ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А52-5133/20 от 15.12.2021 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 декабря 2021 года

Дело №

А52-5133/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,

рассмотрев 14.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Пушкиногорского района на решение Арбитражного суда Псковской области от 15.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по делу № А52-5133/2020,

у с т а н о в и л:

Муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Пушкиногорского района, адрес: 181370, Псковская обл., <...>
, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления Пушкиногорского района Псковской области, адрес: 181370, <...>
 , ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление), выразившегося в неисполнении требований исполнительного листа серии ФС № 031795688, выданного по делу
№ А52-2145/2017, в течение трех месяцев с момента его поступления в Управление, невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Пушкиногорский район Псковской области (далее – Роспись) в целях исполнения данного исполнительного листа, об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предприятия путем внесения изменений в Роспись с целью исполнения требований указанного исполнительного листа.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Пушкиногорского района Псковской области, адрес: 181370, <...>, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее – Администрация).

Определением от 15.04.2021 суд первой инстанции прекратил производство по делу в части требования Предприятия об обязании руководителя Управления ФИО1 внести изменения в Роспись в целях исполнения требований исполнительного листа серии ФС
№ 031795688, выданного по делу № А52-2145/2017.

Решением суда первой инстанции от 15.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.09.2021, в удовлетворении требований Предприятия отказано.

В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 15.06.2021 и постановление от 14.09.2021, принять по делу новый судебный акт – о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в непринятии исчерпывающих мер по исполнению требований исполнительного листа серии ФС № 031795688 в установленный законом срок, обязать Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предприятия.

По мнению подателя кассационной жалобы, на момент подачи кассационной жалобы Управление не исполнило в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) требования исполнительного листа серии ФС № 031795688; Управление не доказало принятия им всех возможных мер, направленных на исполнение требований указанного исполнительного документа; неисполнение Управлением исполнительного листа серии ФС № 031795688 привело к негативным последствиям для Предприятия, которое признано несостоятельным (банкротом), поскольку в его конкурсную массу не поступило 48 982 000 руб.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Предприятие, Управление, Администрация, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Псковской области от 14.03.2018 по делу № А52-2145/2017 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден ФИО2.

Определениями арбитражного суда от 12.09.2018, 27.02.2019, 11.09.2019, 10.03.2020, 02.07.2020, 28.10.2020, 11.03.2021, 12.07.2021, 10.11.2021 срок конкурсного производства продлевался соответственно до 27.02.2019, 04.09.2019, 02.03.2020, 01.07.2020, 28.10.2020, 05.03.2021, 05.07.2021, 01.11.2021, 02.02.2022.

В рамках дела о банкротстве Предприятия конкурсный управляющий ФИО2 13.06.2018 обратился с заявлением о признании недействительной сделки по прекращению права хозяйственного ведения на имущество Предприятия, оформленной постановлением Администрации от 15.05.2017
№ 192, применении последствий недействительности сделки в виде возврата в конкурсную массу должника имущества, изъятого данным постановлением, либо (в случае невозможности возврата имущества) взыскания с муниципального образования Пушкиногорский район Псковской области в лице Администрации в конкурсную массу 69 642 028 руб. стоимости указанного имущества.

Определением Арбитражного суда Псковской области от 17.04.2019 по делу № А52-2145/2017, оставленным без изменения постановлениями апелляционного суда от 17.09.2019, суда кассационной инстанции от 09.10.2019, заявление конкурсного управляющего удовлетворено, сделка по прекращению права хозяйственного ведения на имущество Предприятия, оформленная постановлением Администрации от 15.05.2017 № 192, признана недействительной, с Администрации в конкурсную массу Предприятия взыскано 69 642 028 руб.

Во исполнение определения от 17.04.2019 по делу № А52-2145/2017 Предприятию 05.07.2019 выдан исполнительный лист серии ФС № 031795688 на взыскание с Администрации 69 642 028 руб., который 08.07.2019 направлен в Управление Федерального казначейства по Псковской области (далее – Управление Федерального казначейства) и в тот же день принят им.

