ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-2276/16 от 27.02.2017 АС Псковской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 марта 2017 года

г. Вологда

Дело № А52-2276/2016

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2017 года .

В полном объёме постановление изготовлено марта 2017 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,

при участии от общества ФИО1 по доверенности от 07.04.2016, ФИО2 по доверенности от 04.05.2016, от отдела ФИО3 по доверенности от 18.08.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Псковской области апелляционную жалобу Отдела  надзорной  деятельности  по  городу  Пскову Управления  надзорной  деятельности  и профилактической  работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных  бедствий по Псковской области на решение Арбитражного суда Тверской области от                   02 ноября 2016 года по делу № А52-2276/2016 (судья Буянова Л.П.),

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Тандер» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождении: 350002, <...>; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Отделу  надзорной  деятельности  по  городу  Пскову Управления  надзорной  деятельности  и профилактической  работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных  бедствий по Псковской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 180019, <...>, далее – отдел, административный орган) о признании недействительным пункта 3 предписания от  21.04.2016 № 40/1/1.

Решением суда от 02 ноября 2016 года заявленные требования удовлетворены.

Отдел с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное толкование судом первой инстанции подпункта «б»  пункта 115 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390  (далее – Правила № 390), согласно которому продажа легковоспломеняющейся продукции разрешена в зданиях организации торговли, а не в помещении, в котором общество осуществляет свою деятельность.

Общество в отзыве и его представители в судебном заседании просили решение первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным,  апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, должностными лицами отдела в период с 07.04.2016 по 21.04.2016 во исполнение распоряжения от 03.03.2016 № 37 проведена плановая выездная проверка деятельности общества по месту осуществления им предпринимательской деятельности в магазине, расположенном по адресу: <...>, на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.

По результатам проверки Отдел пришел к выводу о нарушении обществом требований частей 3 и 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ, Технический регламент) и пункта 115 Правил № 390) и выдал заявителю предписание от 21.04.2016 № 40/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 19.09.2016.

Пунктом 3 указанного предписания на общество возложена обязанность прекратить в принадлежащем ему магазине по вышеуказанному адресу осуществление розничной продажи легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (водка).

Не согласившись с указанным пунктом предписания, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование.

Из положений части 4 статьи 4 Закона № 123-ФЗ, статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон                   № 69-ФЗ) следует, что обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение возлагается на собственников имущества (объектов); лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (объектами), а также их руководителей и ответственных должностных лиц.

Согласно положениям статьи 20 Закона № 69-ФЗ, частей 2, 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 16 Закона № 69-ФЗ Правительство Российской Федерации утвердило Правила № 390.

В силу подпункта «б» пункта 115 названных Правил на объектах организаций торговли запрещается осуществлять продажу легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов (в том числе баллонов с газом, лакокрасочных изделий, растворителей, товаров в аэрозольной упаковке), пороха, капсюлей, пиротехнических и других взрывоопасных изделий, если объекты организаций торговли размещены в зданиях, не являющихся зданиями класса функциональной пожарной опасности Ф 3.1, определенного в соответствии с Законом № 123-ФЗ.

Следовательно, для вывода о нарушении требований частей 3 и 4 статьи 4 Закона № 123-ФЗ и подпункта «б» пункта 115 Правил № 390 в силу положений статьей 65 и 200 АПК РФ отдел должен доказан факт реализации обществом легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов в здании, не являющемся зданием класса функциональной пожарной опасности Ф 3.1.

В рассматриваемом случае административный орган указывает, что им установлен факт предложения к продаже водки в торговом зале магазина общества.

Вместе с тем, доказательств того, что реализуемая обществом водка является легковоспламеняющейся и  горючей жидкостью не предъявлено.

Ссылка на предъявленное в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции письмо Федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «испытательная пожарная лаборатория по Псковской области»  от 22.12.2016 № 1190-36 таким доказательством не является, поскольку содержит в себе мнение начальника указанного учреждения без ссылок на нормативно-правовую базу и  исследования специалистов. Кроме того, в рамках проведенной отделом проверки деятельности общества образцы реализуемой продукции не изымались и на исследование не передавались.

