ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
08 июля 2019 года | г. Вологда | Дело № А52-5317/2018 | |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .
В полном объёме постановление изготовлено июля 2019 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Стройинвест» ФИО1 по доверенности от 28.12.2018, ФИО2 по доверенности от 18.12.2018 № 9,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Стройинвест» на решение Арбитражного суда Псковской области от 17 апреля 2019 года по делу № А52-5317/2018,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Стройинвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 182115, <...>; далее – общество, ООО «СК «Стройинвест») обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к администрации города Великие Луки (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 182113, Псковская область, город Великие Луки, площадь Ленина, дом 1; далее - администрация), к Комитету по охране объектов культурного наследия Псковской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 180007, <...>; далее - комитет) о признании незаконными оформленных письмами от 28.09.2018 № 1930 и № 1929 отказов администрации в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на земельных участках с кадастровыми номерами 60:25:0020902:10, 60:25:0020715:11; о признании незаконными оформленных письмами от 26.09.2018 № КН/11-1509 и № КН/11-1508 заключений комитета о несоответствии раздела «Архитектурные решения» проектной документации «Группа многоквартирных жилых домов по ул. Р. Люксембург в г. Великие Луки» по объектам капитального строительства, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами 60:25:0020902:10, КН 60:25:0020902:11, 60:25:0020715:11, предмету охраны исторического поселения по композиции, силуэту и масштабу сложившейся окружающей застройки квартала; а также о возложении на администрацию обязанности выдать разрешение на строительство спорных объектов.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 17 апреля 2019 года по делу № А52-5317/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенным в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что поскольку на момент принятия администрацией отказов и комитетом заключений не были утверждены границы территории исторического поселений и градостроительный регламент, то приятые ответчиками акты не могут быть признаны правомерными.
Администрация в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет отзыв на жалобу не представил.
Администрация и комитет надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки и ООО «СК «Стройинвест» заключен договор от 11.01.2016 № 1 аренды земельного участка площадью 1235 кв.м, с кадастровым номером 60:25:0020902:10, расположенного по адресу: <...>; назначение - среднеэтажная жилая застройка; категория - земли населенных пунктов; срок действия договора – 10 лет.
Кроме того, Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки и ООО «СК «Стройинвест» заключен договор от 19.12.2016 № 2727 аренды земельного участка, площадью 1248 кв. м, с кадастровым номером 60:25:0020902:11, расположенным по адресу: <...>; назначение - среднеэтажная жилая застройка; категория - земли населенных пунктов.
По результатам рассмотрения направленного в соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), заявления общества от 30.08.2016 об утверждении градостроительных планов администрация своим постановлением от 12.09.2016 № 2119 утвердила градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 60:25:0020902:10, расположенного по адресу: <...>.
Вместе с тем, постановлением от 07.07.2017 № 1783 администрация отменила указанное постановление от 12.09.2016 № 2119 и утвердила новый градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 60:25:0020902:10, расположенного по адресу: <...>.
Постановлением 07.07.2017 № 1784 администрацией утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 60:25:0020902:11, расположенного по адресу: <...>.
По заданию ООО «СК «Стройинвест» обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение «ПроектКонцепт» разработана проектная документация, а закрытым акционерным обществом «ПсковТИСИз» выполнены инженерные изыскания по объекту капитального строительства «Группа многоквартирных жилых домов по ул.Р.Люксембург в г. Великие Луки», а именно по строительным адресам: <...> и д.16/12.
Обществом с ограниченной ответственностью «Национальный Экспертный Центр» 23.03.2018 выдано положительное заключение экспертизы на объект капитального строительства «Группа многоквартирных жилых домов по ул.Р.Люксембург в г. Великие Луки» (том 1, л.д. 62-122).