Письмом от 06.11.2020 № 57-32-32/3255 Управление Федерального казначейства уведомило конкурсного управляющего ФИО2 о перечислении с 06.11.2019 по 28.10.2020 Предприятию на основании исполнительного листа серии ФС № 031795688 10 120 000 руб., неисполнении требований исполнительного документа в полном объеме, приостановлении операций по счетам Администрации.

Письмом от 01.12.2020 № 2425 Администрация сообщила конкурсному управляющему Предприятия, что проектом бюджета муниципального образования Пушкиногорский район Псковской области на 2021 год и плановый период 2022 – 2023 годов на исполнение Администрацией решений арбитражного суда предусмотрено выделение 1 200 000 руб.

Поскольку требования исполнительного листа серии ФС № 031795688 Администрация в полном объеме не исполнила, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу об отсутствии достаточных оснований для признания незаконным бездействия Управления, отказали в удовлетворении заявленных Предприятием требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996
№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся в том числе местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, муниципальных и городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, городских и сельских поселений, внутригородских районов).

В соответствии с пунктом 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 указанного Кодекса.

Как указано в пункте 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с этим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4 статьи 242.2 БК РФ).

С учетом казначейского обслуживания исполнения бюджета муниципального образования Пушкиногорский район Псковской области, статей 242.15, 242.16 БК РФ Предприятие направило исполнительный лист серии ФС
№ 031795688 для исполнения его требований Управлению Федерального казначейства.

В силу пункта 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Согласно пункту 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Из письма Управления Федерального казначейства от 06.11.2020
№ 57-32-32/3255 следует, что уведомление о поступлении исполнительного документа направлено Администрации 09.07.2019; в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ срок 10.10.2019 Управление Федерального казначейства приостановило все расходные операции по лицевым счетам Администрации и направило ей уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа.

Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (статья 6 БК РФ).

Статьей 65 БК РФ установлено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе местных бюджетов, осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьей 69 БК РФ для исполнения бюджетных обязательств в соответствующем бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования, в том числе для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

По смыслу приведенных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации при формировании бюджета муниципального образования должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

На основании пункта 1 статьи 153 БК РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с указанным Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 154 БК РФ исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление муниципальным долгом, осуществляют иные полномочия, определенные данным Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии со статьей 215.1 БК РФ исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования, а организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа (пункт 1 статьи 217 БК РФ). Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете (пункт 2.1 статьи 217 БК РФ). В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но только в пределах объема бюджетных ассигнований (пункт 3 статьи 217 БК РФ).

Утверждение бюджета муниципального образования и внесение в него изменений относится к исключительному ведению представительного органа соответствующего муниципального образования. К полномочиям исполнительно-распорядительных органов муниципального образования отнесены составление проекта бюджета муниципального образования и, соответственно, проектов изменений в бюджет, а также исполнение утвержденного представительным органом бюджета. Непосредственная организация исполнения местного бюджета на основе сводной бюджетной росписи возлагается на финансовый орган муниципального образования.

Следовательно, исполнительно-распорядительные органы муниципального образования обеспечивают исполнение бюджета и в случае необходимости вправе обратиться в представительный орган муниципального образования с предложением о внесении в утвержденный бюджет изменений. Финансовый орган муниципального образования уполномочен вносить изменения в сводную бюджетную роспись, в том числе в случае необходимости исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета.

При этом при отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований для обеспечения исполнения выданного судом исполнительного документа Администрация как главный распорядитель и субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должна совершить предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации действия по включению суммы задолженности по исполнительному документу в бюджет.

При этом суды правомерно отметили, что нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность финансовых органов по совершению каких-либо иных действий, не установленных указанным Кодексом, направленных на исполнение судебных актов, при недостаточности для их исполнения денежных средств, предусмотренных бюджетом муниципального образования.

Суды первой и апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, констатировали принятие Управлением всех предусмотренных законом действий, направленных на исполнение вступившего в законную силу судебного акта.

