ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
02 июня 2020 года | г. Вологда | Дело № А52-5212/2019 | |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2020 года .
В полном объёме постановление изготовлено июня 2020 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Дружба Сервис» на решение Арбитражного суда Псковской области от 17 марта 2020 года по делу № А52-5212/2019,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дружба Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 182101, <...>; далее – ООО УК «Дружба Сервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Комитету по региональному контролю и надзору Псковской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 180001, <...>; далее – комитет) о признании незаконным приказа от 06.11.2019 № 520-ОД об отказе во внесении в реестр лицензий Псковской области сведений об управлении многоквартирными домами, о возложении на ответчика обязанности по внесению в реестр лицензий сведений об управлении многоквартирными домами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Надежда» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 182110, <...>; далее – ООО «Надежда»).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 17 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на то, что жилищное законодательство не устанавливает запрет на передачу прав и обязанностей по договорам управления в порядке универсального правопреемства при реорганизации управляющей организации и не препятствует его совместной реализации с положениями статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Полагает, что при реорганизации стороны договора управления – управляющей организации с переходом прав и обязанностей другому юридическому лицу в порядке универсального правопреемства происходит изменение договора, а именно стороны договора в силу закона. Также ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в 11 спорных многоквартирных домах избраны иные управляющие компании.
Комитет и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, общество с ограниченной ответственностью «Северный микрорайон - Сервис» (далее – ООО «Северный микрорайон - Сервис») согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на налоговый учет 26.03.2008. Для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами ООО «Северный микрорайон - Сервис» получена лицензия от 21.04.2015 № 060-000010.
На основании решений общих собраний собственников многоквартирных жилых домов ООО «Северный микрорайон - Сервис» в 2008 - 2014 годах заключены договоры управления несколькими многоквартирными жилыми домами в городе Великие Луки.
На основании решения участников общества от 23.10.2017 произведена реорганизация ООО «Северный микрорайон - Сервис» путем разделения на общество с ограниченной ответственностью «Северный микрорайон» (далее – ООО «Северный микрорайон») и общество с ограниченной ответственностью «УО Северный микрорайон - Сервис» (далее – ООО «УО Северный микрорайон - Сервис»).
Согласно пункту 9 передаточного акта от 23.10.2017 права и обязанности по управлению многоквартирными домами перешли от ООО «Северный микрорайон - Сервис» к ООО «Северный микрорайон».
ООО «УО Северный микрорайон - Сервис» прекратило свою деятельность 05.02.2018.
Решением учредителей от 13.02.2018 ООО «Северный микрорайон» переименовано в общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дружба» (далее – ООО УК «Дружба»).
При этом ООО «Северный микрорайон» (ООО УК «Дружба») за получением лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами не обращалось. То есть процедура проверки соответствия данного лица лицензионным требованиям не проводилась. Однако органом государственного жилищного надзора 21.04.2015 ошибочно переоформлена ранее выданная ООО «Северный микрорайон - Сервис» лицензия № 060-000010 в связи с переименованием организации в ООО УК «Дружба».
В соответствии с решением внеочередного общего собрания участников ООО УК «Дружба» от 06.08.2018 произведена реорганизация данного общества в форме выделения из него ООО УК «Дружба Сервис».
Согласно разделительному балансу (передаточному акту), утвержденному протоколом собрания участников ООО «УК «Дружба» от 06.08.2018 № 9/18, ООО УК «Дружба Сервис» переданы права и обязанности по договорам управления в отношении 58 многоквартирных домов в городе Великие Луки. При этом в пункте 9 разделительного баланса указывалось, что права и обязанности по управлению многоквартирными домами переходят к ООО УК «Дружба Сервис» с даты его государственной регистрации и получения им лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Соответствующая лицензия на осуществление ООО УК «Дружба Сервис» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами выдана комитетом 25.09.2019 № 060-000128.
ООО УК «Дружба Сервис» обратилось в комитет с заявлением от 30.09.2019 о внесении в реестр лицензий сведений о включении многоквартирных домов в лицензию общества в связи с переходом прав и обязанностей по договорам управления многоквартирными домами к обществу в связи с реорганизацией.
Приказом от 14.10.2019 № 437-ОД комитет отказал ООО УК «Дружба Сервис» во внесении изменений в реестр лицензий Псковской области в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3 Порядка и срокам внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр (далее – Порядок № 938/пр).
ООО УК «Дружба Сервис» повторно обратилось в комитет с заявлением от 23.10.2019 о внесении изменений в реестр лицензий Псковской области.
Приказом от 06.11.2019 № 520-ОД комитет отказал ООО УК «Дружба Сервис» во внесении изменений в реестр лицензий Псковской области в связи незаключением лицензиатом договоров управления и, как следствие, несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3 Порядка № 938/пр.
На основании решения от 04.09.2019 произведено ООО УК «Дружба» переименовано в ООО «Надежда».
На основании приказа комитета от 13.09.2019 № 348-ОД действие лицензии от 21.04.2015 № 060-000010, выданной ООО «Северный микрорайон - Сервис» и переоформленной на ООО УК «Дружба», прекращено с 01.10.2019.
Не согласившись с приказом комитета от 06.11.2019 № 520-ОД, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации, который должен содержать раздел, включающий в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (части 1 и 2 статьи 195 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 той же статьи Кодекса установлено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 2 Порядка № 938/пр изменения в названный реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации по решению органа государственного жилищного надзора, принятого в том числе на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; в) реквизиты договора управления многоквартирным домом; е) данные о реорганизации лицензиата в случаях: реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами); реорганизации лицензиата в форме преобразования; реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности.
