ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-943/20 от 12.08.2020 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-943/2020

13 августа 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено августа 2020 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Хасанскому району Приморского края,

апелляционное производство № 05АП-4157/2020

на решение от 09.07.2020

судьи Тимофеевой Ю.А.

по делу № А51-943/2020 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Хасанскому району Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к акционерному обществу «Торговый Порт Посьет» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании задолженности в размере 228 000 рублей,

при участии: стороны не явились,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Хасанскому району Приморского края (далее – Пенсионный фонд, заявитель, управление) обратилось в суд с заявлением о взыскании с акционерного общества «Торговый Порт Посьет» (далее – страхователь, ответчик, общество, АО «Торговый Порт Посьет») финансовых санкций в сумме 228 000 руб., в том числе: в сумме 227 000 руб. за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года (тип формы «исх»), 1000 руб. за недостоверное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2002, 2007, 2008, 2009 годы.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 09.07.2020 заявление Пенсионного фонда удовлетворено частично. Суд взыскал с  АО «Торговый Порт Посьет» в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 11 350 рублей финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2000 рублей. В остальной части заявления в удовлетворении требований отказал. Также наложил на управление судебный штраф в размере 2000 рублей, подлежащий взысканию в доход федерального бюджета.

Не согласившись решением от 09.07.2020, управление обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы и дополнений к ней, заявитель ссылается на отсутствие у суда оснований для снижения, взыскиваемого управлением штрафа за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года (тип формы «исх») в 20 раз, поскольку общество не представило документально подтверждение наличия смягчающих вину обстоятельств.

В отношении отказа во взыскании штрафа в размере 1000 руб. за недостоверное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2002, 2007, 2008, 2009 годы, Пенсионный фонд поясняет, что 27.08.2019 управление выявило несоответствия в представленных обществом сведениях и в этот же день направило обществу уведомление об устранении ошибок. Вместе с тем обществом не были представлены сведения в отношении 4 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы «корр»), что явилось основанием для начисления штрафа, частично оплаченного ответчиком.

Также заявитель не согласен с наложением на него судебного штрафа в размере 2000 рублей в связи с неполучением определений от 18.02.2020, 17.03.2020, 13.04.2020, 06.05.2020, а также в связи со сложившейся в стране эпидемиологической ситуацией и режимом самоизоляции.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, который суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) приобщил к материалам дела.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, обществом через канцелярию суда заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие сторон по имеющимся в материалах дела документам.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.

19.11.2019 страхователем в адрес Пенсионного фонда направлены сведения в отношении 454 застрахованных лиц по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года (тип формы «исхд»).

Пенсионным фондом была проведена проверка представленных сведений, по результатам которой составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.11.2019 № 035S18190017857.

По результатам рассмотрения указанного акта Пенсионным фондом вынесено решение от 13.12.2019 № 035S19190018619, согласно которому общество было привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 227000 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года (тип формы «исхд») на 454 застрахованных лица (500 руб. * 454 чел.).

30.12.2019 заявителем в адрес общества выставлено требование об уплате финансовых санкций в сумме 227000 рублей в срок до 09.01.2020.

Кроме того, при проведении проверки представленных обществом сведений за 2002 – 2009 годы были выявлены ошибки в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, которые были учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица за периоды позже даты смерти застрахованных лиц, а именно следующие застрахованные лица: ФИО1 043-710-917 35 умер 05.08.2009, ФИО2 110- 730-679 14 умер 15.08.2002, ФИО3 043-711-002 15 умер 26.02.2008, ФИО4 070-163-608 29 умер 26.08.2007.

27.08.2019 страхователю было направлено уведомление об устранении выявленных ошибок. Обществом данное уведомление не исполнено.

По результатам проведенной Пенсионным фондом проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 4 застрахованных лиц, выразившееся в непредставлении сведений по форме СЗВ-СТАЖ (тип формы «корр»), о чем составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.11.2019 № 035S18190017662.

По результатам рассмотрения данного акта и других материалов проверки Пенсионным фондом принято решение от 11.12.2019 № 035S19190018459 «О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», согласно которому страхователь привлечен к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) за недостоверное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2002, 2007, 2008, 2009 годы в виде штрафа в сумме 2000 руб. (500 руб. * 4 чел.).

На основании указанного решения Пенсионным фондом в адрес общества направлено требование от 27.12.2019 об уплате финансовых санкций в сумме 2000 руб. в срок до 09.01.2019. Страхователем частично оплачен штраф в сумме 1000 руб.

В связи с тем, что в установленный срок общество не исполнило требования заявителя и не уплатило суммы штрафов, страховщик обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.

Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Общество как страхователь было обязано подать сведения индивидуального (персонифицированного) учета за октябрь 2019 года не позднее 15.11.2019.

Судом установлено, что АО «Торговый Порт Посьет» не своевременно представило индивидуальные сведения персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования за октябрь 2019 года – 19.11.2019. Размер штрафа, примененного к ответчику, исчислен исходя из количества застрахованных лиц в размере 227 000 рублей (454 х 500).

Вместе с тем, суд посчитал возможным уменьшить финансовые санкции в 20 раз.

Закон № 27-ФЗ не регулирует порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете. Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом, с 01.01.2017.

В этой связи, к правоотношениям по контролю за уплатой страховых взносов применимы, в частности, положения главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации «Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений» (далее - НК РФ), устанавливающие обстоятельства, смягчающие ответственность, и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств.

Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, установленный пунктом 1 статьи 112 НК РФ, не является исчерпывающим. Так, согласно подпункту 3 пункта 1 данной статьи смягчающими могут быть признаны и иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть приняты таковыми.

