ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-30634/17 от 14.11.2018 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                              Дело

№ А51-30634/2017

14 ноября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено ноября 2018 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Л.А. Бессчасной,

судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Партнер»,

апелляционное производство № 05АП-5089/2018,

на решение от 31.05.2018

судьи Е.И. Андросовой

по делу № А51-30634/2017 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Партнёр»              (ИНН 2515008950, ОГРН 1052502452650)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Приморскому краю (ИНН 2515002370, ОГРН 1042502451144)

о признании недействительным решения от 13.01.2017 №1 в части доначисления пени по налогу на добавленную стоимость,

при участии:

от ООО «Партнер» - Анучина И.А., доверенность от 01.06.2018, сроком на 1 год, паспорт, Рощупкина Д.Д., доверенность от 22.02.2018, сроком на 3 года, паспорт,

от МИФНС № 5 по Приморскому краю  - Городняя Ж.В., доверенность от 09.01.2018, сроком по 31.12.2018, служебное удостоверение; Братусь Н.Л., доверенность от 01.02.2018, сроком по 31.12.2018, служебное удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Партнер» (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО «Партнёр») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Приморскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 13.01.2017 №1 в части доначисления пени по налогу на добавленную стоимость в размере 2 352 321 руб.

Решением суда от 31.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 31.05.2018, общество просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО «Партнёр».

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель, не отрицая наличие обязанности по уплате пени в результате несвоевременного представления налоговых деклараций и документов, регламентированных статьей 165 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ),  указывает  на неверный расчет налоговым органом пени по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС), которые значительно превышают реальный размер налоговых обязательств общества. Полагает, что оспариваемое решение в части начисления пени вынесено налоговым органом без учета результатов камеральных проверок уточненных налоговых деклараций в части применения вычетов по НДС, относящиеся к экспортным операциям.

Настаивая на отмене судебного акта, заявитель также указывает, что на дату вынесения оспариваемого решения у Инспекции уже имелась информация о представленных уточненных налоговых декларациях, результатах проведенных по ним камеральных налоговых проверок, заявленных и подтвержденных вычетов по НДС и о документах, подтверждающих обоснованность применения ставки 0%.

По мнению общества, поскольку документальное подтверждение налогоплательщиком экспортных операций по истечении 180 дней влечет право на применение налоговой ставки 0%, то прекращают действовать условия, при которых возможно начисление пени на всю сумму исчисленного налога, не уменьшенного на сумму вычетов,  относящихся к экспортным операциям, в отношении которых принято решение о возмещении из бюджета.

         В дополнение к доводам апелляционной жалобы заявителем приведен расчет пени по НДС в соответствии с позицией налогоплательщика, исчисленной в связи с нарушением последним положений пункта 9 статьи 165 НК РФ, которая по данным общества составила 551 336, 42 рубля.

Налоговый орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к нему, в которых с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, указывая, что пени были рассчитаны Инспекцией без учета налоговых вычетов за соответствующие периоды по декларациям на товары (далее - ДТ) №10703070/050615/0005769 и ДТ №10703070/110615/0005999. Налоговым органом представлен уточненный расчет пени, в соответствии с которым сумма пени, подлежащая уплате в бюджет, составляет 2 314 268 рублей.

В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание апелляционной инстанции 09.08.2018, 06.09.2018, 03.10.2018, 01.11.2018 откладывалось до 14.11.2018 в целях полного и всестороннего исследования материалов дела, а также для представления сторонами дополнительных документов и пояснений.

В судебных заседаниях представители участвующих в деле сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, дополнениях к ней и отзыве на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

На основании решения Инспекции от 30.06.2016 №527 о проведении выездной налоговой проверки налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО «Партнер» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДС, налога на прибыль организаций, транспортного налога, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 23.11.2016 №8, по результатам рассмотрения которого налоговым органом принято решение от 13.01.2017 №1 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Указанным решением  обществу доначислены налог на прибыль организаций в сумме 1 707 466 руб., НДС в сумме 13 219 руб.

Также налогоплательщик был привлечен к ответственности по пункту 1 сттатьи 122 НК РФ в сумме 341 493 руб. и в соответствии со статьей 75 НК РФ за неуплату (несвоевременную уплату) суммы налога на прибыль организаций, НДС исчислены пени в общей сумме 2 708 409 рублей, (в том числе по НДС в размере 2 563 010 рублей).

Воспользовавшись правом на апелляционное обжалование, обществом на указанное решение Инспекции подана апелляционная жалоба, которая решением УФНС России по Приморскому краю от 27.04.2017 №13-09/13932@ удовлетворена в части исчисления пени за неуплату НДС, а также доначисленного налога на прибыль организаций и соответствующих сумм пени и штрафных санкций в отношении неосуществления выпуска товара за пределы Российской Федерации по ДТ №10703070/30122014/0015092.

На основании решения УФНС по ПК от 27.04.2017 № 13-09/13932, МИФНС № 5 по Приморскому краю произведен перерасчет обязательств по уплате пени по налогу на добавленную стоимость. Сумма пени с учетом исключения из налоговой базы ГТД №10703070/30122014/0015092 и НДС 1 541 244 рублей, составила - 2 352 321 рублей, то есть уменьшена на 210 689 рублей. Данный расчет направлен в адрес заявителя 03.05.2017, вручено представителю по доверенности 15.05.2017.

Налогоплательщик обжаловал в Арбитражный суд Приморского края указанный ненормативный акт налогового органа в части начисления налога на прибыль, пени и штрафа за его неуплату. Определением Арбитражного суда Приморского края от 11.08.2017 по делу №А51-13435/2017 производство по указанному делу оставлено без рассмотрения.
31.07.2017 ООО «Партнер» обжаловало решение Межрайонной ИФНС России №5 по Приморскому краю в УФНС России по Приморскому краю в части начисления налога на прибыль, пени и штрафа за его неуплату, а также 26.09.2017 обратилось с дополнением к жалобе в части неправомерного доначисления пени по НДС с общей суммы реализации товаров на экспорт, обоснованность ставки 0% по которым не подтверждена без учета суммы налоговых вычетов, в размере 2 352 321 руб.

Решением УФНС по ПК от 02.10.2017 №13-09/34556@, жалоба в части неправомерного доначисления пени по НДС, оставлена без рассмотрения в соответствии с пп.4 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ. В части доначисления пени с общей суммы налога, без учета налоговых вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена, жалоба оставлена без удовлетворения.

