АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2019 года № Ф03-2458/2019
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2019 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.К. Яшкиной
Судей: А.Н. Барбатова, Я.В.Кондратьевой
при участии:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 09.01.2019
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа
на решение от 29.11.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019
по делу № А51-27017/2017
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в первой инстанции судья Кучинский Д.Н., в апелляционной инстанции судьи Чижиков И.С., Горбачева С.Н., Ротко Л.Ю.
по иску Уссурийского муниципального унитарного предприятия тепловых сетей Уссурийского городского округа
к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Комфорт-Сервис»
о взыскании 20 026,51 руб.
Уссурийское муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей Уссурийского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, 692519, <...>, далее – УМУПТС, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания «Комфорт-Сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 692501 <...>, далее – ООО УК «Комфорт-Сервис») о взыскании 20 026,51 руб. задолженности по оплате тепловой энергии на приготовление горячей воды в августе 2017 года.
Решением суда от 29.11.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприятие обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявитель указал на неправильное толкование судами норм права, регулирующих сложившиеся правоотношения сторон по поставке коммунального ресурса - тепловой энергии в многоквартирный дом (далее - МКД), имеющий закрытую нецентрализованную систему горячего водоснабжения (пунктов 13, 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354)), и правовой позиции высшей судебной инстанции. Так заявитель считает, что объем коммунального ресурса, подлежащий оплате управляющей организации по заключенному с истцом договору энергоснабжения, должен определяться с учетом показаний коллективного (общедомового) прибора учета (далее – ОДПУ) и объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями, определенного в соответствии с формулой 20 Приложения № 2 Правил № 354. Заявитель считает доказанными в данном случае объем и стоимость предъявленного по иску коммунального ресурса.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик оспорил доводы, изложенные в ней, просил оставить обжалуемые судебные акты в силе.
В судебном заседании суда округа представитель истца доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме, дав по ним пояснения.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усмотрел исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между УМУПТС (ресурсоснабжающая организация) и ООО УК «Комфорт-Сервис» (управляющая компания) 01.10.2015 (с учетом дополнительного соглашения от 30.01.2017) заключен договор теплоснабжения № 1256-бп, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется осуществлять продажу управляющей компании коммунального ресурса для обеспечения потребителей коммунальными услугами отоплением и горячей водой проживающих в МКД, находящихся на управление управляющей компании, которая в свою очередь обязуется соблюдать режим потребления, обеспечить исправность и безопасность эксплуатации находящихся в его ведении внутридомовых инженерных систем, сетей инженерно-технического обеспечения, приборов и другого оборудования, связанных с предоставлением коммунальной услуги в границах ответственности.
В силу пункта 1.2 договора РСО является агентом УК, действуя от своего имени. УК поручает РСО, а РСО обязуется осуществлять все необходимые юридические и фактические действия, связанные с оказанием услуги теплоснабжения, в том числе производить ежемесячно расчет потребителям за потребленные услуги отопления и горячего водоснабжения, осуществлять сбор платежей с потребителей за потребленную тепловую энергию.
Истец, полагая, что при подаче теплоносителя для отопления жилого дома, находящегося в управлении ООО УК «Комфорт-Сервис», а также для приготовления горячей воды, имеется расход коммунального ресурса на горячее водоснабжение для содержания общедомового имущества, выставил ответчику для оплаты стоимости израсходованного коммунального ресурса на содержание общедомового имущества счет-фактуру на сумму 20 026,51 руб. за август 2017 года. Неоплата задолженности, в том числе и после направления претензии, послужила основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Разрешая спор, суды установили, что в МКД, расположенном в <...> нецентрализованная (закрытая) система горячего водоснабжения (приготовление горячей воды для целей предоставления коммунальной услуги ГВС осуществляется с применением расположенного в доме и входящего в состав общего имущества собственников помещений бойлера с использованием тепловой энергии, подаваемой УМУПТС). Объем тепловой энергии, распределяемой на отопление и на подогрев горячей воды в целях оказания услуг ГВС, фиксируется ОДПУ. Раздельного учета на нужды отопления и для приготовления горячей воды не ведется. Стоимость поставленной тепловой энергии выставляется истцом к оплате собственникам помещений в доме.
Отказывая в удовлетворении иска, суды руководствовались положениями статей 10, 309, 426, 539, 544 ГК РФ, статей 2, 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), Правил № 354, и исходили из недоказанности истцом объема теплового ресурса, полученного ответчиком для приготовления горячей воды, а также факта того, что предъявленный в рамках настоящего иска объем энергоресурса ранее не выставлен к оплате собственникам помещений в МКД и ими не оплачен.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, в отзыве на кассационную жалобу, суд округа приходит к следующим выводам.