В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

При таких обстоятельствах, с учетом незначительного периода просрочки представления сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года (1 рабочий день), отсутствия причинения вреда бюджету, суд первой инстанции обоснованно посчитал  возможным применить смягчающие обстоятельства и снизить размер штрафа в 20 раз с 227000 рублей до 11350 рублей.

Доводы управления об отсутствии оснований для снижения размера штрафа коллегией отклоняются с учетом вышеизложенного как необоснованные.

Кроме того, судом первой инстанции было отказано во взыскании штрафа в сумме 1000 рублей ввиду следующего.

Из решения управления от 11.12.2019 № 035S19190018459 следует, что обществу вменяется представление недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2002 – 2009 годы.

Обосновывая свой отказ во взыскании штрафной санкции в размере 1000 рублей, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» внесены изменения в Закон № 27-ФЗ, а именно: статья 11 Закона № 27-ФЗ дополнена пунктом 2.2, согласно которому страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные данной статьей.

Данные изменения согласно пункту 2 статьи 9 Закона № 385-ФЗ начали действовать с 01.04.2016. Следовательно, именно с указанного периода у страхователей возникла обязанность по представлению сведений по форме СЗВ-М.

С 01.01.2017 Пенсионный фонд утвердил форму СЗВ-СТАЖ (постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)»).

До указанной даты страховщики представляли сведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в составе объединенной формы РСВ-1 ПФР.

Следовательно, обязанность по представлению сведений по форме СЗВСТАЖ возникла у страховщиков, начиная с 2017 года.

Учитывая изложенное, суд считает, что в рассматриваемом случае отсутствует событие вмененного обществу правонарушения, поскольку невозможно внесение изменений в сведения, представление которых не предусмотрено законодательством в период с 2002 по 2009 годы.

Рассмотрев вопрос о наложении судебного штрафа на орган Пенсионного фонда, суд пришел к выводу о наличии оснований для наложения судебного штрафа в размере 2000 рублей.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 16 АПК РФ требования арбитражного суда о представлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и иные требования, связанные с рассматриваемым делом, являются обязательными и подлежат исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы.

Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (часть 2 статьи 16 АПК РФ).

В силу частей 2 и 3 статьи 41 АПК РФ участвующие в деле лица несут процессуальные обязанности, предусмотренные или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с Кодексом. При этом они должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами либо неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, могут привести к предусмотренным неблагоприятным последствиям для этих лиц.

В случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным арбитражным судом неуважительными, либо неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный срок на лицо, от которого истребуется доказательство, судом налагается судебный штраф в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса (часть 9 статьи 66 АПК РФ).

За неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 настоящего Кодекса в размере, установленном Федеральным законом (часть 1 статьи 332 АПК РФ).

Предоставленное арбитражному суду положениями статей 119, 120 и 332 АПК РФ полномочие по оценке действий лиц, обязанных к исполнению судебного акта, как носящих характер правонарушения и влекущих наложение судебного штрафа за неисполнение судебного акта, вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и служит одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 № 2093-О).

Как следует из материалов дела, определениями от 18.02.2020, 17.03.2020, 13.04.2020, 06.05.2020, 21.05.2020 судом были запрошены документы, имеющие значение для рассмотрения дела, в том числе: сведения (подтверждение, документы) о выявлении 27.08.2019 несоответствия сведений в СЗВ-СТАЖ, уведомление об устранении ошибок с доказательством направления ответчику и его доставке (получении), пояснения по расчету штрафа исходя из четырех нарушений (какие именно эпизоды и по каким годам составляют событие правонарушения) с приложением документов по этим эпизодам, правовые основания обязанности представления корректирующего расчета по уведомлению органа Пенсионного фонда Российской Федерации (правовые основания оценки события как нарушения).

Указанные документы были предоставлены суду посредствам почтовой связи только 17.06.2020 (письмами от 10.06.2020 № 09/3976, от 11.06.2020 № 09/4018), что расценено судом как явное и намеренное проявление неуважения к суду с учетом длительного периода непредставления запрошенных документов и сведений с 18.02.2020 по 17.06.2020.

При этом, ссылки Пенсионного фонда на неполучение определений от 18.02.2020, 17.03.2020, 13.04.2020, 06.05.2020, судом правомерно отклонены.

Копии определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения (часть 5 статьи 127 АПК РФ).

Определение суда от 30.01.2020 о принятии заявления Пенсионного фонда от 20.01.2020 № 09/344, поступившего в суд 24.01.2020, было направлено сторонам 31.01.2020 и получено заявителем и ответчиком 04.02.2020, что подтверждается почтовыми уведомлениями, имеющимися в материалах дела.

Согласно части 1 статьи 186 АПК РФ, определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Все последующие определения суда от 18.02.2020, 17.03.2020, 13.04.2020, 06.05.2020 были размещены в соответствии с частью 1 статьи 186 АПК РФ на официальном сайте Арбитражного суд Приморского края в разделе «Картотека арбитражных дел».

Частью 3 статьи 120 АПК РФ установлено, что лицо, в отношении которого рассматривается вопрос о наложении судебного штрафа, извещается о времени и месте судебного заседания с указанием оснований проведения судебного заседания. Неявка надлежащим образом извещенного лица не является препятствием к рассмотрению вопроса о наложении судебного штрафа.

Определение суда от 21.05.2020 об отложении судебного заседания, которым в том числе назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса о наложении судебного штрафа в отношении Пенсионного фонда было получено управлением 27.05.2020, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах дела.

Таким образом, порядок наложения штрафа, установленный статьей 120 АПК РФ, судом соблюден, его размер соответствует совершенным действиям и является разумным.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.

Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права.

Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.07.2020  по делу №А51-943/2020  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Л. Сидорович

Судьи

А.В. Пяткова

Т.А. Солохина