ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-4215/2021 от 16.06.2022 АС Дальневосточного округа

169/2021-27244(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск 

Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей А.И. Михайловой, Т.Н. Никитиной
при участии:

от лиц, участвующих в деле, представители не явились 

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Центральной  акцизной таможни 

на решение от 08.06.2021, постановление Пятого арбитражного  апелляционного суда от 01.09.2021 

по делу № А51-4215/2021
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни
к обществу с ограниченной ответственностью «Крона»
о взыскании утилизационного сбора, пени

УСТАНОВИЛ:

Центральная акцизная таможня (ОГРН <***>,

ИНН <***>, адрес: 109240, <...>; далее – таможня,  таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с  заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью  «Крона» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690054,  <...>; далее  – общество, декларант, ООО «Крона») утилизационного сбора в сумме 


[A1] 1 345 500 руб. за товары, заявленные в декларациях на товары 

 № 10009100/080720/0046305, 10009100/100720/0047917, и пени за неуплату  утилизационного сбора в размере 42 242 руб. 66 коп. 

Решением суда от 08.06.2021, оставленным без изменения  постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021,  заявленные требования удовлетворены частично: с общества в доход  бюджета Российской Федерации взыскана задолженность по уплате  утилизационного сбора в сумме 1 345 500 руб. и пени в размере 42 052 руб.  06 коп. 

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами в части  отказа в удовлетворении требований о взыскании пени, таможня обратилась  в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в данной части  и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в  полном объеме. Выражает несогласие с произведенным судами расчетом  пеней, поскольку Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах  производства и потребления» и Постановление Правительства РФ от  06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин  и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты  Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами взимания,  исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении  самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета  излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора»),  регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не содержат  положений о переносе последнего дня срока уплаты утилизационного сбора  на 

Определением суда от 14.06.2022 на основании пункта 2 части 3 статьи  18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ) произведена замена судьи Луговой И.М. на судью Никитину Т.Н.  В силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы после  изменения состава суда начато сначала.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте  судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о  принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте  www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в суд  кассационной инстанции не обеспечили. Таможенный орган ходатайствовал  о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. 

Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов  кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не  установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены. 

В июле 2020 года обществом на таможенную территорию таможенного  союза ввезены и помещены под таможенную процедуру «выпуск для  внутреннего потребления» по декларациям №№ 10009100/080720/0046305,  10009100/100720/0047917 следующие товары: 


[A2] – погрузчик вилочный для перемещения груза на короткие расстояния,  б/у, NICHIYU FB 15P-75В300SF, VIN отсутствует, шасси/серийный номер  221Е04084, кузов отсутствует, электрический, груз. мощность 6,7 л.с./5 кВт,  красный, год выпуска 2000, производитель NICHIYU, код ТН ВЭД ЕАЭС  8427101000 (товар № 1); 

– трактор на колесном ходу для сельскохозяйственных работ, б/у,  марка ISEKI TU245F, серийный номер 00195, год выпуска 1998, рама Т17F- 02323U, дизельный двигатель: Е3АЕ1 – отсутствует, цвет синий, объем 1296  куб. см/24 л.с./18 кВт, VIN отсутствует, производитель ISEKI & CO., LTD,  код ТН ВЭД ЕАЭС 8701915000 (товар № 1). 

В ходе контрольных мероприятий таможенным органом установлено,  что декларантом уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные  средства по спорным ДТ не осуществлялась. 

Письмом от 21.08.2020 № 13-12/15069 таможенный орган уведомил  декларанта о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении  товара № 1, заявленного в ДТ № 10009100/080720/0046305, в сумме 1 035 000  руб. и в отношении товара № 1, заявленного в ДТ 

 № 10009100/100720/0047917, в сумме 310 500 руб. (всего в сумме 1 345 500  руб.). 

Ввиду того что общество не уплатило утилизационный сбор в  добровольном порядке, таможенный орган обратился в суд с  рассматриваемым заявлением. 

Придя к выводу о наличии правовых оснований для начисления  утилизационного сбора, суды, руководствуясь положениями статьи 24.1  Закона № 89-ФЗ и Правилами, утвержденными Постановлением № 81,  взыскали его с общества в заявленном размере. 

Кроме того, в связи с просрочкой уплаты утилизационного сбора суды  частично удовлетворили требования таможни о взыскании с общества пени. 

