ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
25 апреля 2019 года | г. Вологда | Дело № А52-4853/2018 | |
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2019 года .
В полном объёме постановление изготовлено апреля 2019 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующегоЗориной Ю.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малышевой Н.В.
при участии от Главного государственного управления сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области ФИО1, по доверенности от 21.01.2019, ФИО2, по доверенности от 15.04.2019, от главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 ФИО4, по доверенности от 15.04.2019, ФИО5, по доверенности от 10.02.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 на решение Арбитражного суда Псковской области от 29 января 2019 года по делу № А52-4853/2018,
у с т а н о в и л:
Главное государственное управление сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области (адрес: 1800001, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (адрес: 181010, Псковская область, Плюсский район, ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о взыскании 1 099 228 руб.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 29 января 2019 года по делу № А52-4853/2018 исковые требования удовлетворены.
ФИО3 не согласился с судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что в соответствии с пунктами 2.2 и 2.2.2 соглашения у ФИО3 отсутствовала обязанность ввести теплицу в эксплуатацию в течение года и он был обязан использовать средства бюджета Псковской области в течение 18 месяцев с момента зачисления их на расчетный счет по каждому наименованию, указанному в плане расходов. Осуществление ответчиком деятельности крестьянского хозяйства подтверждается показаниями свидетеля ФИО6, которая подтвердила, что ответчик деятельность не прекращал, ежегодно участвует в сельскохозяйственных выставках и ярмарках, получал грамоты и призы. Полагает, что грант на создание и развитие крестьянского хозяйства израсходован им на цели, указанные в планах расходов, в течении установленного соглашением срока. Ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело к неисполнению обязательств. При этом, ФИО3, как начинающий фермер, получивший грант на создание фермерского хозяйства, будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а взыскание всей суммы гранта окажет негативное воздействие на всю его деятельность.
В судебном заседании апелляционного суда представители ФИО3 поддержали доводы жалобы.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Псковской области от 15.06.2012 № 295 «О порядке предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам» (далее - Постановление № 295) утверждено Положение о порядке предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее также - гранты) и единовременной помощи на бытовое обустройство (далее также - единовременная помощь) начинающим фермерам в рамках основного мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Администрации области от 11 апреля 2013 г. № 161.
Согласно пункту 8 Постановления № 295, действовавшим на момент заключения Соглашения, для получения гранта и (или) единовременной помощи в течение 30 дней со дня принятия Комиссией решения о включении начинающего фермера в состав участников основного мероприятия между начинающим фермером и Уполномоченным органом заключается соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающему фермеру по форме, утвержденной актом Уполномоченного органа (далее - соглашение). Выплата гранта осуществляется на основании акта Уполномоченного органа.
Средства на предоставление грантов и единовременной помощи предоставляются Уполномоченному органу Государственным финансовым управлением Псковской области в пределах лимита бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год средств федерального бюджета, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и лимита бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год в соответствии с законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (пункт 10 Постановления № 295).
В соответствии с пунктом 14 Постановления №295 сумма гранта и единовременной помощи должна строго соответствовать плану расходов начинающего фермера (далее - план расходов). Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта и (или) единовременной помощи, подлежит согласованию с Комиссией. Средства гранта и единовременной помощи должны быть израсходованы на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев после поступления на счет начинающего фермера.
Расход по плану расходов и единовременной помощи осуществляется по каждому наименованию (статье) расхода средств начинающего фермера: не более 90 % за счет федерального и областного бюджета и не менее 10 % за счет собственных средств начинающего фермера.
В соответствии с Государственной программой «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Администрации области от 11 апреля 2013 года № 161 «Об утверждении Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013 - 2020 годы», постановлением № 295, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» (далее - Постановление № 166), приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года № 166», между Главным государственным управлением сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области (по соглашению - Управление) и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 (по соглашению - Получатель) заключено соглашение от 08.06.2015.
В соответствии с предметом Соглашения Управление обязуется предоставить грант по программе в размере 919 228 руб.00 коп. и единовременную помощь в размере 180 000 руб. 00 коп., а Получатель обязуется принять грант и обеспечить выполнение условий настоящего Соглашения и условий Программы.
Разделом 2 Соглашения сторонами определены обязанности сторон.
Согласно пункту 2.1. Соглашения Управление обязуется: - предоставлять Получателю грант и единовременную помощь, предусмотренные в пункте 1.1 настоящего Соглашения из бюджета Псковской области на возмещение части затрат главы К(Ф)Х на реализацию мероприятий по Программе (пункт 2.1.1. Соглашения); - осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием предоставленных грантов и единовременной помощи и осуществлять иные обязанности и права, установленные законодательством Российской Федерации (пункт 2.1.2., 2.1.3 Соглашения).
