ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-3422/2021 от 15.09.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 сентября 2022 года

Дело №

А52-3422/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,

рассмотрев 12.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия «ПлюссаТеплоРесурс» на решение Арбитражного суда Псковской области от 28.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 по делу № А52-3422/2021,

у с т а н о в и л:

Муниципальное предприятие «ПлюссаТеплоРесурс», адрес: адрес: 181000, Псковская обл., Плюсский р-н, пос. Плюсса, Комсомольская ул., д. 11а, ОГРН 1136030000204, ИНН 6016005260 (далее - Предприятие, МП «ПлюссаТеплоРесурс»), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к прокуратуре Плюсского района, адрес: 181000, Псковская обл., Плюсский р-н, пос. Плюсса, ул. Ленина, д. 20 (далее - Прокуратура района), к прокуратуре Псковской области, адрес: 180000, г. Псков, ул. Плехановский Посад, д. 6, ОГРН 1026000977749, ИНН 6027025500 (далее - Прокуратура области), о признании недействительными представления от 26.07.2021 № 02-41-2021, решения о проведении проверки от 07.06.2021 № 24, о признании незаконным действия прокурора по истребованию документов по запросу от 07.06.2021 № 02-40-2021 и по запросу от 10.06.2021 № 02-40-2021, а именно информации о контрагентах, копий договоров на поставку топлива и сведений о задолженности предприятий перед контрагентами.

Решением суда первой инстанции от 28.02.2022 заявление в части признания недействительными решения о продлении срока проведения проверки от 06.07.2021 № 24-1, актов проверки от 08.06.2020 прекращено в связи с отказом Предприятия от заявленных требований; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционного суда от 06.06.2022 решением суда от 28.02.2022 оставленным без изменения.

Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявления в полном объеме.

В кассационной жалобе Предприятие приводит доводы об отсутствии у Прокуратуры полномочий на проведение проверки и на осуществление действий по запросу сведений, не относящихся к предмету проверки.

В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура области, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Представители сторон, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно публичному договору теплоснабжения от 01.10.2018 МП «ПлюссаТеплоРесурс» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей удовлетворение потребностей населения Плюсского района в бытовых услугах, реализацию тепловой энергии и горячей воды по установленным тарифам и ценам.

В хозяйственном ведении Предприятия находятся 11 котельных, расположенных на территории Плюсского района.

По заданию Прокуратуры области от 19.04.2021 № 7-20-2021 о проведении проверки объектов жилищно-коммунального комплекса (далее - объекты ЖКХ) с уровнем износа более 80%, находящихся в собственности муниципальных образований, Прокуратурой района в июне 2021 года на основании решения от 07.06.2021 № 24 проведена проверка деятельности предприятия на предмет соблюдения им требований законодательства при содержании и эксплуатации объектов ЖКХ.

К участию в проверке Прокуратура района привлекла в качестве специалистов сотрудников Северо-Западного управления Ростехнадзора по Псковской области (далее - Ростехнадзор) и ОНД и ПР по Плюсскому и Стругокрасненскому районам ГУ МЧС России по Псковской области (далее - ГУ МЧС).

По результатам проверки 08.06.2021 заместителем прокурора района составлены:

1) акт проверки соблюдения правил пользования топливом, тепловой энергией, правил эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, в ходе которой у Предприятия выявлены нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правила № 1479);

2) акт проверки соблюдения правил пользования топливом, тепловой энергией, правил эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, в ходе которой у Предприятия выявлены нарушения требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила № 115).

В ходе проводимой проверки Прокуратура района направила Предприятию запросы о предоставлении документов и сведений от 07.06.2021 № 02-40-2021 и от 10.06.2021 № 02-40-2021.

В частности, письмом от 07.06.2021 № 02-40-2021 Прокуратура района известила Предприятие о проведении 08.06.2021 проверки, просила предоставить доступ в эксплуатируемые котельные с износом более 80 %, предоставить специалиста Предприятия для обследования котельных и инженерных сетей, а также в срок до 09.06.2021 предъявить копии договоров на поставку топлива, сведения о задолженности Предприятия перед контрагентами.

На данный запрос Предприятие информацию не предоставило.

Поскольку 08.06.2021 в период с 10 ч 30 мин по 12 ч 30 мин проведение совместной, со специалистами Ростехнадзора и ГУ МЧС, проверки соблюдения требований законодательства при содержании объектов ЖКХ в отношении котельных № 1 и 3, расположенных в пос. Плюсса, по адресам: ул. В. Гнаровской, д. 40 а, Коммунальной ул., д. 106, явилось невозможным ввиду того, что двери котельных были закрыты на замки, то с целью уточнения причин такого недопуска к объектам теплоснабжения 10.06.2021 Предприятию вновь направлен запрос о предоставлении в срок до 15.06.2021 информации о контрагентах, с которыми заключались договоры на поставку топлива, копий договоров с ними и сведений о наличии задолженности.

В своем ответе от 15.06.2021 МП «ПлюссаТеплоРесурс» указало, что истребуемые посредством запроса сведения и документы по своему содержанию не имеют отношения к предмету проводимой в отношении Предприятия проверки, и оно не считает необходимым предоставлять запрашиваемые сведения и документы до получения разъяснений.

В связи с выявленными нарушениями 26.07.2021 Предприятию вынесено представление от 26.07.2021 № 02-41-2021 об устранении нарушений требований законодательства о теплоснабжении, о пожарной безопасности, согласно которому заявителю предлагалось незамедлительно принять меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

Предприятие, полагая нарушенными свои права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции не установил необходимой совокупности предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Предприятием требований.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон № 2202-1) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в приведенном пункте (пункт 1 статьи 21 Закона № 2202-1).

Согласно статье 22 Закона № 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций (пункт 1). Требование о проведении контрольного (надзорного) мероприятия направляется в уполномоченные контрольные (надзорные) органы на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений, свидетельствующих о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (пункт 1.1).

В силу пункта 1 статьи 6 Закона № 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 означенного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что основанием для проведения проверки и направления Предприятию запросов послужило поручение Прокуратуры области от 19.04.2021 № 7-20-2021 о проведении проверки объектов ЖКХ. Решение о проведении проверки от 07.06.2021 № 24 Прокуратурой района принято в соответствии с требованиями Закона № 2201-1 и о начале проверки Предприятие уведомлено надлежащим образом 08.06.2021.

В пункте 3 статьи 22 Закона № 2202-1 указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона № 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Исследовав представленные в дело доказательства в порядке, установленном в статье 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что проверка проведена Прокуратурой района с соблюдением требований действующего законодательства, запросы о предоставлении информации направлены в связи с предоставленными Прокуратуре района полномочиями и у нее в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями законодательства имелись основания для внесения представления.

По сути, оспариваемое представление носит упреждающий характер, имеет целью побудить Предприятие осуществлять деятельность с соблюдением требований действующего законодательства, не возлагая при этом на него обязанность, не предусмотренную законом.

Судами верно отмечено, что содержащееся в представлении Прокуратуры района требование устранить выявленные 08.06.2021 нарушения Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил № 115 и Правил № 1479 при осуществлении деятельности при эксплуатации и содержании объектов ЖКХ не ограничивает права заявителя и не возлагает на него не предусмотренную законодательством обязанность.

Доказательств обратного Предприятием в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Приводимые в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов и подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства в их взаимосвязи с обстоятельствами настоящего дела.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.

Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Псковской области от 28.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 по делу № А52-3422/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия «ПлюссаТеплоРесурс» – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич

В.М. Толкунов