ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-1662/2022 от 07.09.2022 АС Псковской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 сентября 2022 года

г. Вологда

Дело № А52-1662/2022

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено сентября 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Болдыревой Е.Н. и     Докшиной А.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания                  Парфеновой А.С.,

при участии от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1 по доверенности от 07.12.2020, от Псковской таможни ФИО2 по доверенности от 01.02.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Псковской области от 18 июля 2022 года по делу                          № А52-1662/2022 ,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги»                  (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 107174, Москва,                            вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, улица Новая Басманная, дом 2/1, строение 1; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Псковской таможне (ОГРН <***>,                      ИНН <***>; адрес: 180000, <...>; далее – таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 17.03.2022 по делу об административном правонарушении            № 10209000-495/2022, согласно которому заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 18 июля 2022 года в удовлетворении требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Указало на отсутствие вины перевозчика, который доставляет перевозочные документы и не имеет права на вскрытие опломбированных вагонов.

Таможня в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 11.06.2021 в 21 час 11 мин на таможенный пост ЖДПП Скангали Псковской таможни, расположенный по адресу: <...>, прибыл импортный груженый поезд  № 2960 0900/285/0705 для въезда на территорию Евразийского экономического союза с товаром: «Оксид алюминия У(Гамма) - модификации (AL203, глинозем) чистотой 99,0 %, полученный кальцинацией (прокаливанием) гидроксида алюминия при температуре 800-900С. В виде порошка с размером частиц 60-150 (20-149) микрон, плотностью 3,470 (3.478) г/см куб., насыпью плотностью 0,99 (1,02) г/см куб., применяется в керамическом, огнеупорном, стеклолитейном производстве» перемещаемый по товаросопроводительным документам: накладная  от 08.06.2021 № 12008613, инвойс от 30.05.2021 № 121200536, упаковочный лист к инвойсу от 30.05.2021 № 02 от 08.06.2021, ДТ № 10228010/100621/0257479.

Данный товар перемещался в соответствии с таможенной процедурой «Выпуск для внутреннего потребления», отправителем товара является                    АО «ЭРСТЕ ЭГ'», Латвия, г.Рига, Гертрудес 4-10, продавец: Alumina Espanola S.A. (Испания), получателем товара/декларант – АО «Боровичский комбинат огнеупоров».

Международная перевозка осуществлялась перевозчиком ОАО «РЖД».

Документы и сведения представлялись в соответствии с пунктом 1 статьи 88, статьей 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза.

В ОТО и ТК № 1 т/и ЖДГПТ Скангали 11.06.2021 в 21 час 50 мин поступило уведомление от ПУ ФСБ КПП «Пыталово» (вх. № 49-01-55/0457 от 11.06.2021) о проведении под таможенным наблюдением досмотра пограничным нарядом вагонов № 58590233, 58591314, 59613604, 59615732, 59612275, 59702795, 59612580, 59700997, 59613885, 596111632, 59706796, 59705996, 59614925, 59611939, 59615716, 59613257, 59611285, 59707299, 59614040, 59611806, следующих в составе поезда № 2960 0900/285/0705.

По результатам проведенного контроля (АТН от 12.06.2021                            № 10209030/120621/000415(атн)) в порожних отсеках вагонов для глинозема и алюминия № 59613604, 59615732, 59702795, 59613885, 59611632, 59706796, 59614925 выявлен не заявленный в товаросопроводительных документах товар в виде обрезных досок различных размеров (АТО от 12.06.2021                                  № 10209030/120621/100007).

В ПЗТК т/п ЖДПН Скангали в рамках системы управления рисками 14.06.2021 проведен таможенный досмотр (АТД №10209030/140621/100011) в отношении транспортных средств – железнодорожных вагонов № 59613604, 59615732, 59702795, 59613885, 59611632, 59706796, 59614925, по результатам проведенного досмотра выявлено, что в консольных частях железнодорожных вагонов со сдвижной дверью, предназначенных для перевозки оксида алюминия, находятся доски и бруски из дерева в количестве 176 единиц с отсутствием маркировки и наличием признаков повреждения карантинными объектами, общим объемом – 2,115 м3.

