Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А51-7253/2021 |
мая 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено мая 2022 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного унитарного предприятия «Приморский экологический оператор»,
апелляционное производство № 05АП-2181/2022
на решение от 25.02.2022
судьи Н.А. Тихомировой
по делу №А51-7253/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению краевого государственного унитарного предприятия «Приморский экологический оператор» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третье лицо: Агентство по тарифам Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>),
о признании незаконным предписания №51-03-14/01 от 10.03.2021,
при участии:
от КГУП «ПЭО»: ФИО1 по доверенности от 24.12.2021, сроком действия до 31.12.2022;
от ГЖИ Приморского края: ФИО2 по доверенности от 10.03.2022, сроком действия до 31.12.2022;
от Агентства по тарифам Приморского края: представитель не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие «Приморский экологический оператор» (далее – заявитель, предприятие, региональный оператор, КГУП «ПЭО») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее – инспекция, жилищная инспекция, орган жилищного надзора) от 10.03.2021 №51-03-14/01.
Определением арбитражного суда от 27.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Агентство по тарифам Приморского края (далее - третье лицо, агентство).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, предприятие обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что плата по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (сокращенно – ТКО) зависит от действующих в соответствующий период времени норматива накопления ТКО и тарифа на услугу регионального оператора. Учитывая, что неотъемлемой частью формулы расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, является норматив, который в новом размере был утвержден приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 17.12.2020 №37-01-09/2010 с 28.12.2020, предприятие полагает обоснованным применение утвержденного норматива в новом размере за период с 28.12.2020 по 31.12.2020.
В судебном заседании предприятие поддержало доводы апелляционной жалобы в полном объёме, ходатайствовало о приобщении письма Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 20.05.2022 №р25-37-05/3868, приказов Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 04.12.2017 №365, от 17.12.2020 №37-01-09/210, от 12.05.2021 №37-01-09/63.
Инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему, поддержанных представителем в судебном заседании, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене. В обоснование возражений на апелляционную жалобу ходатайствовало о приобщении типового договора для физического лица.
Данные ходатайства были апелляционной коллегией рассмотрены и на основании статей 159, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) удовлетворены, в результате чего указанные дополнительные документы были приобщены к материалам дела, как связанные с фактическими обстоятельствами спора и представленные обоснование возражений на жалобу.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, заявлений, ходатайств не представило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
При этом в судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи С.В. Понуровской в отпуске на основании определения суда от 16.05.2022 была произведена её замена на судью О.Ю. Еремееву, и рассмотрение апелляционной жалобы после отложения в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
Кроме того, в судебном заседании 17.05.2022 в порядке статей 163, 184, 185 АПК РФ судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 24.05.2022, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
На основании соглашения №1/6 от 02.07.2019 «Об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Приморского края» ГГУП «ПЭО» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Приморского края сроком на 10 лет.
01.02.2021 через Интернет-приемную жилищной инспекции поступило обращение №51гр-1213 от собственника (пользователя) помещения №92 в многоквартирном доме №9 по улице Островского в городе Арсеньеве Приморского края по факту неправомерного начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами КГУП «ПЭО». В частности указано, что в платежном документе за январь 2021 года в разделе «перерасчет» произведено доначисление за 4 дня декабря 2020 года (с 28 по 31 число).
19.02.2021 инспекцией издан приказ №51-09-104 о проведении в отношении регионального оператора внеплановой документарной проверки с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 01.02.2021 №51гр-1213. Результаты проверки были оформлены актом от 10.03.2021 №51-03-21/07.
В ходе контрольных мероприятий инспекцией установлено, что КГУП «ПЭО» произвело доначисление за 4 дня декабря 2020 года на основании Приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 17.12.2020 №37-01-09/210, который вступил в силу 28.12.2020.
При этом при начислении платы в платежном документе за декабрь 2020 года указанный перерасчет не отражен, и плата за услугу по обращению с ТКО была выставлена по нормативу в размере – 0,902 м³/год и по тарифу в размере – 868,51 руб./ м³.
