ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-880/07 от 11.07.2007 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

Резолютивная часть постановления оглашена 11.07.2007. Полный текст изготовлен 16.07.2007.

г. Владивосток

16 июля 2007г. Дело №А51- 880/2007 32-35

Арбитражный суд в составе:

председательствующего Скокленевой В.А.

судей Г.Н. Палагеша, Гарбуз В.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовой Е.В.

при участии в заседании:

от МУП «ПТЭ» - ФИО1, доверенность от 26.12.06, паспорт 0503 №609223;

от Министерства финансов РФ – ФИО2, доверенность от 15.01.07 №11-27/17, уд. №582;

от Департамента финансов Администрации Приморского края – ФИО3, доверенность от 23.05.07 №24/06-01, уд.2545;

от администрации МО Кавалеровский район – представитель не явился, извещен надлежаще.

рассмотрел   в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение Арбитражного суда Приморского края от 10 апреля 2007г. по делу №А51-880/2007 32-35, принятое судьей Овчинниковым В.В.   по иску Краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» в интересах т/района Кавалеровского филиала «Дальнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго» к Администрации МО Кавалеровский район, финансовому департаменту Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

о взыскании 5218648 руб.54 коп.

установил  :

Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» (в интересах т/района Кавалеровский филиала «Дальнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго») (далее по тексту – КГУП «Примтеплоэнерго» в лице филиала «Кавалеровский») обратилось с иском к Администрации муниципального образования Кавалеровский район, финансовому департаменту Администрации Приморского края, Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю о взыскании 5378492 руб. 24 коп., составляющих расходы по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг населению, проживающему в Кавалеровском районе.

Определением суда от 17.01.07 исковые требования по делу №А51-13646/06 34-313 разъединены в отдельные производства, и в рамках настоящего дела рассмотрены требования о взыскании 5218647 руб. 25 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Федерального закона «О ветеранах» в 2003, 2004 годах.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, истец увеличил исковые требования и просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации и департамента финансов Администрации Приморского края 5218648 руб.54 коп.

Решением суда от 10.04.2007 года уточненные исковые требования удовлетворены, заявленная к возмещению сумма взыскана с казны Российской Федерации. Судебный акт был мотивирован тем, что факт причинения истцу убытков в связи с неисполнением Министерством финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю обязанности возместить расходы истца, связанные с предоставлением льгот населению по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» доказан материалами дела. В удовлетворении исковых требований к администрации МО Кавалеровский район и департаменту финансов Администрации Приморского края отказано, поскольку обязанность обеспечить реализацию установленных федеральным законом льгот для ветеранов лежит на казне Российской Федерации на основании статей 125,1069,1071 Гражданского кодекса РФ.

Управление Федерального казначейства по Приморскому краю, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, и просит судебный акт отменить. В обоснование жалобы ссылается на п.2 ч.1 ст.10 ФЗ «О ветеранах» в соответствии, с которым расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ. На этом основании заявитель жалобы считает, что обязательство по возмещению указанных расходов лежит на субъекте РФ, а не на Министерстве финансов РФ. Согласно п.2. ст.10 ФЗ «О ветеранах» целевое финансирование расходов по реализации гражданам права на льготную оплату коммунальных услуг осуществляется не предварительно, а по факту наличия у субъекта РФ соответствующих расходов (в данном случае возмещения энергоснабжающей организации выпадающих доходов) путем взаиморасчетов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. О таком порядке финансирования расходов субъектов РФ свидетельствуют, в частности пункты 1, 3.1 постановления Правительства РФ от 30.07.1998 №862, которым утверждена «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах», которым государственные полномочия РФ по финансированию льгот на коммунальные услуги переданы на муниципальный уровень, следовательно, соответствующие полномочия РФ прекращены. Указанное постановление Правительства принято с целью урегулирования межбюджетных отношений, возникающих при исполнении законов, принятых без определения источников финансирования и разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней. Кроме того, постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 №387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным и другим организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Данный порядок устанавливает, что финансирование указанных расходов производится из средств краевого бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края. Денежные средства на реализацию мер социальной поддержки были предусмотрены в Законах Приморского края «О краевом бюджете» на 2003, 2004 годы для передачи в качестве субвенций. Кроме того, заявитель жалобы указал на пропуск исковой давности, сославшись на статьи 196, 200 Гражданского кодекса РФ.

Представитель Управления федерального казначейства по Приморскому краю в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель КГУП «Примтеплоэнерго» в лице филиала «Кавалеровский» с апелляционной жалобой не согласился, считает принятое решение законным и обоснованным, представил письменный отзыв.

Представитель департамента финансов Администрации Приморского края с жалобой также не согласился.

Администрация Муниципального образования Кавалеровский район, извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, своего представителя в суд не направила, письменный отзыв на жалобу не представлен.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя администрации МО Кавалеровский район по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.

25.07.2003 года между КГУП «Примтеплоэнерго» лице филиала «Кавалеровский» и Администрацией муниципального образования Кавалеровский район был заключен договор на возмещение расходов, связанных с реализацией льгот в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

По условиям договора администрация МО Кавалеровский район взяла на себя обязательство перечислять денежные средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, инвалидам и семьям, имеющих детей – инвалидов, реабилитированным, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, героям СССР и полным кавалерам ордена Славы по оплате коммунальных услуг КГУП «Примтеплоэнерго» в лице филиала «Кавалеровский» в пределах средств, предусмотренных и фактически поступивших в бюджет муниципального образования за счет целевых средств краевого бюджета на реализацию Федеральных законов и в доле, причитающейся бюджетополучателю, согласно бюджетной росписи, в течение не более трех дней со дня их поступления.