В предоставленном перевозчиком комплекте товаросопроводительных документов фитосанитарный сертификат на деревянные доски и бруски (немаркированные) отсутствует.

Сотрудником отдела административных расследований Псковской таможни в отношении общества 03.03.2022 составлен протокол об административном правонарушении № 10209000-495/2022 по статье 16.3 КоАП РФ.

Таможенным органом 17.03.2022 вынесено постановление о назначении обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 55 000 руб. по статье 16.3 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.

Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 9 ТК ЕАЭС).

Пунктом 26 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что перевозчик – лицо, осуществляющего перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза, а также Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, определены Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» (далее – Решение № 318).

Согласно пункту 2.1 Положения «фитосанитарный сертификат» - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 6 декабря 1951 года, и удостоверяющий, что подкарантинная продукция соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера.

Фитосанитарный сертификат на ввозимую на таможенную территорию Евразийского экономического союза партию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска заполняется на одном из государственных языков государств-членов и (или) английском языке, если иное не установлено международными договорами государств-членов.

Согласно Примечанию к Перечню подкарантинной продукции обязательному сопровождению фитосанитарным сертификатом при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и перемещении между государствами - членами Евразийского экономического союза подлежит только подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким фитосанитарным риском.

Товары «деревянные бруски и обрезные доски различных размеров» (код 4415, 441600 0000 ТН ВЭД ЕАЭС) включены в раздел I. Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском «Перечня подкарантинной продукции»:

Таким образом, товар – «деревянные бруски и обрезные доски различных размеров», должен ввозится в сопровождении фитосанитарного сертификата.

В соответствии с пунктом 4, пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 13.08.2016 № 792 «О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» на ввозимую подкарантинную продукцию с высоким фитосанитарным риском необходимо представление фитосанитарного сертификата, за исключением случаев ввоза древесных упаковочных и крепежных материалов (при наличии специального маркировочного знака международного образца).

Как следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 89 ТК ЕАЭС, независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, указанных в настоящей статье, перевозчиком представляются документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.

Таким образом, обязанность перевозчика по предоставлению документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, прямо предусмотрена законодательством.

Как следует из материалов дела, перевозчик не представил на перевозимый товар (деревянные бруски и обрезные доски различных размеров) фитосанитарный сертификат. Также на данном товаре отсутствует необходимая маркировка.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом, что для ввоза подкарантинного товара требуется представление фитосанитарного сертификата, который на момент подачи документов для совершения таможенных операций у общества отсутствовал.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Следовательно, в действиях общества имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.

Материалы дела: протокол об административном правонарушении от 03.03.2021 и другие приложенные документы, подтверждают наличие события вмененного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства невозможности соблюдения заявителем требований законодательства в силу чрезвычайных событий или иных непреодолимых  обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Какие-либо неустранимые сомнения в виновности заявителя отсутствуют.

Довод заявителя об отсутствии вины общества, поскольку вагоны были опломбированы, судом апелляционной инстанции отклоняется. Актами таможенного досмотра  подтверждается, что обрезные доски находились в консольных частях вагонов со сдвижной дверью, которые не были опломбированы.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что перевозчиком не были должным образом исполнены возложенные на него обязанности при приеме груза к перевозке, в результате чего не соблюдены установленные запреты и ограничения на ввоз товаров на территорию ЕАЭС и (или) РФ. Возможность для соблюдения установленных запретов и ограничений при ввозе товара у перевозчика имелась.

Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона (статья 15 Конституции Российской Федерации).

Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не выявлено.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.

Процедура привлечения общества к административной ответственности и установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности соблюдены.

С учетом повторности совершения правонарушения, обстоятельств и характера допущенного нарушения, таможня назначила обществу штраф в сумме 55 000 руб.

Апелляционный суд считает размер штрафа справедливым, соответствующим тяжести совершенного правонарушения и отвечающим целям, предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 18 июля 2022 года по делу № А52-1662/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Селиванова

Судьи

Е.Н. Болдырева

А.Ю. Докшина