В силу пункта 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с поставкой ресурса в многоквартирный жилой дом правоотношения сторон также подпадают под регулирование Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124) и Правил № 354.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Положения Правил № 124 не выделяют отдельных способов определения объемов коммунального ресурса, приобретаемых в целях приготовления горячей воды.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение условий договора № 1256-бп истец в августе 2017 года поставлял ответчику тепловую энергию, весь объем которой использовался на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Приготовление горячей воды в МКД осуществлялось обществом самостоятельно, исполнителем коммунальной услуги ГВС перед собственниками помещений выступал именно ответчик. Предприятие не осуществляло горячее водоснабжение.
В пункте 12 статьи 2 Закона о водоснабжении дано понятие нецентрализованной системы ГВС - сооружения и устройства, в том числе ИТП (индивидуальный тепловой пункт), с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
При приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем ГВС, в том числе в МКД, тариф на горячую воду (ГВС) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 31 Закона о водоснабжении).
Такой порядок установлен Правилами № 354, согласно которым расчет размера платы за коммунальную услугу производится с учетом пункта 54 Правил № 354 и формул, содержащихся в Приложении № 2 к указанным Правилам.
В соответствии с абзацем пятым пункта 54 Правил № 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 Приложения № 2 к названным Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В пункте 22 раздела IV Приложения № 2 к Правилам № 354 указано, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:
,
где:
- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с пунктом 43 Правил;
- тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:
,
где:
- объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;
- количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил;
- норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- тариф на v-й коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иной порядок определения размера платы за тепловую энергию, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и, соответственно, платы за тепловую энергию, используемую управляющей компанией на подогрев воды на ИТП в целях приготовления горячей воды, не установлен.
При расчете платы за горячее водоснабжение с применением формулы 20 распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях горячего водоснабжения, должно осуществляться с применением удельного расхода коммунального ресурса на подогрев (qvкр), утвержденного уполномоченным органом, либо при наличии коллективного (общедомового) прибора - удельного расхода, определенного расчетным путем с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды (NТЭГВС ).
Таким образом, расчет стоимости, причитающийся ресурсоснабжающей организации за поставленный коммунальный ресурс управляющей компании на подогрев воды, следует определять исключительно расчетным способом в соответствии формулами 20, 20.1 Приложения № 2 к Правилам № 354, в которых при определении объема соответствующего коммунального ресурса учитывать удельный расход этого ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (qvкр), возлагая на управляющую компанию, как на лицо, в управлении которой находится ИТП, бремя доказывания фактических величин расхода тепловой энергии на подогрев.
Указанный правовой подход сформирован Верховным Судом Российской Федерации в определении от 16.05.2019 № 305-ЭС19-1381.
В тоже время, поскольку объем обязательств управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией по общему правилу не может превышать совокупный объем обязательств конечных потребителей, притом, что выставленный истцом объем индивидуального потребления не противоречит расчетному способу пункта 54 Правил № 354 (объем определен по нормативу 3,175 куб. м в месяц на 1 человека (постановлеение Департамента по тарифам Приморского края от 20.06.2013 № 39/47) либо по ИПУ; перевод единиц измерения (куб. м) на объем тепловой энергии (Гкал) произведен с учетом удельного расхода на подогрев горячей воды (0,05545 Гкал/куб. м), утвержденного постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 17.12.2015; стоимость рассчитана по тарифу Департамента по тарифам Приморского края от 20.12.2016 № 70/1 на тепловую энергию (мощность) для потребителей Приморского края (2 158,72 руб. /Гкал)), и каждая из составляющих расчета ООО УК «Кофморт-Сервис» не опровергнута (иные данные ответчиком не предоставлены), суд округа приходит к выводу об отсутствии у УМУПТС права на взыскание стоимости теплового ресурса, превышающего объем, выставленный к оплате потребителям (гражданам).
Как следствие, суд кассационной инстанции поддерживает итоговые выводы судов обеих инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований УМУПТС.
Предложенная истцом методика расчета с использованием показаний общедомового прибора учета тепловой энергии в рассматриваемом случае не может быть использована, так как противоречит расчетному порядку определения объема тепловой энергии и, по сути, возлагает на исполнителя коммунальных услуг дополнительные обязанности по оплате коммунальных ресурсов.
Ошибочное распределение судами бремени доказывания величин расхода тепловой энергии, используемой на подогрев, на истца в данном случае не привели к принятию неверного судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.11.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 по делу № А51-27017/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.К. Яшкина
Судьи А.Н. Барбатов
Я.В. Кондратьева