43/2022-11319(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Черняк Л.М., Ширяева И.В.
при участии:
от акционерного общества «Находкинский морской торговый порт»: представитель не явился;
от Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Находкинский морской торговый порт»
на решение от 29.11.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022
по делу № А51-9384/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества «Находкинский морской торговый порт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692904, <...>)
к Дальневосточному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский
пр-кт, 29)
о признании недействительным предписания
У С Т А Н О В И Л :
[A1] Акционерное общество «Находкинский морской торговый порт» (далее – АО «НМТП», общество) обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным предписания Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление Росприроднадзора, административный орган) от 03.03.2021 № 15-123-КНД/2021.
Решением суда от 29.11.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Ссылается на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. Приводит доводы об ошибочности выводов судов о том, что установленный обществом колесоотбойный брус не соответствует водоохранным сооружениям и не препятствует стеканию ливневых и талых вод в бухту Находка; а также об исполнимости оспариваемого ненормативного акта, поскольку предписание вынесено в период исполнения обществом решения суда и осуществления действий по оборудованию территории очистными сооружениями и получению разрешительной документации до истечения срока, установленного судебным актом.
Определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.05.2022 в связи с наличием технической возможности удовлетворено ходатайство АО «НМТП» об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, однако его представитель участия в судебном заседании путем использования системы веб-конференции не принял.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.01.2021 № 123-КНД в отношении АО «НМТП» проведена внеплановая выездная проверка с целью установления факта исполнения/неисполнения ранее выданных предписаний от 02.08.2019 № 444-01/2019 (со сроком исполнения до 10.01.2021), от 13.03.2019 № 65/1 (со сроком исполнения до 30.04.2020), которыми обществу
[A2] предписывалось оборудовать территорию предприятия сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта (бухты Находка) от загрязнения, засорения, заиления сточными водами; привести показатели, сбрасываемых сточных вод с территории АО «НМТП» в соответствии с нормативами допустимого воздействия на бухту Находка Японского моря.
Проверкой, по результатам которой составлен акт от 03.03.2021 № 123- КНД, установлено, что обществом реализуется проект строительства очистных сооружений, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы. В соответствии с проектными решениями в бухту Находка исключён сброс хозяйственно-бытовых сточных вод от производственных площадок УТ-1 (ул. Портовая, 22, ведутся строительно-монтажные работы по оборудованию территории очистными сооружениями, а именно: строительство аккумулирующих резервуаров, укладка сетей дождевой канализации, водоотводных лотков) и ГУТ-2 (ул. Астафьева, 13, ведутся строительно-монтажные работы очистных сооружений поверхностного стока, подготовительные работы и восстановление дорог и перекрытий, работы по устранению выявленных замечаний, подготовка к сдаче объекта капитального строительства). Вышеуказанные сточные воды передаются в МУП «Находка - Водоканал».
В ходе проверки обществом не были представлены документы, указанные в пункте 13 Приказа о проведении внеплановой выездной проверки № 123- КНД, а именно: результаты анализов сбрасываемых сточных вод, которые бы подтверждали выполнение предписания от 13.03.2019 № 65/1 (срок исполнения до 30.04.2020) в части приведения показателей в соответствие с действующими нормативами. Проверкой также установлено неисполнение предписания от 02.08.2019 № 444-01/2019, которым обществу предписывалось в срок до 10.01.2021 оборудовать территорию АО «НМТП» сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта (бухты Находка) от засорения, загрязнения, заиления, что является нарушением требований статей 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7- ФЗ).
По результатам проверки Управлением Росприроднадзора
АО «НМТП» выдано предписание от 03.03.2021 № 15-123-КНД/2021 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в срок до 04.10.2021.
Общество, не согласившись с вышеназванным предписанием, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
[A3] В соответствии со статьёй 3 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Часть 8 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) предусматривает, что ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
Частью 2 статьи 55 ВК РФ установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для
[A4] здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 ВК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, установив, что общество в установленный в вышеупомянутых предписаниях срок не выполнило обязанность по обеспечению территории АО «НМТП» соответствующими сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта (бухты Находка) от засорения, загрязнения, заиления и ввод их в эксплуатацию не выполнена; на момент проверки указанные сооружения не достроены, суды правомерно признали оспариваемое предписание законным, обоснованным, исполнимым, выданным Управлением Росприроднадзора в пределах предоставленных ему полномочий, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества о том, что установленный на территории терминалов колесоотбойный брус препятствует стеканию ливневых и талых вод в бухту Находка, а обустройство причалов данным колесоотбойным брусом является выполнением ранее выданного предписания, были предметом тщательного исследования в арбитражном суде и мотивированно, со ссылкой на часть 16 статьи 65 ВК РФ, устанавливающую исчерпывающий перечень сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от засорения, загрязнения, заиления и истощения вод, отклонен.
Общество является пользователем объектов, находящихся в водоохранной зоне, необорудование спорных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод и для очистки сточных вод, как правильно указали суды, противоречит положениям части 2 статьи 55, части 6 статьи 56, части 16 статьи 65 ВК РФ.
Судами отклонена ссылка заявителя на решение Находкинского городского суда Приморского края от 05.07.2016 по делу № 2-2903-16, а также Определения Находкинского городского суда от 15.01.2021 № 1365/2021, согласно которым АО «НМТП» предоставлена отсрочка исполнения решения суда по оборудованию территории сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод при выдаче должностным лицом предписания правового значения не имели, поскольку определение Находкинского городского суда от 15.01.2021 № 13-65/202 на момент его вынесения о предоставлении отсрочки не вступило в законную силу (дата вступления в силу 29.03.2021).
Суды, отклоняя доводы общества, обоснованно указали, что содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки, касающиеся конкретных действий, направленных на прекращение и устранение
[A5] выявленных нарушений, которые необходимо совершить, доступны для понимания, при этом решение вопроса о способе устранения нарушений принадлежит исключительно АО «НМТП» в рамках его внутренней хозяйственной деятельности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу свидетельствуют о несогласии с выводами судов, основанными на оценке представленных в материалы дела доказательств и фактических обстоятельств спора, свидетельствуют о неверном толковании норм действующего законодательства, не влияют на правильность выводов судебных инстанций и не опровергают их, направлены на переоценку доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судов обеих инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.11.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 по делу № А51-9384/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.П. Филимонова
Судьи Л.М. Черняк
И.В. Ширяев