Общество, полагая, что решение налогового органа № 1 от 13.01.2017 года «о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 352 321 руб. не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, решение которого в удовлетворении требований отказано в полном объеме.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества, дополнениях к ней, в отзыве на жалобу, заслушав представителей участвующих в деле сторон, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспаривая решения налогового органа в части начисления пени, общество приводит доводы относительно заявленных вычетов по НДС, а также в части подтверждения (полноты пакета документов) ставки 0 процентов в соответствии со статьей 165 НК РФ, выражая несогласие с периодом расчета налоговым органом пени.

Как следует из материалов дела в проверяемом периоде ООО «Партнер» осуществляло операции по реализации ореха кедрового на экспорт.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьи 165 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.

В силу положений статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы Российской Федерации;

- таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации и иные документы, представление в налоговый орган которых является надлежащим подтверждением права налогоплательщика на применение льготной ставки 0%.

При этом в пункте 1 статьи 165 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются предусмотренные названной нормой закона документы в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Если по истечении указанного срока налогоплательщик не представил необходимые документы (их копии), операции по реализации товаров подлежат налогообложению по ставкам, установленным пунктами 2 и 3 статьи 164 Кодекса. Налогоплательщику предоставляется право представить впоследствии в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, с заявлением уплаченных сумм налога к возмещению, осуществленному в порядке и на условиях, определенных статьей 176 НК РФ.

Из положений статей 165, абзаца 2 пункта 9 статьи 167 НК РФ следует, что в случае, если на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта полный пакет документов не собран, налогоплательщик обязан включить стоимость реализованных на экспорт товаров в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, определив момент ее формирования с даты отгрузки товара, исчислить сумму этого налога по ставкам, установленным пунктами 2 и 3 ст. 164 НК РФ. При этом, если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 163 НК РФ налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является квартал.

Уплата налога на добавленную стоимость за истекший налоговый период производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ (пункт 1 статьи 174 Кодекса).

Пунктом 9 статьи 165 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в определенных этой нормой обстоятельствах возникает на 181-й день, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита.

Из материалов дела следует, что в 4 квартале 2014 года, 1, 2 и 3 кварталах 2015 года общество оформляло декларации на товары с таможенной процедурой экспорта, не представляя документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров на экспорт, в установленные абзацем 2 пункта 9 статьи 165 НК РФ сроки. В этой связи у ООО «Партнер» возникла обязанность по уплате НДС по налоговой ставке 18%.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ, к которым отсылает пункт 9 данной статьи, налоговая база определяется за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав.

Следовательно, налоговым периодом по названным операциям является период (месяц, квартал), за который налог подлежит уплате.

Пункт 10 статьи 171 НК РФ предоставляет налогоплательщику право на вычет сумм НДС, ранее исчисленных по налоговой ставке 18 процентов в связи с отсутствием документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса.

Пункт 2 статьи 173 НК РФ предусматривает возмещение налогоплательщику суммы превышения налоговых вычетов над суммами исчисленного НДС в порядке и на условиях, установленных статьей 176 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания налогового периода.

Между тем данная норма права понятия «налоговый период», по истечении которого сумма НДС не может быть возмещена, не определяет.

Таким образом, из анализа изложенных выше норм права усматривается, что понятие «налоговый период» связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с моментом, за который определяется налоговая база для целей уплаты упомянутого налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг).

Приведенные нормы налогового законодательства не устанавливают иного момента определения налоговой базы по операциям реализации своевременно не подтвержденного экспорта, по которым был исчислен налог по налоговой ставке 18%, а регулируют порядок его вычета при последующем исчислении налога по тем же операциям по ставке 0%.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной им в постановлении от 19.05.2009 № 17473/08, указание в пункте 2 статьи 173 НК РФ на соответствующий налоговый период по операциям ранее неподтвержденного экспорта означает тот налоговый период, за который определена налоговая база и исчислен налог, заявленный к вычету.

Невыполнение обязанности, предусмотренной частью 9 статьи 165 НК РФ приводит к образованию недоимки по НДС по операциям поставки товара на экспорт, на сумму которой подлежат начислению пени на основании статьи 75 НК РФ до дня подтверждения права на применения ставки 0%, то есть до дня представления пакета документов, подтверждающих факт экспорта товара.

В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что в нарушение статей 164, 165, 167 НК РФ ООО «Партнер» по истечении 180-дневнего срока, предоставленного для представления пакета документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, не включило стоимость реализованных на экспорт товаров в налоговую базу по НДС в периодах отгрузки товаров в 4 квартале 2014 года и в 1, 2 и 3 кварталах 2015 года,  а также не исчислило и не уплатило с них НДС в бюджет, что привело к образованию недоимки. Первичные налоговые декларации за указанные периоды были представлены обществом с нулевыми показателями. Данные обстоятельства явились основанием для доначисление обществу пеней в порядке статьи 75 НК РФ.

Таким образом, по истечении 180-дневного срока при отсутствии соответствующего пакета документов общество обязано было включить стоимость реализованных на экспорт товаров в налоговую базу периода отгрузки товаров, исчислить с нее сумму НДС и уплатить ее в бюджет. Поэтому пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, в рассматриваемом начисляются начиная с 181-го дня и до дня подачи налоговой декларации по налоговой ставке 0 % вместе с указными в статье 165 НК РФ документами.

Положения главы 21 НК РФ, в том числе статей 165 и 176, устанавливают определенный порядок реализации налогоплательщиком права на возмещение НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых названным налогом по ставке 0 процентов.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса (абзац 2 пункта 1 статьи 176 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Следовательно, в рассматриваемом случае переплата по НДС, в результате представления налоговой декларации в виде заявленной к возмещению из бюджета сумы НДС, не может,  считаться подтвержденной без проведения камеральной налоговой проверки, срок которой 3 месяца. В связи с чем, довод общества об обратном, коллегия находит ошибочным.

В соответствии со статьей 81 НК РФ обществом представлены уточненные налоговые декларации по НДС за 3, 4 кварталы 2014 года, и 1-4 кварталы 2015 года.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суммы налога на добавленную стоимость, заявленные налогоплательщиком к возмещению, могли быть зачтены Инспекцией лишь по результатам проведения камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по налоговым вычетам, срок проведения которой согласно статье 88 Кодекса составляет три месяца со дня представления деклараций.

Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.01.2010 № 11822/09.

