АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2022 года № Ф03-3447/2022
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2022 года .
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей: Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.,
при участии:
от Центральной акцизной таможни – представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью «Ресурс ДВ» – представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни
на решение от 17.02.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022
по делу № А51-999/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 109028, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс ДВ» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 690048, <...>)
о взыскании утилизационного сбора и пени
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее – заявитель, таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Ресурс ДВ» (далее – общество, декларант) неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 242 500 руб. за товары, задекларированные по ДТ № 10009100/110821/0121354, № 10009100/200821/0126474 и пени в размере 64 905,46 руб.
Решением суда от 17.02.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 требования удовлетворены частично: с общества в доход бюджета Российской Федерации взыскано 2 307 270,91 руб., в том числе задолженность по уплате утилизационного сбора в сумме 2 242 500 руб. и пени в сумме 64 770,91 руб., во взыскании пени в размере 134,55 руб. - отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части неудовлетворенных требований, таможня обратилась с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа, в которой просит их в части отказа во взыскании с общества пени в размере 134,55 руб. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объёме.
Таможня в жалобе настаивает, что размер пени рассчитан заявителем верно, поскольку Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (далее – Закон № 89-ФЗ)» и Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 81, Правила), регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не содержат положений о переносе последнего дня срока уплаты утилизационного сбора на рабочий день в случае, если он приходится на не рабочий день. Считает, что поскольку Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 04.04.2022 №303-ЭС22-3113 указал на возможность применения по аналогии сроков, предусмотренных положениями статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ), а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 6.1), считает возможным при исчислении сроков, указанных в пункте 11 Правил руководствоваться частью 9 статьи 4 ТК ЕАЭС и частью 12 статьи 7.1 Закона №289-ФЗ и, учитывая график работы Акцизного специализированного таможенного поста (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни ежедневно, исчислять пени не принимая во внимание график работы участников внешнеэкономической деятельности.
В представленном ходатайстве просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Общество, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Из материалов дела судами установлено, в августе 2021 года обществом на таможенную территорию ввезены и помещены под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» следующие товары: по ДТ № 10009100/110821/0121354 (товары № 4- № 8) – тракторы с фрезой для сельскохозяйственных работ на колесном ходу, бывшие в эксплуатации, код ТН ВЭД ЕАЭС 8701 91 500 0, мощностью силовой установки 20 л.с., 19 л.с., 20 л.с., 23 л.с. и 24 л.с. соответственно, (товар № 9) – трактор для лесного хозяйства с отвалом на колесном ходу, бывший в эксплуатации, код ТН ВЭД ЕАЭС 8701 92 500 0, мощностью силовой установки 36 л.с.; по ДТ № 10009100/200821/0126474 (товар №2) - трактор с фрезой для сельскохозяйственных работ на колесном ходу, бывший в эксплуатации, код ТН ВЭД ЕАЭС 8701 92 500 0, мощностью силовой установки 16 л.с.
Выпуск товаров осуществлен таможней по ДТ № 354 – 12.08.2021, по ДТ № 6474 – 20.08.2021.
В ходе контрольных мероприятий таможенным органом установлено, что декларантом не осуществлялась уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства по спорным декларациям, в связи с чем, письмом от 10.09.2021 №13-12/23484 таможенный орган уведомил декларанта о необходимости уплатить утилизационный сбор по самоходным машинам в общей сумме 2 242 500 руб., исходя из следующего расчета:
- в отношении тракторов, задекларированных по ДТ № 10009100/110821/0121354 (товары №4-№8), по ДТ № 10009100/200821/0126474 (товар № 2) – 172 500*1,8 = 310 500 руб., где 172 500 рублей – базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора; 1,8 – коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении тракторов колесных мощностью силовой установки более 5,5 л.с. и не более 30 л.с., с даты выпуска которых прошло более 3-х лет (раздел XIV Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утверждённого постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 №81 (далее – Перечень); (всего 1 863 000 руб.);
- в отношении трактора, задекларированного по ДТ № 10009100/110821/0121354 (товар № 9) – 172 500*2,2 = 379 500 руб.,
Поскольку в добровольном порядке данное требование обществом не исполнено, таможенный орган обратился с заявлением в арбитражный суд, который удовлетворяя требование частично, исходил из наличия у общества, осуществившего ввоз товара по спорным декларациям, обязанности по уплате утилизационного сбора. Вместе с тем, суд пришел к выводу о неверном расчете пеней в связи с неверно определенным периодом просрочки, в связи с чем, самостоятельно осуществил перерасчет, что привело к частичному отказу во взыскании пени в сумме 134,55 руб.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые в рассматриваемом случае приняли во внимание следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ)
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство, самоходная машина, как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона).
