ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
17 октября 2022 года | г. Вологда | Дело № А52-2862/2022 | |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .
В полном объёме постановление изготовлено октября 2022 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Колтаковой Н.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях на решение Арбитражного суда Псковской области от 20 июля 2022 по делу № А52-2862/2022,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Пскову (адрес: 180000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – УМВД по городу Пскову) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (адрес: 173004, Великий Новгород, улица Фёдоровский ручей, дом 6, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Управление) о возложении на Управление обязанности в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять от УМВД по городу Пскову в казну Российской Федерации нежилое помещение (котельная), общей площадью 320,3 кв. м, расположенное по адресу: <...>, 41 (кадастровый номер 60:27:0050401:1053, РНФИ П13600002592).
Решением суда от 20 июля 2022 года исковые требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что сведений о техническом состоянии имущества истец не представил.
УМВД по городу Пскову в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела, за УМВД по городу Пскову на праве оперативного управления закреплено нежилое помещение (котельная), общей площадью 320,3 кв. м, расположенное по адресу: <...> (кадастровый номер 60:27:0050401:1053, РНФИ П13600002592), находящееся в федеральной собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Учитывая то, что указанный объект недвижимости в настоящее время не эксплуатируется истцом, а иная заинтересованность в спорном недвижимом имуществе отсутствует, УМВД по городу Пскову обратилось в Департамент по материально-техническому обеспечению МВД России (далее – Департамент) по вопросу согласования прекращения права оперативного управления.
УМВД по городу Пскову 12.11.2019 от Департамента получено согласование о прекращении права оперативного управления на вышеуказанный объект недвижимого имущества (письмо № 22/4/1-23081).
УМВД по городу Пскову 27.11.2019 обратилось в адрес Управления по вопросу прекращения права оперативного управления на указанный объект недвижимости (письмо № 30/8990).
Управление 03.02.2020 уведомило истца о том, что работа по данному вопросу будет продолжена после получения согласия о принятии указанного объекта в оперативное управление от УФСИН России по Псковской области и УФССП России по Псковской области (письмо № 53-АМ/659). Впоследствии данное согласие от указанных ведомств в Управление не поступало.
В УМВД России по Псковской области 20.05.2020 от ГБУ ПО «Псковавтодор» поступило обращение о готовности использования вышеуказанного объекта недвижимости по договору безвозмездного пользования с последующим принятием в оперативное управление.
Указанное послужило основанием для обращения УМВД России по Псковской области в Департамент по вопросу согласования передачи объекта недвижимого имущества в безвозмездное пользование ГБУ ПО «Псковавтодор».
Департамент 12.01.2020 согласовал передачу нежилого помещения в безвозмездное пользование ГБУ «Псковавтодор» (письмо № 22/4/1-151).
УМВД по городу Пскову 15.02.2021 направило в адрес Управления необходимые для завершения процедуры передачи указанного объекта недвижимости документы и согласования заключения договора безвозмездного пользования между УМВД по городу Пскову и ГБУ ПО «Псковавтодор» (письмо № 30/1604).
Однако 24.03.2021 в УМВД по Псковской области из ГБУ ПО «Псковавтодор» поступило письмо об отказе в принятии указанного объекта и отзыве ранее предоставленных документов (письмо № 1297).
УМВД по городу Пскову 25.05.2021 обратилось в адрес Управления для завершения мероприятий по прекращению права оперативного управления на указанный объект недвижимости (письмо № 30/5142).
Управление 13.07.2021 сообщило истцу о проведении работ по перераспределению вышеуказанного объекта недвижимости (письмо № 53- ТП/4926).
В УМВД по городу Пскову 15.03.2022 из администрации города Пскова поступило обращение о заинтересованности в передаче в собственность муниципального образования «Город Псков» указанного объекта недвижимости (письмо № 1229). В ответ на данное обращение истец направил письмо от 15.03.2022 № 30/5855 с предложением рассмотреть вопрос о принятии объекта недвижимости в оперативное управление. Однако до настоящего времени ответа администрации города Пскова в адрес истца не поступало.
Таким образом, вопрос о принятии нежилого помещения в казну Российской Федерации до настоящего времени не разрешен.
Полагая, что непринятие в казну Российской Федерации имущества, не используемого УМВД по городу Пскову, противоречит полномочиям в сфере деятельности истца, нарушает права истца, осуществляющего содержание невостребованных объектов недвижимости за счет бюджетных средств, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 ГК РФ.
Согласно абзацу восьмому названной статьи ГК РФ к числу таких способов относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу части 1 статьи 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268), право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
По смыслу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Таким образом, отказ УМВД по городу Пскову от права оперативного управления на имущество предусмотрен законом в качестве основания прекращения права.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Согласно пункту 4 названного положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из подпункта 4.1.9 пункта 4.1 Положения об Управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 № 465 (далее – Положение), следует, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Согласно пункту 4.1.19 Положения территориальный орган принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае, если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
Сбор и представление в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом информации и документов, необходимых для проведения продажи федерального имущества, также относится к компетенции Управления в силу пункта 4.1.21 Положения.
Материалами дела подтверждено, что закрепленный за истцом объект недвижимого имущества им не эксплуатируется; иная заинтересованность в недвижимом имуществе отсутствует; согласование прекращения права оперативного управления на объект недвижимости истцом получено.
При указанных обстоятельствах, установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности УМВД по городу Пскову; отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность уклонения уполномоченного органа от изъятия имущества из оперативного управления, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 № 307-ЭС18-2637, от 25.02.2019 №304-ЭС19-841, от 31.01.2019 № 304-ЭС18-25102.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие сведений о техническом состоянии имущества не имеют правового значения для настоящего спора, поскольку не нивелируют право истца на отказ от спорного имущества, равно как и обязанность ответчика принять его в казну Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Псковской области от 20 июля 2022 по делу № А52-2862/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Н. Шадрина | ||
Судьи | А.Я. Зайцева Н.А. Колтакова |