Следовательно, вычеты по НДС, заявленные в уточненных налоговых декларациях могли быть зачтены Инспекцией в счет исполнения обязанности по уплате налога только по результатам камеральной налоговой проверки уточненных деклараций и после установления налоговым органом правомерности налогового вычета.

Представление впоследствии налогоплательщиком пакета документов по пункта 1 статьи 165 НК РФ с уточненными налоговыми декларациями, освобождает его от неисполненной обязанности уплатить недоимку по НДС по ранее не подтвержденным экспортным операциям, но не обязанность по уплате пеней за период, начиная с 181 дня после отгрузки товара до сбора полного пакета документов.

Учитывая заявительный характер налоговых вычетов, подтверждение правомерности их применения лежит на налогоплательщике, который вправе скорректировать свои обязательства перед бюджетом путем подачи соответствующей налоговой декларации.

Применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер, реализуется посредством их декларирования и может быть реализовано только при соблюдении установленных в гл. 21 НК РФ условий.

Коллегия, ввиду изложенного, признает верным вывод суда первой инстанции  о правомерности начисления пени по ДТ, по которым обоснованность применения налоговой ставки 0% не подтверждена от даты выпуска товара до даты представления налогоплательщиком налоговых деклараций и соответственно заявленной суммы налоговых вычетов по операциям реализации товаров.

Довод общества  о том, что налоговый орган, выявив нарушения до окончания выездной налоговой проверки, должен был самостоятельно исчислить НДС с сумм реализации товаров на экспорт, по которым ставка 0% не подтверждена, коллегия находит ошибочным.

Налоговая база по экспортным операциям определяется по итогам того квартала, в котором налогоплательщик собрал все необходимые документы согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ, а срок  для сбора документов – 180 календарных дней (пункт 9 статьи 165 НК РФ). На момент вынесения решения по выездной налоговой проверке (13.01.2017) налогоплательщиком документально подтвержден экспорт товара по всем операциям отгрузки за 4 квартал 2014 года по 2 квартал 2015 года, следовательно, оснований для взыскания  налога по операциям, по которым документально подтвержден экспорт  товара по налоговой ставке 0%, в рамках выездной налоговой проверки у Инспекции не имелось. Однако данный факт не освобождает налогоплательщика от начисления пеней за несвоевременную уплату налога.

Также коллегия отмечает, что наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов без их отражения в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога. Обществом не исполнены обязанности, установленные абзацем 2 пункта 9 статьи 167 НК РФ, а поскольку пени начисляются только на неуплаченную сумму подлежащего уплате налога, то с учетом последующего подтверждения решениями налогового органа обоснованности применения обществом налоговой ставки 0%, пени начислены начиная со 181 дня и до дня подачи налоговой декларации по налоговой ставке 0% вместе с документами, отвечающими требованиям, определенным в статье 165 НК РФ.

Вместе с тем, коллегия считает необходимым произвести перерасчет начисленного размера пени ввиду следующих обстоятельств.

В результате допущенных обществом нарушений по представлению налоговых деклараций с пропуском установленного законом 180-дневного срока за 4 квартал 2014 года, 1.2 и 3 квартал 2015 года по НДС по ставке 0% и документов, указанных в пункте 1 статьи 165 НК РФ, у ООО «Партнер» возникла обязанность по уплате НДС по налоговой ставке 18%, предусмотренные статьей 75 НК РФ пени начисляются начиная с 181-го дня и до подачи налоговой декларации по ставке 0 % вместе  у казанными НК РФ документами.

За невыполнение обязанности по своевременному перечислению в бюджет НДС в соответствии со статями 57 и 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по своевременному перечислению налогов в бюджет по результатам выездной налоговой проверки Инспекцией начислены пени в сумме 2 563 010 рублей.

Доводы заявителя о неправомерности начисления пени с общей суммы реализации, не уменьшенной на сумму вычетов, коллегия признает ошибочным по следующим основаниям.

Если налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение  налоговой ставки 0%, уплаченные  суммы налога подлежат вычету в порядке и на условия, которые предусмотрены статьями 171 и 172 НК РФ.

Вычеты сумм налога, в отношении операций по реализации товаров, указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный  статьей 167 НК РФ.

Вычеты сумм налога, указанных в пункте 10 статьи 171 НК Ф, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0% в отношении операций  по реализации товаров. Предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Следовательно, налогоплательщики, реализующие товары, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, и не представляющие таможенные декларации, должны определять  налоговую базу в последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающий применение налоговой ставки 0%.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, представление впоследствии налогоплательщиком пакета документов по пункту 1 статьи 165 НК РФ с уточненными налоговыми декларациями освобождает его от неисполненной обязанности уплатить недоимке по НДС по ранее неподтвержденным экспортным декларациям, но не от обязанности по уплате пеней за период, начиная с 181 дня после отгрузки товара до сбора полного пакета документов.

Вместе с тем, анализируя расчет пени в соответствии с  имеющейся у общества переплатой и недоимкой по карточке расчетов с бюджетом в хронологическом порядке и по мере возникновения недоимки по соответствующим ДТ согласно представленному налоговым органом уточненному расчету пени, коллегия приходит к следующему.

По ДТ 10703070/261114/0013043 - стоимость отгруженных товаров составила 160 464 доллара США. Налоговая база в рублевом эквиваленте на дату отгрузки 26.11.2014  по курсу Центрального банка Российской Федерации 44,9758 руб. составила 7 216 996,77 руб. (160 464 долл. США х 44,9758 руб.). Сумма исчисленного налога на добавленную стоимость  по ставке 18% составила - 1 299 059,42 руб. (7 216 996,77 х 18%).

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по ДТ 10703070/261114/0013043 в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны налогоплательщиком не представлены.

Реализация по ставке 0 процентов по ДТ 10703070/261114/0013043 и налоговые вычеты, относящиеся к данной реализации, заявлены налогоплательщиком в разделе 4 налоговой декларации по НДС за 2 кв. 2015 г., фактически представленной в налоговый орган 16.08.2016.

В связи с тем, что вычеты по НДС носят заявительный характер, налоговым органом правомерно не приняты налоговые вычеты при определении недоимки по НДС до даты фактического представления налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС с отражением вычетов.