Комитет письмом от 23.03.2018 № КМ-09-0694 сообщил обществу о том, что представленные проектные решения строительства многоквартирного жилого дома на пересечении улиц Сибирцева, д.17 и Розы Люксембург, д. 11/19 возможны к реализации на земельных участках с кадастровыми номерами 60:25:0020902:10 и 60:25:0020902:11 (том 2, л.д. 19-20).
Общество 16.05.2018 обратилось в администрацию с заявлением о получении разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на пересечении улиц Сибирцева, д.17 и Розы Люксембург, д.11/19 на земельных участках с кадастровыми номерами 60:25:0020902:10 и 60:25:0020902:11, приложив необходимый пакет документ документов, включая проектную документацию.
Администрация, в свою очередь, руководствуясь частью 11.1 статьи 51 ГрК РФ, направила 17.05.2018 в адрес комитета запрос о выдаче заключения о соответствии или несоответствии раздела проектной документации «Архитектурные решения» по объекту «Группа многоквартирных домов по ул. Р.Люксембург в г. Великие Луки» предмету охраны.
Письмом от 21.05.2018 № 1064 администрация, без получения официального заключения комитета, отказала обществу в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного на указанных выше земельных участках, мотивировав непредставлением им заключения комитета о соответствии или несоответствии раздела проектной документации «Архитектурные решения» предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, предусмотренным пунктом 3 части 12 статьи 48 ГрК РФ; нормативным основанием для отказа указан пункт 13 статьи 51 ГрК РФ.
После отказа в выдаче разрешения на строительство, 28.05.2018 комитет направил администрации заключение, указав о несоответствии представленного на рассмотрение раздела «Архитектурные решения» проекта по объекту «Группа многоквартирных жилых домов по ул. Р.Люксембург в г. Великие Луки», планируемых к строительству обществом на земельных участках с кадастровыми номерами 60:25:0020902:10 и 60:25:0020902:11, предмету охраны исторического поселения по композиции, силуэту и масштабу сложившейся окружающей застройки квартала.
Этот отказ администрации обществом был оспорен в суде.
Арбитражным судом Псковской области по делу № А52-2553/2018 13.08.2018 принято вступившее в законную силу решение об удовлетворении заявленного требования. На администрацию возложена обязанность повторно в установленном законодательством порядке рассмотреть заявление ООО «СК «Стройинвест» от 16.05.2018 о выдаче разрешения на строительство.
Во исполнение данного судебного акта администрация, руководствуясь частью 11.1 статьи 51 ГрК РФ, 17.09.2018 направила в адрес комитета запрос № 1887 о выдаче заключения о соответствии или несоответствии раздела «Архитектурные решения» проектной документации «Группа многоквартирных домов по ул. Р.Люксембург в г. Великие Луки» по объекту капитального строительства, расположенном на земельных участках с кадастровым номером 60:25:0020902:10 местоположением: <...> и с кадастровым номером 60:25:0020902:11, местоположением: <...> (том 2, л.д. 95).
Рассмотрев указанный запрос, комитет выдал заключение от 26.09.2018 № КН/11-1509 о том, что представленный на рассмотрение раздел «Архитектурные решения» указанной проектной документации не соответствует предмету охраны исторического поселения по композиции, силуэту и масштабу сложившейся окружающей застройки квартала.
В связи с этим администрация письмом от 28.09.2018 №1930 отказала обществу в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, сославшись на заключение комитета (том 1, л.д. 22).
В материалах дела также усматривается, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки и ООО «СК «Стройинвест» на основании протокола подведения результатов аукциона от 17.12.2015 № 101115/10993170/02 заключен договор от 12.01.2016 № 2 аренды земельного участка, площадью 1187 кв.м, с кадастровым номером 60:25:0020902:11, расположенным по адресу: <...>; назначение - среднеэтажная жилая застройка; категория - земли населенных пунктов.
Постановлением от 12.09.2016 № 2118 администрация по заявлению ООО «СК «Стройинвест» от 30.08.2016 утвердила градостроительный план указанного земельного участка.