Согласно пункту 2.2. Соглашения Получатель обязуется:
- организовать работу в соответствии с разработанным бизнес-проектом (планом), предусмотренным Основным мероприятием;
- использовать полученные средства бюджета Псковской области в течение 18 месяцев с момента зачисления их на расчетный счет по каждому наименованию, указанному в плане расходов средств гранта, утвержденным протоколом заседания Конкурсной комиссии по отбору участников основного мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013-2020 годы» с учетом собственных средств Получателя, который является неотъемлемой частью настоящего Соглашения (далее - План расходов, Приложение № 1 к настоящему Соглашению);
- оплатить за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретений, указанных в Плане расходов;
- зарегистрировать все активы, приобретенные за счет гранта и единовременной помощи на себя и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории Псковской области (транспортные средства могут использоваться за пределами Псковской области без ограничений, но подлежат регистрации на территории Псковской области);
- приобретенное имущество за счет средств предоставленного гранта и (или) единовременной помощи не продавать, не дарить, не передавать в аренду, иное другое предоставление в пользование другим лицам, не менять или вносить в виде пая, вклада или отчуждать иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение десяти лет со дня получения гранта;
- создать в крестьянском (фермерском) хозяйстве дополнительно не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей Гранта не позднее 18 месяцев со дня получения гранта;
- осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта и (или) единовременной помощи;
- оказывать содействие в проведении семинаров и мастер-классов на базе своего крестьянского (фермерского) хозяйства;- представлять в Управление отчет не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по формам согласно приложению № 2-6 к настоящему Соглашению;
- представлять в Управление отчеты о производственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства по формам, установленным Министерством сельского хозяйства РФ и Управлением (квартальная статистическая отчетность, годовая бухгалтерская отчетность, документы по представлению и использованию бюджетных средств) в срок, установленный Управлением;
- выполнять иные другие условия, предусмотренные Основным мероприятием и в случае невыполнения нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации;
- постоянно проживать (переехать) на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого является и данное хозяйство является единственным местом его трудоустройства (подпункты 2.2.1 - 2.2.12 Соглашения).
Согласно инвестиционному проекту Создания КФХ по выращиванию овощей и зелени на базе уже имеющегося подсобного хозяйства, к расходам на развитие растениеводства главы КФХ ФИО3 на базе крестьянского (фермерского) хозяйства относятся расходы:
1) расходы на строительство теплицы для рассады (размер 44*7 м, площадью 308 кв. м.), в том числе цемент для фундамента 80 мешков (17 000 руб.), арматура (15 000 руб.), металлический каркас теплицы (550 000 руб.), поликорбанат (284 200 руб.), внутренние оснащение теплицы (специализированные лампы - 93 000 руб.), электрика (15 000 руб.), стеллажи для рассады (35 000 руб.), система автополива (45 000 руб.). Всего 1 054 200 руб.;
2) расходы на строительство котельной, в том числе 50 сендвич-панелей (147 000 руб.), трубы (35 000 руб.), котел (50 000 руб.). Всего 332 000 руб.;
3) затраты на приобретение партии семян (20 000 руб.);
4) затраты на закупку торфа, земли, удобрений (23 000 руб.).
Перечень указанных расходов является исчерпывающим. Планируемые затраты - 1 664 180 руб. 00 коп., в том числе: за счет собственных средств -164 180 руб., за счет гранта -1 500 000 руб. А также 250 000 руб. единовременной помощи на бытовое обустройство.
Кроме того сроки реализации бизнес-плана и сроки окупаемости бизнес-плана ответчиком определены как один год с момента начала реализации проекта.
Неотъемлемым приложением к Соглашению являются планы расходов средств гранта и средств единовременной помощи.
В соответствии с планом расходов на развитие крестянского (фермерского) хозяйства ГКФХ ФИО3 обязался использовать грант на следующие цели:
Средства гранта
№ | Наименование | Кол-во, | Цена, руб. | Сумма, | Источник финансирования j | ||
п/п | (название, марка) | шт. | руб. | Средства гранта, руб. | Собст. | ||
1 | Фундамент: | SO | 210 30 | 17 000 15 000 | 15 300 13 500 | 1 700 1 500 | |
2 | Металлический каркас теплицы (трубы, уголки) v | 470 шт. | 1,170 | 550 000 | 495 000 | 55 000 | |
3 | Поликарбонат | 30 лис. | 9 473 | 284200 | 258 200 | 26 000 | |
4 | Водяное отопление:, | 50 пан. 150 м. 1 шт. | 2 940 233,3 150 000 | 147000 35 000 150000 | 132 300 31 500 135 000 | 14 700 | |
5 | Освещение: - электрика (провода, розетки, выключатели) | 23 шт. | 4 000 | 93 000 15 000 | 83 700 13 500 | 9 300 | |
6 | Стеллажи для рассады | 35 000 | 31 500 | 3 500 | |||
7 | Система полива | 45 000 | 40 500 | 4 500 | |||
Итого | 1386200 | 1 250 000 | 136 200 | ||||
Средства единовременной помощи
№ п/п | Наименование (наименование, марка) | Кол-во, шт. | Цена, руб. | Сумма, руб. | Источник финансирования | ||
Средства гранта, руб. | Собст. | ||||||
1 | Окна | 12 | 8 000 | 96 000 | 86 400 | 9 600 | |
2 | OSB | 52 | 600 | 31 200 | 28 080 | 3 120 | |
3 | Металлочерепица | 100 кв.м. | 280р./м | 28 000 | 25 200 | 2 800 | |
4 | Доски | 12 куб. м. | 6050 р./м | 72 600 | 65 340 | <<7>> 260 | |
5 | Оборудование для канализации | 50 180 | 44 980 | 5 200 | |||
Итого | 277980 | 250 000 | 27 980 | ||||
Разделом 3 Соглашения определены обязанности сторон.