Таким образом, налоговым органом пени были рассчитаны за период с 26.05.2015 г. по 15.08.2016, то есть со 181-го дня с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта до даты представления налогоплательщиком налоговой декларации, на сумму недоимки в размере 1 299 059 руб. без учета налоговых вычетов. С учетом имеющейся переплаты по КРСБ на дату начала начисления пени 26.05.2015г. в размере 6552 руб. недоимка для начисления пени составила 1292507 руб. (1299059,42 руб. – 6552 руб.).

Согласно пункта 4 статьи 75 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.10.2017г. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ) процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В период с 14.09.2012 по 01.01.2016 размер ставки рефинансирования составлял 8,25%, соответственно процентная ставка пени – 0,0275% (8,25%/300).

За период с 26.05.2015 по 27.05.2015 (2 дня) по ставке пени 0,0275% (исчислено пени в размере 711 руб. Пеня рассчитана по 27.05.2015г. до даты начала периода исчисления пени по следующей дате возникновения недоимки по ДТ 10703070/281114/0013162.

По ДТ 10703070/281114/0013162 - стоимость отгруженных товаров составила 122 700 доллара США. Налоговая база в рублевом эквиваленте на дату отгрузки 28.11.2014 г. по курсу Центрального банка Российской Федерации 47,6629 руб. составила 5 848 237,83 руб. (122 700 долл.США х 47,6629 руб.). Сумма исчисленного налога на добавленную стоимость  по ставке 18% составила - 1 052 682,81 руб. (5 848 237,83 х 18%).

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по ДТ 10703070/281114/0013162 в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны налогоплательщиком не представлены.

Реализация по ставке 0 процентов по ДТ 10703070/281114/0013162 и налоговые вычеты, относящиеся к данной реализации, заявлены налогоплательщиком в разделе 4 налоговой декларации по НДС за 2 кв. 2015 г., фактически представленной в налоговый орган 16.08.2016.

В связи с тем, что вычеты по НДС носят заявительный характер, налоговым органом правомерно не приняты налоговые вычеты при определении недоимки по НДС до даты фактического представления налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС с отражением вычетов.

Таким образом, налоговым органом пени были рассчитаны за период с 28.05.2015 г. по 15.08.2016, то есть со 181-го дня с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта до даты представления налогоплательщиком налоговой декларации, на сумму недоимки в размере 1 052 683 руб.без учета налоговых вычетов.

С учетом недоимки, образовавшейся по ДТ 10703070/261114/0013043, недоимка для начисления пени нарастающим итогом составила 2345190 руб. (1292507 руб. + 1052683 руб.).

В период с 14.09.2012 по 01.01.2016 размер ставки рефинансирования составлял 8,25%, соответственно процентная ставка пени – 0,0275% (8,25%/300).

За период с 28.05.2015 по 01.06.2015 (5 дней) по ставке пени 0,0275% исчислено пени в размере 3225 руб. Пеня рассчитана по 01.06.2015г. до даты начала периода исчисления пени по следующей дате возникновения недоимки по ДТ 10703070/031214/0013481.

По ДТ 10703070/031214/0013481 - стоимость отгруженных товаров составила 71 308.30 доллара США. Налоговая база в рублевом эквиваленте на дату отгрузки 03.12.2014 по курсу Центрального банка Российской Федерации 50,7678 руб. составила 3 620 165,51 руб. (71 308,3 долл.США х 50,7678 руб.). Сумма исчисленного налога на добавленную стоимость  по ставке 18% составила - 651 629,79 руб. (3 620 165,51 х 18%).

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по ДТ 10703070/031214/0013481 в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны налогоплательщиком не представлены.

Реализация по ставке 0 процентов по ДТ 10703070/031214/0013481 и налоговые вычеты, относящиеся к данной реализации, заявлены налогоплательщиком в разделе 6 налоговой декларации по НДС за 2 кв. 2015 г., фактически представленной в налоговый орган 16.08.2016.

В связи с тем, что вычеты по НДС носят заявительный характер, налоговым органом правомерно не приняты налоговые вычеты при определении недоимки по НДС до даты фактического представления налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС с отражением вычетов.

Таким образом, налоговым органом пени были рассчитаны за период с 02.06.2015 г. по 15.08.2016, то есть со 181-го дня с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта до даты представления налогоплательщиком налоговой декларации, на сумму недоимки в размере 651 630 руб.без учета налоговых вычетов.

С учетом недоимки, образовавшейся по ДТ 10703070/261114/0013043, 10703070/281114/0013162 недоимка для начисления пени нарастающим итогом составила 2996820 руб. (2345190 руб. + 651630 руб.).

В период с 14.09.2012 по 01.01.2016 размер ставки рефинансирования составлял 8,25%, соответственно процентная ставка пени – 0,0275% (8,25%/300).

За период с 02.06.2015 по 02.06.2015 (1 день) по ставке пени 0,0275% исчислено пени в размере 824 руб. Пеня рассчитана по 02.06.2015г. до даты начала периода исчисления пени по следующей дате возникновения недоимки по ДТ 10703070/041214/0013492.

По ДТ 10703070/041214/0013492- стоимость отгруженных товаров составила 123 740 доллара США. Налоговая база в рублевом эквиваленте на дату отгрузки 04.12.2014 по курсу Центрального банка Российской Федерации 54.3821 руб. составила 6 729 241,05 руб. (123 740 $ х 54,3821 руб.). Сумма исчисленного налога на добавленную стоимость  по ставке 18% составила - 1 211 263,39 руб. (6 729 41,05 х 18%).

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по ДТ 10703070/041214/0013492 в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны налогоплательщиком не представлены.

Реализация по ставке 0 процентов по ДТ 10703070/041214/0013492и налоговые вычеты, относящиеся к данной реализации, заявлены налогоплательщиком в разделе 4 налоговой декларации по НДС за 3 кв. 2015 г., фактически представленной в налоговый орган 26.08.2016.

В связи с тем, что вычеты по НДС носят заявительный характер, налоговым органом правомерно не приняты налоговые вычеты при определении недоимки по НДС до даты фактического представления налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС с отражением вычетов.

Таким образом, налоговым органом пени были рассчитаны за период с 03.06.2015 по 25.08.2016, то есть со 181-го дня с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта до даты представления налогоплательщиком налоговой декларации, на сумму недоимки в размере 1 211 263 руб.без учета налоговых вычетов.

С учетом недоимки, образовавшейся по ДТ 10703070/261114/0013043, 10703070/281114/0013162, 10703070/031214/0013481недоимка для начисления пени нарастающим итогом составила 4208083 руб. (2996820 руб. + 1211263 руб.).

