АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
арбитражного суда апелляционной инстанции
Резолютивная часть постановления оглашена 04.07.2007. Полный текст изготовлен 09.07.2007.
г. Владивосток
09 июля 2007г. Дело №А51- 445/2007 32-17
Арбитражный суд в составе:
председательствующего Скокленевой В.А.
судей Г.Н. Палагеша, Гарбуз В.Ю.
секретарем судебного заседания Абрамовой Е.В.
при участии в заседании:
от МП «ЖЭУ» - ФИО1, доверенность от 03.06.06, паспорт 0503 №566341;
от Министерства финансов РФ – ФИО2, доверенность от 15.01.07 №11-27/17, уд. №582;
от Департамента финансов Администрации Приморского края – ФИО3, доверенность от 23.05.07 №24/06-01, уд.2545;
от администрации МО Кавалеровский район – представитель не явился, извещен надлежаще.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение Арбитражного суда Приморского края от 27 марта 2007г. по делу №А51-445/2007 32-17, принятое судьей В.В. Овчинниковым по иску Муниципального предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление» к Администрации МО Кавалеровский район, финансовому департаменту Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1883, 61 рублей
установил :
Муниципальное предприятие «Жилищно-эксплуатационное управление» обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования Кавалеровский район, финансовому департаменту Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1 580 руб.37 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот населению, проживающему в Кавалеровском районе.
Определением суда от 09.01.07 исковые требования по делу №А51-14980/06 32-362 разъединены в отдельные производства, и в рамках настоящего дела рассмотрены требования о взыскании 22113 руб. 04 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Федерального закона «О реабилитации жертв политических репрессий» в 2004 году.
Решением суда от 27.03.2007 года исковые требования удовлетворены, заявленная к возмещению сумма взыскана с казны Российской Федерации. Судебный акт был мотивирован тем, что факт причинения истцу убытков в связи с неисполнением Министерством финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю обязанности возместить расходы истца, связанные с предоставлением льгот населению по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом «О реабилитации жертв политических репрессий» доказан материалами дела. В удовлетворении исковых требований к администрации МО Кавалеровский район и департаменту финансов Администрации Приморского края отказано, поскольку обязанность обеспечить реализацию установленных федеральным законом льгот для лиц, реабилитированных и признанных пострадавшими от политических репрессий, лежит на казне Российской Федерации на основании статей 125,1069,1071 Гражданского кодекса РФ.
Управление Федерального казначейства по Приморскому краю, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, и просит судебный акт отменить. В обоснование жалобы ссылается на пункт 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 года № 419 в соответствии, с которым расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. На этом основании заявитель жалобы считает, что обязательство по возмещению указанных расходов лежит на субъекте РФ, а не на Министерстве финансов РФ. При этом, заявитель жалобы указал, что согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 23.12.2003 года № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» из фонда компенсации на финансирование расходов, предусмотренных Законом Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» было предусмотрено выделение 1638240 рублей, а согласно Краевого закона «О краевом бюджете на 2004 год» от 29.12.2003 года № 91-КЗ субъектом федерации из средств Фонда компенсаций профинансировано 21777000 рублей.
Представитель Управления федерального казначейства по Приморскому краю в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель МУП «ЖЭУ» с апелляционной жалобой не согласился, считает принятое решение законным и обоснованным, представил письменный отзыв.
Представитель департамента финансов Администрации Приморского края с жалобой также не согласился, представил отзыв.
Администрация Муниципального образования Кавалеровский район, извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, своего представителя в суд не направила, письменный отзыв на жалобу не представлен.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя администрации МО Кавалеровский район по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
21.04.2003 между МУП «ЖЭУ» и Администрацией муниципального образования Кавалеровский район был заключен договор № 3 на возмещение расходов, связанных с реализацией льгот в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
По условиям договора администрация МО Кавалеровский район взяла на себя обязательство перечислять денежные средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, инвалидам и семьям, имеющих детей – инвалидов, реабилитированным, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, героям СССР и полным кавалерам ордена Славы по оплате коммунальных услуг МУП «ЖЭУ» в пределах средств, предусмотренных и фактически поступивших в бюджет муниципального образования за счет целевых средств краевого бюджета на реализацию Федеральных законов и в доле, причитающейся бюджетополучателю, согласно бюджетной росписи, в течение не более трех дней со дня их поступления.
