ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-319/20 от 27.10.2020 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-319/2020

03 ноября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено ноября 2020 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Н.Н. Анисимовой,

судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании Владивостокской таможни, Уссурийской таможни,

апелляционное производство № 05АП-6193/2020, 05АП-6194/2020

на решение от 20.08.2020

судьи Л.П. Нестеренко

по делу № А51-319/2020 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кабир» (ИНН 2543071706, ОГРН 1152543010168)

к Владивостокской таможне (ИНН: 2540015767 , ОГРН1052504398484),

третье лицо: Уссурийская таможня (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533),

о признании незаконными действий по взысканию таможенных сборов и пеней за их несвоевременную уплату по ДТ №10716050/100918/0024031, №10716050/230918/0024909, №10716050/280918/0025359, №10716050/161018/0026486, №10716050/171018/0026590, №10716050/231018/0027115, №10716050/291018/0027516, №10716050/291018/0027521, №10716050/111118/0028741, №10716050/161118/0029366, №10716050/171218/0032702,

при участии:

от Владивостокской таможни: Шунина В.В. по доверенности от 25.12.2019 сроком действия на 1 год; Кишинец И.А. по доверенности от 27.12.2019 сроком действия до 31.12.2020; 

от Уссурийской таможни: Кишинец И.А. по доверенности от 14.08.2020 сроком действия до 31.12.2020; Масленникова Е.И. по доверенности от 09.01.2020 сроком действия до 31.12.2020;  Пустовой М.О. по доверенности от 16.03.2020 сроком действия до 31.12.2020;

от ООО «Кабир»: Сизоненко С.А. по доверенности от 01.04.2020 сроком действия на 3 года; Соколов А.Е. по доверенности от 31.12.2019 сроком действия до 20.01.2022;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Кабир» (далее – заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об оспаривании действий Владивостокской таможни по взысканию таможенных сборов за таможенные операции и пеней за их несвоевременную уплату в сумме 41761,26 руб. от 29.11.2019 по ДТ №10716050/171018/0026590, №10716050/231018/0027115, от 02.12.2019 по ДТ №10716050/100918/0024031, №10716050/230918/0024909, №10716050/280918/0025359, №10716050/291018/0027516, №10716050/291018/0027521, от 03.12.2019 по ДТ №10716050/161018/0026486, №10716050/111118/0028741, №10716050/161118/0029366, №10716050/171218/0032702 (с учетом принятых судом уточнений).

          Определением арбитражного суда от 20.05.2020 произведена замена ненадлежащего ответчика – Уссурийская таможня на надлежащего – Владивостокская таможня, и к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Уссурийская таможня (далее – третье лицо, таможня, таможенный орган).

          Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.08.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

          Не согласившись с вынесенным судебным актом, Владивостокская таможня и Уссурийская таможня обратились с апелляционными жалобами в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которым просят отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционных жалоб указывают, что по смыслу действующего с 04.09.2018 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ) обязанность по уплате таможенных сборов за таможенные операции возникает у декларанта со дня регистрации таможенной декларации и прекращается с момента выпуска товаров. В этой связи таможенные органы полагают, что изменение сведений о таможенной стоимости ввезенных товаров свидетельствует о необходимости перерасчета таможенных сборов в сторону увеличения и, как следствие, о необходимости их доплаты. С учетом изложенного заявители жалоб настаивают на законности оспариваемых действий по взысканию неуплаченных таможенных сборов. При этом выражают несогласие с выводом арбитражного суда об отсутствии правовых оснований для осуществления принудительного взыскания таможенных сборов, доначисленных по результатам таможенного контроля, по мотиву того, что статья 45 Закона №289-ФЗ не вступила в законную силу, считая, что общий порядок взыскания таможенных платежей предусмотрен главой 12 данного Закона, а не статьей 45 Закона №289-ФЗ, и данный порядок в равной степени распространяется и на взыскание не полностью уплаченных таможенных сборов. 

          В судебном заседании представители таможенных органов поддержали доводы апелляционных жалоб в полном объёме.

          Общество с доводами апелляционных жалоб не согласилось, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.

          При этом в судебном заседании 20.10.2020 в порядке статей 163, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 27.10.2020, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

          Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

          В сентябре-декабре 2018 года общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза товары, в целях таможенного оформления которых в Уссурийский таможенный пост Уссурийской таможни были поданы декларации на товары №10716050/100918/0024031, №10716050/230918/0024909, №10716050/280918/0025359, №10716050/161018/0026486, №10716050/171018/0026590, №10716050/231018/0027115, №10716050/291018/0027516, №10716050/291018/0027521, №10716050/111118/0028741, №10716050/161118/0029366, №10716050/171218/0032702.

