ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-105/20 от 12.10.2020 АС Псковской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 октября 2020 года

Дело №

А52-105/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Лущаева С.В.,

рассмотрев 12.10.2020 кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Крэйс-Восток» на решение Арбитражного суда Псковской области от 27.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу № А52-105/2020,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Крэйс-Восток», адрес: 127486, Москва, Коровинское шоссе, д. 10, стр. 2, эт. 1, оф. 102, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Псковской области, адрес: 182500, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Инспекция), от 03.12.2019 № 60091930311948500004 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 40 000 руб. административного штрафа, и об отмене решения Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области, адрес: 180017, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление), от 30.12.2019 № 25-07/15298.

Определением суда от 21.02.2020на основании статьи 227 АПК РФ заявление принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 27.05.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020, заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.

Податель кассационной жалобы указывает, что отчет о движении средств юридического лица по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 и подтверждающие документы направлен Обществом в налоговый орган заказным письмом 04.04.2019 и получен Инспекцией 12.04.2019; уточненный отчет представлен Обществом 03.09.2019, то есть в пределах срока, установленного пунктом 10 Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 № 819 (далее - Правила № 819); указание неверной даты закрытия валютного счета, которая затем исправлена на правильную в уточненном отчете, позволяет признать совершенное административное правонарушение малозначительным.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.

Как следует из материалов дела и установлено судами, при проведении проверки валютного законодательства по вопросу соблюдения резидентом установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, установлено, что Общество имеет открытый счет                        № LV5INDEA0000084871433 в банке за пределами Российской Федерации (LUMINOR BANK AS, страна местонахождения банка - Латвия),  дата закрытия счета - 12.03.2019.

По результатам проверки представленного 12.04.2019 Обществом отчета о движении средств по указанному счету за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 Инспекция установила, что в нарушение требований статьи 12 Федерального закона от10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ), пунктов 4, 5 Правил №819, на листе 1 в качестве отчетного периода указан период с 01.01.2019 по 31.03.2019, тогда как фактически отчет представлен за период с 01.01.2019 по 12.03.2019, на листе 2 отчета не указана дата закрытия счета.

Инспекция 23.08.2019 направила Обществу уведомление о необходимости внести исправления (уточнения) в отчет. Уточненный отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации представлен Обществом в Инспекцию 03.09.2019.

По факту выявленных нарушений уполномоченное лицо Инспекции 18.11.2019 составило в отношении Общества протокол                                            № 60091930311948500002 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Постановлением от 03.12.2019 № 60091930311948500004 Инспекция  признала Общество виновным в совершении названного административного правонарушения и назначило ему наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Решением Управления от 30.12.2019 № 2.5-07/15298 жалоба Общества оставлена без удовлетворения, постановление Инспекции – без изменения.

Общество оспорило постановление Инспекции и решение Управления в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций на основании оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, применения к установленным по делу обстоятельствам части 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ и пунктов 4, 5 Правил № 819, сделали вывод о наличии в действиях Общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно пункту 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с подтверждающими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям (пункт 2 части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ).

Пунктами 4, 5 Правил № 819 установлено, что юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет и документы (выписки или иные документы, выданные банком или иной организацией финансового рынка в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк или иная организация финансового рынка), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала; подтверждающие документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала. В случае закрытия юридическим лицом - резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).

Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Суды установили, что Общество, являясь резидентом, закрыло 12.03.2019 имеющийся у него счет в банке за пределами территории Российской Федерации и 19.03.2019 представило отчет о движении средств юридического лица по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, в котором не указало дату закрытия счета и указало неверный период, за который представлен отчет.

Следовательно, как верно указали суды, в данном случае представление отчета о движении средств юридического лица по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, осуществленное с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности исполнения Обществом требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

При указанных обстоятельствах в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Судами проверены порядок и сроки привлечения Общества к административной ответственности, нарушений положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено. Размер назначенного Обществу административного штрафа соответствует санкции нормы части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, отвечает критериям справедливости и соразмерности наказания. Оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности судами не выявлено.

Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 АПК РФ).

С учетом изложенного основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Псковской области от 27.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 по делу № А52-105/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Крэйс-Восток» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации не подлежит.

Судья

С.В. Лущаев