Из материалов дела судом установлено, что КГУП «Примтеплоэнерго» в лице филиала «Кавалеровский»в период 2003, 2004 годов предоставляло за счет собственных средств льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на 50 % скидку по оплате соответствующих услуг всем категориям ветеранов в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона «О ветеранах» - ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы, ветеранам труда, инвалидов ВОВ, за спорный период составила 20739007,72 рублей. Согласно сведениям Администрации МО Кавалеровский район расходы КГУП «Примтеплоэнерго» в лице филиала «Кавалеровский»по предоставленным льготам на основании Федерального закона «О ветеранах» истцу возмещены частично в сумме 15520359,57 рублей.

Таким образом, материалами дела установлено, что КГУП «Примтеплоэнерго» в лице филиала «Кавалеровский» свои обязательства по договору исполнило, однако в результате предоставления льгот в 2003-2004 годах в виде 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг жителям муниципального образования Кавалеровский район, подпадающих под действие Федерального закона «О ветеранах» понесло убытки в сумме 5218648 руб. 54 коп., которые не были компенсированы. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела списками льготников, отчетами, квитанциями по оплате услуг теплоснабжения и горячей воды, счетами-фактурами, платежными документами.

В связи с невозмещением расходов по предоставлению льгот в полном объеме, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, коллегия пришла к следующему.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Согласно подпункту «б» пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ (пункт 4 ст.130, ст.133,136 Кодекса) средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий.

В силу части 2 статьи 49 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Судом установлено, что в период с 2003 по 2004 годы средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом «О ветеранах» из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации не передавались, поскольку не были предусмотрены федеральным бюджетным законодательством.

Вместе с тем, статьей 25 Закона Приморского края от 21.01.03 №31-КЗ «О краевом бюджете на 2003 год» для целей финансирования расходов по возмещению льгот на реализацию Закона «О ветеранах» для муниципальных образований были предусмотрены средства в размере 464774 тыс. руб. Законом Приморского края от 29.12.03 №91-КЗ «О краевом бюджете на 2004 год» в состав расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий на реализацию Закона «О ветеранах» в части предоставления льгот МО Кавалеровский район запланировано 506223 тыс.руб.

Согласно Закону Приморского края «Об исполнении краевого бюджета за 2003 год» от 08.06.2004 №115-КЗ, Закону Приморского края «Об исполнении краевого бюджета за 2004 год» названные средства доведены до муниципального образования Кавалеровский район в 2003 году – 5682 тыс. руб., в 2004 году – 8411 тыс. руб., которые распределены между предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, материалами дела доказан факт выделения казной Приморского края денежных средств в бюджет муниципального образования. Однако объем переданных средств не покрыл фактические расходы истца на предоставление льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».

Объем заявленных истцом ко взысканию убытков в сумме 5218648 руб.54 коп. подтверждается счетами-фактурами за 2003-2004 годы, справками-расчетами по возмещению из бюджета суммы льготы за 2003-2004 годы, распоряжениями о взаимозачете с КГУП «Примтеплоэнерго», актами сверками на 01 января 2003 года и 01 января 2004 года, сведениями о предоставлении льгот за 2004 год с указанием задолженности за 01.01.2004 года.

Вместе с тем, расходы, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, возмещаются по муниципальному жилищному фонду в порядке, установленном субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации» от 24.06.1999 №119-ФЗ разделение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области социальной защиты производится по уровню государственной власти, принявшей соответствующее решение. Обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, являются реализацией полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину иди юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Неисполнение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, повлекло возникновение убытков. В силу статьи 1071 Кодекса от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

В связи с этим оснований для возложения ответственности на орган местного самоуправления, либо на субъект Российской Федерации, которые лишь осуществляли отдельные государственные полномочия в пределах переданных ему на эти цели финансовых средств, не имеется. Расходования средств, выделенных на финансирование расходов по реализации Федерального закона «О ветеранах», не по целевому назначению не выявлено.

Судом установлено, что Приморским краем как субъектом Федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации спорных расходов, предусмотрены в бюджете собственные расходы на реализацию указанного Федерального закона, но в пределах своих финансовых возможностей.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в 2003-2004 годах истцом предоставлены льготы по оплате услуг КГУП «Примтеплоэнерго» в лице филиала «Кавалеровский», предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», на сумму, не покрытую в полном объеме из федеральных средств, и что полученные из бюджета субъекта РФ денежные средства переданы муниципальным образованиям Приморского края полностью.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно определил, что сумма компенсации подлежит возмещению за счет средств бюджета Российской Федерации, следовательно, надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов РФ.

Отклоняя довод Министерства финансов Российской Федерации о пропуске КГУП «Примтеплоэнерго» в лице филиала «Кавалеровский» срока исковой давности коллегия считает правильным вывод суда о том, что в силу статьи 12 Бюджетного кодекса РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря. Исходя из этого, и в соответствии с частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2003г. льгот, начал течь по окончании финансового года, т.е. с 01.01.2004 и истекает соответственно 01.01.2007, в связи с чем обращение истца с исковыми требованиями произошло в пределах срока исковой давности.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены оспариваемого решения у коллегии не имеется.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 10 апреля 2007г. по делу №А51-880/2007 32-35 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий В.А. Скокленева

Судьи Г.Н. Палагеша

В.Ю. Гарбуз