С учетом того, что указанный договор не содержит даты его заключения, то в силу части 1 статьи 425 Гражданского кодекса РФ отношения сторон в спорный период регулировались условиями заключенного договора.
Из материалов дела судом установлено, что МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» в 2004 году предоставляло за счет собственных средств льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на 50 % скидку по оплате соответствующих услуг в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона «О реабилитации жертв политических репрессий» в размере 57605,65 рублей, в результате чего МУП «ЖЭУ» понесло убытки в сумме 22113 руб. 04 коп., которые не были компенсированы. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела списками льготных категорий граждан, актом сверки от 15.02.2007 года, счетами-фактурами.
В связи с невозмещением расходов по предоставлению льгот в полном объеме истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, коллегия пришла к следующему.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Обязанность предоставления льгот предусмотрена статьей 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ (пункт 4 ст.130, ст.133,136 Кодекса) средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий.
В силу части 2 статьи 49 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Судом установлено, что согласно статье 47 Федерального Закона Российской Федерации от 23.12.03 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» установлены размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций, направляемые на финансирование расходов, предусмотренных Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в сумме 1638240,0 тыс. рублей.
Вместе с тем, статьей 20 Закона Приморского края от 29.12.03 №91-КЗ «О краевом бюджете на 2004 год» для целей финансирования расходов по возмещению льгот на реализацию Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» для Приморского края были выделены средства в размере 21777000 рублей, из которых муниципальному образованию Кавалеровский район были выделены средства в размере 1182000 рублей.
Таким образом, материалами дела доказан факт выделения федеральным бюджетом и казной Приморского края денежных средств в бюджет муниципального образования. Однако общий объем переданных средств не покрыл фактические расходы истца на предоставление льгот, предусмотренных Федеральным законом «О реабилитации жертв политических репрессий».
Объем заявленных истцом ко взысканию убытков в сумме 22113,04 рублей подтверждается актом сверки от 15.02.2007 года, составленным истцом и МО Кавалеровский район.
Вместе с тем, расходы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, возмещаются по муниципальному жилищному фонду в порядке, установленном субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации» от 24.06.1999 №119-ФЗ разделение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области социальной защиты производится по уровню государственной власти, принявшей соответствующее решение. Обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, являются реализацией полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину иди юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Неисполнение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, повлекло возникновение убытков. В силу статьи 1071 Кодекса от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
В связи с этим оснований для возложения ответственности на орган местного самоуправления, либо на субъект Российской Федерации, которые лишь осуществляли отдельные государственные полномочия в пределах переданных ему на эти цели финансовых средств, не имеется. Расходования средств, выделенных на финансирование расходов по реализации Федерального закона «О реабилитации жертв политических репрессий», не по целевому назначению не выявлено.
Судом установлено, что Приморским краем как субъектом Федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации спорных расходов, предусмотрены в бюджете собственные расходы на реализацию указанного Федерального закона, но в пределах своих финансовых возможностей.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в 2004 году истцом предоставлены льготы по оплате услуг ЖКХ, предусмотренных Федеральным законом «О реабилитации жертв политических репрессий», на сумму, не покрытую в полном объеме из федеральных средств, и полученных из краевого бюджета, которые были переданы муниципальным образованиям Приморского края.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно определил, что сумма компенсации подлежит возмещению за счет средств бюджета Российской Федерации, следовательно, надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов РФ, в связи с чем довод заявителя жалобы о том, что обязательство по возмещению указанных расходов лежит на субъекте РФ, а не на Министерстве финансов РФ коллегия считает несостоятельным. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены оспариваемого решения у коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27 марта 2007 года по делу №А51-445/07 32-17 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий В.А. Скокленева
Судьи Г.Н. Палагеша
В.Ю. Гарбуз