В платежном документе за январь 2021 года собственнику (пользователю) жилого помещения произведен расчет платы за услугу по нормативу в размере – 2,0935 м³/год и по тарифу – 437,74 руб./м³. Также в платежном документе заполнена графа «перерасчет за декабрь» из расчета разницы между «старым» и «новым» нормативом, умноженной на «старый» тариф. Эта разница была рассчитана за последние 4 дня декабря на каждого человека, проживающего в жилом помещении заявителя, и составила 44,51 руб. в сумме на 4 (четырех) проживающих в квартире, то есть по 11,1275 руб. на 1 человека.
Посчитав, что действия предприятия по перерасчету платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми отходами собственнику (пользователю) помещения №92 в многоквартирном доме №9 по улице Островского в городе Арсеньеве Приморского края за 4 дня в период с 28 по 31 декабря 2020 года в платежном документе за январь 2021 года не правомерны, 10.03.2021 инспекцией было выдано предписание №51-03-14/01.
Согласно указанному ненормативному правовому акту на регионального оператора возложена обязанность по устранению выявленного нарушения путем осуществления перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми отходами за период с 28 по 31 декабря 2020 года и путем исключения из начисления платы за оказанную услугу сумму в размере 44,51 руб., начисленную указанным потребителям и отраженную в платежном документе за январь 2021 года в графе «перерасчет».
Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который обжалуемым решением суда отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).
Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (часть 6 статьи 20 Кодекса в редакции, действующей с 01.07.2021).
Согласно части 8 названной статьи при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Из части 4 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» следует, что положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований правовых актов, должностные лица органа государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Приморского края, утвержденного постановлением Правительства Приморского края от 13.02.2020 №107пп (далее – Положение №107пп), Государственная жилищная инспекция Приморского края является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный жилищный надзор на территории Приморского края.
На основании пункта 2.2 Положения №107пп инспекция в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе, беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 2.2.3 Положения №107пп).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий по результатам проверки деятельности предприятия на предмет соблюдения требований региональных правовых актов.
Проверяя наличие оснований, послуживших основанием для выдачи оспариваемого предписания, судебная коллегия отмечает следующее.
На основании части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Кодекса).
По правилам части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно абзацу двадцать седьмому статьи 1 названного Закона региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени (абзац двадцать второй статьи 1 Закона №89-ФЗ).
Как установлено статьей 6 указанного Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В развитие указанных норм права Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила №306).
В пункте 2 названных Правил установлено, что норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении;
Изменение нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, определенном для их установления (пункт 15 Правил №306).
В силу пункта 17 данных Правил решения уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также утвержденные ими нормативы по формам, предусмотренным приложением №2 к настоящим Правилам, публикуются в 10-дневный срок после их принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
Также в развитие положений статьи 157 ЖК РФ и Закона №89-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 №269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее – Правила № 269), которые устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Пунктом 2 названных Правил определено, что нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.
Во исполнение указанных нормативных требований приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 04.12.2017 №365 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Приморского края» (далее – Приказ №365) утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Приморского края в размере 172,780 кг отходов или 0,902 куб.м. в год из расчета на 1 человека, проживающего в многоквартирном доме.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 17.12.2020 №37-01-09/210 «О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 04 декабря 2017 года №365 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Приморского края» (далее – Приказ №37-01-09/210) нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Приморского края изложены в новой редакции, а именно: - 248,2484 кг отходов в год на 1 проживающего в индивидуальном и многоквартирных жилых домах; - 2,0935 куб.м в год на 1 проживающего в индивидуальном и многоквартирных жилых домах; - 20,6873 кг отходов в месяц на 1 проживающего в индивидуальном и многоквартирных жилых домах; - 0,1744 куб.м в месяц на 1 проживающего в индивидуальном и многоквартирных жилых домах.
В соответствии с пунктом 3 Приказа №37-01-09/210 настоящий приказ вступает в силу с 28 декабря 2020 года.
Наряду с этим постановлением Департамента по тарифам от 19.12.2019 №65/18 «Об утверждении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами КГУП «Приморский экологический оператор», осуществляющего деятельность на территории Приморского края, на 2020 год» утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами КГУП «Приморский экологический оператор» для населения Приморского края на 2020 год в размере 4494,52 руб. за 1 тонну и 868,51 руб. за 1 кубический метр отходов.