Следует также отметить, что из буквального толкования подпункта «б» пункта 115 Правил № 190 можно сделать вывод о том, что продажа легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, запрещена на объектах организаций торговли, размещенных в зданиях, не являющихся зданиями класса функциональной пожарной опасности Ф 3.1 (организации торговли).

Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности установлена в статье 32 Технического регламента, частью 1 которой определено, что здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности подразделяются в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна.

В силу подпункта «в» пункта 1 части 1 статьи 32 Закона № 123-ФЗ многоквартирные жилые дома отнесены к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.3.

Согласно подпункту «а»  пункта 3 части 1 статьи 32 указанного Закона здания организаций торговли отнесены к функциональной пожарной опасности Ф 3.1.

Административный орган считает, что поскольку принадлежащее обществу помещение расположено на первом этаже жилого дома, то соответственно занимаемое обществом помещение также относится к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.3.

Вместе  с тем,  из буквального толкования нормы, содержащейся в части 1 статьи 32 Закона № 123-ФЗ, следует, что под зданием понимается не только здание в целом, но и сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой.

Подтверждается материалами дела и не оспаривается отделом, что  занимаемое обществом помещение по адресу: <...> в соответствии со статьей 32 Закона № 123-ФЗ относится  к классу функциональной безопасности Ф 3.1.

Следовательно, рассматриваемый довод административного органа не основан на нормах права и опровергается предъявленными в дело доказательствами. 

Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995  № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

Согласно пункту 10 статьи 2 названного Закона водка – это спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 процентов объема готовой продукции.

Тот факт, что водка является алкогольной продукцией, сторонами не оспаривается.

Статьей 16 Закона № 171-ФЗ установлен исчерпывающий переченьмест и территорий, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Запрета на реализацию алкогольной продукции на первых этажах жилых домов в нем не установлено.

Доказательств того, что общество осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на объектах, перечисленных в статье 16 Закона № 171-ФЗ, административным органом в материалы дела не представлено.

Частью 5 статьи 16 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

В рассматриваемом случае дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции на территории Псковской области установлены постановлением администрации Псковской области от 28.01.2015 № 29.

Однако указанное постановление запрет на продажу алкогольной продукции в стационарном объекте, расположенном на первом этаже многоквартирного жилого дома, также не содержит.

Пункт 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ устанавливает еще один запрет на оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно без соответствующей на осуществление указанной деятельности лицензии.

При этом из материалов дела следует, что деятельность по розничной продаже алкогольной продукции общество осуществляет на основании выданной ему лицензии от 16.02.2005 № 60РПА0000255, что не отрицается и административным органом.

Из материалов дела также следует, что по результатам проведения указанной выше плановой выездной проверки отделом вынесено постановление от 27.04.2016 № 64 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, послужившее основанием для вынесения оспариваемого предписания.

Не согласившись с названным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.

Решением Псковского городского суда от 31.05.2016 по делу                        № 12-279/2016 постановление от 27.04.2016 № 64 оставлено без изменения, а жалоба общества – без удовлетворения.

Решением Псковского городского суда от 25.07.2016 судебный акт суда первой инстанции изменен, исключено указание на нарушение обществом подпункта «б» пункта 115 Правил № 390. В мотивировочной части решения Псковский областной суд указал, что магазин «Магнит», пристроенный к многоквартирному жилому дому по адресу: <...>, относится к зданию класса функциональной пожарной опасности Ф3.1 и при таких обстоятельствах в действиях общества нарушения правил пожарной безопасности в отношении продажи водки на указанном объекте торговли отсутствуют.

С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о правильности вывода суда первой инстанции о том, что пункт 3 предписания от 21.04.2016 № 40/1/1 является недействительным, поскольку отделом не доказан факт нарушения обществом требований Технического регламента, Правил № 390, а не усматривается нарушений Закона № 171-ФЗ.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Псковской области от 02 ноября 2016 года по делу № А52-2276/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных  бедствий по Псковской области по деятельности Отдела  надзорной  деятельности  по  городу  Пскову Управления  надзорной  деятельности  и профилактической  работы ГУ МЧС России по Псковской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина