ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-4173/15 от 29.06.2016 АС Псковской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 июля 2016 года

г. Вологда

Дело № А52-4173/2015

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2016 года .

В полном объёме постановление изготовлено июля 2016 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,

при участии от инспекции ФИО1 по доверенности от 17.10.2014, ФИО2 по доверенности от 01.06.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Печать Плюс» на решение Арбитражного суда Псковской области от 06 апреля 2016 года по делу № А52-4173/2015 (судья Радионова И.М.),

у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «Печать Плюс»(ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 180004, <...>; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 180017, <...>; далее – инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 17.11.2015             № 19-05/209 и представлений от 17.11.2015 № 19-05/188-15, 19-05/189-15 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением суда от 06 апреля 2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование жалобы указывает, что платежным агентом не является, поскольку помимо приема денежных средств оказывает услуги по выдаче товара, при этом без уплаты денежных средств товар не выдается.

Инспекция в отзыве и ее представители в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 226, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции  считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника инспекции 03.11.2015 № 19-05/218 административным органом проведена проверка деятельности общества на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, соблюдения платежными агентами обязанностей по использованию специального банковского счета и сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.

В ходе проверки инспекцией установлено, что общество 23.10.2015 осуществило прием от физического лица наличного платежа в сумме                           2277, 50 руб. с применением контрольно - кассовой техники (далее – ККТ) модели Меркурий 115К, заводской номер 11111153, 2001 года выпуска. Платеж направлен на оплату товара, заказанного на сайте интернет - магазина myToys.ru, на руки физическому лицу выдан товар и кассовый чек от 23.10.2015 № 00000008, отпечатанный указанной выше ККТ. Данная                     ККТ зарегистрирована на общество в инспекции 14.06.2011.

Инспекция пришла к выводу о том, что общество в указанной ситуации выступает в качестве платежного агента, в связи с чем на основании Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ) обязано использовать открытый им в Псковском филиале ОАО «Балтийский банк» специальный банковский счет, что в данном случае не было выполнено.

Кроме того, согласно Государственному реестру ККТ требованиям Закона № 103-Ф3 соответствуют только модели ККТ Меркурий 115К, выпущенные после 26.06.2014. ККТ, зарегистрированная на общество, с применением которой осуществлен прием наличных денежных средств в сумме 2277,50 руб., выпущена до указанной даты, ввиду чего не может обеспечивать печать реквизитов кассового чека в соответствии с Законом № 103-ФЗ и не предназначена для применения платежными агентами. На кассовом чеке от 23.10.2015 № 00000008, отпечатанном ККТ модели Меркурий 115К, заводской номер 11111153 отсутствуют следующие обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 5 Закона № 103-ФЗ: 1) наименование документа - кассовый чек; 2) наименование оплаченного товара; 3) адрес места приема денежных средств; 4) место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства; 5) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

По результатам проверки инспекцией составлены акт от 03.11.2015                   № 0284.

Посчитав, что обществом нарушены статья 4 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ), пункт 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного проставлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 470 (далее – Положение № 470); статья 5 Закона № 103-ФЗ, инспекция составила в отношении общества протокол об административном правонарушении от 11.11.2015 № 19/242 по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ и протокол об административном правонарушении от 11.11.2015 № 19/244 по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

Начальник инспекции, рассмотрев материалы проверки, вынес постановление от 17.11.2015 № 19-05, которым привлек общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения, производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, прекращено за малозначительностью.

Кроме того, 17.11.2015 обществу выданы представления № 19-05/188-15, № 19-05/189-15 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В представлении                           № 19-05/188-15 содержится предписание обществу обеспечить наличие контрольно-кассовой техники, обеспечивающей печать кассового чека в соответствии с требованием пункта 2 статьи 5 Закона № 103-ФЗ. В представлении № 19-05/189-15 содержится предписание обществу обеспечит использование специального банковского счета при осуществлении всех расчетов по платежам за отправления, принятых от физических лиц и обеспечит сдачу в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный счет.

Общество не согласилось с вынесенными постановлением и представлениями, в связи с чем обратилось в суд с заявлением о признании их незаконными.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку посчитал доказанным факт наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.

Апелляционная коллегия не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Положениями статей 4, 5 Закона № 54-ФЗ предусмотрено, что требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Положения № 470 ККТ, включенная в государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, среди прочего должна обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации (подпункт «б»).

Исходя из статьи 5 Закона № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, содержать обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 5 Закона № 103-ФЗ, а именно: наименование организации; идентификационный номер организации-налогоплательщика; заводской номер контрольно-кассовой машины; порядковый номер чека; дату и время покупки (оказания услуги); стоимость покупки (услуги); признак фискального режима, а также содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа - кассовый чек; наименование оплаченного товара (работ, услуг); общую сумму принятых денежных средств; размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания; дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; адрес места приема денежных средств; наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Таким образом, в данном случае для установления наличия состава правонарушения, вмененного инспекцией обществу по данному делу, необходимо установить не только наличие события правонарушения, которое заключается в применении ККТ, не соответствующей предъявляемым требованиям, но также наличие признаков специального субъекта – платежного агента и его вины в совершении правонарушения.

Статьями 2, 3 Закона № 13-ФЗ, установлены следующие понятия:

платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; деятельность по приему платежей физических лиц - прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

При этом положения Закона № 103-ФЗ не распространяются на отношения, связанные с деятельностью при проведении расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами.

Таким образом, Закон № 103-ФЗ прямо устанавливает круг лиц и деятельность, к которым применимы соответствующие специальные требования.

Вышеуказанные нормы в их совокупности и взаимной связи однозначно закрепляют, что деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств у плательщика (физического лица) и их передаче поставщику и не может включать какую-либо иную деятельность. Поставщик не может поручать платежному агенту оказание плательщикам каких-либо услуг и/или осуществление какой-либо деятельности, кроме приема и передачи денежных средств. Платежный агент также не может оказывать плательщикам самостоятельных услуг.

Данная позиция также отражена в постановлении Верховного суда Российской Федерации от 10.06.2015 по делу № А45-22729/2013, в котором суд указал, что действие данного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги - услуги по приему платежей с их последующей передачей поставщикам и иным субъектам, указанным в законе, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), выступая в качестве платежного агента, не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств).

Из материалов дела следует, что общество (исполнитель) осуществляет свою деятельность на основании договора об оказании услуг от 04.08.2015                 № 60021/2015-СПВЗ, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Смарт-бук» (заказчик).

Разделом 1 указанного договора предусмотрено, что исполнитель обязан:

- осуществлять выдачу отправлений и/или вложений клиентам – физическим и юридическим лицам;

- осуществлять прием денежных средств от клиентов в счет оплаты отправлений/вложений;

- принимать у клиентов - физических лиц по их письменному заявлению отправления/вложения в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 6 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом « товаров, поставляемых из тех интернет-магазиюв, в условиях которых предусмотрен прием возвратов через BOXBERRY. По остальным отправлениям/вложениям прием осуществлять по согласованию с заказчиком с указанием причин возврата и при условии предоставления клиентами документов, подтверждающих приобретение отправления/вложения в Интернет-магазине и получение отправления/вложения через исполнителя ранее в Партнерском отделении;

- по согласованию с заказчиком принимать у клиентов - юридических лиц по накладной, выписываемой клиентом - юридическим лицом, отравления/вложения по акту о недовложении или повреждении вложений (Приложение № 4) с указанием причины возврата и при условии предоставления документов, подтверждающих приобретение отправления/вложения в Интернет-магазине и получение отправления/вложения через Исполнителя ранее в Партнерском отделении.

Разделом 2 названного договора определено, что исполнитель также обязан, помимо прочего:

- получать при необходимости от клиентов оплату за Отправление/Вложение, соответствующая информация размещается в личном кабинете;

- осуществлять перечисления полученных от клиентов денежных средств на расчетный счет заказчика в порядке и сроки, указанные в пункте 3.1 настоящего договора;

- представлять ежемесячно заказчику до 3-го числа (электронную версию), до 7-го числа (подписанную бумажную версию) месяца, следующего за отчетным, следующее документы: отчеты и акты об оказании услуг по договору в согласованной сторонами форме (приложения № 2Б, 3, являющиеся неотъемлемыми частями настоящего договора).

- в случае возврата отправлений: подписанная клиентом - юридическим лицом накладная по форме ТОРГ-12, выставленная Интернет-магазином, оригинал и доверенности на получение отправления клиентом - юридическим лицом, копии соответствующих заявлений клиентов;

Документы должны предоставляться в виде оригиналов.

Акты составляются ежемесячно (формируются в личном кабинете), за период с 1-го по последнее число отчетного месяца и высылаются заказчику по электронной почте направляются в бумажном виде.

- своевременно не реже 1 раза, в 7 дней осуществлять подготовку возврата отправлений/вложений заказчику в следующих случаях:

по истечении срока хранения отправления в Партнерском отделении (срок хранения указан в личном кабинете);

отказ клиента от получения отправления/Вложения;

при обнаружении повреждений, брака или несоответствия вложений при передаче отправления клиенту

и так далее.

Таким образом, основной деятельностью общества является передача товаров (заказов) покупателям, а не прием от них платежей. Кроме того, общество оказывает целый ряд иных дополнительных услуг как клиентам (прием возвращаемого товара и т.д.), так и самому обществу (подготовка документов, уведомления и др.).

Ввиду изложенного деятельность общества является неотъемлемой частью исполнения договора купли-продажи и признается реализацией (часть 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации).

Эта деятельность не связана исключительно с получением денежных средств от плательщиков (физических лиц), но включает доставку товаров и иную оплачиваемую деятельность.

Кроме того, в части принятия денежных средств от физических и юридических лиц данная деятельность связана исключительно с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с указанными лицами. То есть денежные средства принимаются с одновременной передачей товаров, входящих в оформленный заказ.

Следовательно, данная деятельность не подпадает под регулирование Закона № 103-ФЗ, а общество не является платежным агентом по смыслу указанного Закона и на него не распространяются требования статьи 5 Закона № 103-ФЗ.

Таким образом, такой обязательный элемент состава вмененного правонарушения как субъект в данном случае отсутствует.

При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, а значит неправомерности постановления о привлечении к административной ответственности от 17.11.2015 № 19-05/209.

В связи с изложенным являются недействительным представления от 17.11.2015 № 19-05/188-15, 19-05/189-15 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, поскольку возлагают на общество обязанности, связанные со статусом платежного агента, которым общество, как указано выше, не является.

На основании чего суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции надлежит отменить, а заявленные обществом требования о признания незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 17.11.2015  № 19-05/209 и представлений от 17.11.2015 № 19-05/188-15, 19-05/189-15 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения удовлетворить, признав незаконными указанные акты налоговой инспекции.

Руководствуясьстатьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 апреля 2016 года по делу № А52-4173/2015 отменить.

Признать незаконными и отменить вынесенные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области постановление о назначении административного наказания от 17.11.2015                 № 19-05/209 и представления от 17.11.2015 № 19-05/188-15, 19-05/189-15 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

Н.В. Мурахина

В.И. Смирнов