В период с 14.09.2012 по 01.01.2016 размер ставки рефинансирования составлял 8,25%, соответственно процентная ставка пени – 0,0275% (8,25%/300).

За период с 03.06.2015 по 07.06.2015 (5 дней) по ставке пени 0,0275% исчислено пени в размере 5786 руб.. Пеня рассчитана по 07.06.2015г. до даты начала периода исчисления пени по следующей дате возникновения недоимки по ДТ 10703070/091214/0013725.

По ДТ 10703070/091214/0013725- стоимость отгруженных товаров составила 318 690 доллара США. Налоговая база в рублевом эквиваленте на дату отгрузки 09.12.2014 по курсу Центрального банка Российской Федерации 53,3079 руб. составила 16 988 694,65 руб. (318 690 долл.США х 53,3079 руб.). Сумма исчисленного налога на добавленную стоимость  по ставке 18% составила - 3 057 965,04 (16 988 694,65 х 18%).

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по ДТ 10703070/091214/0013725 в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны налогоплательщиком не представлены.

Реализация по ставке 0 процентов по ДТ 10703070/091214/0013725 и налоговые вычеты, относящиеся к данной реализации, заявлены налогоплательщиком в разделе 4 налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2014, фактически представленной в налоговый орган 12.08.2016.

В связи с тем, что вычеты по НДС носят заявительный характер, налоговым органом правомерно не приняты налоговые вычеты при определении недоимки по НДС до даты фактического представления налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС с отражением вычетов.

Таким образом, налоговым органом пени были рассчитаны за период с 08.06.2015 по 11.08.2016, то есть со 181-го дня с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта до даты представления налогоплательщиком налоговой декларации, на сумму недоимки в размере 3 057 965 руб.без учета налоговых вычетов.

С учетом недоимки, образовавшейся по ДТ 10703070/261114/0013043, 10703070/281114/0013162, 10703070/031214/0013481, 10703070/041214/0013492недоимка для начисления пени нарастающим итогом составила 7266048 руб. (4208083 руб. + 3057965 руб.).

В период с 14.09.2012 по 01.01.2016 размер ставки рефинансирования составлял 8,25%, соответственно процентная ставка пени – 0,0275% (8,25%/300).

За период с 08.06.2015 по 14.06.2015 (7 дней) по ставке пени 0,0275% исчислено пени в размере 13987 руб. Пеня рассчитана по 14.06.2015г. до даты начала периода исчисления пени по следующей дате возникновения недоимки по ДТ 10703070/161214/0014208.

По ДТ 10703070/161214/0014208- стоимость отгруженных товаров составила 22 763,3 доллара США. Налоговая база в рублевом эквиваленте на дату отгрузки 16.12.2014 по курсу Центрального банка Российской Федерации 58,3461 руб. составила 1 328 149 руб. (22 763,3долл.США х 58,3461 руб.). Сумма исчисленного налога на добавленную стоимость  по ставке 18% составила - 239 066,96 руб. (1 328 149 х 18%).

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по ДТ 10703070/161214/0014208 в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны налогоплательщиком не представлены.

Реализация по ставке 0 процентов по ДТ 10703070/161214/0014208 и налоговые вычеты, относящиеся к данной реализации, заявлены налогоплательщиком в разделе 6 налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2015, фактически представленной в налоговый орган 16.08.2016.

В связи с тем, что вычеты по НДС носят заявительный характер, налоговым органом правомерно не приняты налоговые вычеты при определении недоимки по НДС до даты фактического представления налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС с отражением вычетов.

Таким образом, налоговым органом пени были рассчитаны за период с 15.06.2015 г. по 15.08.2016, то есть со 181-го дня с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта до даты представления налогоплательщиком налоговой декларации, на сумму недоимки в размере 239 067 руб. без учета налоговых вычетов.

С учетом недоимки, образовавшейся по ДТ 10703070/261114/0013043, 10703070/281114/0013162, 10703070/031214/0013481, 10703070/041214/0013492, 10703070/091214/0013725недоимка для начисления пени нарастающим итогом составила 7505115 руб. (7266048 руб. + 239067 руб.).

В период с 14.09.2012 по 01.01.2016 размер ставки рефинансирования составлял 8,25%, соответственно процентная ставка пени – 0,0275% (8,25%/300).

За период с 15.06.2015 по 27.06.2015 (13 дней) по ставке пени 0,0275%  исчислено пени в размере 26831 руб.. Пеня рассчитана по 27.06.2015 до даты начала периода исчисления пени по следующей дате возникновения недоимки по ДТ 10703070/291214/0015062.

По ДТ 10703070/291214/0015062- стоимость отгруженных товаров составила 293 007,50 доллара США. Налоговая база в рублевом эквиваленте на дату отгрузки 29.12.2014 по курсу Центрального банка Российской Федерации 52,0343 руб.составила 15 246 440,16 руб. (293 007,5 долл.США х 52,0343 руб.). Сумма исчисленного налога на добавленную стоимость  по ставке 18% составила - 2 744 359,23 (15 246 440,16 х 18%).

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по ДТ 10703070/291214/0015062 в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны налогоплательщиком не представлены.

Реализация по ставке 0 процентов по ДТ 10703070/291214/0015062 и налоговые вычеты, относящиеся к данной реализации, заявлены налогоплательщиком в разделе 4 налоговой декларации по НДС за 1 кв. 2015 г., фактически представленной в налоговый орган 12.08.2016.

В связи с тем, что вычеты по НДС носят заявительный характер, налоговым органом правомерно не приняты налоговые вычеты при определении недоимки по НДС до даты фактического представления налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС с отражением вычетов.

Таким образом, налоговым органом пени были рассчитаны за период с 28.06.2015 по 11.08.2016, то есть со 181-го дня с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта до даты представления налогоплательщиком налоговой декларации, на сумму недоимки в размере 2 744 359 руб. без учета налоговых вычетов.

С учетом недоимки, образовавшейся по ДТ 10703070/261114/0013043, 10703070/281114/0013162, 10703070/031214/0013481, 10703070/041214/0013492, 10703070/091214/0013725, 10703070/161214/0014208 недоимка для начисления пени нарастающим итогом составила 10249474 руб. (7505115 руб. + 2744359 руб.).

В период с 14.09.2012 по 01.01.2016 размер ставки рефинансирования составлял 8,25%, соответственно процентная ставка пени – 0,0275% (8,25%/300).