          В графе 47 спорных ДТ «исчисление платежей» декларантом по коду 1010, исходя из размера заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров, были указаны ставки таможенных сборов за таможенные операции в размере 1500 руб., а по ДТ 10716050/161018/0026486 - 4125 руб.

          По результатам таможенного контроля, проведенного до выпуска товаров по ДТ №10716050/100918/0024031, №10716050/230918/0024909, №10716050/280918/0025359, №10716050/161018/0026486, №10716050/171018/0026590, №10716050/231018/0027115, №10716050/291018/0027516, №10716050/291018/0027521, №10716050/111118/0028741, №10716050/161118/0029366, Уссурийской таможней было установлено, что сведения о таможенной стоимости товаров, задекларированных в указанных ДТ, не основаны на достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации, в связи с чем были приняты требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товаров.

          В частности, требование от 11.09.2018 по ДТ №10716050/100918/0024031, КДТ от 11.09.2018 на сумму 424682,15 руб., требование от 27.09.2018 по ДТ №10716050/230918/0024909, КДТ от 27.09.2018 на сумму 385227,35 руб., требование от 03.10.2018 по ДТ  №10716050/280918/0025359, КДТ от 03.10.2018 на сумму 403810,77 руб., требование от 18.10.2018 по ДТ №10716050/161018/0026486, КДТ от 18.10.2018 на сумму 314227,59 руб., требование от 18.10.2018 по ДТ №10716050/171018/0026590, КДТ от 18.10.2018 на сумму 550161,42 руб., требование от 24.10.2018 по ДТ №10716050/231018/0027115, КДТ от 24.10.2018 на сумму 572534,55 руб., требование от 31.10.2018 по ДТ №10716050/291018/0027516, КДТ от 31.10.2018 на сумму 402688,38 руб., требование от 31.10.2018 по ДТ №10716050/291018/0027521, КДТ от 31.10.2018 на сумму 596109,77 руб., требование от 12.11.2018 по ДТ №10716050/111118/0028741, КДТ от 12.11.2018 на сумму 630015,30 руб., требование от 17.11.2018 по ДТ №10716050/161118/0029366, КДТ от 17.11.2018 на сумму 715809,67 руб.

          Кроме того, в ходе таможенного контроля заявленной таможенной стоимости по ДТ №10716050/171218/0032702 таможенным органом также было установлено, что декларантом не выполнены требования законодательства о достоверности и количественной определенности заявленных сведений о таможенной стоимости, в связи с чем после выпуска товаров было принято решение от 18.01.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и 04.02.2019 оформлена КДТ о доначислении таможенных платежей на 566807,78 руб.

          В дальнейшем после выпуска товаров по указанным таможенным декларациям Уссурийской таможней был проведен ведомственный контроль и принято решение от 30.09.2019 №10716000/300919/051-р/2019, на основании которого решения Уссурийского таможенного поста Уссурийской таможни о применении ставок таможенных сборов по спорным ДТ были признаны не соответствующими требованиям таможенного законодательства и отменены.

          Основанием для принятия указанного решения послужили выявленные факты неполной уплаты таможенных сборов по спорным декларациям, в отношении которых была скорректирована таможенная стоимость в сторону увеличения, что повлияло на размер облагаемой базы для исчисления размера таможенных сборов.

          В итоге было установлено, что размер таможенных сборов по ДТ №10716050/100918/0024031, №10716050/161018/0026486, №10716050/171018/0026590, №10716050/231018/0027115, №10716050/291018/0027521, №10716050/111118/0028741, №10716050/161118/0029366, №10716050/171218/0032702 составляет 5625 руб. и по ДТ №10716050/230918/0024909, №10716050/280918/0025359, №10716050/291018/0027516 - 4125 руб.

          Во исполнение указанного решения Уссурийской таможней принято решение от 01.10.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в соответствии с которым изменены сведения графы 47, «В» в части основы начисления таможенных сборов и их ставок.

          По состоянию на 07.11.2019 и на 08.11.2019 Владивостокской таможней в адрес общества были направлены уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней №10702000/У2019/0001817, №10702000/У2019/0001818, №10702000/У2019/0001821, №10702000/У2019/0001822, №10702000/У2019/0001823, №10702000/У2019/0001824, №10702000/У2019/0001826, №10702000/У2019/0001827, №10702000/У2019/0001828, №10702000/У2019/0001830, №10702000/У2019/0001831.

