АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 октября 2022 года
Дело №
А52-6593/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Фавор» ФИО1 (доверенность от 28.01.2021 № 1),
рассмотрев 05.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Пскова на решение Арбитражного суда Псковской области от 31.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 по делу № А52-6593/2021,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Фавор», адрес: 180007, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество, ООО «Фавор»), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным отказа администрации города Пскова, адрес: 180000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация), в выдаче градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ), изложенного в письме от 24.09.2021 № 5112, а также понуждении Администрации рассмотреть вопрос о выдаче испрашиваемого ГПЗУ.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 31.03.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать ООО «Фавор» в удовлетворении заявленных требований. Как считает Администрация, у нее отсутствовали основания для предоставления заявителю муниципальной услуги по выдаче ГПЗУ ввиду того, что права Общества на земельный участок с кадастровым номером 60:27:0050215:213 в установленном законом порядке не зарегистрированы, а, следовательно, оно не является правообладателем указанного земельного участка.
В судебном заседании представитель ООО «Фавор» возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «Фавор» обратилось в Администрацию с заявлением от 31.08.2021 № 18 о подготовке и утверждении ГПЗУ с кадастровым номером 60:27:0050215:213 площадью 5911 кв. м в целях осуществления реконструкции объекта капитального строительства - торгового комплекса общей площадью 946,3 кв.м, приложив правоустанавливающие документы на земельный участок.
Письмом от 24.09.2021 № 5112 Администрация отказала Обществу в выдаче ГПЗУ со ссылкой на часть 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а именно в связи с отсутствием в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 03.09.2021 № КУВИ-002/2021-11687160 сведений о правообладателе земельного участка.
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО «Фавор» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Администрации не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ ГПЗУ выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В целях получения ГПЗУ правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 названной статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 5 статьи 57.3 ГрК РФ).
Согласно части 6 статьи 57.3 ГрК РФ орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 данной статьи, осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его заявителю. ГПЗУ выдается заявителю без взимания платы. ГПЗУ выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если это указано в заявлении о выдаче ГПЗУ.
Выдача органом местного самоуправления ГПЗУ является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ).
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка и является обязанностью уполномоченного органа. Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность лица предоставить иные сведения и документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Постановлением Администрации от 16.12.2011 № 3116 утвержден административный регламент по подготовке градостроительного плана земельного участка (далее – Административный регламент), пунктом 8 раздела II которого установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: выявление в представленных документах недостоверной, искаженной информации; обращение заявителя об отказе от предоставления муниципальной услуги в процессе подготовки документов; на основании определения или решения суда; несоответствие электронных документов требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»; отсутствие хотя бы одного из документов, предусмотренных пунктом 6 раздела II Административного регламента.
В данном случае Администрация отказала ООО «Фавор» в выдаче испрашиваемого ГПЗУ на том основании, что в представленной Обществом выписке из ЕГРН от 03.09.2021 № КУВИ-002/2021-11687160 отсутствуют сведения о правообладателе земельного участка.
Суды первой и апелляционной инстанций признали указанное Администрацией основание необоснованным.
Судами установлено, что ООО «Фавор» является собственником здания торгового комплекса площадью 946,3 кв. м с кадастровым номером 60:27:0050215:43, расположенного на земельном участке по адресу: <...>. с кадастровым номером 60:27:0050215:213 (свидетельство о праве собственности от 09.08.2013 60-АЗ № 051663).
Между Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области (арендодатель) и ООО «Фавор» (арендатор) заключен договор аренды указанного земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 26.08.2020 № 80, по условиям которого Общество приняло в пользование на условиях аренды сроком до 26.08.2025 земельный участок из земель населенных пунктов, имеющий кадастровый номер 60:27:0050215:213, площадью 5911 кв. м, расположенный по адресу: <...>, с видом разрешенного использования «для использования под торговый комплекс».
Факт заключения договора аренды также подтвержден судебными актами по делам № А52-2136/2021 и А52-4750/2020.
Также судами установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок были представлены ООО «Фавор» в Администрацию с заявлением от 31.08.2021 № 18. В частности, Общество представило договор аренды земельного участка от 26.08.2020 № 80, кадастровую выписку о земельном участке, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; справку о подключении к сетям; пояснительную записку и решение Арбитражного суда Псковской области от 13.08.2021 по делу № А52-2136/2021 (т.д. 1, л.д. 78-101).
Исходя из изложенного, суды, установив, что на момент обращения с заявлением о получении ГПЗУ Администрация с учетом представленных документов обладала достоверной информацией о статусе ООО «Фавор» как правообладателя земельного участка с кадастровым номером 60:27:0050215:213, пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Администрации оснований для отказа в выдаче испрашиваемого ГПЗУ.
Суды установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства, дали им надлежащую правовую оценку и правильно применили нормы материального права применительно к установленным обстоятельствам дела. Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Псковской области от 31.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 по делу № А52-6593/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации города Пскова – без удовлетворения.
Председательствующий
И.Г. Савицкая
Судьи
Е.А. Аникина
А.Г. Кудин