За период с 28.06.2015 по 12.07.2015 (15 дней) по ставке пени 0,0275%  исчислено пени в размере 42278 руб. Пеня рассчитана по 12.07.2015 до даты начала периода исчисления пени по следующей дате возникновения недоимки по ДТ 10703070/130115/0000197.

По ДТ 10703070/130115/0000197 - стоимость отгруженных товаров составила 151 066.58 доллара США. Налоговая база в рублевом эквиваленте на дату отгрузки 13.01.2015 по курсу Центрального банка Российской Федерации 62,7363 руб.составила 9 477 358,28 руб. (151 066,58 долл.США х 62,7363 руб.). Сумма исчисленного налога на добавленную стоимость  по ставке 18% составила - 1 705 924,49 руб. (9 477 358,28 х 18%).

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по ДТ 10703070/130115/0000197 в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны налогоплательщиком не представлены.

Реализация по ставке 0 процентов по ДТ 10703070/130115/0000197 и налоговые вычеты, относящиеся к данной реализации, заявлены налогоплательщиком в разделе 6 налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015, фактически представленной в налоговый орган 26.08.2016.

В связи с тем, что вычеты по НДС носят заявительный характер, налоговым органом правомерно не приняты налоговые вычеты при определении недоимки по НДС до даты фактического представления налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС с отражением вычетов.

Таким образом, налоговым органом пени были рассчитаны за период с 13.07.2015 по 25.08.2016, то есть со 181-го дня с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта до даты представления налогоплательщиком налоговой декларации, на сумму недоимки в размере 1 705 924 руб. без учета налоговых вычетов.

С учетом недоимки, образовавшейся по ДТ 10703070/261114/0013043, 10703070/281114/0013162, 10703070/031214/0013481, 10703070/041214/0013492, 10703070/091214/0013725, 10703070/161214/0014208, 10703070/291214/0015062 недоимка для начисления пени нарастающим итогом составила 11955398 руб. (10249474 руб. + 1705924 руб.).

В период с 14.09.2012 по 01.01.2016 размер ставки рефинансирования составлял 8,25%, соответственно процентная ставка пени – 0,0275% (8,25%/300).

За период с 13.07.2015 по 28.07.2015 (16 дней) по ставке пени 0,0275% исчислено пени в размере 52604 руб. Пеня рассчитана по 28.07.2015г. до даты начала периода исчисления пени по следующей дате возникновения недоимки по ДТ 10703070/290115/0001080 и ДТ 10703070/290115/0001083.

По ДТ 10703070/290115/0001080- стоимость отгруженных товаров составила 154 637,5 доллара США. Налоговая база в рублевом эквиваленте на дату отгрузки 29.01.2015по курсу Центрального банка Российской Федерации 61,1506 руб.составила 10 384 000,91 руб. (154 637,5 долл.США х 61,1506 руб.). Сумма исчисленного налога на добавленную стоимость  по ставке 18% составила - 1 869 120,16 руб. (10 384 000,91 х 18%).

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по ДТ 10703070/290115/0001080 в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны налогоплательщиком не представлены.

Реализация по ставке 0 процентов по ДТ 10703070/290115/0001080 и налоговые вычеты, относящиеся к данной реализации, заявлены налогоплательщиком в разделе 6 налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015, фактически представленной в налоговый орган 26.08.2016.

В связи с тем, что вычеты по НДС носят заявительный характер, налоговым органом правомерно не приняты налоговые вычеты при определении недоимки по НДС до даты фактического представления налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС с отражением вычетов.

Таким образом, налоговым органом пени были рассчитаны за период с 29.07.2015 по 25.08.2016, то есть со 181-го дня с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта до даты представления налогоплательщиком налоговой декларации, на сумму недоимки в размере 1 869 120 руб.без учета налоговых вычетов.

По ДТ 10703070/290115/0001083- стоимость отгруженных товаров составила 995,5 доллара США. Налоговая база в рублевом эквиваленте на дату отгрузки 29.01.2015по курсу Центрального банка Российской Федерации 61,1506 руб. составила 66 848,42  руб. (995,5 долл. США х 61,1506 руб.). Сумма исчисленного налога на добавленную стоимость  по ставке 18% составила – 12 032,72 руб. (66 848,42 х 18%).

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по ДТ 10703070/290115/0001083 в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны налогоплательщиком не представлены.

Реализация по ставке 0 процентов по ДТ 10703070/290115/0001083 и налоговые вычеты, относящиеся к данной реализации, заявлены налогоплательщиком в разделе 6 налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015, фактически представленной в налоговый орган 26.08.2016.

В связи с тем, что вычеты по НДС носят заявительный характер, налоговым органом правомерно не приняты налоговые вычеты при определении недоимки по НДС до даты фактического представления налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС с отражением вычетов.

Таким образом, налоговым органом пени были рассчитаны за период с 29.07.2015 г. по 25.08.2016, то есть со 181-го дня с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта до даты представления налогоплательщиком налоговой декларации, на сумму недоимки в размере 12 033 руб.без учета налоговых вычетов.

С учетом недоимки, образовавшейся по ДТ 10703070/261114/0013043, 10703070/281114/0013162, 10703070/031214/0013481, 10703070/041214/0013492, 10703070/091214/0013725, 10703070/161214/0014208, 10703070/291214/0015062, 10703070/130115/0000197 недоимка для начисления пени нарастающим итогом составила 13836551 руб. (11955398 руб. + 1869120 руб. + 12033 руб.).

В период с 14.09.2012 по 01.01.2016 размер ставки рефинансирования составлял 8,25%, соответственно процентная ставка пени – 0,0275% (8,25%/300).

По ДТ 10703070/290115/0001080 и ДТ 10703070/290115/0001083 за период с 29.07.2015 по 09.08.2015 (12 дней) по ставке пени 0,0275%  исчислено пени в размере 45661 руб. Пеня рассчитана по 09.08.2015г. до даты начала периода исчисления пени по следующей дате возникновения недоимки по ДТ 10703070/100215/0001680.

По ДТ 10703070/100215/0001680- стоимость отгруженных товаров составила 138 000 долларов США. Налоговая база в рублевом эквиваленте на дату отгрузки 10.02.2015 гпо курсу Центрального банка Российской Федерации 65,7817 руб. составила 9 077 874,6  руб. (138 000 долл.США х 65,7817 руб.). Сумма исчисленного налога на добавленную стоимость  по ставке 18% составила – 1 634 017,43 руб. (9 077 874,60 х 18%).