В дальнейшем постановлением Агентства по тарифам Приморского края «Об утверждении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами КГУП «Приморский экологический оператор», осуществляющего деятельность на территории Приморского края, на период с 01.01.2021 по 31.12.2023» с 01.01.2021 утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами КГУП «Приморский экологический оператор» для населения Приморского края в размере 3690,25 руб. за 1 тонну и 437,74 руб. за 1 кубический метр отходов.
Таким образом, на 2020 год предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для населения составлял 4494,52 руб. за 1 тонну и 868,51 руб. за 1 кубический метр отходов, а с 2021 года - 3690,25 руб. за 1 тонну и 437,74 руб. за 1 кубический метр отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №354).
Согласно пункту 148(30) данных Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения №2 к настоящим Правилам.
Пунктом 9(1) приложения №2 к Правилам №354 определено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148 (30) Правил по формуле 9(1): P=n*N/12*T, где n – количество граждан, N – норматив накопления, T - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Совокупный анализ данных норм права показывает, что неотъемлемой частью формулы расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, является норматив накопления ТКО и утвержденный единый тариф.
Из материалов дела усматривается, что общество в 2020 году осуществляло начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО с применением норматива 0,902 куб.м в год и 0,0752 куб.м в месяц на проживающего в многоквартирном доме и с применением тарифа – 4494,52 руб. за 1 тонну и 868,51 руб. за 1 кубический метр отходов.
В этой связи размер оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО для проживающего в многоквартирном доме в 2020 году составлял 65,28 руб. в месяц (0,0752 куб.м * 868,51 руб./куб.м).
В свою очередь «новый» норматив накопления ТКО, установленный Приказом №37-01-09/210, вступил в действие с 28.12.2020 и составил 0,1744 куб.м, а «новый» тариф в размере 437,74 руб. вступил в действие только с 01.01.2021.
Соответственно за 4 дня декабря 2020 года (с 28 по 31 декабря) расчет оплаты был произведен по «новому» нормативу и «старому» тарифу, что составило 11,1275 руб. за 1 проживающего человека в день.
Принимая во внимание, что в квартире №92 д. 9 по ул. Островского в г. Арсеньев зарегистрировано 4 человека, сумма начислений за период с 28.12.2020 по 31.12.2020 составила 11,1275 руб. * 4 человека = 44,51 руб., что нашло отражение в соответствующем платежном документе за январь 2021 года.
С учетом изложенного следует признать, что порядок определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 28 по 31 декабря 2020 года был осуществлен предприятием в соответствии с действующим нормативным регулированием, исходя из нормативных значений, установленных Приказом №37-01-09/210.
При таких обстоятельствах у жилищной инспекции не имелось правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания с возложением на регионального оператора обязанности осуществить перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 28 по 31 декабря 2020 года и исключить из начисления платы за оказанную услугу сумму в размере 44,51 руб., начисленную потребителям и отраженную в платежном документе за январь 2021 года в графе «перерасчет».
Делая указанный вывод, апелляционная коллегия отмечает, что в силу буквального указания статьи 157 ЖК РФ, статьи 6 Закона №89-ФЗ, пункта 2 Правил №269 полномочия по установлению нормативов накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом на основании пункта 17 Правил №306 такое решение публикуется в 10-дневный срок после его принятия в официальных печатных средствах массовой информации, что и имело место в спорной ситуации.
Учитывая, что порядок вступления в законную силу Приказа №37-01-09/210 определен в тексте самого приказа и не подлежит расширительному толкованию, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований считать, что данный нормативный правовой акт имеет иную дату применения, нежели установленную указанным Приказом.
Аналогичные пояснения даны в письме Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 20.05.2022 №р25-37-05/3868.
Кроме того, реализация дискреционных полномочий указанного органа исполнительной власти нашла отражение и в Приказе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 12.05.2021 №37-01-09/63 «О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 04 декабря 2017 года №365 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Приморского края», в соответствии с которым нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Приморского края были изложены в новой редакции. При этом на основании пункта 4 названного Приказа он вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 28 декабря 2020 года, за исключением пункта 9 приложения к приказу.
