, при перевозке тяжеловесных грузов правовое значение имеет возможность разделения самого груза, а не контейнера, в котором он перевозится. В данном случае контейнер грузом не является, а выступает только в качестве средства перевозки и сохранения товара.

Изложенными в жалобе доводами, в основе которых неправильное толкование положений действующего законодательства, не опровергаются выводы судебных инстанций.

Поскольку суды применили нормы материального права соответственно установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушения процессуальных норм, в том числе влекущие в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебного акта судом кассационной инстанции не выявлены, то отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых решения и постановления.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу № А51-26721/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            И.А. Мильчина                   

Судьи                                                                                    Г.В. Котикова         

                                                                                         И.М. Луговая