ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-5828/2021 от 28.10.2021 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-5828/2021

03 ноября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено ноября 2021 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Еремеевой,

судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е. Филипповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственное казенного учреждения «Приморское лесничество»,

апелляционное производство № 05АП-5321/2021

на решение от 16.07.2021

судьи Н.А. Беспаловой

по делу № А51-5828/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению акционерного общества «Национальная башенная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Краевому государственному казенному учреждению «Приморское лесничество» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным и отмене постановления № 1-12/2021 от 12.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 КоАП РФ,

при участии:

от КГКУ «Приморское лесничество»: ФИО1 по доверенности от 25.05.2021, сроком действия до 31.12.2021, диплом (регистрационный номер 16-537);

от АО «Национальная башенная компания»: ФИО2 по доверенности от 20.04.2021 сроком действия на 3 года;

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Национальная башенная компания» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к краевому государственному казенному учреждению «Приморское лесничество» (далее – учреждение, КГКУ «Примлес», административный орган) о признании недействительным и отмене постановления от 12.02.2021 № 1-12/2021 по делу об административном правонарушении по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.07.2021 признано незаконным и отменено постановление КГКУ «Примлес» о назначении административного наказания № 1-12/2021 от 12.02.2021. В отношении требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу прекращено.

Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 16.07.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы учреждение, ссылаясь на положения статей 26, 71, 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), настаивает на самовольном занятии обществом лесного участка, поскольку подпунктом «д» пункта 3.4 договора аренды лесного участка для эксплуатации линейного объекта от 21.01.2019 №10/45-19 предусмотрена обязанность арендатора подавать лесную декларацию, в отсутствии которой занятие лесного участка без специального разрешения на использование образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.

В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи А.В. Гончаровой в отпуске на основании определения суда от 20.10.2021 произведена её замена на судью С.В. Понуровскую, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) начато сначала.

В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал.

21.10.2021 апелляционной коллегией на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 28.10.2021, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения информации о месте и времени продолжения судебного заседания на сайте суда.

В канцелярию суда от общества поступили письменные дополнения к возражениям на апелляционную жалобу с приложением материалов судебной практики в подтверждение доводов. Письменные дополнения к возражениям на апелляционную жалобу приобщены к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

Приказом КГКУ «Примлес» от 01.06.2020 № 53 «Об утверждении планового (рейдового) задания» предписано: провести в период с 01.06.2020 по 31.12.2020 на территории Верхне-Перевальнинского филиала КГКУ «Примлес» плановые (рейдовые) мероприятия на предмет соблюдения требований лесного законодательства РФ, результаты которых оформить актами в течение трех дней с момента соответствующего осмотра.

15.12.2020 при проведении мероприятий по государственному лесному контролю и надзору уполномоченным должностным лицом учреждения был выявлен факт использования лесов обществом без специальных разрешительных документов в нарушение статьи 26 ЛКРФ.

Установив, что в действиях общества усматривается объективная сторона административного правонарушения, предусмотренная статьей 7.9 КоАП РФ, которая выразилась в не предоставлениив установленный пунктом 2 Порядка подачи лесной декларации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.01.2015 №17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» срок  лесной декларации на 2020 год и сделав вывод, что лесной участок, переданный в аренду на основании договора аренды лесного участка для эксплуатации линейного объекта от 21.03.2019 № 10/45-19 из состава земель лесного фонда площадью 0,0112 га, кадастровый номер 25:15 000000:633/98 в квартале № 35 части 3 выдел 1 Верхне-Перевальнинского участкового лесничества, на котором находится линейный объект связи (вышка сотовой связи), используется обществом без специальных разрешительных документов, уполномоченным лицом учреждения составлен протокол об административном правонарушении от 15.01.2021 № 132-1/21.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении постановлением от 12.02.2021 общество признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое судом удовлетворено ввиду отсутствия события и состава вменяемого административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Статьей 7.9 КоАП РФ установлена ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двухсот до трехсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного названной статьей, выступают общественные отношения в сфере использования лесов и охране собственности.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Субъектом рассматриваемого правонарушения является любое лицо, которое осуществило самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

На основании части 1 статьи 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Заявление об использовании лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов путем оформления лесной декларации (часть 1 статьи 26 ЛК РФ).

 Частями 2, 3 статьи 26 ЛК РФ установлено, что ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.

Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 ЛК РФ)

Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 утверждена форма лесной декларации, а также порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее – Порядок № 17) (утратил силу с 01.01.2021).

Лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов (пункт 2 названного Порядка).

В силу пункта 3 Порядка № 17 лесная декларация должна содержать сведения обо всех видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды, решением государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов на переданном в пользование лесном участке на декларируемый год.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 1); договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду (пункт 2); договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование (пункт 3) (часть 1 статьи 71 ЛК РФ).

Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как лесные участки, могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на лесной участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.

Как усматривается из содержания оспариваемого постановления о назначении административного наказания от 12.02.2021 № 1-12/2021, обществу вменяется нарушение требовании статьи 26 ЛК РФ в части пользования лесным участком в целях эксплуатации линейного объекта (базовая станция сотовой связи) в квартале № 35 части 3 выдел 1 Верхне-Перевальнинского участкового лесничества, без специальных разрешительных документов на использование данного участка, а именно: лесной декларации.

Данные действия общества квалифицированы административным органом как нарушение лесного законодательства, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ.

Оценивая наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ, суд апелляционной отмечает следующее.

В силу пункта 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Пунктом 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ определено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.

Частью 1 статьи 45 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.     Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 данного Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 ЛК РФ).   Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что обществом осуществляется эксплуатация именно линейного объекта связи - базовой станции сотовой связи, расположенном на земельном участке, предоставленном Департаментом лесного хозяйства Приморского края из состава земель лесного фонда на основании договора аренды лесного участка для эксплуатации линейного объекта от 21.03.2019 № 10/45-19.

Между тем пользование лесным участком в целях эксплуатации линейного объекта, возведенного в соответствии с требованиями действующего законодательства, том числе лесного законодательства, не отнесено к противоправному деянию, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ.

Апелляционный суд отмечает, что лесная декларация не является специальным разрешением на использование лесных участков, о которых указано в статье 7.9 КоАП РФ, поскольку статья 26 ЛК РФ дает понятие лесной декларации как заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов..

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что лесная декларация подается лесопользователем, носит заявительный (уведомительный) характер и не может рассматриваться в качестве того специального разрешительного документа, отсутствие которого образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП.

Отсутствуют в материалах дела доказательства об осуществлении обществом на лесном участке иной деятельности, не связанной с эксплуатацией линейного объекта.

Довод апелляционной жалобы о том, что договором аренды лесного участка для эксплуатации линейного объекта от 21.01.2019 №10/45-19 предусмотрена обязанность арендатора подавать лесную декларацию, также не подтверждает в действиях общества оснований для привлечения к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ.

Таким образом, использование обществом участков лесного фонда на основании договора аренды лесного участка, то есть на законных основаниях, но при отсутствии лесной декларации, не образует события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, а влечет иные последствия, предусмотренные ЛК РФ.

В этой связи представленные в дело доказательства не подтверждают наличие в действиях общества события и состава административного  правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, что в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Соответственно, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 211 АПК РФ удовлетворил заявленные требования, признав постановление учреждения от 12.02.2021 № 1-12/2021 о назначении административного наказания незаконным и подлежащим отмене.

В  части требования заявителя о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества суд обоснованно прекратил  производство по нему на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи тем, что дело не подлежит рассмотрению в указанной части в арбитражном суде, учитывая, в том числе, положения статей 211 АПК РФ, 29.9 КоАП РФ.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на основании части 4 статьи 208 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.07.2021  по делу №А51-5828/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

О.Ю. Еремеева

Судьи

Н.Н. Анисимова

С.В. Понуровская