Таким образом, учитывая, что Приказ №37-01-09/210 об утверждении «нового» норматива накопления ТКО прямо предусматривает порядок вступления его в законную силу (с 28.12.2020), а также исходя из положений статьи 6 Закона №89-ФЗ, предусматривающей исключительность компетенции органов субъектов РФ по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, следует признать, что предприятие не могло проигнорировать положения данного нормативного правого акта, являющегося обязательным для его применения, в связи с чем обоснованно произвело перерасчет, отразив в платежном документе за январь разницу между «старым» и «новым» нормативом.
Основания для применения нормативных значений, установленных Приказом №37-01-09/210, не с 28.12.2020, а с 01.01.2021 инспекцией в ходе рассмотрения настоящего спора не приведены.
Довод органа жилищного надзора о том, что примененный предприятием расчет платы с использованием ежедневного норматива противоречит формуле, приведенной в пункте 148(30) Правил №354, судебной коллегией не принимается, поскольку сравнение указанной нормы права с расчетом платы, примененным заявителем, таких нарушений не выявил.
В данном случае по обоснованному утверждению регионального оператора возможность перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за 4 календарных дня следует из положений самих Правил №354, в пункте 101 которого установлена необходимость уменьшения размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества, определенного за расчетный период в соответствии с приложением №2 к настоящим Правилам, на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, что сходно со спорной ситуацией.
Соответственно установленная пунктом 9(1) приложения №2 к Правилам №354 формула расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не препятствует осуществлению перерасчета в спорном периоде.
К аналогичному выводу суд апелляционной инстанции приходит и при оценке довода инспекции о том, что расчетным периодом для оплаты коммунальных услуг является календарный месяц (пункт 37 Правил №354, типовой договор), учитывая, что данное обстоятельство не изменяет порядок вступления в силу норматива накопления ТКО, установленный Приказом №37-01-09/210.
Позиция органа жилищного надзора об отсутствии правовых оснований для применения «нового» тарифа ранее начала календарного года по мотиву доминирующего положения КГУП «ПЭО» на рынке услуг по обращению с ТКО, судом апелляционной инстанции признается ошибочной, поскольку в спорной ситуации предприятием не был применен «новый» тариф раньше периода его установления, а был осуществлен перерасчет на основании «нового» норматива, вступившего в действие 28.12.2020.
Что касается ссылок жилищной инспекции на пункт 15 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 №524/пр, то данное положение содержит рекомендации по срокам пересмотра нормативов, что не вступает в противоречие с положениями Правил №306, устанавливающими возможность изменения нормативов коммунальных услуг органом исполнительной власти субъекта РФ.
Таким образом, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что оспариваемое предписание инспекции от 10.03.2021 №51-03-14/01 не соответствует жилищному законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, что свидетельствует о наличии в данном случае предусмотренной статья 198, 201 АПК РФ совокупности условий, необходимых для признания предписания недействительным.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предприятия, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ отменить, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Соответственно апелляционная жалоба КГУП «ПЭО» подлежит удовлетворению.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы подлежат перераспределению судебные расходы по уплате госпошлины по заявлению и апелляционной жалобе руб., которые на основании статьи 110 АПК РФ в общей сумме 4500 руб. относятся судом апелляционной инстанции на инспекцию. В оставшейся части государственная пошлина, излишне уплаченная предприятием при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату плательщику из бюджета в порядке в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.02.2022 по делу №А51-7253/2021 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Приморского края от 10.03.2021 №51-03-14/01 как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Приморского края в пользу краевого государственного унитарного предприятия «Приморский экологический оператор» судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе в сумме 4500 руб. (четыре тысячи пятьсот рублей).
Возвратить краевому государственному унитарному предприятию «Приморский экологический оператор» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб. (одна тысяча пятьсот рублей), излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению №1813 от 17.03.2022 через ПАО АКБ «Приморье» г. Владивосток. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Н.Н. Анисимова |
Судьи | А.В. Гончарова О.Ю. Еремеева |