Комитет письмом от 09.04.2018 № КМ-09-0809 сообщил обществу о том, что представленные проектные решения строительства многоквартирных жилых домов № 18/19 и 16/12 по улице Розы Люксембург возможны к реализации (том 3 л.д. 139).
ООО «СК «Стройинвест» 11.09.2018 обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> на земельном участке с кадастровым номером 60:25:0020902:11.
Администрация, руководствуясь частью 11.1 статьи 51 ГрК РФ, 12.09.2018 направила в адрес комитета запрос о выдаче заключения о соответствии или несоответствии раздела «Архитектурные решения» проектной документации «Группа многоквартирных домов по ул.Р.Люксембург в г.Великие Луки» по объекту капитального строительства, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 60:25:0020902:11 местоположением: <...>.
Комитет на запрос администрации от 12.09.2018 № 1871 выдал заключение от 26.09.2018 № КН/11-1508, указав, что представленный на рассмотрение раздел «Архитектурные решения» данной проектной документации не соответствует предмету охраны исторического поселения по композиции, силуэту и масштабу сложившейся окружающей застройки квартала (том 4, л.д. 42-43).
В связи с этим администрация письмом 28.09.2018 № 1929 отказала обществу в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 60:25:0020902:11, расположенного по адресу: <...>, сославшись на заключение комитета (том 3 лист 132).
Не согласившись с указанными ненормативными правовыми актами комитета и администрации, общество обратилось арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Согласно статье 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны основываться на принципах, в том числе, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (пункт 6); осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (пункт 10).
Порядок выдачи разрешения на строительство определен в статье 51 указанного Кодекса. Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
В силу положений части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Частью 4 статьи 51 ГрК РФ определено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Согласно положениям части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. К заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются, в частности, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный орган местного самоуправления проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство. На основании части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В силу изложенного, как верно отметил суд первой инстанции, строительство объекта капитального строительства может осуществляться хозяйствующим субъектом только на основании и в строгом соответствии с полученным разрешением на строительство, которое, в свою очередь, выдается уполномоченным органом по результатам рассмотрения необходимых документов, а также с учетом требований действующего законодательства, в том числе в области охраны объектов культурного наследия.
В рассматриваемом случае из материалов дела усматривается и обществом не отрицается тот факт, что общество, не получив такого разрешения, приступило к строительству многоквартирного жилого дома, расположенного на земельных участках с кадастровым номером 60:25:0020902:10 местоположением: <...> и с кадастровым номером 60:25:0020902:11, местоположением: <...>.
На период рассмотрения дела судом первой инстанции дом построен на уровне 7 этажей.
Общество последовательно ссылается на то, что до утверждения и опубликования в установленном порядке конкретных границ исторического поселения и до утверждения предмета охраны в таких границах, у администрации отсутствовали правовые основания направлять запрос в орган по охране объектов культурного наследия, а у комитета отсутствовали правовые основания для выдачи заключений о несоответствии проектной документации предмету охраны исторического поселения.
Вместе с тем, оценивая данный довод, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из части 1 статьи 59 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ), историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.
В частях 3 и 7 статьи 59 Закона № 73-ФЗ определено, что предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению. Перечень исторических поселений регионального значения, предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Вышеперечисленные положения также приведены в статье 9.8 Закона Псковской области от 10.05.1999 № 37-ОЗ «О государственной охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Псковской области».
ООО «СК «Стройинвест» разработана проектная документация на строительство трех многоквартирных жилых 10-этажных домов в городе Великие Луки Псковской области в границах земельных участков с кадастровыми номерами 60:25:0020902:10 и 60:25:0020902:11.
Действительно, комитетом, как уполномоченным органом, 11.02.2019 издан Приказ № 51 «Об утверждении предмета охраны, границы и требований к градостроительным регламентам в границе территории исторического поселения регионального значения город Великие Луки».
