ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
25 марта 2020 года | г. Вологда | Дело № А52-2663/2019 | |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2020 года .
В полном объеме постановление изготовлено марта 2020 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповым Н.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Крэйс-Восток» ФИО1 по доверенности от 09.01.2020 № 02, ФИО2 по доверенности от 10.06.2019 № 15,от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Псковской области ФИО3 по доверенности от 01.07.2019 № 2.4-1-16/04432,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Псковской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 18 ноября 2019 года по делу № А52-2663/2019,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Крэйс-Восток» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 127411, <...> ЭТ 3 ОФ В; далее – ООО «Крэйс-Восток», общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Псковской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 182500, <...>; далее – инспекция, налоговый орган) о признании частично недействительными решений от 29.03.2019 № 2.5-18/3-1 и № 3-1.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 18 ноября 2019 года заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения инспекции от 29.03.2019 № 3-1 об отказе в привлечении ООО «Крэйс-Восток» к налоговой ответственности и решения от 29.03.2019 № 2.5-18/3-1 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в части выводов об отсутствии у общества права на НДС по эпизоду, связанному с ввозом товаров с территории иностранных государств на территорию Российской Федерации через территорию Республики Беларусь, в сумме 15 896 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано. На инспекцию возложена обязанность восстановить нарушенные права ООО «Крэйс-Восток» в установленном налоговым законодательством порядке в месячный срок с момента вступления решения в законную силу. Кроме того, с инспекции в пользу ООО «Крэйс-Восток» взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; ООО «Крэйс-Восток» из средств федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 3 000 руб. как излишне уплаченная.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Псковской области с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части удовлетворенных требований общества. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в частности положения абзаца четырнадцатого подпункта 3 пункта 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Общество в отзыве считает решение суда в оспариваемой налоговым органом части законным и обоснованным.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит частичной отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки предъявленной 24.10.2018 ООО «Крэйс-Восток» в инспекцию налоговой декларации по НДС за 3-й квартал 2018 года, в которой общество заявило право на возмещение НДС в сумме 3 180 339 руб. налоговым органом установлены среди прочего наличие обстоятельств, свидетельствующих о неправомерном применении ООО «Крейс-Восток» налоговых вычетов по НДС, предъявленных к возмещению из бюджета, в сумме 881 265 руб., о чем составлен акт от 07.02.2019 № 2.5-18/68.
Право на налоговые вычеты обусловлено заявлением ставки по НДС в размере 0 процентов по кодам вида операций 1010423 (международные перевозки) и 1010425 (транспортная экспедиция).
По результатам проверки инспекцией, среди прочих 29.03.2019 приняты решение № 3-1 (регистрационный номер 2.5-18/3-1) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение № 2.5-18/3-1 об отказе в возмещении частично суммы НДС в размере 699 135 руб.
Основанием для отказа в применении нулевой ставки НДС являлись обстоятельства, связанные с отсутствием отметок российских таможенных органов на транспортных документах (СМR), представленных обществом в подтверждение осуществления международных перевозок и транспортной экспедиции.
Не согласившись с указанными выше решениями налогового органа от 29.03.2019, общество оспорило их в судебном порядке.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
Удовлетворяя требования общества в части признания недействительными оспариваемых им решений налогового органа, в отношении товаров, ввезенных ООО «Крэйс-Восток» из Словакии и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, суд пришел к выводу о том, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке (экспедиции) товаров необходимо принимать во внимание отметки о выпуске товаров таможенных органов Республики Беларусь.
Часть представленных CMR по маршруту Словакия - Россия, по которым заявлена налоговая база по ставке 0 процентов, в сумме 11 230 254 руб. 53 коп. (налоговые вычеты - 15 896 руб.), содержит отметки белорусской таможни «ГРУЗ ПАСТУШУ» и «ВЫПУСК ДАЗВОЛЕНЫ», что в соответствии со статьей 134 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза свидетельствует о выпуске товаров на территории государства - члена ЕАЭС, и о приобретении товаром, перевозимыми по указанным CMR, статуса товаров названного Союза.
Суд в решении отразил, что поскольку в пункте 3.1 статьи 165 НК РФ не установлены особенности в отношении отметок российских таможенных органов, подтверждающих ввоз товаров автомобильным транспортом на территорию Российской Федерации и проставляемых на копиях сопроводительных документов, а также не указано, какой российский таможенный орган проставляет такие отметки, то проставлению подлежат отметки, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации о таможенном деле. В связи с этим в рассматриваемом случае необходимо принимать во внимание отметки таможенных органов о выпуске товаров, проставленных таможенными органами государств - членов Союза, выпустивших товар в свободное обращение, в данном случае, отметки таможенных органов Республики Беларусь «Выпуск дазволен», что, по мнению суд первой инстанции, соответствует требованиям пункта 9 статьи 165 НК РФ, поскольку в данной норме отсутствует указание на то, что отметки должны быть в обязательном порядке проставлены российскими таможенными органами.
