АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 декабря 2023 года
Дело №
А52-53/2017
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зарочинцевой Е.В., судей Богаткиной Н.Ю.,
ФИО1,
при участии от конкурсного управляющего муниципального предприятия Псковского района «Коммунальные услуги» ФИО2 представителя ФИО3 (доверенность от 10.07.2023),
рассмотрев 20.12.2023 в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального образования «Псковский район» в лице администрации Псковского района Псковской области и конкурсного управляющего муниципального предприятия Псковского района «Коммунальные услуги» ФИО2 на определение Арбитражного суда Псковской области от 02.08.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023 по делу № А52-53/2017,
у с т а н о в и л:
В рамках дела о банкротстве муниципального предприятия Псковского района «Коммунальные услуги», адрес: 180552, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Предприятие), конкурсный управляющий ФИО2 обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о взыскании с муниципального образования «Псковский район» в лице администрации Псковского района, адрес: 180550, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация), 5 323 500 руб. компенсации за переданные объекты централизованного холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные в деревнях Загорицы и Писковичи Псковского района Псковской области.
Определением суда первой инстанции от 02.08.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023, с Администрации в пользу Предприятия взыскан
1 000 000 руб. компенсации, в удовлетворении заявления в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить определение от 02.08.2023 и постановление от 20.10.2023 в части, касающейся размера компенсации, в этой части принять по делу новый судебный акт, которым установить компенсацию в размере 532 332 руб.
Администрация указала, что переданное ей имущество не может находиться в частной собственности, обладает социальным предназначением, снижающим его рыночную стоимость, введено в эксплуатацию в период с 1966 года по 1992 год, то есть срок его эксплуатации истек, в связи с чем с учетом выделенных Администрацией 4,5 млн. руб. на эксплуатацию переданных ей объектов полагает, что размер компенсации не должен превышать 532 332 руб.
В кассационной жалобе ФИО2, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить определение от 02.08.2023 и постановление от 20.10.2023 в части, касающейся размера компенсации, в этой части принять по делу новый судебный акт, которым установить компенсацию в размере 5 323 500 руб.
По мнению ФИО2, заявленный ею размер компенсации, определенный на основании ликвидационной стоимости переданных объектов и отчета об оценке от 04.10.2022 № 487/СП-2022, необоснованно уменьшен судом первой инстанции, что привело к нарушению баланса между частными и публичными интересами.
ФИО2 считает, что Администрация не доказала расходование
4,5 млн руб. исключительно для поддержания в рабочем состоянии переданных объектов водоснабжения и водоотведения, поскольку часть средств была израсходована на ремонт офисного помещения и покупку техники.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.11.2023 по ходатайству Администрации исполнение определения от 02.08.2023 приостановлено до окончания производства по кассационной жалобе Администрации.
В судебном заседании представитель ФИО2 поддержал доводы кассационной жалобы доверителя, возражал против удовлетворения кассационной жалобы Администрации.
Иные участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалоб.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационных жалоб.
Как следует из материалов обособленного спора, Предприятие создано на основании решения Собрания депутатов Псковского района от 06.11.2014
№ 134.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации от 08.12.2014 № 27 за Предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено имущество балансовой стоимостью 100 477 005,99 руб. для осуществления Предприятием деятельности по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «Псковский район».
В соответствии с актом от 08.12.2014 приема-передачи муниципального имущества Предприятию на праве хозяйственного ведения переданы объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в деревнях Загорицы и Писковичи Псковского района.
Указанные объекты включены в конкурсную массу; соответствующее сообщение об инвентаризации имущества 18.03.2020 опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
Собранием кредиторов Предприятия 27.11.2020 принято решение об исключении из конкурсной массы объектов имущества, входящих в систему водоснабжения и водоотведения, путем их передачи в муниципальную собственность с возмещением компенсации.
Ликвидационная стоимость инженерных сооружений, являющихся недвижимым имуществом, оценена экспертом в размере 5 005 433 руб., оборудование, входящее в состав систем водоснабжения и водоотведения и обеспечивающего их функционирование, – 441 754 руб. (отчет ООО «ИКБ «Эксперт» от 04.10.2022 № 487/СП-2022).