          В связи с неисполнением декларантом указанных уведомлений в добровольном порядке таможней были приняты решения о взыскании доначисленных сумм таможенных сборов и пеней за счет авансовых платежей от 29.11.2019 №10702000/2019/РА/0001339, №10702000/2019/РА/0001333, №10702000/2019/РА/0001332, №10702000/2019/РА/0001337, №10702000/2019/РА/0001335, №10702000/2019/РА/0001340, №10702000/2019/РА/0001344, №10702000/2019/РА/0001341, №10702000/2019/РА/0001336 и от 02.12.2019 №10702000/2019/РА/0001361, 10702000/2019/РА/0001362.

          Уведомлениями о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей от 29.11.2019 №10702000/2019/УАИ/0000440, №10702000/2019/УАИ/0000434, №10702000/2019/УАИ/0000432, №10702000/2019/УАИ/0000439, №10702000/2019/УАИ/0000437, №10702000/2019/УАИ/0000441, №10702000/2019/УАИ/0000445, №10702000/2019/УАИ/0000442, №10702000/2019/УАИ/0000438 и от 02.12.2019 №10702000/2019/УАИ/0000449, №10702000/2019/УАИ/0000452 Владивостокская таможня проинформировала общество о взыскании неуплаченных таможенных сборов и соответствующих им пеней в принудительном порядке.

          Фактическое взыскание денежных средств в уплату таможенных сборов и пеней нашло отражение в отчете о расходовании денежных средств за период с 01.10.2019 по 23.12.2019 и составило 41761,26 руб., в том числе 4546,43 руб. по ДТ №10716050/100918/0024031, 2884,53 руб. по ДТ №10716050/230918/0024909, 2881,25 руб. по ДТ №10716050/280918/0025359, 1641,75 руб. по ДТ №10716050/161018/0026486, 4514,78 руб. по ДТ №10716050/171018/0026590, 4509,63 руб. по ДТ №10716050/231018/0027115, 2865,94 руб. по ДТ №10716050/291018/0027516, 4503,61 руб. по ДТ №10716050/291018/0027521, 4492,44 руб. по ДТ №10716050/111118/0028741, 4495,11 руб. по ДТ №10716050/161118/0029366, 4425,79 руб. по ДТ №10716050/171218/0032702.

          Посчитав, что действия таможни по взысканию таможенных сборов по спорным ДТ являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое обжалуемым решением суда было удовлетворено в полном объёме.

          Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах и отзыве на них, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит частичной отмене на основании следующего.

          По правилам подпункта 5 пункта 1 статьи 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС, Кодекс) к таможенным платежам относятся таможенные сборы.

          В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Кодекса таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

          Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов (пункт 2 статьи 47 ТК ЕАЭС).

          Согласно пункту 4 названной статьи плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств-членов.

          Как установлено частью 1 статьи 37 Закона №289-ФЗ, таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, хранением товаров.

          К таможенным сборам относятся таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (пункт 1 части 2 статьи 37 Закона №289-ФЗ).

          На основании части 1 статьи 38 данного Закона плательщиками таможенных сборов за таможенные операции, таможенных сборов за таможенное сопровождение являются лица, у которых в соответствии со статьей 41 настоящего Федерального закона возникает обязанность по их уплате.

          Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом (часть 1 статьи 40 Закона №289-ФЗ).

          Из пункта 1 части 1 статьи 41 названного Закона следует, что обязанность по уплате таможенных сборов за таможенные операции возникает у декларанта со дня регистрации таможенным органом декларации на товары, пассажирской таможенной декларации или иного таможенного документа, используемого при таможенном декларировании, на основании которого принимается решение о выпуске товаров.

          Обязанность по уплате таможенных сборов прекращается при исполнении обязанности по уплате таможенных сборов в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 5 статьи 41 Закона №289-ФЗ).

          В силу части 1 статьи 43 указанного Закона таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены до выпуска товаров, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

          Таким образом, действующее правовое регулирование относительно уплаты таможенных сборов с момента вступления в законную силу Закона №289-ФЗ определяет, что таможенные сборы, являясь частью системы таможенных платежей, должны быть уплачены декларантом в период с момента регистрации таможенной декларации и до выпуска товаров. При этом выпуск товара прекращает обязанность по уплате таможенных сборов.

