АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
августа 2015 года №Ф03-3037/2015
Резолютивная часть постановления объявлена19 августа 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Т.Г.Брагиной
Судей: Голикова В.М., Котиковой Г.В.
при участии:
от заявителя: ООО «Дальневосточный консалтинг» - Назаров В.В., представитель по доверенности от 20.12.2013 №15;
от инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - Щедривый К.А., представитель по доверенности от 21.11.2014 №52/01/04-02/22;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточный консалтинг»
на решение от 28.01.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015
по делу №А51-28171/2014 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Лошакова А.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Анисимова Н.Н., Еремеева О.Ю., Номоконова Е.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточный консалтинг»
к инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным предписания №02-70/14 от 23.06.2014
Общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточный консалтинг» (ОГРН 1112538000431, место нахождения: 690068, Приморский край, г.Владивосток, ул.Магнитогорская, 4, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края к инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ОГРН 1122543024262, место нахождения: 690106, Приморский край, г.Владивосток, пр-кт Красного Знамени, 3, далее - инспекция) с заявлением о признании незаконным предписания №02-70/14 от 23.06.2014.
Решением суда от 28.01.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной ООО «Дальневосточный консалтинг» в Арбитражный суд Дальневосточного округа на предмет отмены состоявшихся по делу судебных актов, приводятся доводы о неправильном применении судебными инстанциями норм материального права, в связи с чем общество просит отменить решение суда от 28.01.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 13.04.2015 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению общества, инспекция в силу прямого указания пункта 9 части 6 статьи 23 Федерального закона 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», далее – Федеральный законоб участии в долевом строительстве, Закон №214-ФЗ) наделена полномочиями на выдачу предписаний только лицам, привлекающим для строительства денежные средства граждан. Поскольку общество осуществляет строительство без привлечения денежных средств граждан, направление инспекцией предписания в его адрес является неправомерным. Кроме того, ссылается на нарушение судами пункта 8 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ). Считает, что при обнаружении в ходе проведения документарной проверки недостоверных сведений в представленных застройщиком документах последнему направляется требование о предоставлении письменных пояснений, однако данного требования в адрес общества не направлялось.
Ознакомившись с письменными доказательствами, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для её удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По материалам дела судом установлено, что общество ведет строительство малоэтажных многоквартирных домов с привлечением денежных средств участников долевого строительства на территории Приморского края, в связи с чем обязано представлять в инспекцию ежеквартальную отчетность по Правилам представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденным Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.10.2005 №645 (далее - Правила).
В ходе внеплановой документарной проверки деятельности общества, проведенной контролирующим органом на предмет соблюдения обязательных требований Федерального закона об участии в долевом строительстве в 4 квартале 2013 года, установлены нарушения Правил, в частности: в форме №3 за 4 квартал 2013 года в графе 2 «Количество денежных средств участников долевого строительства, привлеченных застройщиком в спорном периоде» общество указало 111,00 млн. руб., а в графе 8 «Общее количество денежных средств, израсходованных застройщиком за отчетный период» - 125,00 млн. руб. При том, что согласно представленным к данной отчетности документам количество денежных средств участников долевого строительства, привлеченных застройщиком в спорном периоде, составило 140,00 млн. руб., а общее количество денежных средств, израсходованных застройщиком за отчетный период - 148,00 млн. руб.
По результатам проверки составлен акт №02-108 от 23.06.2014 и выдано предписание №02-70/14 в срок до 31.07.2014 устранить указанные нарушения и представить в инспекцию отчетность за 4 квартал 2013 года, оформленную в соответствии с Правилами, указать верные значения показателей в приложении №3 отчетности, начиная с графы 2, и представить заверенные обществом копии муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений в муниципальную собственность, заключенных с администрацией п. Кавалерово от 20.12.2013 №29, от 20.12.2013 №30, от 20.12.2013 №31, от 20.12.2013 №32.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным. Не оспаривая предписание по существу, общество полагало его незаконным на том основании, что оно не является субъектом, в отношении которого инспекция наделена правом на выдачу предписания.
Согласно части 1 статьи 1 Закона №214-ФЗ отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются данным Федеральным законом.
Под застройщиком согласно пункту 1 статьи 2 Закона №214-ФЗ понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Законом №214-ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона об участии в долевом строительстве предусмотрено, что государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Во исполнение положений указанной нормы права Правительством Российской Федерации Постановлением от 27.10.2005 №645 утверждены Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, которые устанавливают состав, формы и порядок представления застройщиками указанной ежеквартальной отчетности, включающей в себя отчеты по формам согласно приложениям №1-4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальную (по итогам IV квартала - годовую) бухгалтерскую отчетность.
Контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 6 части 6 статьи 23 Закона №214-ФЗ).
Частью 2 статьи 23 Закона №214-ФЗ определено, что государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
На территории Приморского края в соответствии с пунктом 1.1.2 Положения об инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утверждённого Постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 №356-па, органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости является инспекция регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
В силу предусмотренных пунктами 2.1.9, 2.2.9 Положения полномочий инспекция осуществляет контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, вправе ежеквартально получать от застройщиков отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 23 Закона №214-ФЗ контролирующий орган вправе осуществлять контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
К отношениям, связанным с осуществлением контролирующим органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 8 статьи 23 Закона №214-ФЗ).
Из изложенного следует, что к отношениям, связанным с осуществлением контролирующим органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости наравне с нормами Закона №214-ФЗ подлежат применению нормы Федерального закона №294-ФЗ.
Согласно статье 2 Федерального закона №294-ФЗ государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона №294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание.
Таким образом, вывод судебных инстанций о праве инспекции на выдачу застройщику предписания об устранении выявленных проверкой нарушений Закона №214-ФЗ основан на правильном применении судами положений пункта 7 части 6 статьи 23 Закона №214-ФЗ и пункта 1 части 1 статьи 17 Закона №294-ФЗ, а довод кассационной жалобы об обратном, является ошибочным.
Довод кассационной жалобы о нарушении контролирующим органом требований административного регламента заявлен повторно, был предметом тщательного исследования в суде первой и второй инстанций и отклонен за необоснованностью. Как правильно отмечено судебными инстанциями, предписание контролирующего органа является мерой, направленной на пресечение и устранение выявленных нарушений, которую должностное лицо контролирующего органа обязано принять в случае выявления нарушений юридическим лицом обязательных требований.
При подаче кассационной жалобы излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1 500 руб., которая подлежит возврату заявителю в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.01.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 по делу №А51-28171/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Дальневосточный консалтинг» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению№311 от 07.07.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья: Т.Г.Брагина
Судьи: В.М.Голиков
Г.В.Котикова