В соответствии с пунктом 11 названных Правил для подтверждения  правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики,  указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, или их 


[A3] уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в  котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или)  прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный  орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место  жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной  машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы: 

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных  машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце  втором пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, по форме, приведенной в  приложении № 1; 

б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии  самоходной машины и (или) прицепа, а также копии  товаросопроводительных документов (при наличии); 

в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного)  утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к  ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении   № 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего  пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне  уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято  решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и  его копия; 

д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление  действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности  исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным  представителем плательщика. 

По правилам пункта 11(1) Правил № 81 документы, предусмотренные  пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в  таможенный орган в течение 15 дней со дня: 

- выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с  заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного  декларирования); 

- фактического пересечения самоходными машинами и (или)  прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или)  пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет  юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и  нормами международного права (в случае если декларирование самоходных  машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не  осуществляется). 

Непредставление плательщиком или его уполномоченным  представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих 


[A4] Правил, является основанием для начисления пени за неуплату  утилизационного сбора. 

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый  календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока  представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами  11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате  утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного  утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки  Центрального банка Российской Федерации, действующей в период  просрочки уплаты утилизационного сбора. 

Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с  правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата  утилизационного сбора. 

Анализ имеющегося в материалах дела расчета пеней показал, что  предъявленные ко взысканию в рамках настоящего спора пени начислены за  период с 27.07.2020 по 10.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного  сбора в размере 310 500 руб. в отношении товара № 1, заявленного в 

ДТ № 10009100/100720/0047917, что составило 9 985 руб. 16 коп., а также за  период с 03.08.2020 по 10.03.2021 на сумму неуплаченного утилизационного  сбора в размере 1 035 000 руб. в отношении товара № 1, заявленного в 

ДТ № 10009100/080720/0046305, что составило 32 257 руб. 50 коп., всего
42 242 руб. 66 коп.

Проверяя произведенный таможенным органом расчет пени по 

ДТ № 10009100/100720/0047917 и по ДТ № 10009100/080720/0046305, суды  установили, что начальные даты начисления пени определены таможенным  органом с 27.07.2020 и с 03.08.2020. Между тем расчет пени в  рассматриваемом случае должен производиться с 28.07.2020 и с 04.08.2020  соответственно исходя из следующего. 

Судами установлено, что выпуск товара № 1, заявленного в ДТ 

 № 10009100/100720/0047917, осуществлен 11.07.2020, а выпуск товара № 1,  заявленного в ДТ № 10009100/080720/0046305, - 18.07.2020. Соответственно,  документы, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил, подлежали  представлению декларантом в первом случае – в период с 12.07.2020 по  26.07.2020, а во втором случае – в период с 19.07.2020 по 02.08.2020. При  этом последний день срока (как 26.07.2020, так и 02.08.2020) выпадает на  воскресенье. 

Принимая во внимание, что в случае, если последний день срока  приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается  ближайший следующий за ним рабочий день, суды заключили, что  последний день срока уплаты утилизационного сбора подлежит переносу с  воскресенья на понедельник и пени необходимо исчислять с 28.07.2020 и с  04.08.2020 соответственно. 


[A5] Самостоятельно осуществив расчет пени за неуплату утилизационного  сбора по ДТ №№ 10009100/100720/0047917, 10009100/080720/0046305  исходя из сумм неуплаченного утилизационного сбора (310 500 руб. по ДТ 

 № 10009100/100720/0047917, 1 035 000 руб. по ДТ

 № 10009100/080720/0046305) и размера ключевых ставок Банка России,  действующих в период просрочки с 28.07.2020 по 10.03.2021 и в период  просрочки с 04.08.2020 по 10.03.2021, суд первой инстанции пришел к  выводу о правомерном требовании таможенного органа о взыскании пени на  сумму 42 052 руб. 06 коп. (9 941 руб. 18 коп. + 32 110 руб. 88 коп.). 

Расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан  арифметически верным. 

Оснований для переоценки выводов, сделанных судами, а также  имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу  статьи 286 АПК РФ не имеется. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не  выявлено. 

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит  оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения  кассационной жалобы. 

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.06.2021, постановление Пятого арбитражного  апелляционного суда от 01.09.2021 по делу № А51-4215/2021 Арбитражного  суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья И.В. Ширяев 

Судьи А.И. Михайлова 

 Т.Н. Никитина