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по ДТ 10703070/100215/0001680 в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны налогоплательщиком не представлены.

Реализация по ставке 0 процентов по ДТ 10703070/100215/0001680 и налоговые вычеты, относящиеся к данной реализации, заявлены налогоплательщиком в разделе 6 налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015, фактически представленной в налоговый орган 26.08.2016.

В связи с тем, что вычеты по НДС носят заявительный характер, налоговым органом правомерно не приняты налоговые вычеты при определении недоимки по НДС до даты фактического представления налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС с отражением вычетов.

Таким образом, налоговым органом пени были рассчитаны за период с 10.08.2015 по 25.08.2016, то есть со 181-го дня с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта до даты представления налогоплательщиком налоговой декларации, на сумму недоимки в размере 1 634 017 руб.без учета налоговых вычетов.

С учетом недоимки, образовавшейся по ДТ 10703070/261114/0013043, 10703070/281114/0013162, 10703070/031214/0013481, 10703070/041214/0013492, 10703070/091214/0013725, 10703070/161214/0014208, 10703070/291214/0015062, 10703070/130115/0000197, 10703070/290115/0001080, 10703070/290115/0001083 недоимка для начисления пени нарастающим итогом составила 15470568 руб. (13836551 руб. + 1634017 руб.).

В период с 14.09.2012 по 01.01.2016 размер ставки рефинансирования составлял 8,25%, соответственно процентная ставка пени – 0,0275% (8,25%/300).

За период с 10.08.2015 по 26.10.2015 (78 дней) (гр. 15 Приложения) по ставке пени 0,0275% исчислено пени в размере 331843 руб. Пеня рассчитана по 26.10.2015г. до даты возникновения недоимки по КРСБ налогоплательщика и отсутствия ранее учтенной переплаты в размере 6552 руб.

С 27.10.2015 года по 02.12.2015 года (37 дней) пеня исчислена с суммы недоимки в размере 15 477 120 руб. в связи с отсутствием переплаты в размере 6552 руб. (15470568 руб. + 6552 руб.) по ставке пени 0,0275% исчислено пени в размере 157 479 руб.

По ДТ 10703070/050615/0005769 - стоимость отгруженных товаров составила 6 120 000 руб.Сумма исчисленного налога на добавленную стоимость  по ставке 18% составила – 1 101 600 руб. (6 120 000 х 18%).

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по ДТ 10703070/050615/0005769 в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны налогоплательщиком не представлены.

Реализация по ставке 0 процентов по ДТ 10703070/050615/0005769 и налоговые вычеты, относящиеся к данной реализации, заявлены налогоплательщиком в разделе 4 налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2016, фактически представленной в налоговый орган 19.12.2016ю

В связи с тем, что вычеты по НДС носят заявительный характер, налоговым органом правомерно не приняты налоговые вычеты при определении недоимки по НДС до даты фактического представления налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС с отражением вычетов.

Таким образом, налоговым органом пени были рассчитаны за период с 03.12.2015 г. по 18.12.2015, то есть со 181-го дня с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта до даты представления налогоплательщиком налоговой декларации, на сумму недоимки в размере 1 101 600 руб. без учета налоговых вычетов.

С учетом недоимки, образовавшейся по ДТ 10703070/261114/0013043, 10703070/281114/0013162, 10703070/031214/0013481, 10703070/041214/0013492, 10703070/091214/0013725, 10703070/161214/0014208, 10703070/291214/0015062, 10703070/130115/0000197, 10703070/290115/0001080, 10703070/290115/0001083,  10703070/100215/0001680 недоимка для начисления пени нарастающим итогом составила 16578720 руб. (15477120 руб. + 1101600 руб.).

В период с 14.09.2012 по 01.01.2016 размер ставки рефинансирования составлял 8,25%, соответственно процентная ставка пени – 0,0275% (8,25%/300).

За период с 03.12.2015 по 08.12.2015 (6 дней) по ставке пени 0,0275% исчислено пени в размере 27355 руб. Пеня рассчитана по 08.12.2015г. до даты начала периода исчисления пени по следующей дате возникновения недоимки по ДТ 10703070/110615/0005999.

По ДТ 10703070/110615/0005999  - стоимость отгруженных товаров составила 7 132 000 руб. Сумма исчисленного налога на добавленную стоимость  по ставке 18% составила – 1 283 760 руб. (7 132 000 х 18%).

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по ДТ 10703070/110615/0005999 в срок не позднее 180 календарных дней (гр. 3 Приложения), считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны налогоплательщиком не представлены.

Реализация по ставке 0 процентов по ДТ 10703070/110615/0005999 и налоговые вычеты, относящиеся к данной реализации, заявлены налогоплательщиком в разделе 4 налоговой декларации по НДС за 3 кв. 2016 г., фактически представленной в налоговый орган 19.12.2016.

В связи с тем, что вычеты по НДС носят заявительный характер, налоговым органом правомерно не приняты налоговые вычеты при определении недоимки по НДС до даты фактического представления налогоплательщиком налоговых деклараций по НДС с отражением вычетов.

Таким образом, налоговым органом пени были рассчитаны за период с 09.12.2015 по 18.12.2016, то есть со 181-го дня с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта до даты представления налогоплательщиком налоговой декларации, на сумму недоимки в размере 1 283 760 руб.без учета налоговых вычетов.

С учетом недоимки, образовавшейся по ДТ 10703070/261114/0013043, 10703070/281114/0013162, 10703070/031214/0013481, 10703070/041214/0013492, 10703070/091214/0013725, 10703070/161214/0014208, 10703070/291214/0015062, 10703070/130115/0000197, 10703070/290115/0001080, 10703070/290115/0001083,  10703070/100215/0001680, 10703070/050615/0005769  недоимка для начисления пени нарастающим итогом составила 17862480 руб. (16578720 руб. + 1283760 руб.).

В период с 14.09.2012 по 01.01.2016 размер ставки рефинансирования составлял 8,25%, соответственно процентная ставка пени – 0,0275% (8,25%/300).

За период с 09.12.2015 по 31.12.2015 (23 дней) по ставке пени 0,0275%  исчислено пени в размере 112980 руб. с суммы недоимки 17862480 руб. Пеня рассчитана по 31.12.2015 до даты начала действия ставки рефинансирования (ключевой ставки) Центрального банка Российской Федерации в размере 11% (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У, Информация Банка России от 11.12.2015).