          Ставки таможенных сборов за таможенные операции в период спорных правоотношений были утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 №863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» (далее – Постановление №863) и составляли:

·2 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 450 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 1200 тыс. рублей включительно;

·5,5 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 1200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 2500 тыс. рублей включительно;

·7,5 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 2500 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 5000 тыс. рублей включительно.

          Согласно пункту 7 (4) данного Постановления при подаче декларации на товары в электронной форме применяются ставки таможенных сборов за таможенные операции в размере 75 процентов от ставок таможенных сборов за таможенные операции, установленных настоящим постановлением.

          Как установлено судом апелляционной инстанции, при подаче таможенных деклараций №10716050/100918/0024031, №10716050/230918/0024909, №10716050/280918/0025359, №10716050/161018/0026486, №10716050/171018/0026590, №10716050/231018/0027115, №10716050/291018/0027516, №10716050/291018/0027521, №10716050/111118/0028741, №10716050/161118/0029366, №10716050/171218/0032702 общество самостоятельно, исходя из размера заявленной таможенной стоимости, произвело расчет таможенных сборов, которые составили 1500 руб. по всем декларациям, за исключением ДТ №10716050/161018/0026486, в которой размер таможенного сбора был определен в сумме 4125 руб.

          Между тем до выпуска товаров по ДТ №10716050/100918/0024031, №10716050/230918/0024909, №10716050/280918/0025359, №10716050/161018/0026486, №10716050/171018/0026590, №10716050/231018/0027115, №10716050/291018/0027516, №10716050/291018/0027521, №10716050/111118/0028741, №10716050/161118/0029366 размер заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров был скорректирован в сторону увеличения, в связи с чем изменилась основа для начисления таможенных сборов и, как следствие, ставки таможенных сборов, которые подлежали уплате в ином размере, нежели исчисленном декларантом при подаче указанных деклараций.

          С учетом изложенного следует признать, что поскольку до выпуска товаров по спорным декларациям в силу принятых таможенным органом требований о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, изменилась основа начисления таможенных сборов, Уссурийская таможня по результатам ведомственного контроля пришла к правильному выводу о наличии оснований для принятия решения от 30.09.2019 №10716000/300919/051-р/2019 об отмене решений таможенного поста о применении ставок таможенных сборов по спорным ДТ и решения от 01.10.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.

          В свою очередь оснований для изменения сведений о ставке таможенного сбора, заявленного в ДТ №10716050/171218/0032702, у таможни не имелось, поскольку обязанность по уплате данного платежа в силу прямого указания статьи 43 Закона №289-ФЗ прекратилась с момента выпуска товаров, в связи с чем изменение сведений о заявленной таможенной стоимости по спорной декларации, произведенное после выпуска товаров, на основании решения от 18.01.2019 не могло изменить момент прекращения обязанности декларанта по уплате таможенного сбора по данной декларации.

          Данный вывод суда апелляционной инстанции согласуется с действующим правовым регулированием в области таможенных правоотношений, определяющим как момент возникновения обязанности по уплате таможенного сборов, так и момент прекращения данной обязанности.

          При этом вопреки утверждению декларанта изменение таможенного законодательства не привело к пробелам и неясности в актах законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, исходя из следующего.

          В силу части 1 статьи 127 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон №311-ФЗ), действовавшей до 04.09.2018, таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации.

          Согласно части 1 статьи 129 названного Закона взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

          Если после регистрации таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину таможенных сборов за таможенные операции, сумма таможенных сборов за таможенные операции, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенные операции не производятся (часть 2 статьи 129 Закона №289-ФЗ).

          По правилам части 1 статьи 45 Закона №289-ФЗ взыскание и возврат таможенных сборов производятся в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

          Из части 2 этой же статьи следует, что если после выпуска товаров по результатам таможенного контроля, в том числе по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, произведена корректировка сведений, указанных в таможенной декларации, влияющих на размер таможенных сборов за таможенные операции, подлежащих уплате, то сумма таможенных сборов за таможенные операции не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенные операции не производятся.

          Как установлено частью 1 статьи 397 Закона №289-ФЗ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона части 2 и 3 статьи 129 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» признаны утратившими силу.

          На основании части 8 статьи 398 Закона №298-ФЗ положения статьи 45 настоящего Федерального закона применяются со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения №5 и 8 к Договору о Союзе.

          Таким образом, с 04.09.2018 статья 129 Закона №311-ФЗ действует только в части 1, а статья 45 Закона №289-ФЗ не применяется в полном объёме.

