ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-2276/2016 от 29.06.2017 АС Псковской области

625/2017-29802(3)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.06.2017.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Кудина А.Г., судей Любченко И.С., Подвального И.О., 

при участии от акционерного общества «Тандер» ФИО1  (доверенность от 24.11.2016 № 2-4/941), от Отдела надзорной деятельности и  профилактической работы по городу Пскову Управления надзорной  деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства  Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области  ФИО2 (доверенность от 26.04.2017 № 2392-16-8), 

рассмотрев 29.06.2017 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу  Пскову Управления надзорной деятельности и профилактической работы  Главного управления Министерства Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий по Псковской области на решение Арбитражного суда  Псковской области от 02.11.2016 (судья Буянова Л.П.) и постановление  Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 (судьи  Осокина Н.Н., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу № А52-2276/2016, 

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Тандер», место нахождения: 350002, <...>, ОГРН <***>, ИНН  <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской  области с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической  работы по городу Пскову Управления надзорной деятельности и  профилактической работы Главного управления Министерства Российской  Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области (далее -  Отдел), о признании недействительным пункта 3 предписания от 21.04.2016   № 40/1/1. 

Решением суда первой инстанции от 02.11.2016, оставленным без  изменения постановлением апелляционного суда от 06.03.2017, пункт 3  предписания Отдела признан недействительным. 

В кассационной жалобе Отдел, ссылаясь на неправильное применение  судами двух инстанций норм материального права, просит решение и  постановление отменить. 

В судебном заседании представитель Отдела поддержал доводы, 


изложенные в жалобе, а представитель Общества просил в удовлетворении  жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзыве. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на  основании распоряжения от 03.03.2016 № 40 Отдел в отношении Общества в  период с 07.04.2016 по 21.04.2016 провел плановую проверку объекта защиты,  расположенного в городе Пскове на Инженерной улице в доме № 18. 

По результатам проверки Обществу было выдано предписание от  21.04.2016 № 40/1/1, в пункте 3 которого предложено в срок до 19.09.2016  устранить нарушения требований статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008   № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»  (далее - Закон № 123-ФЗ), а также пункта 115 «Правил противопожарного  режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее – ППР   № 390). 

Общество не согласилось с предписанием в части устранения указанного в  пункте 3 нарушения, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в  арбитражный суд. 

Суды двух инстанций, удовлетворяя требования заявителя в части  признания недействительным пункта 3 предписания правомерно  руководствовались следующим. 

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной  безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными  юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и  форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ). 

В силу статьи 2 Закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о  пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и  включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с  ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и  иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые  акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. 

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц,  государственного и муниципального имущества от пожаров принят Закон №  123-ФЗ, которым определены основные положения технического регулирования  в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной  безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям,  сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической  продукции и продукции общего назначения. 

В соответствии с частями 2, 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным  правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся  технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О  техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные  правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для  исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по  пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил,  содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы,  содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на  добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего  Федерального закона. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 


№ 390 утверждены «Правила противопожарного режима в Российской  Федерации» (далее - Правила № 390). 

Подпунктом «б» пункта 115 Правил № 390 установлено, что на объектах  организаций торговли запрещается осуществлять продажу  легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов (в том числе  баллонов с газом, лакокрасочных изделий, растворителей, товаров в  аэрозольной упаковке), пороха, капсюлей, пиротехнических и других  взрывоопасных изделий, если объекты организаций торговли размещены в  зданиях, не являющихся зданиями класса функциональной пожарной опасности  Ф3.1, определенного в соответствии с Федеральным законом «Технический  регламент о требованиях пожарной безопасности». 

Классификация зданий, сооружений по функциональной пожарной  опасности дана в статье 32 Закона № 123-ФЗ. 

Согласно части 1 названной статьи Закона № 123-ФЗ здания организаций  торговли (Ф3.1) относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф3  (здания организаций по обслуживанию населения, а многоквартирные жилые  дома (Ф1.3) - относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф1  (здания, предназначенные для постоянного проживания и временного  пребывания людей). 

В данном случае из материалов дела следует и в решении Псковского  областного суда от 25.07.2016 по делу № 21-137/2016 установлено, что магазин  «Магнит», находящийся в городе Пскове на Инженерной улице в доме 18  представляет собой одноэтажное здание, являющееся пристройкой к  многоквартирному дому, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что спорный  объект защиты относится к классу функциональной пожарной безопасности  Ф3.1. 

Также в названном решении указано, что наличие общей стены с  многоквартирным домом не может свидетельствовать о том, что данный  магазин находится на первом этаже многоквартирного дома, то есть в здании  функциональной опасности Ф1.3. 

В связи с этим суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод  Отдела о том, что проверяемый объект защиты Общества относится к классу  функциональной пожарной опасности Ф1.3. 

Суды, ссылаясь на статью 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ  «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления  (распития) алкогольной продукции», обоснованно сочли, что запрет на  реализацию алкогольной продукции на первых этажах жилых домов в названной  статье не установлен. 

Дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции  на спорном объекте на территории Псковской области установленных  постановлением администрации Псковской области от 28.01.2015 № 29 в  материалах дела не содержится и судебными инстанциями также не  установлено. 

Ввиду изложенного суды первой и апелляционной инстанций, оценив в  соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела  доказательства, а также учитывая решение Псковского областного суда от  25.07.2016 по делу № 21-137/2016, обоснованно признали пункт 3 предписания  Отдела недействительным. 

Доказательств обратного вопреки статье 65 АПК РФ Отделом не  представлено. 

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального 


кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют  закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта  недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. 

Несогласие Отдела с оценкой имеющихся в деле доказательств и с  толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской  Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о  том, что судами допущены существенные нарушения норм названного  законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно  рассмотреть дело. 

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела  и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального  права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований  для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов. 

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Псковской области от 02.11.2016 и  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от  06.03.2017 по делу № А52-2276/2016 оставить без изменения, а кассационную  жалобу Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу  Пскову Управления надзорной деятельности и профилактической работы  Главного управления Министерства Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий по Псковской области - без удовлетворения. 

Председательствующий А.Г. Кудин 

Судьи И.С. Любченко

И.О. Подвальный