АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
октября 2022 года № Ф03-4842/2022
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен октября 2022 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей Михайловой А.И., Черняк Л.М.,
при участии:
от Акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» - ФИО1, представитель по доверенности от 12.09.2022 № 298;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю - представитель ФИО2 руководитель по приказу от 03.06.2020 №609-к;
рассмотрев в проведенном с использованием системы веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания»
на решение от 31.05.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022
по делу № А51-6313/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 675004, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690007, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (далее - заявитель, общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - управление, антимонопольный орган, административный орган) о признании незаконным постановления от 01.04.2022 №025/04/9.21-247/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда от 31.05.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022, постановление управления от 01.04.2022 признано недействительным в части штрафа превышающего 350 000 руб., в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Общество в жалобе и его представитель в судебном заседании,настаивают, что судами не дана оценка доводу о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, а именно тому, что имеются основания прекращения производства по делу об административном правонарушении, учитывая пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - Постановление № 336). Вместе с этим, ссылаясь, что мероприятия по технологическому присоединению на момент вынесения постановления были завершены, полагают возможным судебные акты отменить, признав совершенное административное правонарушение малозначительным.
Управление в отзыве и его представитель посредством участия в онлайн судебном заседании суда округа, выразили несогласие доводами кассационной жалобы, настаивали на законности принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела судами установлено, что 29.01.2022 в адрес управления поступило обращение ФИО3 на действия сетевой организации, выразившиеся в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта - строящийся жилой дом, расположенного по адресу: Приморский край, Надеждинский район, крестьянское хозяйство «Росинка», кадастровый номер земельного участка 25:10:011506:173.
Управление установило, что ФИО3 посредством личного кабинета подал 16.03.2021 заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта (вх. № ТПр 1370/21).
0.03.2021 в его личном кабинете были размещены Технические условия № 05-504-25-654 и счет на оплату услуги на технологическое присоединение от 30.03.2021 № PR-ю 1370/21 на сумму 550 руб.
Согласно пункту 13 Технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня оплаты счета.
Счет на оплату услуги на технологическое присоединение оплачен ФИО3 01.04.2021. Следовательно, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истекал 01.10.2021.
По состоянию на дату обращения ФИО3 в антимонопольный орган - 29.01.2022 обязательства общества по договору не исполнены, работы по подключению объекта на месте не организованы.
В связи с чем, управление пришло к выводу, что общество нарушает пункты 16 и 18 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее – Правила № 861).
21.03.2022 в отношении общества антимонопольным органом составлен протокол об административном правонарушении № 025/04/9.21-247/2022, которым его действия квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоаП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении управлением 01.04.2022 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что постановление от 01.04.2022 вынесено антимонопольным органом в нарушение действующего законодательства, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который, придя к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, соблюдении антимонопольным органом процедуры привлечения к административной ответственности, применил положения части 3.2, 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ снизил штраф до 350 000 руб.. признав постановление в данной части незаконным. В остальной части – в удовлетворении требований отказал.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям требований указанных нормативных актов.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Частью 1 статьи 4 названного Закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Общество осуществляет естественно-монопольный вид деятельности по передаче электрической энергии в границах прилегания принадлежащих ему электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства, включено в раздел I (услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии) Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе на основании Приказа Федеральной службы по тарифам от 21.02.2012 № 104-э «О введении (прекращении) государственного регулирования деятельности субъектов естественной монополии и включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль».
Следовательно, общество является субъектом естественной монополии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ).
Статьей 3 Закона № 35-ФЗ установлено, что услугой по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Следовательно, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах.
В силу пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 указанных Правил).
Пункт 7 Правил № 861 устанавливает следующую процедуру технологического присоединения: подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.
Согласно пункту 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
В пункте 14 Правил в качестве заявителя указано физическое лицо, обратившееся с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, а также определен перечень сведений, предоставляемых физическим лицом, обратившимся с такой заявкой.
В соответствии с пунктом 16 Правил, к существенным условиям договора относится, в том числе, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению (пункт «б»), который не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил.
Согласно пункту 18 Правил, мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе: выполнение заявителем и Сетевой организацией технических условий; проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил; выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.
Судами установлено, что гражданин обратился к сетевой организации через личный кабинет на официальном сайте данной организации с заявкой на технологическое присоединение.
Рассмотрев указанную заявку, обществом выставлен счет на оплату услуги на технологическое присоединение, который полностью был оплачен гражданином – 01.04.2021.
В соответствии с пунктом 13 Технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня оплаты заявителем счета, и поэтому срок технологического присоединения по заявке гражданина истекал 01.10.2021.
Однако в указанный срок сетевой организацией технологическое присоединение объекта гражданина к электрическим сетям не осуществлено, в связи с чем, обществом нарушен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, что свидетельствует о нарушении пунктов 16 и 18 Правил.
При таких обстоятельствах, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, обоснованно согласились с управлением в том, что в действиях общества имеется нарушение Правил № 861, выразившихся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
Антимонопольным органом установлена повторность нарушения обществом установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ), что подтверждено постановлением от 28.12.2020 по делу об административном правонарушении № 025/04/9.21-1219/2020, законность которого проверена Арбитражным судом Приморского края в рамках дела № А51-2384/2021, что обоснованно явилось квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В связи с чем, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае суды установили, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все возможные меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения. Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюсти правила и нормы, в материалах дела не имеется.
Таким образом, суды пришли к обоснованным выводам о доказанности административным органом события и состава вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а также вины в его совершении.
Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не выявлено. Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности.
Наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 руб. назначено с применением части 3.2 статьи 4.1 Кодекса в размере менее минимального размера санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что по верным выводам судов с учетом факта завершения технологического присоединения объекта, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, законности и неотвратимости административной ответственности.
Довод заявителя кассационной жалобы о наличии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, судом округа отклоняется.
Суды обоснованно не установили причин для признания правонарушения малозначительным. При этом, согласно разъяснениям, данным в абзаце 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в соответствии с которыми оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Вместе с этим, доводы жалобы кассатора со ссылкой на пункт 7 Постановления № 336, подлежат отклонению.
Пунктом 1 Постановления № 336 установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон №248-ФЗ) и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
Согласно подпункту 15 пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон №248-ФЗ) его положения не применяются к организации и осуществлению контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
Из этого следует, что положения Постановления № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» не подлежат применению в рассматриваемом случае. При этом в отношении общества не проводились и какие-либо контрольные или надзорные мероприятия, предусмотренные и регулируемые нормами Закона №294-ФЗ.
Вменяемые нарушения выявлены в ходе рассмотрения поступившего в антимонопольный орган обращения гражданина, в отношении общества велось производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд округа признает, что в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления административного органа о назначении административного наказания в виде штрафа свыше 350 000 руб., судами отказано правомерно.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.05.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022 по делу № А51-6313/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
Л.М. Черняк