          Между тем названный правовой порядок действия таможенного законодательства во времени не нивелирует общие положения об уплате таможенных сборов, приведенные в статьях 37, 38, 41 и 43 Закона №289-ФЗ, и позволяет установить общий правовой подход к порядку исчисления и уплаты таможенных сборов, действующему с 04.09.2018, в силу которого обязанность по уплате таможенных сборов прекращается только в момент выпуска товаров. Каких-либо пробелов в указанной части действующее таможенное законодательство не содержит.

          Соответственно до указанного момента применение ставок таможенных сборов должно соответствовать размеру облагаемой базы, установленной Постановлением №863 в дифференцированном порядке, в связи с чем по результатам таможенного контроля, завершенного до выпуска товаров и повлекшего изменение основы начисления таможенных сборов в сторону увеличения, должен быть осуществлен правильный расчет таможенных сборов, что в спорной ситуации не нашло подтверждение материалами дела в части 10 таможенных деклараций.

Данные действия таможни не противоречат общим положениям о порядке исчисления и уплаты таможенных сборов и в спорной ситуации представляют собой установление обязанности плательщика по исчислению и уплате таможенных сборов в соответствующих размерах в отношении каждой таможенной декларации №10716050/100918/0024031, №10716050/230918/0024909, №10716050/280918/0025359, №10716050/161018/0026486, №10716050/171018/0026590, №10716050/231018/0027115, №10716050/291018/0027516, №10716050/291018/0027521, №10716050/111118/0028741, №10716050/161118/0029366.

          В тоже время изменение сведений, заявленных таможенной декларации №10716050/171218/0032702, после выпуска товаров, в том числе по результатам таможенного контроля, не может служить основанием для перерасчета и взыскания таможенных сборов, исходя из буквального указания статей 41, 43 Закона №289-ФЗ.

          С учетом изложенного действия таможни по перерасчету таможенного сбора по указанной декларации нельзя признать законными и обоснованными.

          В свою очередь проверка законности и обоснованности направления в адрес общества уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных сборов и пеней по всем спорным ДТ и действий таможенного органа по их взысканию показала следующее.

          По правилам части 1 статьи 71 Закона №289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.

          Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится за счет авансовых платежей плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) (пункт 3 части 3 статьи 71 Закона №289-ФЗ).

          В соответствии с частью 1 статьи 73 названного Закона уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее для настоящей главы также - уведомление (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

          На основании части 1 статьи 75 Закона №289-ФЗ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней по истечении срока, указанного в части 19 статьи 73 настоящего Федерального закона, и недостаточности или отсутствии авансовых платежей плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) таможенный орган обращает взыскание на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах плательщика (лица, несущего солидарную обязанность) в банках и его электронные денежные средства. Взыскание производится на основании решения таможенного органа о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке.

          Решение таможенного органа о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее пятнадцати рабочих дней по истечении срока, указанного в части 19 статьи 73 настоящего Федерального закона.

          Как уже было указано выше, по результатам ведомственного контроля на основании решения №10716000/300919/051-р/2019 от 30.09.2019 таможенным органом было принято решение от 01.10.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в спорных декларациях, что послужило основанием для направления обществу уведомлений о суммах не уплаченных таможенных сборов.

          В свою очередь неисполнение указанных уведомлений явилось поводом для принятия мер по принудительному взысканию таможенных сборов и соответствующих им пеней, которые по своим форме и содержанию соответствуют требованиям статьи 75 Закона №289-ФЗ.

          Учитывая, что названные решения носят производный характер от принятых таможенным органом решения в порядке ведомственного контроля и решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, законность и обоснованность которых нашла подтверждение материалами дела, за исключением ДТ №10716050/171218/0032702, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у таможенного органа имелись правовые основания для взыскания таможенных сборов и пеней по ДТ №10716050/100918/0024031, №10716050/230918/0024909, №10716050/280918/0025359, №10716050/161018/0026486, №10716050/171018/0026590, №10716050/231018/0027115, №10716050/291018/0027516, №10716050/291018/0027521, №10716050/111118/0028741, №10716050/161118/0029366.

          При этом отсутствие правовых оснований для пересчета таможенного сбора по ДТ №10716050/171218/0032702, заявленная таможенная стоимость ввезенных товаров по которой была изменена после выпуска товаров, то есть после прекращения обязанности по уплате таможенных сборов, свидетельствует о незаконности оспариваемых действий таможни только в указанной части.