Согласно пункту 3.1. в случае нецелевого использования главой К(Ф)Х предоставленных бюджетных средств по Основному мероприятию они подлежат возврату в бюджет Псковской области в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктами 3.2., 3.3 Соглашения Глава К(Ф)Х несет ответственность за целевое использование гранта, выполнение условий по Основному мероприятию, а также за достоверность, полноту и своевременность представления в Управление информации.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Соглашения.
Согласно пунктам 3.4, 3.5 Соглашения при установлении любого из вышеуказанных нарушений Управление совместно с Получателем в течение пяти рабочих дней с момента обнаружения нарушения оформляют Акт о нарушении условий предоставления гранта и о возврате суммы гранта (далее - Акт). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями Сторон. С момента составления Акта Получатель в течение 10 банковских дней обязан произвести возврат в доход областного бюджета полученную сумму гранта в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 4 Постановления №166 в редакции, действующей на соответствующий период заключения соглашения, максимальный размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в расчете на 1 начинающего фермера определяется субъектом Российской Федерации в размере, не превышающем 1,5 млн. рублей. В случае, если субъект Российской Федерации утверждает максимальный размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере, превышающем 1,5 млн. рублей, то финансовое обеспечение выплаты гранта в сумме, превышающей указанный размер, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Размер гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемого конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией, создаваемой субъектом Российской Федерации, с учетом собственных средств начинающего фермера и его плана расходов в целях, указанных в пункте 3 настоящих Правил.
Согласно пункту 5 Постановления № 166 максимальный размер единовременной помощи в расчете на одного начинающего фермера определяется субъектом Российской Федерации в размере, не превышающем 250 тыс. рублей. В случае если субъект Российской Федерации утверждает максимальный размер единовременной помощи в размере, превышающем 250 тыс. рублей, то финансовое обеспечение единовременной помощи на бытовое обустройство в размере, превышающем указанный размер, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Размер единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемой конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией субъекта Российской Федерации с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и плана расходов в целях, указанных в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил.
Протоколом № 1 заседания Конкурсной комиссии по отбору участников основного мероприятия «Поддержка начинающих фермеров» подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственно программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013-2020 годы» от 26.05.2015 размер гранта определен в размере 919 228 руб. 00 коп., размер единовременной помощи определен в размере 180 000 руб., что в сумме составило 1 099 228 руб. 00 коп.
Платежными поручениями № 213549 от 11.06.2015, № 213525 от 11.06.2015, № 429190 от 03.08.2015, № 429186 от 03.08.2015, № 512201 от 21.08.2015 истцом произведен платеж на общую сумму 1 099 228 руб. 00 коп.
23.11.2017 произведен осмотр крестьянского (фермерского) хозяйства, по результатам которого составлен акт, в соответствии с которым комиссия установила, что на средства гранта приобретены материалы для теплицы, установлен фундамент, каркас, помещение для котла и комплектующие для теплицы (поликорбанат и стройматериалы). На момент осмотра комиссией зафиксировано, что теплица не введена в эксплуатацию в связи с нехваткой средств. Единовременная помощь потрачена на ремонт дома КФХ, деятельность КФХ приостановлена (л.д.62-63, т.1). С актом ГКФХ ФИО3 ознакомлен.
Письмом от 28.11.2017 № 08-02/1222 истец рекомендовал ответчику принять необходимый комплекс мер, направленный на выполнение условий Соглашения.
Письмом от 07.09.2018 № 05/01-1063 в адрес ответчика направлено требование о необходимости возврата, в 30-тидневный срок, суммы гранта в размере 919 228 руб. 00 коп. и суммы единовременной помощи в размере 180 000 руб. Почтовое уведомление с датой получения 10.09.2018.
Получение указанных писем ответчиком не оспаривается.
В установленный срок сумма гранта и сумма единовременной помощи не возвращены, что послужило основанием для обращения с указанным иском в суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к верному выводу о том, что цель, на которую выделен ФИО3 грант, до настоящего времени не достигнута. При этом судом первой инстанции учтено, что статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств является направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В жалобе ответчиком не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции. Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Псковской области от 29 января 2019 года по делу № А52-4853/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Ю.В. Зорина |
Судьи | Н.В. Чередина А.Н. Шадрина |