В 2019 году осуществлено частичное исполнение требований исполнительного листа по делу № А52-2145/2017, в том числе посредством перестановки лимитов бюджетных обязательств в Росписи за счет средств резервного фонда согласно справкам об изменении Росписи от 06.08.2019
№ 73-4, от 01.11.2019 № 118-1, а также за счет ассигнований из областного бюджета путем внесения в установленном порядке представительным органом местного самоуправления изменений в бюджет муниципального образования согласно справкам об изменении бюджетной росписи расходов от 26.12.2019
№ 178-3, от 26.12.2019 № 180.

В 2020 году в соответствии с изменениями, внесенными в решение Собрания депутатов Пушкиногорского района от 24.12.2019 № 56 «О бюджете муниципального образования "Пушкиногорский район" на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», произведено исполнение требований исполнительного листа серии ФС № 031795688 путем перестановки лимитов бюджетных обязательств, не приводящих к изменению показателей Росписи, а также внесением изменений в решение о бюджете муниципального образования на 2020 год и плановый период 2022 – 2023 годов, в подтверждение чего в материалы дела представлены справки об изменении росписи расходов на 2020 год от 17.01.2020 № 4-2, 17.02.2020 № 23-2, от 15.04.2020 № 53, от 21.12.2020 № 185-1.

Суды установили, что бюджет муниципального образования Пушкиногорский район Псковской области в 2019, 2020 годах являлся дотационным. Требования по исполнительному листу серии ФС № 031795688 исполнялись по истечении установленного пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ срока в связи с недостаточностью бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства местного бюджета. Уполномоченными органами регулярно с учетом предоставленных бюджетным законодательством полномочий проводилась работа по изысканию денежных средств для погашения задолженности по исполнительному документу.

Руководитель Администрации обращался к Комитету по финансам Псковской области, губернатору Псковской области с просьбами об оказании финансовой помощи для погашения задолженности по исполнительному листу, выданному по делу № А52-2145/2017, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела письма от 07.10.2019 № 1700, от 11.01.2021 № 12, от 02.02.2021 № 259. Неоднократные обращения Администрации в федеральные органы власти с просьбой об оказании финансовой помощи бюджету муниципального района с целью покрытия его дефицита подтверждены письмом Комитета по финансам Псковской области от 27.11.2020
№ ФН-07-1085.

Кроме того, как правомерно отметили суды, несостоятелен довод конкурсного управляющего Предприятия о необходимости направления Управлением запросов о предоставлении дополнительного финансирования из областного бюджета для исполнения требований исполнительного документа, поскольку бюджетным законодательством такая обязанность на финансовый орган муниципального образования не возложена.

Управление своевременно уведомило Администрацию о поступлении на исполнение исполнительного листа, а также приостановило операции по лицевым счетам Администрации в связи с неисполнением ею требований исполнительного документа в установленный бюджетным законодательством трехмесячный срок.

Как обоснованно отметили суды, неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа само по себе не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) Управления.

С учетом установленных по делу обстоятельств суды двух инстанций правомерно констатировали принятие Управлением всех возможных мер в пределах его полномочий для исполнения требований исполнительного листа по делу № А52-2145/2017, в том числе обращение в представительный орган муниципального образования с инициативой о внесении необходимых изменений в решение о бюджете муниципального образования.

Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.

Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

При подаче кассационной жалобы Предприятие по платежному поручению от 12.11.2021 № 108 уплатило 3000 руб. государственной пошлины. С учетом положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченные подателем кассационной жалобы 1500 руб. государственной пошлины подлежат возврату ему из федерального бюджета.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 15.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по делу № А52-5133/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Пушкиногорского района – без удовлетворения.

Возвратить Муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Пушкиногорского района, адрес: 181370, Псковская обл.,
<...>, ОГРН <***>,
ИНН <***>, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченных при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 12.11.2021 № 108.

Председательствующий

С.В. Соколова

Судьи

Ю.А. Родин

И.Г. Савицкая