С таким выводом апелляционная коллегия не может согласиться.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 указанного Кодекса установлено, что при реализации услуг по международной перевозке товаров налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно положениям статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Из пункта 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2007 № 372-О-П следует, что налоговая ставка, в том числе нулевая ставка по НДС, является обязательным элементом налогообложения (пункт 1 статьи 17 НК РФ), и налогоплательщик не может произвольно ее применять. При этом механизм применения нулевой ставки по НДС, предусматривающий необходимость подтверждения ее применения документами, устанавливающий обязательность представления входящих в установленный перечень документов, не нарушает конституционные права налогоплательщиков.
Несоблюдение налогоплательщиком данного императивного требования: непредставление налоговому органу комплекта документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, либо представление неполного комплекта (ненадлежащим образом оформленного) таких документов - является основанием для отказа налогоплательщику в применении льготной налоговой ставки 0 процентов.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ установлено, что применение налоговых вычетов является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Следовательно, именно на налогоплательщика возложена обязанность доказать правомерность применения им вычетов и обоснованность получения возмещения налога при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов в заявленном им размере.
Абзацем четырнадцатым подпункта 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ установлено, что при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками при ввозе товаров автомобильным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российского таможенного органа, подтверждающего ввоз товара на территорию Российской Федерации.
Следовательно, указанная норма содержит в себе императивное требование о наличии на копиях указанных документах отметок именно российского таможенного органа.
В силу абзаца шестого пункта 9 статьи 165 НК РФ документы, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты отметки, проставленной таможенными органами на документах, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 настоящей статьи, а в случаях вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза - с даты оформления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с указанием места разгрузки или места погрузки (станции назначения или станции отправления), находящегося на территории другого государства - члена Таможенного союза.
В связи с этим инспекция верно отмечает, что пункт 9 статьи 165 НК РФ, в части перечисления документов и особенностей их оформления, является отсылочной нормой к подпункту 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ, которая, как отмечалось ранее, определяет, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при ввозе товаров автомобильным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, необходимость предъявления в налоговый орган документов только с отметками российских таможенных органов.
При этом, из пункта 9 статьи 165 НК РФ следует, что дата проставления отметки российским таможенным органом является определяющей при исчислении срока представления налогоплательщиками документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов.
В связи с этим, в рассматриваемой ситуации наличие на документах отметок российских таможенных органов является обязательным.
Поскольку обществом в нарушение абзаца шестого пункта 9 статьи 165 НК РФ в налоговый орган не представлены ни документы с отметками таможенных органов РФ, ни документы, в которых пункт погрузки значится на территории государства-члена ЕАЭС, то ООО «Крейс-Восток» не представлен полный пакет документов для подтверждения ставки 0 процентов по эпизоду, связанному с ввозом товаров с территории иностранных государств на территорию Российской Федерации через территорию Республики Беларусь.
В обоснование своей позиции общество ссылается письмо МиниФина России и ФНС России от 16.09.2019 № СД-4-3/18722.
Вместе с тем, указанным письмом даны разъяснения относительно определения конкретного российского таможенного органа, который должен проставлять отметку, подтверждающую ввоз товара на территорию Российской Федерации.
Кроме того, в письме непосредственно указано, что соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками при реализации вышеуказанных услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 165 этого Кодекса, в случае ввоза товаров автомобильным транспортом на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российского таможенного органа, подтверждающего ввоз товара на территорию Российской Федерации.
Однако в пункте 3.1 статьи 165 Кодекса не установлены особенности в отношении отметок российских таможенных органов, подтверждающих ввоз товаров автомобильным транспортом на территорию Российской Федерации и проставляемых на копиях указанных документов, а также не указано, какой российский таможенный орган проставляет такие отметки. В связи с этим при такой перевозке товаров, по мнению ФНС России, в налоговые органы представляются копии вышеуказанных документов с теми отметками российских таможенных органов, проставление которых предусмотрено нормами законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований общества в части признания недействительными решений налогового органа от 29.03.2019 № 3-1 об отказе в привлечении к налоговой ответственности и № 2.5-18/3-1 об отказе в возмещении части НДС в части выводов об отсутствии у общества права на возмещение НДС в сумме 15 896 руб., поэтому решение суда в указанной части подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Псковской области от 18 ноября 2019 года по делу № А52-2663/2019 отменить в части признания недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Псковской области от 29.03.2019 № 3-1 об отказе в привлечении общества с ограниченной ответственностью «Крейс-Восток» к налоговой ответственности и решения от 29.03.2019 № 2.5-18/3-1 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость в части выводов об отсутствии у общества с ограниченной ответственностью «Крейс-Восток» права на возмещение налога на добавленную стоимость по эпизоду, связанному с ввозом товаров с территории иностранных государств на территорию Российской Федерации через территорию Республики Беларусь, в сумме 15 896 руб., а также в части возложения на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 по Псковской области обязанности восстановить нарушенные права общества с ограниченной ответственностью «Крейс-Восток», а также в части взыскания с нее в пользу общества с ограниченной ответственностью «Крейс-Восток» расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Крейс-Восток» в признании недействительными указанных решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Псковской области в этой части.
В остальной части решение Арбитражного суда Псковской области от 18 ноября 2019 года оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | Е.А. Алимова А.Ю. Докшина |