Балансовая стоимость инженерных сооружений составляет 1 322 621 руб., их остаточная стоимость равна нулю в связи с полной амортизацией. Балансовая стоимость оборудования, переданного в составе системы водоснабжения и водоотведения, составляет 580 580,46 руб.
Из актов от 01.11.2022 следует, что в муниципальную собственность передано 34 объекта, входящих в системы водоснабжения и водоотведения в деревнях Загорицы и Писковичи Псковского района, в том числе инженерные сооружения: 3 артезианских скважины в <...> артезианских скважины в д. Загорицы, водопроводно-насосная станция, водопроводные сети чугунные, полиэтиленовые, стальные протяженностью соответственно 2570 м, 200 м,
260 м в д. Писковичи, водопроводные сети чугунные, полиэтиленовые, стальные, стальные протяженностью соответственно 150 м, 690 м, 396 м и
251 м в д. Загорицы, канализационные сети керамические 1890 м, бетонные
230 м, а также оборудование: 2 станции управления, насосы ЭЦв6-16-140
(3 единицы), насос ЭЦВ 6-10-110, насос КМ, 4 манометра, 2 счетчика холодной воды, счетчик электроэнергии, 2 СуиЗ «Лоцман», ШУПР.
Имущество, за исключением одной скважины, передано Предприятием Администрации в рабочем состоянии, до последнего времени использовалось по назначению, обеспечивая бесперебойное водоснабжение населения.
Системы водоснабжения и водоотведения после их получения переданы Администрацией для эксплуатации муниципальному предприятию «Колхоз им. «Залита», использовались им до последнего времени в целях оказания коммунальных услуг населению, проживающему в указанных выше деревнях.
До передачи имущества обязанности по текущему ремонту и поддержанию в рабочем состоянии исполнялись Предприятием при финансовой поддержке Администрации, безвозмездно предоставившей субсидии на сумму более
4,5 млн. руб.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО2 в суд с рассматриваемым заявлением о взыскании компенсации за переданное Администрации имущество.
Суд первой инстанции с учетом вышеизложенных обстоятельств дела, установив также, что объекты водоснабжения и водоотведения нуждаются в капитальном ремонте, степень износа оборудования составляет не менее 50%, отсутствует поверка манометров, что является препятствием для их эксплуатации, пришел к выводу о том, что справедливой является компенсация в размере 1 000 000 руб.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Западного округа не нашел оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
В рассматриваемом случае, как установили суды, переданное Предприятием Администрации имущество представляет собой объекты коммунальной инфраструктуры.
Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).
Подобное ограничение по использованию имущества обусловлено в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона
от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон
№ 416-ФЗ) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон № 416-ФЗ является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 № 8-П).
Соответствующая правовая позиция приведена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.
По мнению суда кассационной инстанции, определенный судом первой инстанции размер компенсации уменьшения конкурсной массы Предприятия является разумным и обоснованным, обеспечивающим баланс публичных и частных интересов.
Суд первой инстанции учел балансовую и ликвидационную стоимости переданных объектов, их износ после многолетней эксплуатации, социальное предназначение, а также понесенные Администрацией расходы на их обслуживание с одной стороны и работоспособное состояние объектов, благодаря которым до последнего времени оказывались коммунальные услуги населению, проживающему в двух деревнях Псковской области, с другой стороны.
Кассационные жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, заявленные Предприятием и Администрацией суммы компенсации не обоснованы.
При рассмотрении дела судами установлены и получили надлежащую правовую оценку все существенные для дела обстоятельства, нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационным судом не установлено.
С учетом названных обстоятельств кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
определение Арбитражного суда Псковской области от 02.08.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 20.10.2023 по делу № А52-53/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы муниципального образования «Псковский район» в лице администрации Псковского района Псковской области и конкурсного управляющего муниципального предприятия Псковского района «Коммунальные услуги» ФИО2 – без удовлетворения.
Взыскать с муниципального предприятия Псковского района «Коммунальные услуги» в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины.
Отменить приостановление исполнения определения Арбитражного суда Псковской области от 02.08.2023 по делу № А52-53/2017, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.11.2023.
Председательствующий
Е.В. Зарочинцева
Судьи
Н.Ю. Богаткина
ФИО1