В период с 01.01.2016 по 13.06.2016 размер ставки рефинансирования (ключевой ставки) составлял 11%, соответственно процентная ставка пени – 0,0370% (11%/300).

За период с 01.01.2016 по 13.06.2016 (165 дней) по ставке пени 0,0370% исчислено пени в размере 1090503 руб. с суммы недоимки 17862480 руб.

В период с 14.06.2016 по 18.09.2016 размер ставки рефинансирования (ключевой ставки) составлял 10,5%, соответственно процентная ставка пени – 0,035% (10,5%/300).

За период с 14.06.2016 по 11.08.2016 (59 дней) по ставке пени 0,035% исчислено пени в размере 368860 руб. с суммы недоимки 17862480 руб. Пеня рассчитана по 11.08.2016г. до даты представления налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2014 года и 1 квартал 2015 года, в которых отражена реализация по ДТ 10703070/091214/0013725 и 10703070/291214/0015062 соответственно.

За период с 12.08.2016 по 15.08.2016 (4 дней) по ставке пени 0,035% исчислено пени в размере 10378 руб. с суммы недоимки 7412775 руб.. Недоимка в размере 7412775 руб. сложилась за счет уменьшения недоимки 17862480 по состоянию на 11.08.2016 на 5802324 руб. по ДТ 10703070/091214/0013725 и 10703070/291214/0015062 и на сумму переплаты по КРСБ 4647381 руб. (17862480 руб. – 5802324 руб. – 4647381 руб.)

За период с 16.08.2016 по 22.08.2016 (7 дней) по ставке пени 0,035%  исчислено пени в размере 9760 руб. с суммы недоимки 3983845 руб. Недоимка в размере 3983845 руб. сложилась за счет уменьшения недоимки 17862480 по состоянию на 11.08.2016 на 5802324 руб. по ДТ 10703070/091214/0013725 и 10703070/291214/0015062, на 3242439 руб. по ДТ 10703070/261114/0013043; 10703070/281114/0013162; 10703070/031214/0013481; 10703070/161214/0014208 и на сумму переплаты по КРСБ 4833872 руб. (17862480 руб. – 5802324 руб. - 3242439 руб. – 4833872 руб.)

За период с 23.08.2016 по 25.08.2016 (3 дней) по ставке пени 0,035% (гр. 16 Приложения) исчислено пени в размере 4183 руб. с суммы недоимки 3983845 руб.. Недоимка в размере 3983845 руб. сложилась за счет уменьшения недоимки 17862480 по состоянию на 11.08.2016 на 5802324 руб. по ДТ 10703070/091214/0013725 и 10703070/291214/0015062, на 3242439 руб. по ДТ 10703070/261114/0013043; 10703070/281114/0013162; 10703070/031214/0013481; 10703070/161214/0014208 и на сумму переплаты по КРСБ 4833872 руб. (17862480 руб. – 5802324 руб. - 3242439 руб. – 4833872 руб.). Пеня рассчитана по 25.08.2016 г. до даты представления налоговых деклараций по НДС, в которых отражена реализация по ДТ 10703070/041214/0013492; 10703070/130115/0000197; 10703070/290115/0001080; 10703070/290115/0001083; 10703070/100215/0001680.

С 26.08.2016 г. недоимка для расчета пени уменьшена на 6432358 руб. по ДТ 10703070/041214/0013492; 10703070/130115/0000197; 10703070/290115/0001080; 10703070/290115/0001083; 10703070/100215/0001680 и с учетом имеющейся переплаты по КРСБ в размере 4833873 руб. сумма для начисления пени за период 26.08.2016 по 06.12.2016 года отсутствует.

В период с 19.09.2016 по 26.03.2017 размер ставки рефинансирования (ключевой ставки) составлял 10%, соответственно процентная ставка пени – 0,033% (10%/300).

За период с 07.12.2016 по 18.12.2016 (12 дней) по ставке пени 0,030%) исчислено пени в размере 9020 руб. с суммы недоимки 2277760 руб. Недоимка в размере 2 277 760 руб. сложилась за счет суммы НДС по ставке 18% по ДТ 10703070/050615/0005769 и 10703070/110615/0005999 в размере 2385360 руб. с учетом имеющейся переплаты по КРСБ в размере 107600 руб. (2385360 руб. – 107600 руб.). Пеня рассчитана по 18.12.2016 до даты представления налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2016 года, в которой отражена реализация по ДТ 10703070/050615/0005769 и 10703070/110615/0005999.

На основании изложенного, коллегия считает необходимым принять уточненный расчет налогового органа  в части начисления пени по ДТ №10703070/050615/0005769 и ДТ №10703070/110615/0005999, поскольку ДТ №10703070/050615/0005769 была заявлена в разделе 4 налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2016 года, которая представлена  в налоговый орган 18.12.2016, соответственно пени по указанной ДТ должны быть исчислены за период 03.12.2015 по 18.12.2016. Аналогичная ситуация и по ДТ№10703070/110615/0005999, которая была заявлена в разделе 4 налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2016 года, пени рассчитаны за период 03.12.2015 по 18.12.2016.

Таким образом, поскольку при расчете пени по НДС по ДТ №10703070/050615/0005769 и № 10703070/110615/0005999 налоговым органом не учтен факт представления 19.12.2016 налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2016 года,коллегия, поддерживая налоговый орган полагает, что при уточненном расчете суммы пени в соответствии с нормами действующего законодательства общая сумма пени, исчисленной в связи с положениями статьей 75 НК РФ и подлежащая уплате в бюджет, составляет – 2 314 268 руб.

Расчет налогового органа коллегия признает арифметически верным.

В связи с этим, коллегия полагает необходимым изменить решение суда от 31.05.2018, признав недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Приморскому краю от 13.01.2017 №1 в части доначисления пени по налогу на добавленную стоимость в размере, превышающем 2 314 268 рублей как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции на основании пунктов 1, 3 части 1 статья 270 АПК РФ подлежит изменению, а апелляционная жалоба общества - частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 31.05.2018  по делу № А51-30634/2017  изменить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Приморскому краю от 13.01.2017 №1 в части доначисления пени по налогу на добавленную стоимость в размере, превышающем 2 314 268 рублей как несоответствующее  положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

В остальной части решение Арбитражного суда Приморского края от 31.05.2018 по делу № А51-30634/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Л.А. Бессчасная

Судьи

Е.Л. Сидорович

Т.А. Солохина