При этом непосредственно сам город Великие Луки на основании постановления Администрации Псковской области от 02.06.2014 № 239 включен в Перечень исторических поселений регионального значения, имеющих особое значение для истории и культуры Псковской области.
В силу части 1 статьи 59 Закона № 73-ФЗ историческим поселением является включенный в соответствующий перечень населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия.
Согласно абзацу первому части 8 статьи 59 Закона № 73-ФЗ территорией исторического поселения является территория в границах соответствующего населенного пункта. Границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населенного пункта. Требования к определению границ территории исторического поселения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится и в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1095 «Об утверждении требований к определению границ территории исторического поселения».
В абзаце втором части 8 статьи 59 Закона № 73-ФЗ определено, что уполномоченные органы власти вправе утвердить границы территории соответственно исторического поселения федерального значения либо исторического поселения регионального значения, не совпадающие с границами населенного пункта.
В связи с этим, как верно отметил суд, из системного анализа приведенных выше нормативных положений следует, что до момента реализации уполномоченным органом своего права на разработку и утверждение иных границ исторического поселения, территорией исторического поселения будет являться территория в границах самого населенного пункта (его части), включенного в перечень.
В рассматриваемом случае в Перечень исторических поселений регионального значения Псковской области, утвержденный постановлением администрации Псковской области от 02.06.2014 № 239, город Великие Луки, как историческое поселение, был включен полностью, без указания на какую-либо его часть.
Следовательно, территорией данного исторического поселения до вступления в силу приказа комитета от 11.02.2019 № 51 «Об утверждении предмета охраны, границы и требований к градостроительным регламентам в границе территории исторического поселения регионального значения город Великие Луки» являлась территория в границах самого населенного пункта «город Великие Луки», что не отрицается и представителями общества при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 60 Закона № 73-ФЗ градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В части 2 статьи 60 указанного Закона определено, что в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию.
В силу части 3 статьи 60 Закона № 73-ФЗ особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления и включает в себя: 1) проведение анализа состояния территории исторического поселения, проблем и направлений ее устойчивого развития с учетом обеспечения сохранности объектов культурного наследия (пункт 1 части 3); разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению (пункт 3 части 3); обеспечение согласования в соответствии с настоящим законом проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения (пункт 4 части 3).
Статьей 3 Федерального закона от 30.12.2015 № 459-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 459-ФЗ) внесены изменения в ГрК РФ, статья 51 ГрК РФ дополнена, в том числе, частями 10.1, 11., 11.2, а также внесены дополнения в часть 13 статьи 51 ГрК РФ,
Из части 10.1 статьи 51 ГрК РФ следует, что в случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства (то есть раздела архитектурные решения), предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Согласно части 11.1 статьи 51 указанного Кодекса в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 настоящей статьи, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган: в течение трех дней со дня получения указанного заявления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и направляет приложенный к нему раздел проектной документации объекта капитального строительства, предусмотренный пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, или отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; в течение тридцати дней со дня получения указанного заявления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 11.2 статьи 51 ГрК РФ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение двадцати пяти дней со дня поступления от органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство, предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства рассматривает указанный раздел и направляет заключение о соответствии или несоответствии данного раздела проектной документации предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом.
Статьей 1 Закона № 459-ФЗ внесены изменения и в Закон № 73-ФЗ, в том числе статья 60 Закона № 73-ФЗ дополнена пунктом 9, из которой также следует, что региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение двадцати пяти дней со дня поступления от застройщика либо органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство, соответствующего раздела проектной документации объекта капитального строительства рассматривает указанный раздел и направляет заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения.
Из буквального содержания части 10.1, равно как и частей 11.1 и 11.2 статьи 51 ГрК РФ следует, что уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации выдает заключение как о соответствии раздела «архитектурные решения» проектной документации предмету охраны исторического поселения так и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона № 459-ФЗ изменения, касающиеся части 9 статьи 60 Закона № 73-ФЗ, частей 10.1, 11.1, 11.2 статьи 51 ГрК РФ вступили в силу с 01 января 2017 года.
Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы общества, в пункте 4 статьи 4 Закона № 459-ФЗ закреплено, что до дня утверждения градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения, и содержащего требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, рассматривает, в том числе, в соответствии с пунктом 9 статьи 60 Закона № 73-ФЗ и частью 11.2 статьи 51 ГрК РФ раздел проектной документации объекта капитального строительства «архитектурные решения» и выдает заключение о его соответствии или несоответствии предмету охраны исторического поселения регионального значения.
Пункт 4 статьи 4 Закона № 459-ФЗ в соответствии с частью 2 статьи 5 этого же Закона вступил в силу с 01.01.2017 без каких-либо оговорок и случаев, исключающих возможность его применения.
Таким образом, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о том, что с учетом особой значимости регулируемых правоотношений, в целях сохранения обликаисторических поселений, принимая во внимание длительность периода разработки, согласования и утверждения необходимой документации по объектам культурного наследия, включенным в соответствующие Перечни, законодатель именно на стадии получения разрешения на строительство предусмотрел и закрепил в пункте 4 статьи 4 Закона № 459-ФЗ необходимость согласования проектной документации с органом по охране объектов культурного наследия. При этом до утверждения градостроительного регламента такое согласование должно происходить в том же порядке, который определен в частях 10.1, 11.1, 11.2 ГрК РФ и части 9 статьи 60 Закона № 73-ФЗ, однако выдается заключение на соответствие (несоответствие) проектной документации только предмету охраны исторического поселения регионального значения.
Следовательно, в рассматриваемом случае администрация, как уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, рассматривая возможность осуществления строительства объекта капитального строительства на территории исторического поселения города Великие Луки, в рамках своих задач и функций, определенных в частях 11, 11.1, 13 статьи 51 ГрК РФ, в статье 9.3, части 3 статьи 60 Закона № 73-ФЗ, в пункте 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязана была направить запрос в комитет о предоставлении заключения о соответствии (несоответствии) раздела проектной документации «архитектурные решения» предмету охраны исторического поселения.
Комитет в силу части 9 статьи 60 Закона № 73-ФЗ и части 11.2 статьи 51 ГрК РФ, в свою очередь, обязан был изучить проектную документацию и выдать запрашиваемое заключение.
Проанализировав в соответствии со статьей 71 АПК РФ предъявленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заключений комитета от 26.09.2018 № КН/11-1508 и № КН/11-1509 в части выводов о несоответствии раздела «архитектурные решения» проектной документации предмету охраны исторического поселения города Великие Луки по композиции и силуэту, а именно, в части вертикальных доминант и акцентов, так как высота основного объема зданий по проекту от отметки 0.000 до парапета кровли составляет 30.120 м при максимально допустимой отметке - до 20.0 м, а также о правомерности отказов администрации от 28.09.2018 № 1930 и 1929 в выдаче разрешения на строительство.
Ссылка на предшествующую переписку ООО «СК «Стройинвест» с комитетом в части возможности осуществления на территории исторического поселения строительства многоквартирных домов, вопреки утверждению заявителя, правового значения для настоящего спора не имеет.
Доводы апелляционной жалобы общества, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным им суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Псковской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
При подаче апелляционной жалобы общество внесло государственную пошлину в сумме 6 000 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается государственная пошлина, сумма которой составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в сумме 3 000 руб.
Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащей уплате по данной категории дел, составляет 1 500 руб.
В связи с этим согласно статье 104 АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 4 500 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясьстатьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Псковской области от 17 апреля 2019 года по делу № А52-5317/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Стройинвест» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Стройинвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 182115, <...>) из федерального бюджета 4 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 13.05.2019 № 271 за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | Е.Н. Болдырева А.Ю. Докшина |