          Довод заявителя о том, что до начала действия статьи 45 Закона №289-ФЗ у таможенного органа отсутствуют правовые основания для взыскания таможенных сборов, не может быть принят коллегией во внимание, поскольку такие исключения не следуют из положений главы 12 Закона №289-ФЗ, устанавливающей общий порядок взыскания всех таможенных платежей.

          Кроме того, нельзя согласиться с обществом и в части того, что указание в части 4 статьи 397 Закона №289-ФЗ на не применение части 1 статьи 129 Закона №311-ФЗ в части взыскания таможенных сборов с момента вступления в силу Закона №289-ФЗ, то есть с 04.09.2018, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для взыскания таможенных сборов в принципе.

          В данном случае коллегия учитывает, что буквальное изложение части 1 статьи 129 Закона №311-ФЗ определяет порядок взыскания таможенных сборов в соответствии с данным Законом, тогда как соответствующая глава 18 «Взыскание таможенных платежей» Закона №311-ФЗ полностью утратила действие с 04.09.2018.

          То есть положения части 4 статьи 397 Закона №289-ФЗ не ограничивают действия таможни по взысканию таможенных сборов, поскольку такой порядок с 04.09.2018 урегулирован главой 12 Закона №289-ФЗ, положения которой в равной степени распространяются и на взыскание таможенных сборов, являющихся одним из видов таможенных платежей, определение которых дано в статье 46 ТК ЕАЭС.

          С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать, что, начиная с 04.09.2018, существует пробел (или сомнения, неясности) в таможенном законодательстве относительно порядка исчисления и взыскания таможенных сборов за совершение таможенных операций, что не может служить основанием для признания оспариваемых действий незаконными в полном объёме.

          Одновременно судебная коллегия отмечает, что действующее правовое регулирование, тем не менее, не позволяет совершать действия по перерасчету таможенных сборов по результатам таможенного контроля, произведенного после выпуска товаров и влияющего на внесение изменений в сведения, указанные в таможенной декларации, после её выпуска, что указывает на незаконность действий таможенного органа по взысканию таможенного сбора и пеней по ДТ №10716050/171218/0032702.

          Соответственно выводы арбитражного суда об отсутствии у таможенного органа правовых оснований для взыскания таможенных сборов и пеней по ДТ №10716050/100918/0024031, №10716050/230918/0024909, №10716050/280918/0025359, №10716050/161018/0026486, №10716050/171018/0026590, №10716050/231018/0027115, №10716050/291018/0027516, №10716050/291018/0027521, №10716050/111118/0028741, №10716050/161118/0029366 были сделаны с нарушением норм материального права и в противоречие с фактическими обстоятельствами дела.    

          С учетом изложенного обжалуемое решение арбитражного суда на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ в части признания незаконными действий таможни по взысканию таможенных сборов и пеней по указанным выше ДТ подлежит отмене с принятием в указанной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.

          В свою очередь, учитывая правильность выводов арбитражного суда об отсутствии оснований для взыскания таможенного сбора и пеней по ДТ №10716050/171218/0032702, судебная коллегия находит обжалуемое решение в остальной части подлежащим оставлению без изменения.

          При таких обстоятельствах апелляционные жалобы таможенных органов подлежат частичному удовлетворению.

          Кроме того, учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, коллегия считает, что соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя является обязание таможенный орган произвести возврат необоснованно взысканных сумм таможенного сбора и пеней только по ДТ №10716050/171218/0032702 в сумме 4425,79 руб.

          Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционным судом не установлено.

          По результатам рассмотрения апелляционных жалоб, учитывая, что окончательный судебный акт частично принят в пользу заявителя, судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом апелляционной инстанции на проигравшую сторону, то есть на Владивостокскую таможню.

          Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.08.2020 по делу №А51-319/2020 отменить в части, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.

          Признать незаконными действия Владивостокской таможни по взысканию таможенных сборов и пеней по ДТ №10716050/171218/0032702 в сумме 4425,79 руб., совершенных 03.12.2019, как несоответствующие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза.

          Обязать Владивостокскую таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Кабир» излишне взысканные суммы таможенного сбора и пеней по ДТ №10716050/171218/0032702 в сумме 4425,79 руб.

          В остальной части заявленных требований отказать.

          Взыскать с Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Кабир» судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3000 (три тысячи) рублей.

          Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.

          Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Н.Н. Анисимова

Судьи

О.Ю. Еремеева

С.В. Понуровская