В силу пункта 3 статьи 24.1 Закона плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 4 этой статьи Закона порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации также устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила), а также Перечень.
В соответствии с пунктом 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа к нему не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении №1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении №2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Пунктом 11(1) Правил установлено, что документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
- выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
- фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Этим же пунктом установлено, что уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 17 Правил в случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
Из материалов дела следует, что предъявленные ко взысканию в рамках настоящего спора пени таможней начислены: в отношении товаров №4-№8, заявленных в ДТ №10009100/110821/0121354, за период с 28.08.2021 по 27.12 2021 на сумму 45 307,15 руб.; в отношении товара №9, заявленного в ДТ №10009100/110821/0121354, за период с 28.08.2021 по 27.12.2021 в размере 11 075,08 руб.; в отношении товара №2, заявленного в ДТ №10009100/200821/0126474, за период с 05.09.2021 по 27.12.2021 в сумме 8 523,33 руб.
Проверив указанный расчет, суды признали, что расчет пени по ДТ №10009100/200821/0126474 произведен неверно, в связи с неправильным указанием таможенным органом периода просрочки, в связи с чем, осуществили самостоятельный расчет пени, указав период взыскания с 07.09.2021 по 27.12.2021.
Суды установили, что выпуск товара № 2 по ДТ №10009100/200821/0126474 в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществлен 20.08.2021. Следовательно, документы, предусмотренные пунктом 11 Правил, должны были быть представлены декларантом в период по 04.09.2021 включительно. В связи с непредставлением документов в установленный срок, таможенным органом произведен расчет пени, начиная с 05.09.2021 по 27.12.2021.
Между тем, суды признавая расчет пени ошибочным по причине неверного определения таможней периода просрочки, верно указали, что поскольку последний день срока представления документов выпадает на субботу 04.09.2021, срок уплаты утилизационного сбора в данном случае должен быть перенесен с субботы 04.09.2021 на понедельник 06.09.2021, в связи с чем начисление пени должно производиться с 07.09.2021.
При этом суды учли, что ни Закон № 89-ФЗ, ни Правила, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков. В этой связи суды пришли к выводу о возможности применения по аналогии порядка исчисления сроков, предусмотренных положениями статьи 193 ГК РФ, части 6 статьи 4 ТК ЕАЭС, части 6 статьи 7.1 Закона № 289-ФЗ, а также нормами НК РФ (статья 6.1), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока уплаты обязательного платежа приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Суды руководствовались принципом универсальности воли законодателя, а также исходили из того, что, несмотря на то, что утилизационный сбор не является налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.
Самостоятельно осуществив расчет пени по ДТ №10009100/200821/0126474 за период с 07.09.2021 по 27.12.2021, исходя из суммы неуплаченного утилизационного сбора, размеров ключевой ставки Банка России и количества дней, суды пришли к выводу об обоснованности требований таможенного органа в части взыскания пени в сумме 8 388,78 руб. (всего 64 770,91 руб.), в остальной части в удовлетворении требований отказал.
Частью 6 статьи 13 АПК РФ установлено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Поскольку порядок исчисления сроков уплаты утилизационного сбора прямо не урегулирован действующим законодательством, применение порядка исчисления сроков, универсально установленного для иных отраслей права, суд кассационной инстанции находит допустимым.
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.04.2022 № 303-ЭС22-3113 по аналогичному делу №А51-9611/2021.
При этом доводы таможни возможном применении иных норм по аналогии, судом округа отклоняются в силу вышеизложенного и с учетом подхода к рассмотрению спорной ситуации, примененного в деле №А51-9611/2021.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.02.2022 в обжалуемой части, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2022 по делу № А51-999/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
Т.Н. Никитина