В силу пункта 3 Порядка № 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается в том числе копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания; копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Подпунктами «и», «к», «л» того же пункта Порядка определено, что в случае реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), реорганизации в форме преобразования либо реорганизации в форме слияния, заявителем предоставляются также:
копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации;
копии решений общих собраний участников (единственных участников) лицензиата о реорганизации в соответствующей форме,
копия передаточного акта между реорганизованным юридическим лицом и присоединяемым лицами (в случае присоединения) либо лицом, создаваемым в результате слияния.
Согласно пункту 5 Порядка № 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов в том числе на предмет соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка № 938/пр).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов является, в числе прочего, несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 настоящего Порядка (подпункт «а» пункта 9 Порядка № 938/пр).
Из заключения комитета от 06.11.2019 следует, что по результатам проведенной проверки заявления ООО УК «Дружба Сервис» и представленных им документов комитет установил, что заявитель не является организацией, созданной в результате реорганизации в форме присоединения либо слияния, и пришел к выводу, что для заявителя как для вновь созданного юридического лица в результате реорганизации в форме выделения не достаточно наличия передаточного акта для подтверждения права на управление спорными домами.
Выводы комитета признаны судом первой инстанции обоснованными ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (части 3 и 9 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
На основании пункта 1 статьи 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. Аналогичные положения закреплены и в пункте 5 статьи 52 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ).
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (пункт 2 статьи 58 ГК РФ; пункт 4 статьи 53 Закона № 14-ФЗ).
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом (пункт 3 статьи 58 ГК РФ; пункт 4 статьи 54 Закона № 14-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 58 ГК РФ и пункту 3 статьи 55 Закона № 14-ФЗ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При преобразовании общества к юридическому лицу, созданному в результате преобразования, переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом (пункт 5 статьи 58 ГК РФ, пункт 4 статьи 56 Закона № 14-ФЗ).
На основании изложенного суд первой инстанции заключил, что законодательством предусмотрены формы реорганизации, в результате которых может происходить как полная передача всех прав и обязанностей вновь созданному лицу с прекращением таких прав и обязанностей у правопредшественника – универсальное правопреемство (пункты 1, 2, 5 статьи 58 ГК РФ), так и сингулярное правопреемство, при котором к вновь созданным лицам права и обязанности переходят в определенной части (пункт 4 статьи 58 ГК РФ).
Основаниями универсального правопреемства являются: смерть гражданина (или вступившее в законную силу решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим); прекращение деятельности юридического лица в результате реорганизации.
Единичное (сингулярное) правопреемство, то есть правопреемство в отдельном материальном правоотношении, влечет за собой процессуальное правопреемство в тех случаях, когда по закону допускается переход отдельных субъективных прав, например переход права собственности, уступка требования, перевод долга (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2019 № 305-ЭС18-23410).
Довод подателя жалобы об отсутствии принципиальных отличий между любыми формами реорганизации юридического лица подлежит отклонению.
Так, в случае реорганизации в форме выделения реорганизованное юридическое лицо после завершения реорганизации не прекращает свою деятельность, к выделенному лицу переходят права и обязанности в соответствии с передаточным актом, то есть законом допускается переход к правопреемнику не всех, а отдельных субъективных прав реорганизованного лица.
Довод подателя жалобы о том, что Порядок № 938/пр не может устанавливать нормы жилищного законодательства, также не может быть принят.
В силу части 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Издание Порядка № 938/пр осуществлено Минстроем России в соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ. Данный нормативный акт регулирует порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Подпунктом «е» пункта 2 Порядка № 938/пр предусмотрена возможность внесения изменений в реестр лицензии на основании заявлений, содержащих данные о реорганизации лицензиата в случаях реорганизации лицензиата в форме присоединения, преобразования и слияния.
Таким образом, жилищным законодательством учтены нормы ГК РФ и Закона № 14-ФЗ как возможность перехода прав и обязанностей по договорам управления многоквартирными домами к новой управляющей компании в результате универсального правопреемства.
Как верно отметил суд первой инстанции, при разрешении вопроса о природе правопреемства при реорганизации управляющей компании в форме выделения из нее другого юридического лица, в приоритетном порядке надлежит руководствоваться положениями ЖК РФ и принятыми в его исполнение правовыми актами, в том числе Порядком № 938/пр, которые не предусматривают перехода прав и обязанностей по договору управления к вновь созданному юридическому лицу в отсутствие на то воли собственников жилых помещений конкретного многоквартирного дома.
Иное толкование, допускающее смену управляющей компании в результате правопреемства при реорганизации в форме выделения, по существу подменяет волю собственников о выборе новой управляющей компании.
Поскольку на общих собраниях собственников многоквартирных домов не принималось решений о выборе ООО УК «Дружба Сервис» в качестве новой управляющей организации, соответствующие договоры управления многоквартирными домами не заключались, то заявителем, вопреки его утверждению со ссылкой на статью 382 ГК РФ, не доказано наличие оснований приобретения им права по управлению спорными домами.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику подлежит отклонению, поскольку по соответствующим делам судами рассмотрены требования и установлены обстоятельства, не аналогичные настоящему спору.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Псковской области от 17 марта 2020 года по делу № А52-5212/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Дружба Сервис» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Е.Н. Болдырева
Судьи А.Ю. Докшина
Н.В. Мурахина